ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1065/2022 от 15.03.2022 Пятигорского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2-1065/2022

УИД: 26RS0029-01-2022-001075-21

Решение

Именем Российской Федерации

15 марта 2022 года г. Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Пушкарной Н.Г.,

при секретаре Шетовой А.М.,

с участием

представителя истца Малашенко В.И.,

представителя ответчика Гончак М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ставрополь» к Петросяну ФИО6 об устранении нарушений, запрете хозяйственной деятельности, взыскании судебных расходов,-

установил:

В обоснование требований истцом в иске и его представителем в судебном заседании Малашенко В.И. указано, что ООО «Газпром трансгаз Ставрополь», в соответствии со своей уставной деятельностью является газотранспортной организацией, осуществляющей эксплуатацию, обслуживание и содержание в надлежащем состоянии объектов магистрального трубопроводного транспорта ПАО «Газпром» на основании договоров аренды имущества. Истец осуществляет транспортировку газа по объектам магистральных газопроводов ПАО «Газпром» на территории различных субъектов Российской Федерации, в том числе на территории Ставропольского края. На территории Ставропольского края расположен эксплуатируемый Истцом объект газоснабжения - газопровод-отвод к г. Пятигорск (далее - ГО Пятигорск).

10.11.2021 работниками Общества было проведено обследование в месте расположения ГО Пятигорск 1 нитка, участок 12-13 км, на земельном участке с кадастровым номером: , находящемся по адресу: Ставропольский край, Пятигорск. Актом обследования охранных зон и зон минимальных расстояний газопроводов, сооружений и устройств объектов газоснабжения и режима их эксплуатации Георгиевского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» №114 было зафиксировано нарушение зон с особыми условиями использования территории (охранной зоны и зоны минимальных расстояний) до объекта Единой системы газоснабжения - газопровода-отвода к г. Пятигорск 1 нитка, 219мм, инв. №10184 (далее газопровод), участок 12-13 км; строениями и сооружениями (далее - объекты), указанными на ситуационном плане схеме, являющемся приложением к акту обследования охранных зон и зон минимальных расстояний газопроводов, сооружений и устройств объектов газоснабжения и режима их эксплуатации от 10 ноября 2021 года №114.

Объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером , на следующем расстоянии от оси газопровода-отвода: строение 18х91м (5) на расстоянии 69м; строение 14x14м (6) на расстоянии 69м; строение 20х24м (7) на расстоянии 97м; строение 20,5x30,5м (8) на расстоянии 94м; строение 6,3х10м (9) на расстоянии 93м. Объекты находятся на огороженном участке (10) на расстоянии менее 50м друг от друга. На территории ведется производственная деятельность, складируются материалы, осуществляется стоянка транспорта. Согласно сводному плану приватизации предприятий Единой системы газоснабжения и активов Государственного газового концерна «Газпром» и расположенного на территории Ставропольского края от 01.07.1992, распоряжению №763-р от 27.02.2003, ОАО «Газпром» является собственником газопровода-отвода к г.Пятигорск 1 нитка, на участке 12 - 13км, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия 26-АБ , запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ; эксплуатируется Истцом на основании ежегодно заключаемых договоров аренды имущества.

ГО Пятигорск 1 нитка диаметром трубы 219мм с давлением 5,5МПа, способ прокладки - подземный, относится к I классу опасности (Свидетельство о регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов от 16.01.2020 № АЗ 5-01214).

В соответствии с Договором аренды имущества от 19.11.2021 № 01/1600-Д-14/22 на ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» возложены функции по транспортировке газа, она несет бремя содержания и ответственности за используемое имущество, обязана обеспечивать и осуществлять контроль за безопасностью его эксплуатации.

В зоне минимальных расстояний запрещается ведение определённой хозяйственной деятельности, в том числе запрещено строительство зданий, роений, сооружений.

На основании изложенного просили обязать Петросяна ФИО7 устранить нарушения зоны минимальных расстояний (100 метров от оси газопровода с каждой стороны) до газопровода-отвода к <адрес>, 1 нитка, участок 12-13км, на земельном участке с кадастровым номером , находящемся по адресу: <адрес> путем сноса (демонтажа) за свой счет объектов, указанных на ситуационном плане схеме, являющемся приложением к Акту обследования охранных зон и зон минимальных расстояний газопроводов, сооружений и устройств объектов газоснабжения и режима их эксплуатации от 10 ноября 2021 года №114: строения 18x91 м (5); строения 14x14м (6): строения 20x24м (7); строения 20,5x30,5м (8); строения 6,3х10м (9); огороженного участка (10) и освобождения вышеуказанного земельного участка от строений, демонтированного ограждения, мест складирования материалов, стоянки транспорта. Запретить Петросяну ФИО8 любую хозяйственную деятельность, несовместимую с режимом зон с особыми условиями использования территории газопровода-отвода к <адрес>, I нитка, участок 13,2-14,6 км, на земельном участке с кадастровым номером 26:33:010101:363, находящемся по адресу: <адрес>. Взыскать с Петросяна ФИО9 в пользу ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» судебные расходы по оплате государственной пошлины.

В судебном заседании представитель ответчика Гончак М.О. заявленные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, приобщенных к материалам дела. Указала, что в выписке из ЕГРН в отношении земельного участка, используемого Петросяном А.Р., усматривается отсутствие в реестре сведений о границах минимальных расстояний до газопровода, эксплуатируемого истцом, а потому в иске следует отказать.

В судебное заседание ответчик Петросян А.Р. не явился, извещён надлежащим образом о времени и месте слушания дела, доверил представлять свои интересы Гончак М.О., принимавшей участие в слушании дела. В соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, мнения участников процесса суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства с учётом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности, как в отдельности, так и в совокупности, а установленные судом обстоятельства - с учётом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд считает, что иск не подлежит удовлетворению в силу следующего:

Статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Установлено, что ООО «Газпром трансгаз Ставрополь», в соответствии со своей уставной деятельностью является газотранспортной организацией, осуществляющей эксплуатацию, обслуживание и содержание в надлежащем состоянии объектов магистрального трубопроводного транспорта ПАО «Газпром» на основании договоров аренды имущества. Истец осуществляет транспортировку газа по объектам магистральных газопроводов ПАО «Газпром» на территории различных субъектов Российской Федерации, в том числе на территории Ставропольского края. На территории Ставропольского края расположен эксплуатируемый Истцом объект газоснабжения - газопровод-отвод к г. Пятигорск (далее - ГО Пятигорск).

Из представленных истцом документов следует, что 10.11.2021 работниками Общества было проведено обследование в месте расположения ГО Пятигорск 1 нитка, участок 12-13 км, на земельном участке с кадастровым номером: 26:33:010101:363, находящемся по адресу: Ставропольский край, Пятигорск.

Согласно акту обследования охранных зон и зон минимальных расстояний газопроводов, сооружений и устройств объектов газоснабжения и режима их эксплуатации Георгиевского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» №114 зафиксировано нарушение зон с особыми условиями использования территории (охранной зоны и зоны минимальных расстояний) до объекта Единой системы газоснабжения - газопровода-отвода к г. Пятигорск 1 нитка, 219мм, инв. №10184 (далее газопровод), участок 12-13 км; строениями и сооружениями (далее - объекты), указанными на ситуационном плане схеме, являющемся приложением к акту обследования охранных зон и зон минимальных расстояний газопроводов, сооружений и устройств объектов газоснабжения и режима их эксплуатации от 10 ноября 2021 года №114.

Объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером , на следующем расстоянии от оси газопровода-отвода: строение 18х91м (5) на расстоянии 69м; строение 14x14м (6) на расстоянии 69м; строение 20х24м (7) на расстоянии 97м; строение 20,5x30,5м (8) на расстоянии 94м; строение 6,3х10м (9) на расстоянии 93м. Объекты находятся на огороженном участке (10) на расстоянии менее 50м друг от друга. На территории ведется производственная деятельность, складируются материалы, осуществляется стоянка транспорта.

Согласно сводному плану приватизации предприятий Единой системы газоснабжения и активов Государственного газового концерна «Газпром» и расположенного на территории Ставропольского края от 01.07.1992, распоряжению №763-р от 27.02.2003, ОАО «Газпром» является собственником газопровода-отвода к г.Пятигорск 1 нитка, на участке 12 - 13км, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.02.2007 серия 26-АБ , запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ; эксплуатируется Истцом на основании ежегодно заключаемых договоров аренды имущества.

ГО Пятигорск 1 нитка диаметром трубы 219мм с давлением 5,5МПа, способ прокладки - подземный, относится к I классу опасности (Свидетельство о регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов от ДД.ММ.ГГГГ № АЗ 5-01214).

В соответствии с Договором аренды имущества от 19.11.2021 № 01/1600-Д-14/22 на ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» возложены функции по транспортировке газа, она несет бремя содержания и ответственности за используемое имущество, обязана обеспечивать и осуществлять контроль за безопасностью его эксплуатации.

В судебном заседании установлено, что Петросян А.Р. является собственником земельного участка, кадастровый номер , площадью 5913 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> Земельный участок предназначен для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовки. Указанный земельный участок принадлежит Петросяну А.Р. на основании договора купли-продажи земельного участка , выданного 19.06.200г. на основании постановления главы администрации <адрес> от 19.06.2006г., право собственности зарегистрировано 01.09.2006г. .

В соответствии с представленной по запросу суда выпиской из ЕГРН о характеристиках объекта недвижимого имущества по состоянию на 18.02.2022г., в пределах земельного участка расположены следующие объекты недвижимого имущества: нежилое здание склад – кадастровый номер , нежилое здание склад – кадастровый , нежилое здание склад – кадастровый , нежилое здание --- кадастровый .

В разделе «особые отметки» имеется запись об ограничениях прав на объект недвижимости, обременениях данного объекта вид ограничения: (обременения) ограничения прав на земельный участок, предусмотренные ст. 56,56.1 Земельного кодекса РФ - охранная зона воздушных линий электропередач (ОАО Межрегтональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа».

По результатам проведенного 04.06.2020 и 18.11.2021 обследования охранных зон и зон минимальных расстояний газопроводов, сооружений и устройств объектов газоснабжения и режима их эксплуатации Георгиевским ЛПУМГ составлены акты обследования № 44 и № 44-1, в которых зафиксировано нарушение охранной зоны и зоны минимальных допустимых расстояний объектами общества (строениями и сооружениями), расположенными на следующих расстояниях от оси газопровода-отвода ст. Зольской 1 нитка, 3,9-4,2 км: ограждение из железобетонных плит на расстоянии 17 м; строение ангар 120*35 м, с двускатной крышей (1) на расстоянии 58 м; две цистерны на бетонных блоках (2) на расстоянии 25,01 м; четыре цистерны на бетонных блоках (3) на расстоянии 31 м; подвальное помещение (4) 23*8 на расстоянии 56 м; строение 8*5 (5) на расстоянии 73 м; строение 10*12,5 м (6) с пристроенными навесами 9*5 м (7) и 9*9 м (8) на расстоянии 63 м; силосная яма 65*20 м (9) на расстоянии 41 м; силосная яма 60*9 (10) на расстоянии 90 м; от оси газопровода-отвода ст. Зольской 2 нитка, 3,9-4,2 км: ограждение из железобетонных плит на расстоянии 48 м; строение ангар 120*35 м, с двускатной крышей (1) на расстоянии 89 м; две цистерны на бетонных блоках (2) на расстоянии 55,01 м; четыре цистерны на бетонных блоках (3) на расстоянии 61 м; подвальное помещение (4) 23*8 на расстоянии 87 м; строение 8*5 (5) на расстоянии 73 м; строение 10*12,5 м (6) с пристроенными навесами 9*5 м (7) и 9*9 м (8) на расстоянии 93 м; силосная яма 65*20 м (9) на расстоянии 70 м. Строения и сооружения находятся на огороженном участке на расстоянии менее 50 м друг от друга, на территории складируются материалы, имеется стоянка техники, ведется хозяйственная деятельность.

Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 19.08.2020 № 06-10-3133, в которой предложено Петросяну А.Р. в тридцатидневный срок с даты направления претензии устранить нарушения в охранной зоне путем сноса за свой счет строения, сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами зон с особыми условиями использования территории до газопровода-отвода ст. Зольская.

В соответствии со стаей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно статье 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301-304 названного Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

Общество является организацией, владеющей газопроводом по основанию, предусмотренному договором аренды, в связи с чем оно вправе предъявить в суд требование об устранении нарушений препятствий в пользовании имуществом.

В соответствии со статьей 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

В пункте 45 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – постановление Пленума № 10/22) разъяснено, что, применяя статью 304 ГК РФ, судам необходимо учитывать, что в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.

В соответствии с пунктом 46 постановления Пленума № 10/22 при рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта. Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.

В силу пункта 47 постановления Пленума № 10/22, удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца.

В соответствии с пунктом 6 статьи 105 Земельного кодекса к зонам с особыми условиями использования территорий относится охранная зона трубопроводов (газопроводов, 7 нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), а пунктом 25 – зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов. Вопросы установления таких зон регулируются законодательством о промышленной безопасности и о газоснабжении.

Согласно статье 28 Закона № 69-ФЗ на земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

Статья 2 Закона № 69-ФЗ определяет охранную зону объектов системы газоснабжения как территорию с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.

В силу статьи 8 Закона № 69-ФЗ Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом «О Правительстве Российской Федерации», в том числе утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, положение об охранных зонах трубопроводов, положение о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, порядок доступа независимых организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок использования газа в качестве топлива, правила ограничения подачи (поставки) и отбора газа, перечень потребителей, в том числе организаций, которые имеют преимущественное право пользования газом в качестве топлива и поставки газа которым не подлежат ограничению или прекращению.

В соответствии с пунктом 3 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 № 1083 (далее – Правила № 1083), охранные зоны объектов магистральных газопроводов (далее – охранные зоны) устанавливаются: а) вдоль линейной части магистрального газопровода - в виде территории, ограниченной условными параллельными плоскостями, проходящими на расстоянии 25 метров от оси магистрального газопровода с каждой стороны; б) вдоль линейной части многониточного магистрального газопровода - в виде территории, ограниченной условными параллельными плоскостями, проходящими на расстоянии 25 метров от осей крайних ниток магистрального 8 газопровода; в) вдоль подводных переходов магистральных газопроводов через водные преграды - в виде части водного объекта от поверхности до дна, ограниченной условными параллельными плоскостями, отстоящими от оси магистрального газопровода на 100 метров с каждой стороны; г) вдоль газопроводов, соединяющих объекты подземных хранилищ газа, - в виде территории, ограниченной условными параллельными плоскостями, проходящими на расстоянии 25 метров от осей газопроводов с каждой стороны; д) вокруг компрессорных станций, газоизмерительных станций, газораспределительных станций, узлов и пунктов редуцирования газа, станций охлаждения газа - в виде территории, ограниченной условной замкнутой линией, отстоящей от внешней границы указанных объектов на 100 метров с каждой стороны; е) вокруг наземных сооружений подземных хранилищ газа - в виде территории, ограниченной условной замкнутой линией, отстоящей от внешней границы указанных объектов на 100 метров с каждой стороны.

В свою очередь, положение о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов нормативными актами Правительства Российской Федерации до настоящего времени не утверждено. Понятие «зона минимальных расстояний» регламентировано СНиП 2.05.06-85*, согласно положениям которого зона минимальных расстояний газопроводов - это расстояние от оси подземных магистральных газопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений. Зоны минимальных расстояний составляют от 100 до 350 метров в зависимости от диаметра газопровода, степени ответственности объектов, указанных на знаках закрепления газопроводов, и служат для обеспечения безопасности этих объектов.

Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878 (далее – Правила № 878), установлен порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей и нормативных расстояний, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, они действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей.

В соответствии с пунктом 5 Правил № 878 в соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Согласно пункту 7 Правил № 878 установлены порядок определения охранных зон газораспределительных сетей. Нормативные расстояния устанавливаются с учетом значимости 9 объектов, условий прокладки газопровода, давления газа и других факторов, но не менее строительных норм и правил, утвержденных специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области градостроительства и строительства (пункт 9 Правил № 878).

В соответствии с положениями статьи 32 Закона № 69-ФЗ организация - собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф. Требования к размещению газопроводов установлены также в СНиП 2.05.06-85*, в пункте 3.16 которого закреплено, что расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4 зона минимальных расстояний для типа (категории) газопровода, используемого истцом, составляет не менее 100 метров.

В соответствии с частью 4 статьи 32 Закона № 69-ФЗ здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.

Исходя из приведенных норм закона следует, что снос строений, сооружений, находящихся в охранных зонах газопровода производится за счет лиц, допустивших нарушения.

Вместе с тем, доказательств тому, что сведения о прохождении спорного газопровода-отвода по территории Пятигорска были нанесены на соответствующие карты района, суду представлены не были. Истцом в условиях состязательности процесса обратное не доказано, также как и отсутствуют доказательства наличия таких сведений на дату предоставления ответчику спорного земельного участка и возведения спорных строений и сооружений.

Из изложенного следует, что ответчик при должной степени заботливости и осмотрительности не мог знать о прохождении в не посредственной близости от используемого им земельного участка и принадлежащих ему объектов (строений, сооружений) спорного газопровода-отвода и соответственно о наличии охранных зон такого объекта, а также об ограничениях, установленных для таких зон нормами действующего законодательства.

Согласно пунктам 17-18, 21 «Правил охраны газораспределительных" сетей» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 №878 (ред. от 17.05.2016) «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей» утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки производятся на основании материалов по межеванию границ охранной зоны органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Ограничения (обременения) по использованию земельных участков подлежало государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Из выше приведенных положений Земельного кодекса Российской Федерации, Закона № 69-ФЗ, Правил № 1083 и иных требований закона следует, что охранная зона необходима для исключения возможных случаев повреждения газопроводов газораспределительных станций от воздействия населения. Зона минимальных расстояний необходима для обеспечения безопасности населения, то есть для защиты от воздействия особо опасного объекта на население в случае возникновения аварии.

Согласно п. 24 ст. 106 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны с особыми условиями использования территорий считаются прекратившими существование, а ограничения использования земельных участков в таких зонах недействующими со дня исключения сведений о зоне с особыми условиями использования территории из Единого государственного реестра недвижимости, если иное не предусмотрено настоящей статьей, федеральным законом.

В соответствии с требованиями ст. 107 ЗК РФ со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 4 настоящей статьи. Реконструкция указанных зданий, сооружений может осуществляться только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории.

Указанные нормативные положения устанавливают обязанность организации газовой промышленности по информированию заинтересованных лиц о месте расположения газопровода в целях недопущения причинения вреда при возможных аварийных ситуациях.

Однако, какие-либо документы, свидетельствующие об установлении границ охранной зоны газопровода высокого давления, и о наличии ограничений (обременений) земельного участка, принадлежащего Петросяну А.Р. на праве собственности, на котором расположены спорные строения, в материалах дела отсутствуют, также они не были представлены и суду.

Из представленной по запросу суда выписки из ЕГН в отношении земельного участка, используемого ответчиком, усматривается отсутствие в реестре сведений о границах минимальных расстояний до газопровода, эксплуатируемого истцом.

В соответствии с 4.1 ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 11 ноября 2021 г. №48-П разъяснил, что Федеральным законом от 3 августа 2018 года №339-Ф3 пункт 1 статьи 222 ГК РФ Российской Федерации изложен в новой редакции, согласно которой не является самовольной постройка, возведенная с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии таких ограничений в отношении его участка.

Также в пункте 3.2 этого же постановления Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 3 июля 2019 года № 26-П отметил, ранее действовавшее законодательство не обеспечивало общедоступный характер сведений о местонахождении трубопроводов, об ограничениях в использовании земельного участка в связи с наличием в непосредственной близости от него газопровода как опасного производственного объекта. Лишь с принятием Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЭ можно связать начало комплексной регламентации зон с особыми условиями использования территорий, включая обеспечение публичности сведений о таких зонах. В частности, Земельный кодекс Российской Федерации был дополнен главой XIX "Зоны с особыми условиями использования территорий", предусмотревшей, помимо прочего, охранные зоны газопроводов и зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных газопроводов.

В указанном решении Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что принятие Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-Ф3 свидетельствует о ранее существовавшей недостаточной открытости сведений об ограничениях прав на земельные участки в связи с прохождением рядом с ними газопровода.

П.2.2 Постановления от 11 ноября 2021 г. №48-П Конституционный Суд Российской Федерации указывает, обращаясь к вопросу о правовой природе обязанности по сносу самовольной постройки, Конституционный Суд Российской Федерации подчеркивал, что эта обязанность представляет собой санкцию за правонарушение, которое может состоять в нарушении норм, регулирующих предоставление земельного участка и его застройку (определения от 20 декабря 2018 года № 3172-0, от 29 сентября 2020 года № 2206-0 и др.). Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что норма пункта 2 статьи 222 Гражданского Кодекса Российской Федерации, закрепляя обязанность сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет, допускает возложение на него бремени сноса при наличии его вины и не предполагает возложения на невиновное лицо обязанности снести за свой счет самовольную постройку (Определение от 17 января 2012 года № 147-0-0).

Таким образом, суд считает необоснованными требования истца о сносе за свой счет находящихся в пределах территории земельного участка КН , по адресу: <адрес> строений и сооружений, поскольку при регистрации права собственности на земельный участок какие-либо обременения, препятствующие распоряжению земельным участком (в том числе строительству на его территории) зарегистрированы не были.

Также суд не находит оснований для удовлетворения иска в части запрещения Петросяну А.Р. осуществлять любого вида хозяйственную деятельность, несовместимую с режимом зон с особыми условиями использования в пределах территории газопровода-отвода к <адрес>, I нитка, участок 13,2-14,6 км, на земельном участке с кадастровым номером , находящемся по адресу: <адрес> поскольку материалы дела не содержат данных о том, что спорный земельный участок полностью расположен в зоне с особыми условиями, также они не были представлены и суду.

Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Поскольку истцу отказано в исковых требованиях в полном объеме, то с ответчика не подлежит взысканию и уплаченная истцом государственная пошлина за подачу искового заявления.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ставрополь» к Петросяну ФИО10 о понуждении устранить нарушения зоны минимальных расстояний (100 метров от оси газопровода с каждой стороны) до газопровода-отвода к <адрес>, 1 нитка, участок 12-13км, на земельном участке с кадастровым номером , находящемся по адресу: <адрес> путем сноса (демонтажа) за свой счет объектов, указанных на ситуационном плане схеме, являющемся приложением к Акту обследования охранных зон и зон минимальных расстояний газопроводов, сооружений и устройств объектов газоснабжения и режима их эксплуатации от ДД.ММ.ГГГГ: строения 18x91 м (5); строения 14x14м (6): строения 20x24м (7); строения 20,5x30,5м (8); строения 6,3х10м (9); огороженного участка (10) и освобождении вышеуказанного земельного участка от строений, демонтированного ограждения, мест складирования материалов, стоянки транспорта, о запрете Петросяну ФИО11 любой хозяйственной деятельности, несовместимой с режимом зон с особыми условиями использования территории газопровода-отвода к <адрес>, I нитка, участок 13,2-14,6 км, на земельном участке с кадастровым номером , находящемся по адресу: <адрес> взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Пятигорский городской суд Ставропольского края путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Г. Пушкарная