Дело №
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 октября 2020 года город Тында
Тындинский районный суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Кувшинова Г.В.,
при секретаре судебного заседания Мальцевой М.В.,
с участием представителя истца - помощника Тындинского городского прокурора Болмат А.Ф.,
представителя администрации г. Тында – Мэра г. Тында ФИО1
заинтересованного лица – ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тындинского городского прокурора к администрации г. Тында о признании бездействия незаконным и обязанности расторгнуть трудовой договор с муниципальным служащим,
У С Т А Н О В И Л:
Тындинский городской прокурор обратился в суд с иском, в котором просит признать действия администрации города Тында в лице Мэра города Тында ФИО1 по соблюдению ограничений и обязанностей, установленных законодательством о муниципальной службе и изданию распоряжения от 17.10.2018 № 184/4-к «О назначении на должность муниципальной службы», по заключению трудового договора от 17.10.2018 № 26 с ФИО2 незаконными, признать недействительным распоряжение Мэра города Тынды от 17.10.2018 №184/4-к «О назначении на должность муниципальной службы» о назначении на высшую должность муниципальной службы категории «Руководители» - заместителем главы администрации города Тынды по вопросам социальной сферы и реализации общественных инициатив на срок полномочий выборного должностного лица – мэра города Тынды ФИО2, возложить на администрацию города Тынды в лице Мэра города Тынды ФИО1 обязанность расторгнуть трудовой договор от 17.10.2018 № 26, заключенный с ФИО2 и уволить ФИО2 по основанию предусмотренному пунктом 11 части 1 статьи 77 Трудового Кодекса Российской Федерации, с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований Тындинский городской прокурор, указал, следующее.
Тындинской городской прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства о муниципальной службы и противодействия коррупции выявлены нарушения федерального законодательства в администрации города Тынды.
Распоряжением Мэра города Тында от 17.10.2018 № 184/4-к «О назначении на должность муниципальной службы» ФИО3 <данные изъяты> назначен на высшую должность муниципальной службы категории «Руководители» - заместителем главы администрации города Тынды по вопросам социальной сферы и реализации общественных инициатив на срок полномочий выборного должностного лица – Мэра города Тынды.
17.10.2018 Мэром города Тынды с муниципальным служащим администрации города Тынды ФИО2 заключен трудовой договор № 26.
Распоряжением мэра города Тында от 09.09.2019 № 722р «О распределении обязанностей по обеспечению осуществления полномочий администрации города Тынды по решению вопросов местного значения между Мэром города Тынды и заместителями главы администрации города Тынды» на ФИО2 возложены обязанности по вопросам социальной сферы и реализации общественных инициатив, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего общего образования; создание муниципальных образовательных организаций высшего образования; организация участия в осуществлении деятельности по опеки и попечительству; принятие мер социальной поддержки граждан, проживающих на территории города, нуждающихся в оказании помощи в силу сложившихся обстоятельств, при их обращении в администрацию города Тынды; обеспечение условий для развитие физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно – оздоровительных и спортивных мероприятий города Тында и д.р.
Принятый на должность заместителя главы администрации города Тынды по вопросам социальной сферы и реализации общественных инициатив ФИО2 имеет высшее образование по квалификации «Журналист» по специальности журналистика и высшее образование по квалификации «Менеджер» по специальности «Менеджмент организации».
Каких – либо документов, подтверждающих наличие у ФИО2 стажа муниципальной службы либо стажа работы по специальности в ходе приведённой проверки не установлено.
Занимаемая ФИО2 должность в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Амурской области отнесена к категории «Руководители» и является высшей должностью муниципальной службы.
В силу положений действующего законодательства регулирующего порядок прохождения муниципальной службы наличие стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности является обязательным для замещения высших должностей муниципальной службы в администрации города Тынды.
Однако ФИО2 при наличии двух высших профессиональных образований на дату поступления на муниципальную службу не имел необходимого стажа муниципальной службы или стажа работы по полученным им специальностям, как это вытекало из требований правовых актов, регулирующих квалификационные требования муниципальных служащих для замещения высшей должности муниципальной службы.
Поступление на муниципальную службу лица, не соответствующего квалификационным требованиям, установленным для замещения должностей муниципальной службы, свидетельствует о нарушении требований Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закона Амурской области от 31.08.2007 № 364-ОЗ и муниципальных правовых актов, также прав муниципального образования и неопределенного круга лиц.
Пунктом 11 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) предусмотрено, что основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 ТК РФ).
ФИО2 назначен на высшую должность муниципальной службы в нарушении установленных нормативными положениями квалификационных требований к стажу муниципальной службы, стажу работы по специальности, необходимому для исполнения должностных обязанностей, в связи с чем, такое нарушение исключает возможность продолжения муниципальной службы.
По данному факту 28.05.2020 Тындинским городским прокурором Мэру города Тында внесено представление, в удовлетворении которого Мэром города Тында 01.06.2020 было отказано.
Представитель истца – помощник Тындинского городского прокурора Болмат А.Ф в судебном заседании в полном объеме поддержал исковые требования, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель администрации города Тында – Мэр города Тында ФИО1, с требованиями Тындинского городского прокурора не согласилась, указала, что при приеме на работу на должность муниципальной службы ФИО2 администрацией города Тында были выполнены все требования установленные законодательством регулирующее порядок прохождения и поступления на муниципальную службу.
Заинтересованное лицо ФИО2 в судебном заседании с требованиями Тындинского городского прокурора не согласился, указал, что имеет два высших образования по специальности «Журналистика» и по специальности «Менеджмент организации», работал на различных должностях по специальности «журналистика» более четырех лет, считает, что требования прокурора не обоснованы и не подлежащим удовлетворению.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, и дав им юридическую оценку, суд приходит к следующим выводам.
Распоряжением Мэра города Тында от 17.10.2018 № 184/4-к ФИО2 принят на высшую должность муниципальной службы – заместителем главы администрации города Тынды по вопросам социальной сферы и реализации общественных инициатив, на срок полномочий выборного должностного лица – Мэра города с Тынды, с 17 октября 2018 года, в тот же день с ним заключен трудовой договор № 26.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон РФ № 25-ФЗ от 02.03.2007).
В силу ст. 4 Закона № 25-ФЗ от 02.03.2007 одним из основных принципов муниципальной службы является профессионализм и компетентность муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона № 25-ФЗ от 02.03.2007 для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Согласно части 2 этой же статьи квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
Статья. 9 названного Закона предусматривает такие же условия определения квалификации для замещения должностей муниципальной службы.
Согласно ч. 1 ст. 16 Закона № 25-ФЗ от 02.03.2007 на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.
В соответствии с положениями Закона Амурской области от 31.08.2007 № 364-ОЗ «О муниципальной службе в Амурской области» квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы.
Для замещения должностей муниципальной службы категорий «руководители» высшей и главной групп должностей муниципальной службы, а также «специалисты» главной группы должностей муниципальной службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.
Согласно приложению 1 к Реестру должностей муниципальной службы в Амурской области заместитель главы администрации относится к категории «Руководители» и является высшей должность муниципальной службы.
Квалификационными требованиями к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей муниципальной службы, являются в том числе для высших должностей муниципальной службы - не менее четырех лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки (приложение 2 Реестру должностей муниципальной службы в Амурской области).
Должность ФИО2 относится к категории высших должностей муниципальной службы категории «Руководители», что ответчиком не оспаривается.
Из трудовой книжки ФИО2 следует, он не имел требуемого стажа службы (или работы по специальности) на дату приема на муниципальную службу 17.10.2018.
Суд соглашается в этой части с доводами Тындинского городского прокурора.
Вместе с тем, при принятии решения суд исходит из следующего.
Как неоднократно указывал Верховный суд Российской Федерации, при рассмотрении трудовых споров недопустим формальный подход. Судам необходимо разбираться и анализировать всю совокупность фактических обстоятельств по делу.
Федеральный закон РФ № 25-ФЗ от 02.03.2007 в качестве основных принципов муниципальной службы в п. 4 ст. 4 провозгласил стабильность муниципальной службы и правовую и социальную защищенность муниципальных служащих.
Одним из определяющих условий поступления и прохождения муниципальной службы является профессионализм, предполагающий, прежде всего знание особенностей соответствующей управляемой сферы, наличие специального образования, стажа. Профессионализм муниципального служащего призван обеспечить стабильность данного вида публичной службы, качественное выполнение функций, постоянную готовность к выполнению сложных заданий, возможность поддерживать уровень квалификации, достаточный для выполнения своих должностных обязанностей.
Согласно статье 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В целях принятия решений, связанных с поступлением на муниципальную службу города Тынды, ее прохождением, увольнением с муниципальной службы города Тынды и выходом муниципальных служащих города Тынды на пенсию на территории муниципального образования утверждено Положение о комиссии по вопросам муниципальной службы города Тында (Постановление мэра от 24.11.2014 № 15).
К функциям указанной комиссии относится в том, числе определение стажа муниципальной службы муниципального служащего администрации города Тынды, дающего ему право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определение продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную муниципальную службу (п.п. 4.1 Положения).
Как следует из протокола заседания комиссии по вопросам муниципальной службы от 02 октября 2019 года, ФИО2 установлен стаж муниципальной службы – 01 год 00 месяцев 00 дней с 17.10.2019.
17.01.2019 присвоен классный чин – действительный муниципальный советник 3 класса.
Протоколом заседания комиссии по вопросам муниципальной службы от 08 сентября 2020 года, ФИО2 засчитан стаж муниципальной службы 05 лет 00 месяцев 00 дня с 08.09.2020 (включены периоды работы с 19.07.2010 по 24.09.2018 в качестве режиссёра отдела по производству кино видеопродукции Дальневосточного центра научно технической информации и библиотек приписного штата Дальневосточной железной дороги филиала ОАО «РЖД».
Доводы Тындинского городского прокурора о том, что решения указанных комиссий являются незаконными, не подлежащими применению суд находит необоснованными, поскольку в установленном порядке решение комиссии заинтересованными лицами не обжаловались и незаконными не признавались.
С учетом того, что Тындинский городской прокурор обратился с указными требованиями спустя два года после назначения на должность ФИО2, а также принятым решением муниципальной комиссии по вопросам муниципальной службы определивший общий стаж муниципальной службы ФИО4 6 лет, 10 месяцев, 22 дня, суд приходит к выводу, что на момент рассмотрения дела в суде ФИО2 соответствует квалификационным требованиям, установленным законодательством о муниципальной службе.
Пунктом 11 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части первой статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил его заключения, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы.
Таким образом, оснований для прекращения трудового договора с муниципальным служащим и увольнение с муниципальной службы, на день рассмотрения дела в суде, не имеется, поскольку допущенное нарушение не исключает возможность продолжения работы ФИО2 в прежней и (или) иной должности муниципальной службы.
В частности, в соответствии с абзацами четвертым и шестым части первой этой статьи трудовой договор прекращается в случае отсутствия соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом, а также в случае заключения трудового договора в нарушение установленных ТК РФ, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.
При данных обстоятельствах, нарушение законодательства о муниципальной службе, послужившие к обращению Тындинского городского прокурора в суд, на момент рассмотрения дела в суде устранены и отсутствуют.
Суд также принимает во внимание, что все сомнения должны трактоваться в пользу работника, как наименее защищенной стороны в сфере трудовых правоотношений.
Кроме того, суд отмечает, что как следует из распоряжения администрации города Тында от 09.09.2019 № 722-р «О распределении обязанностей по обеспечению осуществления полномочий администрации города Тынды по вопросам местного значения между Мэром города Тынды и заместителями главы администрации города Тынды» на заместителя главы администрации города Тынды по вопросам социальной сферы и реализации общественных инициатив возлагается в том, числе руководство противоэпидемическими мероприятиями на территории города Тында.
По мнению суда в период сложной эпидемиологической обстановки, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории муниципального образования, все действия которые могут повлечь неопределённость при управлении муниципальными службами, в том числе при возможных увольнениях руководителей в обязанность которых входит координация структурными подразделениями, руководство противоэпидемическими мероприятиями на территории города, может негативно отразится на жителях муниципального образования и не способствует мерам по борьбе с указанной инфекцией.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ст. 67 ГПК РФ).
Других доказательств сторонами не представлено, а суд в соответствии с ч.2 ст.195 ГПК РФ основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Тындинского городского прокурора к администрации г. Тында о признании бездействия незаконным и обязанности расторгнуть трудовой договор с муниципальным служащим, отказать в полном объеме.
Решение может обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Г.В. Кувшинов
Решение в окончательной форме изготовлено судом ДД.ММ.ГГГГ.