ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1065/20 от 16.06.2020 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2-1065/2020

11RS0001-01-2019-016769-49

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Некрасовой О.С.,

при секретаре Сакеновой К.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре

16 июня 2020 года гражданское дело по иску ФИО1 к МО ГО «Сыктывкар в лице Администрации МО ГО «Сыктывкар» УЖКХ Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании бездействия незаконным, взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с иском администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным бездействия в неисполнении обязанности по установке индивидуального прибора учета электроэнергии по адресу: ..., взыскании стоимости прибора учета электроэнергии в размере 739 руб., расходов по установке прибора 700 руб., компенсации морального вреда 5 000 руб., судебных расходов.

В обоснование заявленного иска указано, что ФИО1 является нанимателем вышеуказанного жилого помещения, 22.12.2017 г. обратилась в АМО ГО «Сыктывкар» с заявлением о замене прибора учета электрической энергии, получен ответ, что прибор будет заменен летом 2018 года. Вместе с тем, и летом 2018 года прибор не был заменен. В связи с чем, ФИО1 вынуждена была самостоятельно приобрести указанный прибор, понесла расходы 739 руб., оплатила его установку в размере 700 руб.

Полагает, что ответчиком допущено бездействие, ей причинен моральный вред, подлежащий возмещению.

В судебное заседание истец ФИО1, представитель истца ФИО2 полагали заявленный иск подлежащими удовлетворению, представитель АМО ГО «Сыктывкар» и УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар» ФИО3, представитель Департамента финансов АМО ГО «Сыктывкар» ФИО4 полагали заявленные истцом требования подлежащими оставлению без удовлетворения, иные участники процесса в суд не явились, суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав явившихся лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Судом было установлено, что ФИО1 является основным нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: ... на основании договора социального найма жилого помещения от 11.10.2012 год за № 786.

Из заключения межведомственной комиссии № 16 от 28.02.13 г.следует, что жилое помещение, расположенные по адресу: ... признано непригодным для проживания.

ФИО1 обращалась в суд с иском к Администрации МО ГО «Сыктывкар» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение в соответствии с действующими нормативами. В обоснование указывала, что жилое помещение, расположенное по адресу: ... признано непригодным для проживания, в связи с чем, имеет право на предоставление жилья (гражданское дело Сыктывкарского городского суда Республики Коми № 2- 3335/2014).

Вступившим в законную силу Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30.04.2014 г. на Администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность предоставить ФИО1 на состав семьи: ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 благоустроенное жилое помещение в черте города Сыктывкара….

Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 апреля 2019 года по делу № 2-2367/2019 за ФИО1 признано право на вспомогательные помещения общежития по адресу: ..., пропорционально занимаемой ею жилой площади, то есть на 5, 5 кв. м.

Указанные решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми не исполнены, по состоянию на день принятия судом настоящего решения ФИО1 по-прежнему проживает в жилом помещении по адресу: ....

Из положений ст. 61 ЖК РФ следует, что пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и договором социального найма данного жилого помещения.

В соответствии со ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.

В силу положений ст. 65 ЖК РФ, наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества. Наймодатель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 2 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.

Согласно ч. 3 ст. 67 ЖК РФ, наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан, в частности, использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; проводить текущий ремонт жилого помещения.

В силу ч. 2 ст. 676 ГК РФ, наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества в жилом помещении.

Федеральный закон от 23.11.2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" возложил на собственников жилых домов, собственников помещений в многоквартирных домах обязанность обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность и своевременную замену.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 года "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч. 2 ст. 13 Закона).

Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).

В соответствии с абз. 3 п. 145 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

Аналогичная обязанность предусмотрена в п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила), согласно которому оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Согласно п. 81 Правил, индивидуальный прибор учета считается вышедшим из строя, в том числе, при превышении допустимой погрешности показаний прибора учета, истечения межповерочного интервала.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

В соответствии со ст. 309 - 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Судом при разрешении спора установлено и материалами дела подтверждено, что жилое помещение по адресу: ... относится к муниципальному жилищному фонду.

ФИО1 является нанимателем указанного жилого помещения,

ФИО1 22.12.2017 г. обращалась в Администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о замене прибора учета электрической энергии.

Заявителем получен ответы от 16.01.2018 г, 07.02.2018 г., из которых следует, что выяснилось, что из телефонного разговора с ФИО1 выяснилось, что приборы учета электрической энергии находится в неисправном состоянии В текущем (2018 г) в смете расходов предусмотрены денежные средства на установку (замену) индивидуальных приборов учета в муниципальных жилых помещениях.. В настоящее е время формируется перечень адресов, где требуется установка (замена) индивидуальных приборов учета электрической энергии.. Будет подготовлена техническая документация для проведения электронного аукциона по определению подрядчика для осуществления данного вида работ.

По информации Администрации МО ГО «Сыктывкар от 09.01.2020 г. (л.д. 48-49) обследования помещения по адресу: ..., по вопросу наличия счетчика электроэнергии не проводилось.

Из письма АО «Коми Энергосбытовая Компания» в АМО ГО «Сыктывкар» от 22.10.2018 г. (л.д. 147) следует, что вопрос замены прибора не входит в компетенцию АО «КЭК».

По информации АО «Коми Энергосбытовая компания» в период с 27.01.1988 г. до 22.09.2018 г. жилое помещение по адресу: ... было оборудовано индивидуальным прибором учета (..., заводской номер ..., год последней гос. поверки 01.01. 1988 г., межповерочный интервал 16 лет, который являлся непригодным к коммерческим расчетам по причине истечения срока гос. поверки с 01.01.2004 г. До замены счетчика оплата услуг производилась исходя из установленного норматива. ФИО1 в 2018 году оплачен счет по приобретению счетчика электроэнергии ... в размере 739 руб., услуги по замене прибора 700 руб.

Доводы ответчика об отсутствии оснований для возложения обязанности по взысканию денежных средств, составляющих стоимость прибора учета и работы по его замене, в т.ч. по причине признания жилого помещения непригодным для проживания, суд находит несостоятельным.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 30 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного жилого помещения, в том числе по оснащению жилых помещений в многоквартирных жилых домах индивидуальными приборами учета. Собственником жилого помещения, в котором проживает истец, является ответчик.

Действовавший в 2018 ... возмещения расходов нанимателей жилых помещений муниципального жилищного фонда на приобретение, замену и установку индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учета электрической энергии, холодной и горячей воды на территории МО ГО «Сыктывкар» (за исключением территории Эжвинского района на 2018 г., утвержденный Постановлением АМО ГО «Сыктывкар» № 5/1257 от 14 мая 2018 г., принятие соответствующего распоряжения Администрацией МО ГО «Сыктывкар», формирование заявки и возмещение денежных средств.

При этом с учетом п. п. 3.5, 3.6 Порядка финансирование расходов осуществляется путем перечисления средств с лицевого счета Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО "Сыктывкар" на счет заявителя, указанный в заявлении,… Ответственность за соблюдение сроков оплаты денежных обязательств, установленную действующим законодательством, несет Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО "Сыктывкар".

Порядок возмещения расходов нанимателей жилых помещений муниципального жилищного фонда на приобретение, замену и установку (поверку) индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учета электрической энергии, холодной и горячей воды на территории МО ГО «Сыктывкар» (за исключением территории Эжвинского района на 2020 г.., утвержденный Постановлением АМО ГО «Сыктывкар» № 1/33 от 13 января 2020 года, также предусматривает принятие соответствующего распоряжения В в силу п. 3.6 Порядка Ответственность …за соблюдение сроков оплаты денежных обязательств, установленную действующим законодательством, несет Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО "Сыктывкар".

Администрацией МО ГО «Сыктывкар» допущено бездействие. Являясь собственником жилого помещения, ответчик в течение продолжительного времени не предпринял мер к замене индивидуального прибора учета в жилом помещении, занимаемом истцом на условиях социального найма, вследствие чего истец вынужден был оплачивать коммунальную услугу, начисляемую без учета ИПУ по нормативу потребления. При этом ФИО1 уведомляли сначала о том, что денежные средства будут выделены,, затем о том, что в смете расходов денежные средства на замену приборов ИПУ не предусмотрены.

Несмотря на обращение в суд и в структурные подразделения АМО ГО «Сыктывкар», в т.ч. УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар» соответствующее распоряжение о возмещении расходов ответчиком принято не было, расходы по установке ИПУ и стоимости прибор а учета ФИО1 возмещены не были.

УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар», несмотря на получение обращений ФИО1 и предоставление ею всех имеющихся документов, необходимых для возмещения понесенных расходов, не произведено перечисление денежных средств.

Оценив представленные по делу доказательства, руководствуясь вышеуказанными нормами права, суд полагает заявленный иск подлежащим частичному удовлетворению.

Суд признает незаконным бездействие Администрации МО ГО «Сыктывкар» в неисполнении обязанности по установке индивидуального прибора учета электроэнергии по адресу: ..., полагает возможным взыскать с МО ГО «Сыктывкар в лице Управления Жилищно-коммунального хозяйства Администрации МО ГО «Сыктывкар» за счет средств казны МО Го «Сыктывкар» в пользу ФИО1 739 руб., составляющих стоимость счетчика электроэнергии, 700 руб., составляющих стоимость услуг по замене прибора учета электроэнергии, 50 рублей судебных расходов.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом (п. 2 ст. 1099 ГК РФ).

Возмещение морального вреда, причиненного действиями (бездействиями) должностных лиц органов местного самоуправления, нарушающими имущественные права граждан, действующий и в Российской Федерации законодательством, не предусмотрена.

Оснований для удовлетворения иска в части требования о взыскании компенсации морального вреда не имеется. В указанной части иск ФИО1 суд оставляет без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст.194- 196 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Администрации МО ГО «Сыктывкар» в неисполнении обязанности по установке индивидуального прибора учета электроэнергии по адресу: ...,

Взыскать с МО ГО «Сыктывкар в лице Управления Жилищно-коммунального хозяйства Администрации МО ГО «Сыктывкар» за счет средств казны МО ГО «Сыктывкар» в пользу ФИО1 739 руб., составляющих стоимость счетчика электроэнергии, 700 руб., составляющих стоимость услуг по замене прибора учета электроэнергии, 50 рублей судебных расходов.

В удовлетворении оставшейся части иска ФИО1 отказать

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья - О.С. Некрасова

Решение суда принято в окончательной форме 19 июня 2020 года