ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1065/20 от 17.12.2020 Рыбинского городского суда (Ярославская область)

Дело №2-1065/2020

76RS0013-02-2019-004680-55

Мотивированное решение изготовлено 17.12.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Рыбинск «11» декабря 2020 г.

Рыбинский городской суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Коноваловой И.В.,

при секретаре Попутниковой В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Серопян Любовь Игоревны к индивидуальному предпринимателю Княжевской Ольге Владимировне о защите прав потребителей,

установил:

Серопян Л.И. обратилась в суд с исковым заявлением к ИП Княжевской О.В. о расторжении договора от 29.07.2014 ; взыскании денежных средств в сумме 85786 руб.; обязании забрать кухонный гарнитур; взыскании неустойки в размере 47132 руб., компенсации морального вреда 10000 руб., штрафа, судебных расходов. В обоснование требований указано, что 29.07.2014 между сторонами заключен договор на оказание услуг по изготовлению и установке кухонного гарнитура. 10.11.2014 заказ был выполнен. После 5 лет эксплуатации на столешнице возникла трещина. 10.07.2019 истец направила ответчику претензию, ответа на которую не поступало. Согласно заключению ООО «Экспертно-оценочный центр» от 31.07.2019 трещина на столешнице возникла по следующим причинам: -наличие дефектов деталей, из которых собирался кухонный гарнитур (дефектов, возникших при изготовлении, хранении, транспортировке или монтаже); -дефекты при выполнении работ по сборке и установке кухонного гарнитура, в т.ч. при установке, регулировке высоты опорных ножек шкафа под мойкой; - неверный расчет количества опорных ножек шкафа под мойкой, что в свою очередь не обеспечило прочность, жесткость конструкции кухонного гарнитура и сохранность эксплуатации первоначальной формы и размеров, привело к появлению покоробленностей и деформаций. Неправомерными действиями ответчика истцу причинен моральный вред, размер компенсации которого оценивает в 10000 руб.

Истец Серопян Л.И. в судебное заседание не явилась, направила представителя.

Представитель истца по доверенности Хайбулин Е.В. в судебном заседании требования поддержал. Пояснил, что срок службы кухонного гарнитура составляет не менее 10л.

Представитель ответчика по доверенности Морозова С.Н. в судебном заседании требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях. Дополнительно пояснила, что требования заявлены после пяти лет эксплуатации; ГОСТом для бытовой мебели установлен гарантийный срок 24 мес. Обстоятельства самостоятельного устранения дефектов- регулировка высоты ножек не были сообщены эксперту. Полагает, что заключение эксперта противоречит закону «Об оценочной деятельности», требованиям ГОСТ; при проведении исследования не были применены необходимые приборы; все описанные в заключении дефекты видимы и могли быть обнаружены своевременно. Полагает об отсутствии доказательств направления претензии ответчику.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, свидетелей, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Бремя доказывания обстоятельств, на которых основаны исковые требования и возражения, лежат на истце и ответчике по делу.

Представленные истцом и исследованные в судебном заседании доказательства позволяют суду сделать вывод о недоказанности юридически значимых обстоятельств по данному делу.

В соответствии со ст. 492 ГК Ф по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

По договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу (ст.730 ГК РФ).

В силу ст. 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-I «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

В судебном заседании установлено, что 29.07.2014 между ИП Княжевской О.В. и Серопян Л.И. заключен договор на изготовление и установку кухонного гарнитура по характеристикам, указанным в заказе (л.д.). Стоимость гарнитура составила 81786 руб., работы по установке-4000 руб.; истцом внесен аванс 35000 руб., 11.10.2014 произведена доплата полностью. В заказе указан гарантийный срок эксплуатации -1г.

Кухонный гарнитур 10 ноября 2014г. был установлен в квартире Серопян Л.И. по адресу: <адрес>; каких-либо претензий высказано не было.

По сведениям ЕГРИП 25.03.2019 Княжевская О.В. прекратила осуществление предпринимательской деятельности в установленном порядке.

Согласно пояснениям истца в феврале 2019г. она заметила трещину на столешнице, которая затем стала расширяться. На обращение Серопян Л.И. по вопросу устранения недостатков Княжевская О.В. по результатам осмотра гарнитура предложила ремонт столешницы, но истец отказалась. Как следует из пояснений сторон, показаний свидетелей весной 2019г. ФИО5 (после прекращения предпринимательской деятельности ответчиком) было произведено подкручивание ножек гарнитура.

10.07.2019 Серопян Л.И. направила ИП Княжевской О.В. претензию с требованием возмещения стоимости гарнитура, замены столешницы. 20.08.2019 истец обратилась к ответчику с претензией о возмещении ущерба в сумме 85786 руб., взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов (л.д. ).

В соответствии со ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

В ходе рассмотрения дела по ходатайству сторон назначена судебная товароведческая экспертиза. Согласно заключению эксперта от 16.11.2020 у представленного кухонного гарнитура имеются следующие недостатки: -не одинаковая высота расположения верхних (опорных) опорных кромок шкафов-столов; -стяжка столешницы с поперечными планками шкафов при наличии зазора между ними, что приводит к возникновению внутренних напряжений в столешнице;- неплоскостность (наличие бугров) на нижней поверхности столешницы, что препятствует равномерному прилеганию столешницы к верхним кромкам шкафов; -отсутствие установки одной опорной ножки под шкафом в районе внутреннего угла столешницы, что приводит к образованию большого по длине пролета столешницы (около 1 м.), не имеющего опоры снизу, который может деформироваться под нагрузкой. Как следствие всех недостатков: коробление столешницы и образование на ней трещин. На столешнице представленного гарнитура имеются следующие дефекты: -на верхней поверхности столешницы имеется трещина в акриловом слое протяженностью около 280 мм; в районе варочной поверхности, около задней кромки на верхней поверхности столешницы присутствует поперечная трещина, перемычка между отверстием и задней кромкой фактически переломлена; на задней кромке столешницы в двух местах имеются сколы размерами (50х20х10)мм и (40х10х10)мм. Причинами возникновения указанных дефектов (кроме сколов на задней кромке) являются некачественное изготовление частей гарнитура (столешницы), несовершенная конструкция гарнитура (допускающая возникновение внутренних напряжений и деформаций столешницы после ее закрепления на шкафах), некачественная сборка гарнитура на дому у заказчика (не выровненные на одной высоте верхние опорные кромки шкафов, отсутствие одной опорной ножки на угловом шкафу). Указанные недостатки имеют производственный характер (л.д.).

В соответствии с п.6 ст.19 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы.

Если указанное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) иные предусмотренные пунктом 3 статьи 18 настоящего Закона требования или возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

В силу п.9.2 ГОСТ 16371-2014. Межгосударственный стандарт. Мебель. Общие технические условия (введен в действие Приказом Росстандарта от 15.06.2015 №683-ст) гарантийный срок эксплуатации мебели: детской и для общественных помещений - 18 мес., бытовой - 24 мес.

Согласно правовой позиции, изложенной в п.2 Обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.10.2020, Закон о защите прав потребителей устанавливает специальное правовое регулирование применительно к случаям выявления потребителем существенных недостатков товара за пределами гарантийного срока, но в течение установленного срока службы товара. В этом случае потребитель, обращаясь к изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), имеет право на последовательное заявление требований, первым из которых является требование о безвозмездном устранении существенных недостатков.

Право обратиться к изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) с требованием о возврате уплаченной денежной суммы может быть реализовано потребителем только после того, как в течение двадцати дней не будет удовлетворено его требование о безвозмездном устранении недостатков либо будет установлен факт того, что обнаруженный недостаток является неустранимым (п. 13 постановления Пленума Верховного Суда от 28 июня 2012 г. №17).

При этом п. 6 ст. 19 Закона о защите прав потребителей не содержит каких-либо предписаний относительно того, каким образом должен быть устранен выявленный недостаток

По смыслу указанной нормы, неустранимость недостатка не является синонимом существенности недостатка товара.

Право на возврат уплаченной суммы предоставлено потребителю, если в товаре имеется не только существенный, но и неустранимый недостаток. Согласно заключению эксперта, выявленные дефекты на столешнице могут быть устранены.

Кроме того, истцом не представлено доказательств, бесспорно подтверждающих факт заявления ответчику требования о безвозмездном устранении недостатков, поскольку экземпляр претензии, направленный по почте 10.07.2019, не подписан истцом (л.д. ).

Учитывая данные обстоятельства, требования о расторжении договора, взыскании уплаченных денежных средств суд полагает необоснованными. Таким образом, иные производные требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Серопян Любовь Игоревны к Княжевской Ольге Владимировне оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Коновалова И.В.