ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1065/2014 от 30.04.2014 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

 Р Е Ш Е Н И Е

 (заочное)

 И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

 30 апреля 2014 года                                 г. Салехард

 Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

 председательствующего судьи:              Лисиенкова К.В.,

 при секретаре судебного заседания:        Тимошенко С.С.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования город Салехард к ФИО1 о взыскании субсидии в виде гранта

 У С Т А Н О В И Л:

 Администрации муниципального образования город Салехард обратилась в суд с исковыми требованиями к ФИО1 о взыскании субсидии в виде гранта. В обоснование заявленных требований представитель истца указал, что администрацией МО г. Салехарда в ДД.ММ.ГГГГ году на основании постановления администрации МО г. Салехарда от 16.07.2012 года №198 "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий в виде грантов начинающим малым предприятиям на создание собственного дела" производилось предоставление субсидий в виде грантов начинающим малым предприятиям на создание собственного дела. Данным порядком определены категории лиц, имеющим право на получение субсидий: юридического лица или индивидуального предпринимателя на момент обращения за субсидией прошло не более одного календарного года (далее - лица, осуществляющие деятельность), а также граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве безработных, в том числе военнослужащие, уволенные в запас в связи с сокращением Вооруженных сил Российской Федерации; лица, находящиеся под угрозой массового увольнения; иные лица (далее - лица, принявшие решение о начале предпринимательской деятельности).

 Согласно п.2.2.4 договора о предоставлении субсидии <данные изъяты> на софинансирование мероприятий ДМЦП "Развитие малого и среднего предпринимательства и МО <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы" муниципальное образование обязуется осуществлять распределение субсидии из местного, окружного и федерального бюджетов субъектам малого и среднего предпринимательства с соблюдением установленных требований к мероприятиям, по которым предоставляются субсидии на финансовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства. На основании заявки и приложенных документов ИП ФИО1 признана победителем открытого конкурса (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №), после чего конкурсной комиссией принято решение о предоставлении ей субсидии в виде гранта на создание собственного дела в сумме 221 996 рублей. В соответствии с заключенным договором от ДД.ММ.ГГГГ № А, ей была выплачена субсидия в виде гранта в сумме 221 996 рублей, в том числе за счет средств местного бюджета на сумму 71611,61 рубль, окружного бюджета 150 384 рублей.

 Согласно Порядка предоставления субсидий в виде грантов критериями экономической эффективности бизнес-проекта являются количество созданных и сохраненных рабочих мест, рентабельность его реализации при уровне заработной платы работников, участвующих в реализации проекта, превышающей минимальную заработную плату в Ямало-Ненецком автономном округе, установленную соглашением между исполнительными органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, Ямало-Ненецким территориальным объединением организация профсоюзов и объединением работодателей Ямало-Ненецкого автономного округа. Показатель экономической эффективности бизнес-проекта по количеству созданных и сохраненных рабочих мест определяется как сумма показателей экономической эффективности бизнес-проекта по количеству созданных и сохраненных рабочих мест. Экономически неэффективными признаются бизнес-проекты, имеющие данный показатель менее единицы. Показатель экономической эффективности бизнес-проекта по рентабельности его реализации рассчитывается как отношение прибыли к выручке. Экономически неэффективными признаются бизнес-проекты, имеющие показатель данного отношения менее единицы. Первым показателем экономической эффективности бизнес-проекта по степени значимости устанавливается рентабельность реализации, вторым - количество созданных и сохраненных рабочих мест.

 Проверкой отчета о целевом использовании субсидии получателя ИП ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ установлено использование субсидии не на мероприятия (затраты), предусмотренные бизнес-проектом в сумме 42 040 рублей. В целях эффективности принятых мер по развитию малого и среднего предпринимательства в рамках контрольного мероприятия совместно с прокуратурой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ был проведен осмотр наличия и применения материально-технических ресурсов, приобретенных за счет средств субсидий, выделенных из городского бюджета на реализацию безнес-проекта ИП ФИО1. При проверке установлено, что бизнес-проектом ИП ФИО1 предусмотрено создание мастерской "Азбука кройки и шитья", для которого были использованы средства гранта на закупку материально-технических ресурсов. В процессе осмотра ФИО3 устно уведомила должностных лиц Контрольно-Счетной палаты и прокуратуры, что фактически деятельность по реализации бизнес-проекта не осуществляется, не созданы рабочие места, предусмотренные бизнес-планом и приобретенные на средства гранта материально-технические ресурсы (швейные машины, оверлок, манекен) не используются. К осмотру ФИО1 не были представлены: цифровая фотокамера Leica/лейка Х2, стоимостью 75 000 рублей; диван 2 местный красный, стоимостью 19 999 рублей; рабочий стул (белый), стоимостью 4 999 рублей; стол приставной (белый), стоимостью 3 999 рублей; стеллаж под березу, стоимостью 2 599 рублей, а всего на сумму 106 596 рублей, приобретенные за счет средств гранта.

 Согласно п.2.2. договора субсидия подлежит возврату в бюджет МО г. Салехард и бюджет ЯНАО в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств получателем по договору, нецелевого использования полученной субсидии получателем. В соответствии с п.2.3. договора, при выявлении обстоятельств, указанных в п.2.2 договора, получатель обязан возвратить субсидию в бюджет МО г. Салехарда самостоятельно в течении 10 дней с момента получения уведомления о возврате полученных средств в бюджет. Администрация МО г. Салехарда направила ИП ФИО1 указанное уведомление, которое было возвращено в связи с истечением срока хранения. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1Ню утратила статус индивидуального предпринимателя. В связи с изложенным просил взыскать с ответчика в бюджет МО г. Салехарда субсидию в виде гранта в сумме 221 996 рублей.

 Представитель истца ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

 Ответчик в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, по месту жительства, однако не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд, выслушав мнение представителя истца, полагавшего возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, совещаясь на месте, определил: дело рассмотреть в порядке заочного производства в соответствии со ст.233 ГПК РФ.

 Несмотря на неуважительность причин неявки ответчик представила в адрес суда отзыв на исковое заявление, в котором просила в удовлетворении требований администрации МО г. Салехарда отказать по следующим основаниям. Отношения между ею и администрацией МО г. Салехарда возникли на основании договора о предоставлении финансовой поддержки в виде гранта от ДД.ММ.ГГГГ №172А. Данный договор не содержит конкретных рекомендаций по использованию субсидии, содержит общую фомулировку о том, что расходование бюджетных средств должно быть осуществлено с целью реализации безнес-проекта. Не имея критериев оценки контролирующие органы о целевом использовании средств субсидии могут судить лишь на совем субъективном мнении. Ею в устной форме согласовывались приобретаемые товарно-материальные ценности с заместителем начальника управления экономики администрации МО г. Салехарда ФИО5 Субсидия была полностью израсходована на реализацию бизнес-проекта. В качестве реализации бизнес-проекта приложила к отзыву фотоснимки творческих работ детей, видеосюжет и отзывы клиентов. Мастерская просуществовала 6 месяцев, после чего было принято решение о прекращении предпринимательской деятельности, в связи с личными семейными обстоятельствами. При проведении проверки ДД.ММ.ГГГГ ею предпринимательская деятельность уже не осуществлялась. Комиссия предъявила требование о предоставлении материально-технических ценностей, приобретенных за счет средств субсидии предъявила встретив у ее дома. Она растерялась и показала часть оборудования, которое хранилось на тот момент у нее дома. Считает, что проверка была проведена с грубыми нарушениями, а именно ей не было предъявлено уведомление о проведении проверки, не был представлен акт проверки, в связи с чем просит суд не принимать во внимание материалы проверки. По условиям конкурсной документации, ею в адрес истца был предоставлен бизнес-проект с указанием планируемой выручки, прибыли, количество созданных и сохраненных рабочих мест. Несмотря на то, что на основании этих данных совершался конкурсный отбор, прямых обязательств по выводу бизнес-проекта на обозначенные показатели заключенный между ею и администрацией МО г. Салехарда не предусматривает.

 Суд, выслушав доводы участвующих в деле сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

     Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" определены основные цели государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации каковыми являются:

 1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

 2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

 3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

 4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

 5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

 6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

 7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

 8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

 Ст.17 данного Федерального закона предусмотрено оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

 В целях реализации государственной политики в данной области администрацией МО г. Салехарда принято Постановление от 16.07.2010 N 198 "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий в виде грантов начинающим малым предприятиям на создание собственного дела".

 П.2.1. данного Порядка определена категории лиц, имеющим право на получение субсидий: юридического лица или индивидуального предпринимателя на момент обращения за субсидией прошло не более одного календарного года (далее - лица, осуществляющие деятельность), а также граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве безработных, в том числе военнослужащие, уволенные в запас в связи с сокращением Вооруженных сил Российской Федерации; лица, находящиеся под угрозой массового увольнения; иные лица (далее - лица, принявшие решение о начале предпринимательской деятельности).

 Согласно п.2.2.4 договора о предоставлении субсидии <данные изъяты> на софинансирование мероприятий ДМЦП "Развитие малого и среднего предпринимательства и МО г. Салехард на 2011-2013 годы" муниципальное образование обязуется осуществлять распределение субсидии из местного, окружного и федерального бюджетов субъектам малого и среднего предпринимательства с соблюдением установленных требований к мероприятиям, по которым предоставляются субсидии на финансовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства.

 На основании заявки и приложенных документов ИП ФИО1 признана победителем открытого конкурса (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №), после чего конкурсной комиссией принято решение о предоставлении ей субсидии в виде гранта на создание собственного дела в сумме 221 996 рублей. Согласно приложения к конкурсной документации бизнес-проекта ИП ФИО1 последняя должна создать студию для детского творчества. При реализации данного бизнес-проекта планируется создание 8 рабочих мест, в том числе 4 рабочих мест за первый год деятельности, которые должны быть сохранены.

 В соответствии с заключенным договором от ДД.ММ.ГГГГ № А, ей была выплачена субсидия в виде гранта в сумме 221 996 рублей, в том числе за счет средств местного бюджета на сумму 71611,61 рубль, окружного бюджета 150 384,39 рублей. Согласно условий договора от ДД.ММ.ГГГГ № А п.1.4. при его исполнении стороны руководствуются Постановлением администрации МО г. Салехарда от 16.07.2010 N 198 "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий в виде грантов начинающим малым предприятиям на создание собственного дела".

 Согласно п.2.2. договора субсидия подлежит возврату в бюджет МО <адрес> и бюджет ЯНАО в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств получателем по договору, нецелевого использования полученной субсидии получателем. В соответствии с п.2.3. договора, при выявлении обстоятельств, указанных в п.2.2 договора, получатель обязан возвратить субсидию в бюджет МО <адрес> самостоятельно в течении 10 дней с момента получения уведомления о возврате полученных средств в бюджет.

 П.п.4.9.1-4.9.4 Постановления администрации МО г. Салехарда от 16.07.2010 N 198 "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий в виде грантов начинающим малым предприятиям на создание собственного дела" предусмотрено, что критериями экономической эффективности бизнес-проекта являются количество созданных и сохраненных рабочих мест, рентабельность его реализации при уровне заработной платы работников, участвующих в реализации проекта, превышающей минимальную заработную плату в Ямало-Ненецком автономном округе, установленную соглашением между исполнительными органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, Ямало-Ненецким территориальным объединением организация профсоюзов и объединением работодателей Ямало-Ненецкого автономного округа. Показатель экономической эффективности бизнес-проекта по количеству созданных и сохраненных рабочих мест определяется как сумма показателей экономической эффективности бизнес-проекта по количеству созданных и сохраненных рабочих мест. Экономически неэффективными признаются бизнес-проекты, имеющие данный показатель менее единицы. Показатель экономической эффективности бизнес-проекта по рентабельности его реализации рассчитывается как отношение прибыли к выручке. Экономически неэффективными признаются бизнес-проекты, имеющие показатель данного отношения менее единицы. Первым показателем экономической эффективности бизнес-проекта по степени значимости устанавливается рентабельность реализации, вторым - количество созданных и сохраненных рабочих мест.

 П.п.6.1 п.п. "б", 6.2 Постановления администрации МО г. Салехарда от 16.07.2010 N 198 "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий в виде грантов начинающим малым предприятиям на создание собственного дела" предусмотрено, что субсидия подлежит возврату в бюджет муниципального образования город Салехард в следующих случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по заключенному договору о предоставлении финансовой поддержки в виде гранта. При выявлении обстоятельств, указанных в пункте 6.1 настоящего раздела, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель возвращает субсидию в бюджет муниципального образования город Салехард самостоятельно или по требованию главного распорядителя бюджетных средств - Администрации муниципального образования город Салехард в течение 10 дней с момента получения уведомления возвратить полученные средства в местный бюджет. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску главного распорядителя бюджетных средств - Администрации муниципального образования город Салехард истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Ст.11 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" определены полномочия органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в том числе анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований.

 Проверкой отчета о целевом использовании субсидии получателя ИП ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ установлено использование субсидии не на мероприятия (затраты), предусмотренные бизнес-проектом в сумме 42 040 рублей. В целях эффективности принятых мер по развитию малого и среднего предпринимательства в рамках контрольного мероприятия совместно с прокуратурой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ был проведен осмотр наличия и применения материально-технических ресурсов, приобретенных за счет средств субсидий, выделенных из городского бюджета на реализацию безнес-проекта ИП ФИО1. При проверке установлено, что бизнес-проектом ИП ФИО1 предусмотрено создание мастерской "Азбука кройки и шитья", для которого были использованы средства гранта на закупку материально-технических ресурсов. В процессе осмотра ФИО3 устно уведомила должностных лиц Контрольно-Счетной палаты и прокуратуры, что фактически деятельность по реализации бизнес-проекта не осуществляется, не созданы рабочие места, предусмотренные бизнес-планом и приобретенные на средства гранта материально-технические ресурсы (швейные машины, оверлок, манекен) не используются.

 ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ утратила статус предпринимателя.

 Ст.309-310 ГК РФ определяет, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

 Таким образом судом установлено, что ФИО1 обязательства по выделенном ей гранту на развитие малого и среднего бизнеса обязательства по договору исполняла ненадлежащим образом, а именно частично использовала субсидию не на мероприятия, предусмотренные бизнес-проектом, не представила в полном мере наличие материально-технических ресурсов, приобретенных за счет средств выделенного ей гранта, рабочие места, предусмотренные бизнес-проектом не создала и с декабря 2012 года, то есть спустя полгода после выделенного ей гранта, предпринимательскую деятельность не осуществляет и с ДД.ММ.ГГГГ официально утратила статус предпринимателя, что признается самим ответчиком в представленном ей в адрес суда отзыве на исковое заявление.

 В связи с изложенным требования истца о взыскании с ответчика в бюджет МО г. Салехарда полученных в виде субсидии в форме гранта денежных средств в сумме 221 996 рублей, подлежат удовлетворению.

 В соответствии с положениями ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.333.20. ч.1 п.8 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Истец в соответствии со ст.333.36 НК РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины. Ответчик освобождению от уплаты государственной пошлины в соответствии со ст.333.36 НК РФ не подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины. Поэтому с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет городского округа город Салехард согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации в размере 5419 рублей 96 копеек.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-198,233-237 ГПК РФ,

 Р Е Ш И Л:

 Взыскать с ФИО1 в бюджет муниципального образования город Салехард полученные в виде субсидии в форме гранта денежные средства в сумме 221 996 рублей.

 Взыскать с ФИО1 в бюджет городского округа город Салехард согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации государственную пошлину в сумме 5419 рублей 96 копеек.

 Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

 Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

 Председательствующий /подпись/

 Копия верна судья                        К.В. Лисиенков