Гражданское дело № 2-1066/2020
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Луга, Ленинградская область 30 сентября 2020 года
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Егоровой Е.Е.,
при секретаре Коржевой К.А.,
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к акционерному обществу «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» о защите прав потребителей,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратился в Лужский городской суд <адрес> к ответчику акционерному обществу «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» (далее АО «СЗППК») с иском, в котором просит взыскать компенсацию морального вреда, в размере <данные изъяты>., штраф в размере <данные изъяты>% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, расходы по изготовлению ксерокопий в сумме <данные изъяты> руб., почтовые расходы в сумме <данные изъяты> коп.
В обоснование заявленных требований истец ФИО1 указал, что ДД.ММ.ГГГГ им приобретен билет на электропоезд «Ласточка» по маршруту «Луга – Санкт-Петербург Балтийский вокзал – Луга», временем отправления с Балтийского вокзала 13 часов 45 минут. На Балтийский вокзал истец прибыл заблаговременно, при этом о посадке на электропоезд объявлено не было ни по громкоговорящей связи, ни на информационном табло, в связи с чем истец был дезориентирован и не смог уехать на электропоезде, билет на который им был приобретен. После истечения времени отправления электропоезда истец обратился к сотрудникам Балтийского вокзала, где получил информацию о том, что электропоезд отправился в соответствии с расписанием движения. ДД.ММ.ГГГГ истцом была подана претензия в адрес Северо-Западной региональной дирекции железнодорожных вокзалов филиала Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД»), ответ на которую по настоящее время он не получил. Ссылаясь на Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», истец требует судебной защиты неимущественных прав с использованием вышеуказанных средств гражданского судопроизводства. (л.д. 3-5)
Истец ФИО1 при рассмотрении дела поддержал заявленные исковые требования, ссылаясь на указанные в исковом заявлении обстоятельства и представленные доказательства.
В свою очередь представитель ответчика АО «СЗППК» ФИО2, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№-Д, просил отказать в удовлетворении требований ФИО1, ссылаясь на письменные возражения, указав, что у перевозчика отсутствует возможность обеспечить информирование пассажиров о номере пути (платформы) отправления, данная обязанность возложена на владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, а именно ОАО «РЖД». Факт неисполнения обязанности ОАО «РЖД» по информированию пассажиров о номере пути (платформы) отправления был установлен вступившим в законную силу решением Лужского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, таким образом истцом уже был предъявлен иск в надлежащему ответчику и исковые требования разрешены по существу.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 «О защите прав потребителей» организации независимо от ее организационно-правовой формы, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору, обязаны оказать услугу, качество которой соответствует договору и обязательным требованиям, предусмотренным законом в установленном порядке.
В силу статьи 8 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Согласно п. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Статья 12 Закона предусматривает ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге). Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
Согласно пункту 3 статьи 1, пункту 2 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте Российской Федерации», пункту 15 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 703 от ДД.ММ.ГГГГ, владельцы инфраструктур, обеспечивают функционирование железнодорожного транспорта исходя из следующих принципов: устойчивость работы железнодорожного транспорта; доступность, безопасность и качество оказываемых услуг; развитие конкуренции и становление развитого рынка услуг железнодорожного транспорта; согласованность функционирования единой транспортной системы Российской Федерации.
Как установлено при рассмотрении дела, ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> минут ФИО1 приобрел билет на проезд на поезд типа Ласточка, номер поезда – 7454, станция отправления: Луга, станция назначения: Кондакопшино, станция отправления: Кондакопшино, станция назначения: Балтийский вокзал, тип поездки: «туда – обратно», общей стоимость <данные изъяты> руб.
В соответствии со справкой о предоставлении федеральной льготы, ФИО1 оформил проездной билет без взимания платы.
Данные обстоятельства подтверждаются персонифицированным реестром перевозок за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 55)
В этот же день, истцом было направлено обращение в адрес Северо-Западной региональной дирекции железнодорожных вокзалов филиал ОАО «РЖД», в котором истец просил принять меры относительно сложившейся ситуации, компенсировать моральный вред. (л.д. 63)
ДД.ММ.ГГГГ Дирекция железнодорожных вокзалов на обращение истца ответила, что по фактам, изложенным в обращении, проведено служебное расследование, в ходе которого проверены записи в «Журнале учета отправления или прибытия пассажирских и пригородных поездов», архивные данные системы «Автодиктор» за ДД.ММ.ГГГГ, взяты письменные объяснения с причастных сотрудников. (л.д. 64)
Как далее следует из ответа Северо-Западной региональной дирекции железнодорожных вокзалов филиал ОАО «РЖД», по результатам проведенной служебной проверки установлено, что диктором Балтийского вокзала допущена ошибка, последствием чего стала ситуация, указанная в обращении, с сотрудниками, осуществляющими, проведены дополнительные технические занятия по изучению «Технологии работы информационно-справочного обслуживания на Балтийском вокзале» информирование пассажиров. (л.д. 59).
В соответствии со ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно п. 1 ст. 786 ГК РФ и ст. 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
Заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), сдача пассажирами багажа - багажными квитанциями, сдача отправителями грузобагажа - грузобагажными квитанциями.
Физические лица имеют право приобретать проездные документы (билеты) в любой поезд и любой вагон до указанной ими железнодорожной станции назначения, открытой для осуществления операций по перевозке пассажиров (ст. 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 18-ФЗ).
В силу ст. 85 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 18-ФЗ перевозчик бесплатно обеспечивает пользователя услугами железнодорожного транспорта своевременной и достоверной информацией о времени отправления и прибытия поездов, стоимости проезда пассажиров и перевозок багажа, грузобагажа, времени работы железнодорожных билетных касс, камер хранения, расположении вокзальных помещений, об оказываемых ему услугах, о предоставляемых гражданам определенных категорий льготах.
По смыслу приведенных положений, договор перевозки заключается с целью доставки пассажира из пункта отправления в пункт назначения, и существенными условиям такого договора являются: пункт отправления, пункт назначения, дата и время перевозки, предоставление места в вагоне, провоз багажа и его выдача управомоченным лицам. Организация «путешествий (приключений)» в рамках договора перевозки не осуществляется.
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «РЖД» (владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта) и АО «СЗППК» (перевозчиком) заключен договор № 1-Л об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования, по условиям которого владелец инфраструктуры на условиях определенных договором оказывает перевозчику услуги, подробный перечень которых указан в Приложении N 1. (л.д. 81-92, 93-100)
Как следует из пункта ДД.ММ.ГГГГ владелец инфраструктуры обеспечивает отправление, следование и прибытие поезда в соответствии с графиком движения пригородных поездов.
Согласно пункту 4.1 владелец инфраструктуры в пределах существующих технических возможностей и в соответствии с Типовым технологическим процессом работы железнодорожного вокзального комплекса, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ№р, оказывает Перевозчику следующие услуги: предоставляет места для размещения информации по вопросам организации работы пунктов продажи проездных и перевозочных документов, услугах железнодорожного транспорта, о страховании пассажиров и иной информации (кроме рекламы) в местах, удобных для восприятия пассажиров, с учетом требований нормативных актов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и пожеланий Перевозчика; предоставляет места для размещения оборудования, используемого в технологическом процессе (автоматизированные рабочие места билетного кассира, билетопечатающая техника, транзакционные терминалы самообслуживания и другие) Перевозчика, с учетом удобного использования пассажирами и эффективной эксплуатации.
В соответствии с п. 2.3.1 перевозчик обязуется обеспечить выполнение требований, предусмотренных Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Уставом, Правилами оказания услуг, а также Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№, ПТЭ, Постановлениями Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Правила противопожарного режима в Российской Федерации» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ№), распоряжения ОАО «РЖД» №р (в редакции распоряжения ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ№р) «Единый корпоративный стандарт ОАО «РЖД» предоставления и обслуживания помещений», и другими нормативными документами.
Пунктом ДД.ММ.ГГГГ договора определено, что перевозчик несет ответственность перед владельцем инфраструктуры за соблюдение достоверности предоставляемой информации в запросах на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при перевозке пассажиров в пригородном сообщении о применении регулирования тарифов на перевозки пассажиров и наличии маршрутов, согласованных и не согласованных субъектом Российской Федерации в рамках договора на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
В силу требований ст. 80 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать, в том числе, безопасность перевозок пассажиров, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных вокзалах.
Согласно пункту 9 устава ОАО «РЖД», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ главной целью деятельности общества, является обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли. Другие виды деятельности, в том числе и содержание находящегося в его ведении жилого и нежилого фонда, общество осуществляет в соответствии с пунктом 11 устава для достижения главной цели деятельности.
В соответствии с пунктом 11 Устава ОАО «РЖД», к видам деятельности общества относятся, в том числе оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных услуг, связанных с предоставлением этой инфраструктуры (ее элементов).
При этом, согласно пункту 3.2.1, 3.2.5 Устава АО «СЗППК» к видам деятельности общества относится, в том числе перевозка железнодорожным транспортом пассажиров в пригородном сообщении, обслуживание пассажиров на вокзалах железнодорожных станциях и в пригородных поездах.
Содержание искового заявления ФИО1 указывает на то, что истцом оспариваются действия перевозчика по ненадлежащему предоставлению информации об отправлении электропоезда, ему, как пассажиру.
Как следует из протокола совещания у ответственного дежурного заместителя начальника Балтийского вокзала по транспортной безопасности ФИО3 № № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного в присутствии заместителя начальника вокзала по транспортной безопасности ФИО3, дежурного помощника начальника вокзала ФИО4, диктора ФИО5, произведен разбор по факту не информирования пассажиров о пути отправления электропоезда № сообщением СПб-Луга ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> минут.
В соответствии с «Ведомостью занятия путей» от ДД.ММ.ГГГГ электропоезд № сообщением Санкт-Петербург – Луга отправлением 13 часов 45 минут должен был отправиться со 2 пути из-под оборота электропоезда № сообщением Гатчина Балтийская – Санкт-Петербург в соответствии графиком в 13 часов 45 минут.
ДД.ММ.ГГГГ был допущен случай отсутствия информирования пассажиров об отправлении поезда № сообщением Санкт-Петербург – Луга. Данное обстоятельство произошло из-за невнесения диктором Балтийского вокзала ФИО5 в систему автодиктор информации по отправлению поезда №, в связи с чем указанный поезд отправился без объявления посадки в соответствии с графиком отправления в 13.45.
Из объяснительной диктора Балтийского вокзала ФИО5, она при выставлении пути отправления электропоезда № сообщением Санкт-Петербург-Луга некорректно произвела ввод информации в систему автодиктор, что повлекло за собой отсутствие информации о номере пути на электронных табло и в системе громкоговорящей связи. В 13.44 диктор заметила отсутствие информации по отправлению электропоезда № Санкт-Петербург –Луга, после чего незамедлительно доложила об этом дежурному помощнику начальника вокзала.
Из объяснений дежурного помощника начальника Балтийского вокзала ФИО4 следует, что диктор ФИО5 в 13 часов 45 минут доложила ей, что поезд № Санкт-Петербург – Луга оправился в 13 часов 45 минут со 2 пути без объявления посадки. В адрес Балтийского вокзала обратился 1 пассажир, ему были принесены извинения от лица руководства Балтийского вокзала и предложено отправиться до станции Луга следующим электропоез<адрес> отправлением в 14 часов 57 минут.
В результате проведенного разбора выявлено, что диктор ФИО5 допустила нарушение в части не предоставления информации по отправлению поезда № Санкт-Петербург-Луга отправлением в 13 часов 45 минут пассажирам вокзального комплекса по невнимательности.
По результатам разбора по вышеуказанному факту принято решение рассмотреть вопрос о привлечении диктора ФИО5 за не представление информации пассажирам к дисциплинарной ответственности и провести инструктаж дежурным помощникам начальника вокзала и дикторам по данному случаю; с протоколом ознакомить всех причастных. (л.д. 56)
Вступившим в законную силу решением Лужского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску ФИО1 к ОАО «РЖД» о защите прав потребителей установлено, что ответчик ОАО «РЖД» ненадлежащим образом исполнил принятые на себя обязательства по доведению до сведения пассажиров информации о номере пути отправления электропоезда №, с использованием настенных носителей информации, специальных информационных стендов и системы громкоговорящей связи.
Вышеуказанным решением исковые требования ФИО1 к ОАО «РЖД» о защите прав потребителей удовлетворены частично, с ОАО «РЖД» в пользу ФИО1 взыскана компенсация морального вреда в размере <данные изъяты> руб., штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя, в сумме <данные изъяты> руб., судебные расходы в общей сумме <данные изъяты> коп.
Действительно, в соответствии с п. 6 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, перевозчик обеспечивает своевременное предоставление пользователям услугами (в наглядной и доступной форме) достоверной информации, в том числе:
а) перечень работ и услуг, их стоимость;
б) наименование и место нахождения (юридический адрес) перевозчика, место нахождения подразделения перевозчика, уполномоченного принимать и рассматривать претензии, предъявляемые к перевозчику;
в) сведения о лицензии перевозчика на осуществление перевозок пассажиров, багажа, грузов и (или) грузобагажа (номер, срок ее действия, наименование выдавшего органа);
г) стоимость проезда пассажиров и провоза ручной клади сверх установленной нормы, а также перевозки грузов, багажа, грузобагажа;
д) время отправления и прибытия поездов;
е) сроки продажи проездных документов (билетов);
ж) перечень вещей (предметов), запрещенных к перевозке и хранению в качестве ручной клади, багажа, грузобагажа;
з) время работы билетных и багажных касс, товарных контор и камер хранения ручной клади;
и) расположение вокзальных помещений, мест общего пользования железнодорожных станций, предназначенных для обслуживания пассажиров, работы с багажом, грузобагажом, и мест взвешивания ручной клади;
к) время прибытия на железнодорожную станцию назначения багажа, следующего без перегрузки в пути следования;
л) порядок предоставления мест в комнатах отдыха пассажиров и комнатах матери и ребенка;
м) перечень категорий граждан, которым предоставляется право бесплатного проезда или право оплаты проезда со скидкой в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
н) сведения о договоре (договорах) обязательного и (или) добровольного страхования (номер, дата заключения, срок действия) и страховщике (страховщиках) (наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона);
о) перечень сервисных услуг, входящих в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности;
п) иные сведения об оказываемых услугах.
Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «РЖД» (владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта) и АО «СЗППК» (перевозчиком) заключен договор №-Л об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования, по условиям которого владелец инфраструктуры оказывает перевозчику услуги, подробный перечень которых указан в Приложении № к настоящему договору, в том числе, предоставляет перевозчику право на использование принадлежащих ОАО «РЖД» инфраструктуры железнодорожных путей общего пользования, объектов, зданий, сооружений, оборудования и инвентаря (вокзалы, пассажирские и иные станционные здания, остановочные платформы, перроны), иной необходимой для осуществления перевозок пассажиров и багажа инфраструктуры.
При этом, пункт 4.3.4 договора предусматривает, что владелец инфраструктуры в лице начальника вокзала осуществляет координацию деятельности, связанной с обслуживанием пассажиров и соблюдением правил внутреннего распорядка в помещениях и на территории вокзального комплекса.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства по ранее рассматриваемому делу, установлено, что ОАО «РЖД», являясь владельцем инфраструктуры, ненадлежащим образом исполнил принятые на себя обязательства по доведению до сведения пассажиров информации о номере пути отправления электропоезда №, с использованием настенных носителей информации, специальных информационных стендов и системы громкоговорящей связи.
Исходя из положений ст. ст. 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Пунктом 1 ст. 793 ГК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
По правилам ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 67 ГПК РФ, суд полагает, что оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в соответствии с требованиями Закона «О защите прав потребителей» не имеется, поскольку в контексте рассматриваемого спора в ходе рассмотрения дела не установлено нарушение прав истца как потребителя предоставляемых ему со стороны ответчика услуг.
По аналогичным основаниям с ответчика в пользу истца не подлежит взысканию и штраф, предусмотренный пунктом 6 статьи 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Поскольку исковые требования, заявленные к АО «СЗППК» оставлены без удовлетворения, оснований для возложения на ответчика обязанности, предусмотренной ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по возмещению судебных расходов, понесенных истцом, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.195-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового требования ФИО1 к акционерному обществу «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» о защите прав потребителей, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградском областном суде в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Лужский городской суд Ленинградской области.
Председательствующий: подпись
Решение в окончательной форме изготовлено 07 октября 2020 года
Председательствующий: подпись
Копия верна
Судья Лужского городского суда Е.Е. Егорова
Помощник судьи С.Ю. Гречушкина
Подлинный документ находится в материалах гражданского дела № 2-1066/2020 за 2020 год Лужского городского суда Ленинградской области.
Решение на 14 октября 2020 года в законную силу не вступило.
Судья Лужского городского суда Е.Е. Егорова
Помощник судьи С.Ю. Гречушкина
УИД № 47RS0012-01-2020-001535-52