РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Нижневартовский городской суд Ханты – Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Школьникова А.Е.,
при секретаре Гах А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-10653/2016 по исковому заявлению ООО «НефтеСервис» к государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре о признании незаконным и отмене предписания государственного органа в части,
УСТАНОВИЛ:
ООО «НефтеСервис» обратилось в суд с иском к государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее ГИТ в ХМАО-Югре) о признании незаконным и отмене предписания государственного органа в части, мотивируя тем, что <дата> в отношении ООО «НефтеСервис» было вынесено предписание №, в соответствии с которым обществу предписано не допускать продолжительность рабочей вахты свыше одного месяца, произвести расчет и оплату часов сверхурочной работы ФИО 1 за отработанный период <дата>, соблюдать продолжительность сверхурочной работы каждого работника, которая не должна превышать 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Срок выполнения предписания установлен <дата>. Считает, что вынесенное предписание является незаконным и подлежащим отмене в части п.2, поскольку сложившиеся правоотношения между бывшими работникам работником ФИО 1 и истцом являются индивидуальным трудовыми спором, который рассматривается в судах по заявлению работника, в компетенцию государственного инспектора труда не входит вопрос о разрешении индивидуального трудового спора, который согласно ст. 391 ТК РФ разрешается только судом. Просит признать предписание государственного инспектора труда Государственной инспекции труда № от <дата> незаконным и отменить в части произведения расчета и оплаты часов сверхурочной работы ФИО 1 за отработанный период <дата>, взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.
Представитель истца ООО «НефтеСервис» по доверенности ФИО1 в судебном заседании на требованиях настаивала.
Представитель ответчика ГИТ в ХМАО-Югре – государственный инспектор труда в ХМАО-Югре ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена, представила ходатайство, в котором просила пункт № предписания ГИТ в ХМАО-Югре от <дата>№ оставить без изменения, так как оно вынесено в соответствии с требованиями ТК РФ, в части требования о взыскании расходов на оплату государственной пошлины в размере 6000 рублей просил отказать, поскольку ГИТ в ХМАО-Югре освобождена от уплаты государственной пошлина как государственный орган РФ.
Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 6 части 1 статьи357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
По смыслу данных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдаёт обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей381-397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.
В связи с этим, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
В соответствии с Конвенцией МОТ №81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" от 11 июля 1947года, ратифицированной Российской Федерацией 11 апреля 1998года, инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.
В судебном заседании установлено, что в ходе проверки трудового законодательства в ООО «НефтеСервис» в связи с рассмотрением обращения работника ФИО 1 от <дата>, государственным инспектором труда были выявлены нарушения, вследствие чего было выдано предписание № от <дата>. Данным предписанием Государственная инспекция труда в Ханты – <адрес> – Югре обязала ООО «НефтеСервис» не допускать продолжительность рабочей вахты свыше одного месяца, произвести расчет и оплату часов сверхурочной работы ФИО 1 за отработанный период <дата>, соблюдать продолжительность сверхурочной работы каждого работника, которая не должна превышать 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Срок выполнения предписания установлен <дата> (п.1-3 предписания).
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, в частности трудовым договором № от <дата>, приказом (распоряжением) о приеме работника на работу № от <дата>, приказов (распоряжением) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником № от <дата>, что ФИО 1 состоял в трудовых отношениях с ООО «НефтеСервис» в должности мастера подземного ремонта скважин в период с <дата> по <дата>.
Согласно представленному графику работы на 2016 год ФИО 1 установлена продолжительность вахты с 16 по 30 (31) число каждого месяца. Из представленных табелей учета рабочего времени установлено, что ФИО 1 работал в период с <дата> по <дата>, то есть свыше одного месяца.
Из акта проверки ГИТ в ХМАО-Югре от <дата> следует, подтверждается представленными табелями учета рабочего времени, что продолжительность сверхурочной работы ФИО 1 за отработанный период <дата> составляет более 120 часов.
Из представленных служебных записок руководителя обособленного подразделения от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№, от <дата>, работник привлекался к сверхурочной работе по инициативе работодателя, в связи с производственной необходимостью.
Согласно ст.299 ТК РФ вахтой считается общий период, включающий время выполнения работ на объекте и время междусменного отдыха. Продолжительность вахты не должна превышать одного месяца. В исключительных случаях на отдельных объектах продолжительность вахты может быть увеличена работодателем до трех месяцев с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.
Согласно ст.212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со статьями 99, 152 ТК РФ, сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере.
Согласно ст. 2 ТК РФ, одним из основных принципов регулирования трудовых отношений признается права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, а в силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии со ст.129 ТК РФ заработная плата – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и качества выполняемой работы.
Предписание № от <дата> вынесено на основании акта проверки, проведенной по обращению работника ФИО 1 о нарушении норм трудового законодательства ООО «НефтеСервис» в части режима рабочего времени и оплаты труда: не оплачивается работа в праздничные дни, сверхурочная работа.
Как следует из положений ст. ст. 15, 16, 57 и Трудового кодекса Российской Федерации, требования работников об устранении нарушений норм трудового законодательства в части режима рабочего времени и оплаты труда (не оплачивается работа в праздничные дни, сверхурочная работа) являются существом (предметом) индивидуальных трудовых споров, вытекающих из трудовых правоотношений. Спор по выплате заработной платы в силу Трудового кодекса РФ является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по трудовым спорам, либо непосредственно судом.
Следовательно, оспариваемое предписание в части п. 2 вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции, а потому является незаконным.
В связи с тем, что требования ООО «НефтеСервис» были удовлетворены, то в соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с государственной инспекции труда по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югра в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 рублей, подтвержденные платежными поручениями № от <дата>.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Предписание государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре № от <дата> генеральному директору ООО «НефтеСервис» в части пункта 2 о произведении расчета и оплаты часов сверхурочной работы ФИО 1 за отработанный период <дата> признать незаконным и отменить.
Взыскать с государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в пользу общества с ограниченной ответственностью «НефтеСервис» расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Нижневартовский городской суд.
Судья А.Е. Школьников