ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1063/2023 от 28.09.2023 Асбестовского городского суда (Свердловская область)

66RS0015-01-2023-001117-41 Гражданское дело № 2-1063/2023

Мотивированное решение составлено 28.09.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 сентября 2023 года г. Асбест

Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Филимонова А.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Душкиной М.И., с участием помощника прокурора г.Асбеста Бабкиной В.А., действующей в интересах неопределенного круга лиц, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Асбеста, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида «Кирпичики»» Асбестовского городского округа о возложении обязанности привести в соответствие с действующим законодательством паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг,

установил:

Прокурор г. Асбеста Свердловской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида «Кирпичики»» Асбестовского городского округа (далее – детский сад «Кирпичики» АГО) о возложении обязанности привести в соответствие с действующим законодательством паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг, указав, что прокуратурой г. Асбеста в ходе надзорных мероприятий проведена проверка исполнения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов и законодательства об образовании. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства паспорт доступности детского сада «Кирпичики» АГО не содержит конкретных видов и объемов работ, необходимых для приведения порядка предоставления услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов, конкретные сроки реализации мероприятий не определены, в орган местного самоуправления, на территории которого осуществляется деятельность, учреждением паспорт доступности до настоящего времени также не направлен, что, в свою очередь, ущемляет гарантированные государством права инвалидов, в том числе несовершеннолетних, и лишает их возможности социальной адаптации в обществе, преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности.

На основании изложенного, истец просит суд: обязать детский сад «Кирпичики» АГО привести в соответствие с действующим законодательством паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования, определив конкретные виды и объемы работ, а также сроки реализации мероприятий, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления услуг в соответствие в требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов и направить его в администрацию Асбестовского городского округа в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 4-8).

В судебном заседании помощник прокурора г. Асбеста Бабкина В.А., действующая в интересах неопределенного круга лиц, настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении. Уточнила требования, указав, что паспорт доступности для инвалидов необходимо направить в Управление образованием Асбестовского городского округа.

Представитель ответчика детского сада «Кирпичики» АГО в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица администрации Асбестовского городского округа в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, из которого следует, что паспорт доступности для инвалидов должен быть направлен не в администрацию Асбестовского городского округа, а в Управление образованием Асбестовского городского округа. С учетом времени для проведения необходимых мероприятий, согласования паспорта, полагает необходимым установить реальный и разумный срок для выполнения требований не менее одного года со дня вступления решения суда в законную силу. Просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Представитель третьего лица Управления образованием Асбестовского городского округа в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, из которого следует, что требования истца являются обоснованными. Управлением образования создана комиссия с участием представителей общества инвалидов. В настоящее время проводится актирование с целью установления перечня необходимых мероприятий по обеспечению доступности. По завершению данной процедуры будет обеспечено внесение необходимых изменений в паспорт доступности и определены сроки реализации. С учетом количества запланированных мероприятий по обследованию учреждений, подведомственных Управлению образованием, просит установить разумные и реальные сроки. Просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Заслушав пояснения помощника прокурора г. Асбеста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

К числу основных прав человека Конституцией Российской Федерации отнесено право на охрану здоровья (статья 41) и право на образование (статья 43).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся (п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28).

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28).

Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8 ч. 1 ст. 41).

Статьей 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В силу ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии с п. 7 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 №1309 (далее - Порядок) органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг (далее - обследование и паспортизация, Паспорт доступности).

Как указано, в п.п. «г» п. 8 Порядка паспорт доступности должен содержать, в том числе, раздел «Управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

Согласно п. 14 Порядка паспорт доступности организации, разработанный Комиссией, утверждается руководителем организации и представляется в течение 10 рабочих дней после утверждения муниципальными организациями - в орган местного самоуправления, на территории которого ими осуществляется деятельность.

В соответствии с подп. 4.1 п. 1 ст. 20 Устава Асбестовского городского округа, принятого Решением Асбестовской городской Думы от 07.03.1996, зарегистрированного в ГУ Минюста РФ по Уральскому федеральному округу 18.11.2005 № RU663250002005013 (ред. от 29.06.2023), в структуру органов местного самоуправления Асбестовского городского округа входит, в том числе, Управление образованием Асбестовского городского округа.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, прокуратурой г. Асбеста проведена проверка законодательства в сфере социальной защиты инвалидов и законодательства об образовании.

В ходе проведенной проверки установлено, что детский сад «Кирпичики» АГО осуществляет образовательную деятельность на территории Асбестовского городского округа Свердловской области, исполнительным органом местного самоуправления на территории которого является администрация Асбестовского городского округа.

В нарушение требований действующего законодательства паспорт доступности детского сада «Кирпичики» АГО не содержит конкретных видов и объемов работ, необходимых для приведения порядка предоставления услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов, конкретные сроки реализации мероприятий не определены, в орган местного самоуправления, на территории которого осуществляется деятельность, учреждением паспорт доступности до настоящего времени также не направлен (л.д.17-19).

Отсутствие конкретных видов и объемов работ, а также сроков реализации мероприятий, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов ущемляет гарантированные государством права инвалидов, в том числе несовершеннолетних и лишает их возможности социальной адаптации в обществе, преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства.

Судом установлено, что до настоящего времени детским садом «Кирпичики» АГО вышеизложенные обязанности реализуются не в полном объеме, что приводит к нарушению прав инвалидов, в том числе несовершеннолетних, на доступность объектов и предоставляемых услуг в сфере образования.

В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Выявленные нарушения не оспаривались ответчиком, что следует из представленного в материалы дела заявления.

На основании вышеизложенного, исходя из совокупности установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств, анализа норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, на детский сад «Кирпичики» АГО необходимо возложить обязанность привести в соответствие с действующим законодательством паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования, определив конкретные виды и объемы работ, а также сроки реализации мероприятий, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов и направить его в Управление образованием Асбестовского городского округа.

В силу положений ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Учитывая объем работ, связанных с приведением паспорта доступности объекта социальной инфраструктуры в соответствие с действующим законодательством, суд полагает, что срок в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, для исполнения ответчиком решения соответствует положениям ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и является разумным.

В соответствии со ст. ст. 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета Асбестовского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора города Асбеста Свердловской области (ИНН 6658033077), действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Возложить на Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Кирпичики»» Асбестовского городского округа (ИНН 6603003965) обязанность привести в соответствие с действующим законодательством паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования, определив конкретные виды и объемы работ, а также сроки реализации мероприятий, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов и направить его в Управление образованием Асбестовского городского округа в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Кирпичики»» Асбестовского городского округа (ИНН 6603003965) в доход бюджета Асбестовского городского округа государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Асбестовского городского суда А.С. Филимонов