Дело № 2-1064/2013
Решение не обжаловано, вступило в законную силу 24.12.2013 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 ноября 2013 года п. Новоорск
Новоорский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Бермухамбетовой Т.А.,
с участием представителя заявителя ФИО1, представителей заинтересованных лиц ФИО2, Кулешовой К.А.,
при секретаре Михайловой К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе (заявлению) администрации МО «Приреченский сельсовет» Новоорского района Оренбургской области на действия судебного пристава-исполнителя,
у с т а н о в и л:
Администрация МО «Приреченский сельсовет» Новоорского района Оренбургской области обратилась в суд с жалобой на действия судебного пристава-исполнителя, указывая, что судебным приставом-исполнителем ФИО3 вынесено постановление о взыскании с администрации МО «Приреченский сельсовет» Новоорского района Оренбургской области исполнительского сбора в сумме <данные изъяты> рублей в рамках исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ года. Данное постановление ДД.ММ.ГГГГ было вручено главе администрации МО «Приреченский сельсовет». Считает вынесенное постановление незаконным и подлежащим отмене. Просит постановление судебного пристава-исполнителя Новоорского РОСП УФССП России по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора отменить, исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ прекратить в части взыскания исполнительского сбора.
В судебном заседании представитель администрации МО «Приреченчкий сельсовет» Новоорского района Оренбургской области ФИО1, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, жалобу поддержал в полном объеме, и пояснил, что постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме <данные изъяты> рублей вынесено с нарушением закона и подлежит отмене по следующим основаниям. Пункт 1 статьи 239 БК РФ устанавливает иммунитет бюджетной системы, в соответствии с которым обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется только на основании судебного акта. Согласно п. 2. ст. 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных бюджетным кодексом. Взыскание должно производиться только на основании судебного решения. В данном случае исполнительский сбор взыскан постановлением судебного пристава-исполнителя. Дополнил, что ст. 72 ФЗ № 131 запрещает привлекать к ответственности органы местного самоуправления без судебного решения, поэтому нельзя применять судебному приставу-исполнителю к администрации сельсовета и административную санкцию.
В судебном заседании и.о. начальника Новоорского районного отдела судебных Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области – ФИО2 заявленные требования не признал, пояснив следующее. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Новоорского РОСП возбуждено исполнительное производство № об обязании администрации МО «Приреченский сельсовет» обратиться в специализированную организацию по учету объектов недвижимого имущества и изготовить документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества – ГТС, расположенного на <адрес>, однако после получения данного постановления должник требования не исполнил, доказательств наличия обстоятельств невозможности исполнения требований исполнительного документа в полном объеме вследствие непреодолимой силы не представил. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом исполнителем Новоорского РОСП ФИО3 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме <данные изъяты> рублей. В п. 3. Постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 года № 13-П сказано, что исполнительский сбор по своей природе является административной штрафной санкцией, поскольку относится, по сути к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникшей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительского производства. Согласно письму Министерства Финансов РФ от 30.08.2010 года № 02-03-07/3312 исполнительскому сбору, как штрафной санкции, присущи признаки штрафной санкции. Считает свои действия законными, а требования администрации МО «Приреченский сельсовет» необоснованными.
Представитель прокуратуры Новоорского района Оренбургской области помощник прокурора Кулешова К.А. просила отказать в удовлетворении жалобы, считая, что судебный пристав-исполнитель действовал в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве».
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, исполнительное производство, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Пункт 2 указанного Закона предусматривает, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Решением Новоорского районного суда Оренбургской области от 09.08.2011 г. удовлетворены исковые требования прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - администрации муниципального образования «Приреченский сельсовет» Новоорского района Оренбургской области и об обязании администрации МО «Приреченский сельсовет» Оренбургской области обратиться в специализированную организацию по учету объектов недвижимого имущества и изготовить документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества - гидротехнического сооружения, расположенного на <адрес> (площадь водного зеркала около <данные изъяты> кв. км, объём около <данные изъяты> тыс. куб. м).
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Новоорского РОСП УФССП России по Оренбургской области ФИО4 возбуждено исполнительное производство № в отношении должника: МО «Приреченский сельский совет» Оренбургской области в пользу взыскателя прокуратуры Новоорского района Оренбургской области, предложено в 5-дневный срок исполнить в добровольном порядке требования, содержащиеся в исполнительном документе, должник предупрежден о взыскании исполнительского сбора. В данном случае действия судебного пристава-исполнителя полностью соответствовали требованиям ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве».
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
Статьей 12 вышеуказанного Федерального закона к числу исполнительных документов наряду с исполнительными листами судов и судебными приказами отнесены, в том числе судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, а также постановления судебного пристава-исполнителя.
Действующее законодательство об исполнительном производстве не содержит положений, которые бы устанавливали льготы в части возможности взыскания исполнительского сбора для должников, являющихся бюджетными учреждениями. Как и прочие должники, бюджетные учреждения обязаны исполнять требования исполнительных документов и нести установленную, в том числе статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, ответственность за их неисполнение в добровольном порядке.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений исполнительского сбора, налагаемого судебным приставом-исполнителем, который согласно Федеральному закону "Об исполнительном производстве" подлежит взысканию во внесудебном порядке на основании соответствующего исполнительного документа, каковым является постановление судебного пристава-исполнителя.
При указанных обстоятельствах, действия судебного пристава- исполнителя являются законными и обоснованными, оснований для отмены постановления о взыскании исполнительского сбора не имеется.
Следовательно, не подлежат удовлетворению требования об отмене постановления судебного пристава исполнителя Новоорского РОСП от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора, а также требования о прекращении исполнительного производства в части взыскания исполнительского сбора, как производные от первого требования.
По вышеприведенным основаниям суд находит несостоятельными доводы заявителя о том, что судебный пристав-исполнитель не имел права взыскивать исполнительский сбор своим постановлением, а должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании исполнительского сбора.
Суд не соглашается с доводами заявителя о том, что нельзя применять административную санкцию на основании ст. 72 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 22.10.2013) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которая устанавливает ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.
По мнению суда, данная норма закона содержит лишь общие положения об ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством.
Между тем, Закон "Об исполнительном производстве" предусматривает взыскание исполнительского сбора как штрафную санкцию за неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, направленную к понуждению должника исполнить решение суда.
В связи с чем, суд не находит нарушений со стороны судебного пристава-исполнителя, вынесшего постановление о взыскании исполнительского сбора с должника, не исполнившего требования в установленный срок для добровольного исполнения, в рамках своих полномочий, предоставленных ему Законом "Об исполнительном производстве".
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 256, 258 ч.4 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении заявления администрации МО «Приреченский сельсовет» Новоорского района Оренбургской области об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Новоорского РОСП УФССП по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора, о прекращении исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ в части взыскания исполнительского сбора отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Новоорский районный суд.
Судья: подпись.
Мотивированное решение изготовлено 22.11.2013 года.
Судья: