Дело № 2-1066/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 января 2014 года г.Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Сенченко П.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
с участием представителя заявителя ФИО4, представителя заинтересованного лица Департамента муниципальной собственности администрации <адрес> – ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об обязании Департамента муниципальной собственности администрации <адрес> подготовить распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением об обязании Департамента муниципальной собственности администрации <адрес> подготовить распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка. В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ заместителем директора Департамента муниципальной собственности по формированию объектов недвижимости ФИО6 было подписано местоположение границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Цель предоставления участка под посадку и выращивание сезонных овощных культур. ДД.ММ.ГГГГ в Департамент муниципальной собственности <адрес> были поданы необходимые документы для подготовки распоряжения об утверждении схемы границ земельного участка площадью 755 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, прилегающего к индивидуальному жилому дому и используемого под посадку и выращивание сезонных овощных культур. ДД.ММ.ГГГГ из Департамента муниципальной собственности Администрации <адрес> был получен отказ в утверждении местоположения границ указанного земельного участка. Отказ основан на том, что к заявлению о приобретении права на земельный участок не приложен перечень документов установленный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, подтверждающие обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность, в аренду на условиях, установленных земельным законодательством. Указанным участком заявитель пользуется с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с того момента когда купила земельный участок и индивидуальный жилой дом, находящиеся по этому же адресу. На спорном земельном участке были построены хозяйственные постройки - баня, сараи, навесы, туалет, посажен огород. Полагает отказ Департамента муниципальной собственности администрации <адрес> незаконным, так как ею были приложены все необходимые документы для утверждения схему границ земельного участка. Просит суд обязать Департамент муниципальной собственности администрации <адрес> подготовить ФИО1 распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 755 кв. м., расположенного по адресу: <адрес> для использования под посадку и выращивание сезонных овощных культур.
В судебное заседание заявитель ФИО1 не явилась. О месте и времени судебного заседания уведомлялась своевременно и надлежащим образом. Просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Суд в соответствии со ст. 257 Гражданского процессуального кодекса РФ полагает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившегося истца.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО4 заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что площадь испрашиваемого земельного участка состоит частично из участков № и 12. На кадастровом учете земельный участок не состоит, поэтому площадь примерная.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Департамента муниципальной собственности администрации <адрес> ФИО5 с заявленными требованиями не согласилась. В обоснование возражений ссылалась на то, что в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ схема местоположения границ земельного участка на кадастровой карте (плане) утверждается и выдается органом местного самоуправления. Распоряжением Мэра <адрес> № 3094-р от ДД.ММ.ГГГГ Департаменту муниципальной собственности делегированы полномочия по изданию распоряжений об утверждении схем расположения земельных участков для дальнейшего предоставления земельных участков в аренду с расположенными на них объектами недвижимости, движимыми вещами, земельных участков, прилегающих к индивидуальным жилым домам и используемых под посадку и выращивание сезонных овощных культур. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Департамент муниципальной собственности с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 755 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ заявителю было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку заявителем не было предоставлено документов, наличие которых в соответствующим с действующим законодательством необходимо для предоставления земельного участка в аренду. Так, Приказом Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, в соответствии с которым одним из необходимых документов является копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду. Предоставление таких документов также предусмотрено административным регламентом предоставления государственной и муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов об утверждении схем расположения земельных участков», утвержденным постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 1577. ФИО1 не предоставлено доказательств о первоначальном предоставлении ей вышеуказанного земельного участка либо правоустанавливающих документов, подтверждающих пользование земельным участком на основаниях, предусмотренных действующим законодательством. Свидетельства о государственной регистрации права на жилой дом, а также на земельный участок под жилым домом не могут быть признаны таковыми, поскольку не обосновывают право заявителя на предоставление смежного земельного участка для использования под посадку и выращивание сезонных овощных культур. Кроме того заявителем необоснованна площадь земельного участка. Просит в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав представителей, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3, Конституции Российской Федерации). Таким федеральным законом, регламентирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, является Земельный кодекс РФ.
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного управления относятся управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно п.10 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Таким образом, земельные участки до разграничения их по уровню собственности по факту признаются находящимися в ведении соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления, которым в силу закона предоставлены полномочия по распоряжению землями.
В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления городского округа «<адрес>» отдельными государственными полномочиями <адрес> по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа «<адрес>», государственными полномочиями <адрес> по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа «<адрес>», за исключением полномочий по предоставлению земельных участков для строительства объектов капитального строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства, а также предоставлению земельных участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства, наделены органы местного самоуправления городского округа «<адрес>».
Из материалов дела следует, что ФИО1 на основании договора купли-продажи от 02.07.2007г. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, площадью 600 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.07.2007г., выпиской ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ., а также собственником расположенного на данном земельном участке жилого дома площадью 227 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ., выпиской ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Департамент муниципальной собственности администрации <адрес> с заявлением о подготовке распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 755 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для дальнейшего оформления земельного участка в аренду для использования под посадку и выращивание сезонных овощных культур, приложив к заявлению схему расположения земельного участка, выполненную на кадастровой основе, с актом согласования местоположения границы земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ письмом первого заместителя директора департамента по земельным отношениям № заявителю было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка в связи с не предоставлением заявителем документов согласно п. 7 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №№, т.е. копии документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях установленных земельным законодательством.
Основания, указанные в ответе, судом не могут быть признаны законными.
В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Порядок предоставления земельных участков под посадку и выращивание сезонных овощных культур на земельном участке, прилегающем к индивидуальному жилому дому, установлен постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 2431 "Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории городского округа "<адрес>". Для предоставления земельного участка под посадку и выращивание сезонных овощных культур на земельном участке, прилегающем к индивидуальному жилому дому, заявление подлежит подаче в департамент муниципальной собственности администрации <адрес>.
Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1577 утвержден Административный регламент предоставления государственной и муниципальной услуги "Прием заявлений и выдача документов об утверждении схем расположения земельных участков" (далее – Административный регламент).
Согласно п. 1.3.2, 2.2 Административного регламента исполнение муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка, прилегающего к индивидуальному жилому дому и используемого под посадку и выращивание сезонных овощных культур, осуществляется департаментом муниципальной собственности администрации <адрес>.
Пунктом 2.5 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления услуги. Так, согласно абзаце «а» подп. 2.5.2 Административного регламента определен перечень документов, представляемых заявителем самостоятельно. Документы согласно абзацу «б» подп. 2.5.2 Административного регламента истребуются в порядке межведомственного информационного взаимодействия по межведомственному запросу в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.
В соответствии с подп. 2.5.3 Административного регламента с ДД.ММ.ГГГГ документы, указанные в абзаце "б" подпункта 2.5.2 настоящего регламента, не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе их представить с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Как следует из представленных материалов заявитель обратилась в департамент муниципальной собственности, представив требуемые согласно абзацу «а» подп. 2.5.2 Административного регламента документы, в который не входят указанные в ответе об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка документы.
Судом не могут быть признаны законными ссылки департамента муниципальной собственности на непредставление документов согласно Перечню документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011г. №475, поскольку указанный нормативный правовой акт относится к случаям предоставления земельных участков в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ, т.е. земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения. Заявитель обратился для иных целей - предоставления земельного участка, прилегающего к индивидуальному жилому дому, для использования под посадку и выращивание сезонных овощных культур.
Исчерпывающие перечни оснований для отказа в приеме документов и отказа в предоставлении услуги установлены п. 2.6, 2.7 Административного регламента.
Указанных оснований в ответе заявителю от ДД.ММ.ГГГГ № департаментом муниципальной собственности не указано, надлежащих доказательств их наличия и иных препятствий для осуществления муниципальной услуги в ходе судебного разбирательство суду заинтересованным лицом в нарушение требований ст. 249 Гражданского процессуального кодекса РФ также не представлено.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 28 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
При таких обстоятельствах, отказ Департамента муниципальной собственности администрации <адрес> в предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка является незаконным, нарушает права заявителя на реализую прав по дальнейшему обращению о предоставлении земельного участка для заявленных целей, в связи с чем, суд приходит к выводу обоснованности заявления.
Согласно п. 2.3 Административного регламента результатом предоставления услуги является направление заявителю распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка либо мотивированный отказ в предоставлении услуги. В соответствии с распоряжением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 3094-р полномочия по утверждению схем расположения земельных участков в целях постановки их на государственный кадастровый учет делегированы, в том числе, заместителю мэра города, директору департамента муниципальной собственности, в его отсутствие - и.о. первого заместителя директора департамента муниципальной собственности администрации <адрес> - для дальнейшего предоставления земельных участков, прилегающих к индивидуальным жилым домам и используемых под посадку и выращивание сезонных овощных культур.
В соответствии со ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В связи с изложенным, на Департамент муниципальной собственности администрации <адрес> подлежит возложению обязанность подготовить ФИО1 распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка согласно ее заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 об обязании Департамента муниципальной собственности администрации <адрес> подготовить распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка – признать обоснованным.
Обязать Департамент муниципальной собственности администрации <адрес> подготовить ФИО1 распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка согласно ее заявлению от 11 сентября 2013 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Дата составления мотивированного решения - 22 января 2014 года.
Председательствующий П.В.Сенченко