ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1064/13 от 23.12.2013 Славянского районного суда (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

К делу № 2-1064/13

г. Славянск-на-Кубани 23 декабря 2013 года

Славянский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Антощук Ю.В.,

при секретаре Захаровой Т.Н.,

с участием старшего помощника Славянского межрайонного прокурора Белошапка Ю.И.,

представителя администрации Маевского сельского поселения ФИО1,

представителя ФГКУ ФПС ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Славянского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Маевского сельского поселения Славянского района о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения требований законодательства в части ГО и ЧС,

У С Т А Н О В И Л:

Славянский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Славянский районный суд Краснодарского края с заявлением к администрации Маевского сельского поселения о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения требований законодательства в части ГО и ЧС, из которого следует, что Славянской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения должностными лицами администрации Маевского сельского поселения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В ходе проверки выявлены нарушения требований законодательства в указанной сфере. При проверке установлено, что при проведении аналогичной проверки в ноябре 2012 года План гражданской обороны и защиты населения Маевского сельского поселения Славянского района разработан не в соответствии с Порядком разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения. Так, План гражданской обороны по структуре не соответствует установленным требованиям и состоит из следующих разделов:

- краткая оценка возможной обстановки на территории Коржевского сельского поселения Славянского района в результате воздействия противника;

- выполнение мероприятий гражданской обороны на территории Маевского сельского поселения в результате воздействия противника;

- выполнение мероприятий гражданской обороны при внезапном нападении противника.

26.11.2012 года в адрес главы Маевского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства о гражданской обороне. Согласно ответу администрации Маевского сельского поселения от 16.01.2013 года План гражданской обороны находится в стадии разработки и будет предоставлен в прокуратуру. До настоящего времени изменения в План гражданской обороны не внесены.

Просит суд признать незаконным бездействие администрации Маевского сельского поселения Славянского района выразившееся в неисполнении обязанности по приведению в соответствие с Порядком разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержденным приказом МЧС России от 16.02.2012 года № 70 Плана гражданской обороны и защиты населения Маевского сельского поселения Славянского района и обязать администрацию Маевского сельского поселения в срок до 01.01.2014 года устранить допущенные нарушения, а именно: внести изменения в План гражданской обороны и защиты населения Маевского сельского поселения в соответствии с требованиями Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержденным приказом МЧС России от 16.02.2012 года № 70.

В судебном заседании старший помощник Славянского межрайонного прокурора Белошапка Ю.И. настаивала на удовлетворении заявления в полном объеме, по изложенным в нем доводам.

Представитель администрации Маевского сельского поселения Славянского района ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представитель ФГКУ ФПС ФИО2 в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.23 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ч.2 ст.8 Федерального закона от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны.

В соответствии с п.2 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 года № 804 (далее – Положение) мероприятия по гражданской обороне в РФ организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в организациях в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, нормативными правовыми актами Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также настоящим Положением.

Пунктом 5 Положения предусмотрено, что порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) определяется Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Приказом МЧС России от 16.02.2012 года № 70 утвержден Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) (далее – Порядок).

В соответствии с п.3 Порядка, планы гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований разрабатываются органами местного самоуправления.

Согласно п.18 Порядка в планы гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований, территории которых отнесены к группам по гражданской обороне, включаются три раздела:

- краткая оценка возможной обстановки на территории муниципального образования после нападения противника с применением современных средств поражения;

- выполнение мероприятий по гражданской обороне при приведении в готовность гражданской обороны;

- выполнение мероприятий по гражданской обороне при внезапном нападении противника.

В ходе проверки, проведенной Славянской межрайонной прокуратурой соблюдения органами местного самоуправления законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выявлены нарушения Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федерального закона от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ № 804 от 26.11.2007 года, Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержденного приказом МЧС России № 70 от 16.02.2012 года.

Согласно п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию органов местного самоуправления относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.

Согласно ст.254 ГПК, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Таким образом, бездействие администрации Маевского сельского поселения, выразившееся в неисполнении требований законодательства, направленного на защиту населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на предупреждение и минимизацию их последствий, организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, постоянно пребывающих на территории сельского поселения и не позволяют обеспечить надлежащий контроль, а также предупреждение чрезвычайных ситуаций, что нарушает права неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 254 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие администрации Маевского сельского поселения Славянского района, выразившееся в неисполнении обязанности по приведению в соответствие с Порядком разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержденным приказом МЧС России от 16.02.2012 года № 70 Плана гражданской обороны и защиты населения Целинного сельского поселения Славянского района.

Обязать администрацию Маевского сельского поселения Славянского района в срок до 01.01.2014 года устранить допущенные нарушения, а именно:

- внести изменения в План гражданской обороны и защиты населения Маевского сельского поселения в соответствии с требованиями Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержденным приказом МЧС России от 16.02.2012 года № 70.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Славянский районный суд Краснодарского края в течение тридцати дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 27 декабря 2013 года.

Судья –

«СОГЛАСОВАНО»

_________________ года

Судья Антощук Ю.В. _________________

Справка: решение не вступило в законную силу