ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1066/19 от 23.05.2019 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 2-1066/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 мая 2019 года <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Крючковой Ю.А.,

при ведении протокола секретарём судебного заседания ФИО2,

с участием представителя истца – Шахова Д.А., представителя ответчика – Дмитричева Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: г.Иваново, ул.Станко, д.7, гражданское дело по иску И.о.Фурмановского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области о возложении обязанности совершить определённые действия,

УСТАНОВИЛ:

И.о. Фурмановского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области о возложении обязанности совершить определённые действия.

Исковое заявление мотивировано тем, что Фурмановской межрайонной прокуратурой по коллективному обращению жителей Хромцовского сельского поселения Фурмановского муниципального района с участием государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД РФ по Фурмановскому району Попова А.М., заместителя начальника отдела содержания и сохранности автомобильных дорог Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области Осинкина А.П. 14.03.2019 года проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах Мостечное-Марьинское и Марьинское-Слабунино, расположенных на территории Фурмановского муниципального района. Проект организации дорожного движения на автомобильную дорогу Мостечное-Марьинское разработан 30.11.2008 года и утвержден начальником департамента дорожного хозяйства Ивановской области. В ходе проверки автодороги Мостечное-Марьинское установлено отсутствие предусмотренных проектом организации дорожного движения на данную автомобильную дорогу всех дорожных знаков, за исключением: знака 5.23.1 на расстоянии 0 км + 800 м, знака 5.26 на расстоянии 3 км + 520 м, знака 6.10.1. на расстоянии 4 км + 465 м., знаков, обозначающих железнодорожный переезд, на расстоянии от 5 км. + 350 м. до 5 км + 785 м, знака 5.23.1 на расстоянии 6 км + 215 м, знака 6.10.1 на расстоянии 6 км. + 675 м., знака 3.24 на расстоянии 6 км + 800 м. Проект организации дорожного движения на автомобильную дорогу Марьинское-Слабунино разработан 30.11.2008 года и утвержден начальником департамента дорожного хозяйства Ивановской области. В ходе проверки автодороги Марьинское-Слабунино установлено отсутствие предусмотренных проектом организации дорожного движения на данную автомобильную дорогу всех дорожных знаков, за исключением: знака 5.23.1 на расстоянии 0 м. + 470 м, знака 5.23.1 на расстоянии 2 км + 480 м. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. В рамках обеспечения безопасности дорожного движения действует ГОСТ Р 50597- 2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 № 1245-ст. В соответствии с п. 6.2.1. ГОСТ Р 50597-2017 дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации (далее - ЗПИ) - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения. Опоры дорожных знаков на дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ 32948.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст.ст. 6, 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст.ст. 45, 131-132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) истец просит обязать Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области совершить определенные действия, а именно установить отсутствующие дорожные знаки в соответствии с проектами организации дорожного движения на автомобильные дороги Мостечное-Марьинское, Марьинское-Слабунино.

В судебном заседании представитель истца Шахов Д.А. заявленные требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить, при этом полагал, что срок для исполнения решения суда следует установить до 01 июля 2020 года.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Дмитричев Д.А. пояснил, что Департаментом как центральным органом исполнительной власти принимаются все необходимые меры для установления на указанных в иске автомобильных дорогах отсутствующих дорожных знаков. Департаментом заключен государственный контракт на составление сметной документации на установку отсутствующих дорожных знаков, однако к настоящему времени сметная документация подрядчиком не сдана надлежащим образом, в связи с чем установка знаков не произведена. Также представитель ответчика пояснил, что изменения в проект организации дорожного движения на указанных автомобильных дорогах не вносились, предложенный представителем истца срок для установки отсутствующих дорожных знаков считал разумным.

В судебное заседание представитель третьего лица УМВД России по Ивановской области не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки, заявлений, ходатайств, возражений на иск не представил.

В соответствии со статьёй 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие представителя третьего лица.

Суд, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 6 ст. 3 указанного закона под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального | значения при осуществлении дорожной деятельности.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Согласно ст.12 Федерального закона № 196-ФЗ содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам, возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов установлены ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

Пунктом 6.2.1 указанного ГОСТа предусмотрено, что дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации (далее - ЗПИ) - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения. Опоры дорожных знаков на дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ 32948.

Согласно ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Судом установлено, что 14.03.2019 года Фурмановской межрайонной прокуратурой в связи с поступлением коллективного обращения жителей Хромцовского сельского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах Мостечное - Марьинское и Марьинское-Слабунино, расположенных на территории Фурмановского муниципального района.

Проекты организации дорожного движения на указанных автомобильных дорогах разработаны 30.11.2008 года и утверждены начальником департамента дорожного хозяйства Ивановской области, изменения в проекты не вносились.

Данными проектами предусмотрено наличие на указанных автомобильных дорогах дорожных знаков.

Однако в ходе проверки автодороги Мостечное-Марьинское установлено, что предусмотренные проектом организации дорожного движения на данную автомобильную дорогу дорожные знаки, за исключением: знака 5.23.1 на расстоянии 0 км + 800 м, знака 5.26 на расстоянии 3 км + 520 м, знака 6.10.1. на расстоянии 4 км + 465 м., знаков, обозначающих железнодорожный переезд, на расстоянии от 5 км + 350 м до 5 км + 785 м., знака 5.23.1 на расстоянии 6 км. + 215 м, знака 6.10.1 на расстоянии 6 км. + 675 м, знака 3.24 на расстоянии 6 км. + 800 м, на дороге отсутствуют.

В ходе проверки автодороги Марьинское-Слабунино также установлено отсутствие предусмотренных проектом организации дорожного движения на данную автомобильную дорогу всех дорожных знаков, за исключением: знака 5.23.1 на расстоянии 0 м + 470 м, знака 5.23.1 на расстоянии 2 км + 480 м.

Указанные дороги являются дорогами межмуниципального значения, согласно п. п. 146, 153 Приложения к Распоряжению Правительства Ивановской области от 2.07.2008 № 222-рп «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ивановской области».

Следовательно, обязанность по содержанию данных дорог возложена на Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что Департаментом принимаются меры к исполнению обязательств по надлежащему обеспечению содержания вышеуказанных автомобильных дорог. В частности, 29.04.2019 года между ответчиком и ИП Ахтырской А.А. заключен государственный контракт №2019-05/130 на выполнение работ для обеспечения государственных нужд Ивановской области, согласно которому объектом закупки является выполнение работ по составлению сметной документации на установку недостающих дорожных знаков на автомобильной дороге общего пользования межмуниципального значения в Фурмановском районе Ивановской области: Фурманов-Земляничный (0+230-1+600 км), Душилово-Хромцово-Голчаново (0+000-2+580 км), Мостечное-Марьинское (0+000-9+750 км), Марьинское-Слабунино (0+000-2+500 км).

Однако на момент рассмотрения дела выявленные прокурором нарушения законодательства о безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах Мостечное - Марьинское и Марьинское-Слабунино, расположенных на территории Фурмановского муниципального района, ответчиком не устранены.

Суд соглашается с доводами истца о том, что неисполнение Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области обязанности по надлежащему содержанию автомобильных дорог общего пользования в части их соответствия проекту дорожного движения нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности дорожного движения, создает предпосылки для возникновения ДТП, а также может создать возможность причинения вреда здоровью и имуществу неопределенного круга лиц.

Таким образом, суд считает, что заявленные И.о.Фурмановского межрайонного прокурора требования подлежат удовлетворению, на ответчика должна быть возложена обязанность по установлению на вышеуказанных автомобильных дорогах дорожных знаков в соответствии с проектами организации дорожного движения.

При этом, с учетом предложений сторон, суд считает возможным установить ответчику в соответствии со статьей 206 ГПК РФ срок для исполнения решения суда до 01 июля 2020 года, поскольку данный срок является разумным и достаточным для устранения допущенных нарушений.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования И.о.Фурмановского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области удовлетворить.

Обязать Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области в срок до 01 июля 2020 года установить отсутствующие дорожные знаки в соответствии с проектами организации дорожного движения на автомобильные дороги Мостечное-Марьинское и Марьинское-Слабунино.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд города Иванова в течение месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Ю.А.Крючкова

Мотивированное решение изготовлено 28.05.2019 года.