Дело № 2-1064/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кемерово 28 ноября 2017 года
Кемеровский районный суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Тупицы А.А.,
при секретаре Поддубной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства (ФКУ "Сибуправтодор") к Вересову Юрию Владимировичу о возмещении вреда, причиненного дороге общего пользования федерального значения транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесного груза
У С Т А Н О В И Л:
Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства (ФКУ "Сибуправтодор") обратилось в суд с иском к Вересову Ю.В. о возмещении вреда, причиненного дороге общего пользования федерального значения транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесного груза, требование мотивировало тем, что 26.05.2016 года транспортное средство VOLVO FН12420 г/н № с прицепом (полуприцепом) SAMRO г/н №, принадлежащее ответчику, осуществляло перевозку тяжеловесного груза по автомобильной дороге общего пользования федерального значения 1 Р 402 "Тюмень – Ялуторовск – Ишим - Омск", двигаясь по 589 км., с превышением предельно допустимой массы и с превышением предельно допустимых осевых нагрузок на оси транспортного средства, без специального разрешения,
Данный факт установлен Управлением государственного автодорожного надзора по Омской области при проверке автомобиля на контрольном пункте СПВК-52, что подтверждается актом от 26.05.2016 года № 4153.
Размер причиненного вреда составил 66 934 рубля 09 копеек, указанную сумму истец просит взыскать с ответчика.
В судебном заседании ответчик Вересов Ю.В. исковые требования не признал полностью по тем основаниям, что истцом не представлено достаточных и достоверных доказательств нарушения правил перевозки тяжеловесных грузов, а также того, что ответчиком перевозился именно тяжеловесный груз и, соответственно, причинения вреда автомобильной дороге перевозкой тяжеловесных грузов, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о привлечении водителя Федорова А.В. и собственника Вересова Ю.В. к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 12.21.1 КРФоАП, а также сведения о том, что транспортное средство помещалось на специализированную стоянку.
Кроме того, в акте от 26.05.2016 года №-4153 указан вред, нанесенный федеральной дороге, в размере 45 633 рубля 60 копеек, а в иске содержится требование о возмещении вреда в размере 66 934 рубля 09 копеек. Данные противоречия в расчетах не устранены.
Также истцом не соблюден досудебный порядок, претензию с приложением расчета Вересов Ю.В. не получал и не мог знать о предъявляемой сумме ущерба, чтобы в добровольном порядке возместить либо, в случае несогласия, оспорить сумму ущерба.
Представитель истца в судебное заседание не явился, истец о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело может быть рассмотрено в отсутствие представителя истца.
Заслушав объяснения ответчика Вересова Ю.В.. исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 12 ГК РФ, ст. 56 ГПК РФ каждое лицо имеет право на защиту своих гражданских прав способами, предусмотренными законом, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основание своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 1, ст. 8 ГК РФ выбор способа защиты права избирается истцом, при этом он должен соответствовать характеру допущенного нарушения и удовлетворение заявленных требований должно привести к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу положений ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1). Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2).
Согласно статье 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. При этом обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Статьей 1082 ГК РФ предусмотрено, что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
В силу п. 23.5 Правил дорожного движения перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, регулируются Законом РФ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно п. 3, п. 8, п. 9 ст. 31 Законом РФ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" требования к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства (п. 3).
Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 8).
Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется: Правительством РФ в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения; органами местного самоуправления в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам местного значения; собственником автомобильной дороги в случае движения таких транспортных средств по частным автомобильным дорогам (п. 9).
В соответствии с п. 2, 3, 5 Постановления Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 (ред. от 27.12.2014) "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" (вместе с "Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов") вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств (п. 2).
Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств. Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства. Порядок взаимодействия указанных органов и лиц по вопросам расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации при определении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства. Расчет платы в счет возмещения вреда осуществляется на безвозмездной основе (п. 3).
Размер платы в счет возмещения вреда определяется в порядке, предусмотренном методикой расчета размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, согласно приложению и рассчитывается в зависимости от: а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, запрещающими дорожными знаками 3.11 "Ограничение массы" и (или) 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства" или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", значений: допустимой массы транспортного средства; допустимых осевых нагрузок транспортного средства; б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; г) базового компенсационного индекса текущего года.
Согласно пунктов 5.3.3, 5.4.1 Положения о Федеральном дорожном агентстве (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 N 374 (ред. от 27.08.2016) федеральное дорожное агентство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: расчет платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения; определение маршрутов движения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловесными грузами, в том числе осуществляющих международные перевозки в соответствии со специальными разрешениями.
Согласно Постановления от 17.07.1998 года № 22-П Конституционного Суда Российской Федерации следует, что, устанавливая плату за перевозку тяжеловесных грузов, Правительство Российской Федерации тем самым стимулирует перевозчиков к использованию менее вредных для дорожного полотна способов перевозки, что призвано способствовать нормальному функционированию федеральных автомобильных дорог. Их содержание в постоянной технической исправности и готовности к эксплуатации служит целям обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, мобилизационной готовности и обороноспособности страны, экологической и общей безопасности населения, т.е. призвано гарантировать общественно значимые публичные интересы.
Таким образом, возникновение обязанности по уплате указанного платежа основано на выборе способа транспортировки груза. Государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они, осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основе установленных параметров.
В соответствии с п. 1.3, п. 2.2 Устава федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства", утвержденного приказом Федерального дорожного агентства от 01.06 2011 года № 68 истец является подведомственным учреждением Федерального дорожного агентства и наделен полномочиями по обращению в судебные органы Российской Федерации, а также является органом, осуществляющим управление федеральными автомобильными дорогами, переданными учреждению в управление, исполняющему функции балансодержателя и заказчика дорожных работ, наделенного полномочиями по выдаче специальных разрешений на провоз тяжеловесных грузов с взиманием соответствующей платы в федеральный бюджет Российской Федерации.
Исходя из анализа вышеуказанных норм следует, что Федеральное дорожное агентство наделено полномочиями по осуществлению расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
В судебном заседании установлено, что 26.05.2016 года водитель ФИО1 (л.д. 8) управлял автомобилем VOLVO FН12420 г/н № с прицепом (полуприцепом) SAMRO г/н №, принадлежащем на праве собственности Вересову Ю.В. (л.д. 8), двигался по 589 километру автомобильной дороги общего пользования федерального значения 1 Р 402 "Тюмень – Ялуторовск – Ишим - Омск" (л.д. 13, 14-16, 17-19, 20, 21-23, 24-32), с превышением транспортным средством установленных ограничений по общей массе и по нагрузке на оси без специального разрешения.
На пункте весового контроля СПВК-52 (г. Омск) автодороги федерального подчинения произведено взвешивание автомобиля VOLVO FН12420 г/н № с прицепом (полуприцепом) SAMRO г/н № и при полной допустимой массе в 40 тонн фактическая масса оставила 43,78 тонн; при расстоянии между осями в 3,8 м., 5,8 м., 1,32 м. и 1,32 м. и допустимых осевых нагрузках в 9,0 тонн, 10,0 тонн, 7,5 тонн, 7,5 тонн, 7,5 тонн фактическая нагрузка составила 6,98 тонн, 11,52 тонны, 8,48 тонн, 8,36 тонн и 8,44 тонны, о чем составлен акт от 26.05.2017 года № 4153, с содержанием акта водитель ФИО1 согласен.
Акт содержит сведения о весовом оборудовании, на котором производилось взвешивание, его номер, дату поверки, номер свидетельства.
Из представленного акта и свидетельства о поверке от 09.07.2016 года № 29326 (л.д. 10) следует, что средство измерения - система дорожного контроля "СКАМ 02-1-2" заводской номер 400, при помощи которого производилось взвешивание указанного транспортного средства, поверку прошло.
Предельно допустимые массы транспортных средств и предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств установлены в Приложениях 1, 2 (соответственно) к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 22.12.2016).
Специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза, выданного владельцем автомобильной дороги, на момент выявления нарушения водителем Федоров А.В. не представлено.
Выявленное в результате взвешивания превышение установленных ограничений по общей массе и нагрузке на ось является сверхнормативным использованием дороги.
В соответствии с расчетом вреда, причиненного транспортным средством, осуществлявшим перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения по акту от 26.05.206 года № 4153 (л.д. 11), размер ущерба автомобильной дороге, нанесенный транспортным средством, принадлежащем ответчику Вересову Ю.В., составляет 66 934 рубля 09 копеек.
Расчет суммы вреда произведен истцом в соответствии с Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными Постановлением от 16.11.2009 года № 934, проверен судом, является верным и не оспорен ответчиком.
При таких обстоятельствах исковые требования о взыскании с ответчика платы за провоз в счет возмещения вреда за провоз тяжеловесного груза по автомобильной дороге общего пользования в размере 66 934 рубля 09 копеек являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что ни водитель ФИО1, ни собственник транспортного средства Вересов Ю.В. не привлекались к административной ответственности по ст. 12.21.1 КРФоАП, что исключает имущественную ответственность, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку законом возмещение вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов, не связывается с привлечением водителя, либо собственника транспортного средства к административной ответственности.
В данном случае в силу ст. 59 и 60 ГПК РФ в качестве доказательства могут быть приняты любые относимые и допустимые по делу доказательства.
Таковым доказательством является акт от 26.05.2017 года № 4153.
Составление данного акту предусмотрено п. 2.1.1.2.2 Приказа Минтранса России от 27.04.2011 года № 125, согласно которому по результатам весового и габаритного контроля Ространснадзором составляется акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе, нагрузке на ось и (или) габаритам. Данный акт должен содержать следующие сведения: дату, время и место его составления; наименование, дислокацию и принадлежность контрольного пункта; марку, модель и регистрационный номер транспортного средства; указание на владельца транспортного средства; характеристику груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения) (в км); полную массу транспортного средства (т): допустимую и фактическую; расстояние между осями; массу, приходящуюся на ось (т): допустимую, фактическую и (или) указанную в специальном разрешении (при его наличии); габариты транспортного средства: длину (м), ширину (м), высоту (м). Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание и (или) измерение габаритов транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства.
С содержанием акта от 26.05.2017 года № 4153 водитель ФИО1 был согласен.
Правила возмещение вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов требования о соблюдении обязательного досудебного претензионного порядка не содержат.
Несоответствие размера вреда, указанного в акте от 26.05.2017 года № 4153, фактически предъявленному в иске, основанием для освобождения от имущественной ответственности не является, поскольку по акту невозможно проверить правильность произведенного расчета.
В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ, ст. ст. 50, 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, в связи с чем с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 2 208 рублей 02 копейки.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать в пользу Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства (ФКУ "Сибуправтодор") с Вересова Юрия Владимировича 66 934 рубля 09 копеек в возмещение вреда, причиненного дороге общего пользования федерального значения транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесного груза.
Взыскать с Вересова Юрия Владимировича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2 208 рублей 02 копейки.
Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Кемеровском областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Справка: в окончательной форме решение принято 01.12.2017 года.
Судья А.А. Тупица