ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1063/2023 от 27.04.2023 Нефтеюганского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2-1063/2023

УИД 86RS0007-01-2023-000885-79

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 апреля 2023 года город Нефтеюганск

Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи

ФИО1

при ведении протокола помощником судьи

с участием помощника прокурора

представителя ответчика

ФИО2

ФИО3

ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нефтеюганского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации города Нефтеюганска о возложении обязанности осуществить мероприятия по сносу аварийного жилого дома,

установил:

Нефтеюганский межрайонный прокурор в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к администрации города Нефтеюганска, в котором просит обязать ответчика осуществить мероприятия по сносу аварийного жилого дома, расположенного по адресу: (адрес), а также обязать ответчика до момента сноса аварийного жилого дома, расположенного по адресу: (адрес) принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе препятствующие несанкционированному доступу людей на территорию указанного дома.

Требования мотивированы тем, что Нефтеюганской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению П.В.М. по вопросу бездействия администрации города Нефтеюганска об ограничении доступа к сгоревшему многоквартирному дому, расположенному по адресу: (адрес). В ходе проведённой проверки установлено, что в городе Нефтеюганске по адресу: (адрес) сгоревший аварийный жилой дом не огорожен, имеется свободный доступ в дверные и оконные проёмы, что допускает проникновение на объект посторонних лиц, в том числе несовершеннолетних. (дата) в адрес главы города Нефтеюганска по указанному факту внесено представление об устранении нарушений закона. Согласно поступившей в межрайонную прокуратуру информации по результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования, сгоревший аварийный жилой дом не огорожен и имеет свободный доступ в дверные проёмы, ввиду того, что не все жилые помещения переданы в муниципальную собственность. Кроме того, возгорание дома не повлекло за собой введение режима чрезвычайной ситуации в границах многоквартирного дома (адрес), следовательно, юридических оснований для установки ограждения не имелось. В январе 2023 года П.В.М. повторно обратился по указанному вопросу в прокуратуру о бездействии органа местного самоуправления, в связи с чем, межрайонной прокуратурой запрошены сведения о сроках сноса указанного дома, либо ограничении доступа. Из представленной информации установлено, что Департаментом муниципального имущества администрации города Нефтеюганска проведены мероприятия по расселению многоквартирного дома, информация направлена в адрес Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска, которым в свою очередь проведены мероприятия по отключению жилого дома от инженерных сетей и коммуникации, а также в Службу единого заказчика направлены документы для включения в план-график проведения электронного аукциона и заключения муниципального контракта на проведение работ по сносу дома. Ожидаемый срок заключения муниципального контракта – (дата), срок выполнения работ – (дата). (дата) проведён осмотр территории объекта по адресу: (адрес), в рамках которого установлено, что сгоревший аварийный жилой дом не огорожен, имеется свободный доступ в дверные и оконные проёмы, что допускает проникновение на объект посторонних лиц, в том числе несовершеннолетних, при осмотре территории вокруг дома также обнаружены следы. Фактически на момент осмотра территории установлено, что меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение органом местного самоуправления, не принимаются, вокруг многоквартирного дома обнаружены следы, здание разрушается, образуется строительный мусор ввиду разрушения конструктивных элементов здания.

В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержал, обосновав их доводами, изложенными в иске.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Заслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что (дата) в Нефтеюганскую межрайонную прокуратуру поступило обращение П.В.М. о том, что многоквартирный дом , расположенный по адресу: (адрес) сгорел несколько месяцев назад, но доступ к нему свободен.

В связи с поступившим обращением Нефтеюганской межрайонной прокуратурой была проведена проверка в отношении ответчика.

Так, в ходе проверки установлено, что в городе Нефтеюганске по адресу: (адрес) сгоревший аварийный жилой дом не огорожен, имеется свободный доступ в дверные и оконные проёмы, что допускает проникновение на объект посторонних лиц, в том числе несовершеннолетних.

(дата) в адрес главы города Нефтеюганска по указанному факту внесено представление об устранении требований закона.

(дата) администрацией города Нефтеюганска в Нефтеюганскую межрайонную прокуратуру направлено письмо о результатах рассмотрения вышеуказанного представления, из которого следует, что сгоревший аварийный жилой дом по адресу: (адрес) не огорожен и имеет свободный доступ в дверные проёмы ввиду того, что не все жилые помещения переданы в муниципальную собственность. В отношении квартиры данного дома проводится исковая работа с собственниками. Ввиду того, что возгорание дома не повлекло за собой введение режима чрезвычайной ситуации в границах многоквартирного дома (адрес), следовательно, юридических оснований для установки ограждения не имелось.

(дата) в прокуратуру Ханты-Мансийского автономного округа-Югры поступило обращение П.В.М. о том, что многоквартирный дом , расположенный по адресу: (адрес) сгорел несколько месяцев назад, но доступ к нему свободен.

Решением Нефтеюганского межрайонного прокурора от (дата) назначено проведение проверки в отношении администрации города Нефтеюганска.

Из ответа администрации города Нефтеюганска от (дата) следует, что ввиду того, что дом на момент возгорания был практически расселён, что не повлекло за собой введение режима чрезвычайной ситуации в границах многоквартирного дома (адрес), а, следовательно, и юридических оснований для установки ограждения. Департаментом муниципального имущества администрации города Нефтеюганска проведены мероприятия по расселению многоквартирного дома и (дата) направлен пакет документов в адрес Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска, которым в свою очередь проведены мероприятия по отключению многоквартирного дома от инженерных сетей и коммуникаций, а также направлены документы в Службу единого заказчика для включения в план-график проведения электронного аукциона и заключения муниципального контракта на проведение работ по сносу многоквартирного дома. Ожидаемый срок заключения муниципального контракта – (дата), срок выполнения работ – до (дата).

Нефтеюганский межрайонный прокурор обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из следующего.

В силу пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно положениям статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Как указано в пункте 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление муниципального жилищного контроля.

В соответствии с частью 1 статьи 55.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, снос объекта капитального строительства осуществляется на основании решения собственника объекта капитального строительства или застройщика либо в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, на основании решения суда или органа местного самоуправления, если иное не предусмотрено частью 1.1 настоящей статьи.

В случае, если снос объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленном в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами обеспечивается органом государственной власти или органом местного самоуправления, функции застройщика выполняют указанные органы или лица, с которыми указанными органами заключен договор о сносе указанного объекта капитального строительства (часть 7 статьи 55.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Частями 1, 3 статьи 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что снос объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектом организации работ по сносу объекта капитального строительства после отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с условиями отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения, выданными организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, а также после вывода объекта капитального строительства из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами.

В процессе сноса объекта капитального строительства принимаются меры, направленные на предупреждение причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, предусматривается устройство временных ограждений, подъездных путей, осуществляются мероприятия по утилизации строительного мусора.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Оценив представленные доказательства и установив фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Нефтеюганского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что ответчиком мероприятия по принятию мер, предупреждающие причинение вреда здоровью населению и окружающей среде, а также по сносу дома, не приняты.

Непринятие своевременных мер ответчиком может повлечь за собой необратимые последствия в виде обрушения конструкций спорного жилого дома или его части, создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Нефтеюганского межрайонного прокурора удовлетворить.

Возложить на администрацию города Нефтеюганска обязанность осуществить мероприятия по сносу аварийного жилого дома, расположенного по адресу: (адрес).

Возложить на администрацию города Нефтеюганска обязанность до момента сноса аварийного жилого дома, расположенного по адресу: (адрес), принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе препятствующие несанкционированному доступу людей на территорию указанного дома.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с подачей апелляционной жалобы через Нефтеюганский районный суд.

Судья: подпись