ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1066/15 от 05.02.2015 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 2-1066/2015Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Центральный районный суд г. Кемерово в составе:

председательствующего Курилова М.К.

при секретаре Амелькиной Н.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

«05» февраля 2015 года

гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения Управления городского развития администрации г. Кемерово,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Управления городского развития администрации г. Кемерово.

Свои требования мотивирует тем, что заявление в суд Центрального района г. Кемерово к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области об оспаривании ответов от **.**.****. ###, от **.**.****. ### в судебном заседании **.**.**** (судья Ларченко М.В.) Комитетом было подано возражение с приложенными к нему копиями документов. Среди них она обнаружила ответ от **.**.****. ### начальника Управления городского развития на обращение Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области о возможности строительства индивидуального жилого дома и наличии прав на земельный участок, расположенный по адресу: г...

Указанное обращение было вызвано тем, что она являясь пенсионеркой и инвалидом ### группы, обратилась в Комитет с заявлением о предоставлении ей указанного земельного участка для строительства жилого дома.

Указанным земельным участком она пользуется с **.**.**** года, который разработала на месте свалки с письменного разрешения председателя заводского райисполкома г. Кемерово для ведения личного подсобного хозяйства. В **.**.****.г. на данном участке без необходимых и согласований она самовольно построила дом.

Для оформления надлежащих документов на земельный участок и оформления в законном порядке самовольно построенного жилого дома она обратиласьв Комитет с заявлением о предоставлении ей в установленном порядке земельного участка по адресу: ...### для строительства индивидуального жилого дома.

В соответствии с п. 2.4. «Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административного центра Кемеровской области - города Кемерово», утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.12.2009г. № 496 «В целях рассмотрения заявления комитет направляет необходимые запросы в соответствующие органы и организации». При реализации указ требования Управление городского развития в данном ответе сообщило Комитету, что предоставление данного земельного участка для строительства индивидуального жилого дома возможно при отсутствии объектов капитального строительства.

Данный ответ существенным образом влияет на заявителя право пользования испрашиваемым земельным участком и на право приобретения его в собственность, а также на ее интерес узаконить самовольно построенным жилой дом на данном земельном участке.

Она считает, что на заявителя заявление о предоставлении ей в собственности испрашиваемого земельного участка из Управления городского развития в адрес Комитета последовал отказ, так как на нем расположены самовольно построенный дом и хозяйственные постройки с ограждением.

С данным ответом, в части о возможности предоставления данного земельного участка для строительства индивидуального жилого дома при отсутствии объектов капитального строительства, она не согласна по следующим основаниям:

Отношения по предоставлению земельных участков, в том числе и в городе Кемерово, регулируются Законом Кемеровской области «О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области» от 18 июля 2002 г. № 56-03, который в соответствии со ст. 1 принят в целях реализации норм Земельного кодекса РФ.

Земельный кодекс РФ не содержит норм, запрещающих гражданам и юридическим лицам предоставлять земельные участки, если на них расположены объекты капитального строительства.

В ч.4 ст. 28 Земельного кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной ил муниципальной собственности. Отказ в предоставлении земельного участка является правомерным только в случаях: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Из ответа от 25.09.2014г. следует, что данный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж 3.2 - жилой зоне с малоэтажными жилыми домами с развитым личным подсобным хозяйством. Градостроительными регламентами данной зоны предусмотрено строительство малоэтажных жилых домов. По фотографии дома, приложенной к настоящему ответу, усматривается, что жилой дом по адрес ...### является малоэтажным жилым домом, что соответствует градостроительным регламентам территориальной зоны Ж 3 Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в силу пункта 3 статьи 222 ГК РФ в собственности на самовольную постройку может быть признано суд за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка). Исходя из данного разъяснения, она полагает, что при получении в установленном порядке документа, устанавливающим ее правообладателем испрашиваемого земельного участка, она будет вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности на самовольно построенный жилой дом.

Однако ответ Комитету от **.**.****. начальника Управления городского развития лишает ее возможности получить испрашиваемый земельный участок в собственность и, соответственно, в установленном порядке признать право собственности на жилой дом, построенный самовольно на данном земельном участке. Указанное обстоятельство подтверждается тем, что Комитет рассмотрением заявителя заявления не занимается, не дает поручение уполномоченной организации формировать испрашиваемый земельный участок в установленном порядке.

Просит признать ответ от **.**.****. ### Управления городского развития Администрации города Кемерово на запрос Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области в части, что предоставление земельного участка по адресу: ... для строительства индивидуального жилого дома возможно при отсутствии объектов капитального строительства незаконным.

Обязать Управление городского развития Администрации города Кемерово сообщить Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области о возможности предоставления ФИО1 земельного участка для строительства индивидуального жилого дома по адресу: г. ... при наличии объектов капитального строительства на данном земельном участке.

В судебном заседании заявитель на требованиях настаивала.

Представитель заявителя ФИО2, действующая на основании доверенности, на требованиях настаивала.

Представитель заинтересованного лица ФИО3, действующая на основании доверенности, доводы заявителя не поддержала.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, суд считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, законность принятого решения возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.

На основании ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В соответствии с п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от
10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании
решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Судом установлено, что заявителем самовольно построен дом по адресу г...

**.**.**** заявителем получен ответ по ее заявлению о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: ... для строительства индивидуального жилого дома КУГИ КО ### согласно которому, ФИО1 сообщено, что предоставление указанного земельного участка в собственность не представляется возможным, поскольку на испрашиваемом земельном участке расположен жилой дом, который выстроен самовольно и разъяснено, что ФИО1 необходимо обратиться в суд с целью приобретения права собственности на дом по указанному адресу в порядке «приобретательной давности » и защиты прав владельца, не являющегося собственником.

Согласно ответа от **.**.**** ### Управления городского развития администрации г. Кемерово предоставленного по запросу КУГИ КО следует, что земельный участок расположенный по адресу: г... расположен в территориальной зоне Ж 3.2 – жилой зоне с малоэтажным жилыми домами с развитым личным подсобным хозяйством. Градостроительным регламентом данной зоны предусмотрено строительство малоэтажных жилых домов. Предоставление данного земельного участка для строительства индивидуального жилого дома возможно при отсутствии прав третьих лиц и объектов капитального строительства.

Однако выездом специалиста Управления городского развития администрации г. Кемерово было установлено наличие капитального строительства на данном земельном участке.

Из пояснений заявителя следует, что ответ Комитету от **.**.****. начальника Управления городского развития лишает ее возможности получить испрашиваемый земельный участок в собственность и, соответственно, в установленном порядке оформить права на жилой дом, построенный самовольно на данном земельном участке

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое заявителем решение Управления городского развития администрации г. Кемерово от **.**.****. ###, принято в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем оснований для признания его незаконным не имеется. При этом суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Порядок предоставления земельных участков, в зависимости от целей использования земельного участка, предусмотрен статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации (для целей, связанных со строительством), статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (для целей, не связанных со строительством), статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (право на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения).

Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации содержит специальные правила, устанавливающие условия и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Для получения в собственность земельного участка на основании обращения, у него должно возникнуть право на такой земельный участок и корреспондирующая этому праву обязанность администрации рассмотреть надлежаще оформленное заявление заинтересованного лица и, соблюдая установленные земельным законодательством принципы предоставления земельных участков, учитывая территориальное зонирование, принять соответствующее решение.

В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 2 Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", Закона Кемеровской области от 12.07.2006 N 108-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Кемеровской области" полномочия по распоряжению земельными участками города Кемерово перешли от Комитета по управлению муниципальным имуществом города Кемерово к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области.

Согласно Постановления администрации г. Кемерово от 23.04.2010 N 32 "О Положении об управлении городского развития администрации города Кемерово", Управление городского развития администрации города Кемерово является самостоятельным отраслевым структурным подразделением администрации города Кемерово, обеспечивающим осуществление полномочий по решению вопросов местного значения в области градостроительной деятельности на территории города Кемерово.

В соответствии с п. 2.6-2.7, 3.4 Положения об управлении городского развития, утвержденного Администрацией г. Кемерово, задачами Управления являются обеспечение взаимодействия Администрации с органами государственной власти Кемеровской области, органами местного самоуправления иных муниципальных образований, юридическими лицами и гражданами по вопросам реализации Генерального плана города Кемерово и реализации градостроительной политики органов местного самоуправления города Кемерово; координация деятельности строительного комплекса города, включая деятельность структурных подразделений Администрации, подрядных организаций, инвесторов, проектно-изыскательских организаций, и других лиц по выполнению программ развития города Кемерово, обеспечению комплексной застройки территории города Кемерово в соответствии с Генеральным планом города Кемерово; принимает участие в комплексном рассмотрении вопросов, связанных с развитием застроенных территорий, а также освоением новых территорий для жилищного строительства, строительства объектов социальной сферы, инженерной и транспортной инфраструктуры.

В соответствии с п. 2.4. «Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административного центра Кемеровской области - города Кемерово», утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.12.2009г. № 496, в целях рассмотрения заявления комитет направляет необходимые запросы в соответствующие органы и организации.

В связи с чем, КУГИ Кемеровской области в целях рассмотрения заявления ФИО1 о предоставлении земельного участка расположенного по адресу ... для строительства индивидуального жилого дома, руководствуясь порядком, предусмотренным пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса, пунктом 3.3 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административного центра Кемеровской области - города Кемерово, утвержденного постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 16.12.2009 N 496, обратился в Управление городского развития администрации г. Кемерово по вопросу возможности строительства на земельном участке расположенном по адресу ..., а так же установления наличия прав на указанный земельный участок.

Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд считает, что в полномочия Управления городского развития администрации г. Кемерово не входит распоряжение и предоставление земельных участков города Кемерово и таким образом оспариваемый ответ от **.**.**** данный КУГИ Кемеровской области не нарушает прав заявителя.

Доводы заявителя о том, что ответ от **.**.**** является не законным в части того, что земельный участок может быть предоставлен только при отсутствии прав третьих лиц и объектов капитального строительства, суд считает не обоснованными, поскольку в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в целях строительства объекта капитального строительства должен быть предоставлен земельный участок. Предоставление земельных участков для строительства осуществляется из земельных участков, свободных от прав третьих лиц и объектов капитального строительства.

Так же не представлено ФИО1 доказательств, подтверждающих того, что земельный участок в установленном законом порядке истцу был предоставлен для строительства жилого дома, разрешение на строительство дома ФИО1 не представлено.

Таким образом, решение Управления городского развития администрации г. Кемерово от **.**.****. № ### о том, что предоставление указанного земельного участка для строительства индивидуального жилого дома возможно только при отсутствии прав третьих лиц и объектов капитального строительства, принято в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем оснований для признания его незаконным не имеется.

При таких обстоятельствах суд полагает, что требования заявителя являются необоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ФИО1 об оспаривании решения Управления городского развития администрации г. Кемерово – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в мотивированной форме.

Судья: М.К. Курилов

В мотивированной форме изготовлено- 10.03.2015 г.