ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-10670/2015 от 14.01.2016 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело №2-215/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 января 2016 года г.Ставрополь

Промышленный районный суд г.Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Коваленко О.Н.

при секретаре Ходаковой О.И.,

с участием представителя истца ФИО1, действующего по доверенности ФИО2

представителя ответчика – Государственное учреждение – Управление ПФ РФ по <адрес> края ФИО3, действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> края о назначении ежемесячной денежной выплаты, установленной для участников Великой Отечественной войны, перерасчете ежемесячной денежной выплаты с дата,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> края о назначении ежемесячной денежной выплаты, установленной для участников Великой Отечественной войны, перерасчете ежемесячной денежной выплаты с дата.

Исковые требования мотивированы следующим: ФИО1, дата, является женой военнослужащего ФИО4, дата, погибшего дата при исполнении обязанностей военной службы, получала ежемесячную денежную выплату ( далее - ЕДВ) в натуральной форме до датаг., установленную для участников ВОВ, что подтверждается дубликатом свидетельства о заключении брака серии от дата, свидетельством о смерти ФИО4 серии <данные изъяты> от дата, извещением командира в/ч от дата и не отрицается ответчиком.

В связи со смертью мужа Военным комиссариатом <адрес> истцу было выдано удостоверение серии МО от 04.08.2014г. о праве на льготы, предусмотренные законодательством РФ для родителей и жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, как участников Великой Отечественной войны, предусмотренные Законом СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» от 01.08.1989г. , и установленные ст.21 ФЗ «О ветеранах».

Федеральным законом от 22.08.2004г. №122-ФЗ с 01.01.2005г. льготы в натуральном виде были заменены ежемесячной денежной компенсацией, размер которой установлен ФИО1 по категории «член семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы», что является существенным нарушением её прав и охраняемых законом интересов.

Закон СССР от 01.08.1989 г. № 313-1, распространив на родителей и жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, льготы, установленные для участников Великой Отечественной Войны, признал, таким образом, их особый правовой статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты, которые впоследствии, в том числе в связи с принятием Федерального закона “О ветеранах”, не пересматривались и не подвергались сомнению компетентными государственными органами.

С принятием Федерального закона от 22.08.04 г. № 122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой (ЕДВ) (ст.44), размер которой прописан (и меняется с учетом индексации) в п.п. 2 п.4 ст.23.1 Федерального закона “О ветеранах”. ЕДВ представляет собой неотъемлемую составляющую часть социальной поддержки ветеранов и членов их семей, по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий.

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 04.04.07г. № 331-О-П ежемесячная денежная выплата, устанавливаемая родителям и женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 1 января 2005 г., в соответствии с Законом СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны, не может быть ниже размера данной выплаты, назначаемой в соответствии с п.п. 2 п. 4 ст.23.1 Федерального Закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны.

Согласно преамбуле Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ – Закон принят в целях защиты прав и свобод граждан РФ, а также для решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствии с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой, нормы данного закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.

По смыслу ст.23.1 ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ РФ от 22.08.2004г. №122-ФЗ), с принятием которого система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки, в которой ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую часть социальной поддержки ветеранов и членов их семей и направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являющихся получателями натуральных льгот и гарантий.

Кроме того, согласно п.3 ст.11 Закона “О ветеранах” от 12.01.95 г. “№ 5-ФЗ (в ред., действующей до 01.01.2005г.), права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством РФ, не могут быть отменены без равноценной замены, а в соответствии с п.4 ст.11 – ФЗ и иные нормативные правовые акты, законы и нормативные правовые акты субъектов РФ, ограничивающие права и льготы, предусмотренные для ветеранов настоящим ФЗ, являются недействительными.

Тем более, в удостоверении (дубликат) серии МО , выданном ФИО1дата указана информация о том, что представитель настоящего удостоверения имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих, которое действительно на всей территории РФ. Также в данном удостоверении стоит штамп с информацией о том, что представитель этого удостоверения имеет право на льготы, установленные ст.21 ФЗ «О ветеранах» (меры социальной защиты членов семей погибших инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий), что также подтверждает факт законности назначения ФИО1 с дата выплаты ЕДВ в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, что не отрицается ГУ УПФ РФ по <адрес> края.

В связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ ФИО1 должна была иметь право на получение ЕДВ в размере не ниже размера данной выплаты, назначаемой в соответствии с п.п.2 п.4 ст.23.1 ФЗ «О ветеранах» для участников Великой Отечественной войны. Однако, с 01.01.2005г. (даты вступления в законную силу Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ) ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> края указанная ЕДВ была назначена ФИО1 в меньшем размере. Тем самым ей отменили ранее установленные льготы и гарантии без равноценной замены, нарушив ст.1(часть1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции РФ.

Истец обратилась к начальнику государственного учреждения – Управления пенсионного фонда РФ по <адрес> СК ФИО5 о назначении ей ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников ВОВ, а также о перерасчете размера ежемесячной денежной выплаты с дата по настоящее время. Однако, в соответствии с ответом начальника Управления ПФ РФ по <адрес>ФИО5 от дата ей было отказано в назначении ЕДВ, предусмотренном для участников ВОВ с дата в связи с отсутствием справки из военного комиссариата, подтверждающей причинно-следственную связь смерти мужа в дата

Ответ начальника Управления ПФ РФ по <адрес> СК истец считает незаконным, несостоятельным и необоснованным, противоречащим законодательству РФ и нарушающим её конституционные права и охраняемые законом интересы.

Согласно п.2.1 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении порядка осуществления ЕДВ отдельным категориям граждан РФ» от 30.11.2004г. №294 (далее – Приказ) – решение о назначении ЕДВ с 01.01.2005г. лицу, имеющему право на нее территориальный орган Пенсионного фонда РФ принимает на основании сведений органов социальной защиты населения субъектов РФ, предоставленных в 2004г. в рамках Соглашений между Пенсионным фондом РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ об информационном взаимодействии.

Пункт 3 Приказа указывает на то, что в качестве документов, подтверждающих категорию лица, имеющего право на ЕДВ в соответствии с законодательством РФ, принимать удостоверение и (или) справки установленного образца.

В соответствии с п.6 раздела I Общие положения Порядка осуществления ЕДВ отдельным категориям граждан в РФ (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 08.09.2006г. №654) – при осуществлении ежемесячной денежной выплаты территориальный орган ПФ РФ: разъясняет гражданам законодательство РФ; дает оценку сведениям, содержащимся в документах, представленных гражданином для подтверждения права на ЕДВ, а также оценку правильности оформления этих документов; регистрирует граждан, имеющих право на ЕДВ, в системе индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с ФЗ от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»; принимает решения о назначении ЕДВ, распоряжения о перерасчете ее размера; производит начисление суммы ЕДВ с учетом обстоятельств, влияющих на ее размер.

Однако, ГУ-УПФ РФ по <адрес> СК не исполняет обязанностей, возложенных на него Порядком осуществления ЕДВ отдельным категориям граждан в РФ – не разъясняет гражданам законодательство РФ и не дает оценку сведениям, содержащимся в документах, представленных гражданином для подтверждения права на ЕДВ и оценку правильности оформления этих документов. В частности, в данном случае с дата по настоящее время ГУ-УПФ РФ по <адрес> края не довело до истца то обстоятельство, о чем ими было указано только в ответе от дата в частности об отсутствии справки из военного комиссариата <адрес>, подтверждающей причинно-следственную связь смерти мужа истца в дата

Только при обращении в октябре 2015г. с заявлением в ГУ-УПФ РФ по <адрес> СК с вопросом о назначении ФИО1 с 01.01.2005г. ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для категории «родители и жены военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, приравненных к участникам ВОВ», ГУ-УПФ РФ по <адрес> края уведомило истца о том, что ею не представлен какой-либо документ, влияющий на назначение другой, более высшей, категории ЕДВ.

Данное обстоятельство является подтверждением того, что ГУ-УПФ РФ по <адрес> края не исполняет своих обязательств, в связи с чем граждане, имеющие право на получение ЕДВ, десятилетиями не имеют возможности на получение ЕДВ по категории «родители и жены военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, приравненных к участникам ВОВ».

Учитывая, что Пенсионный фонд РФ предоставляет меры социальной поддержки в соответствии с пенсионным законодательством РФ, то согласно п.2 ст.23 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №173-ФЗ выплаты, своевременно не полученные по вине органа, осуществляющего обеспечение, выплачиваются за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. Об этом указано и в п.30 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ» от 30.11.2004г. – ЕДВ, неполученная гражданином своевременно по вине органов, осуществляющих указанную выплату, выплачивается за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Аналогичная позиция изложена в многочисленных решениях судов первой инстанции и в апелляционных (кассационных) определениях судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда, что видно из судебной практики за 2013 -2015гг., а также из судебной практики судов общей юрисдикции других субъектов РФ.

Таким образом, ФИО1, как ранее пользовавшейся льготами в соответствии со ст.7 Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» от дата для участников Великой Отечественной войны, должна быть предоставлена с дата ежемесячная денежная выплата в размере, установленном для категории «родители и жены военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы», приравненных к участникам ВОВ.

Истец считает, что в соответствии с Законодательством РФ она имела и имеет право на получение ЕДВ с дата по настоящее время по категории «родители и жены военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы», в размере, установленном для участников ВОВ.

Доводы начальника Управления ГУ-УПФ РФ по <адрес> края ФИО5 о том, что ФИО1 не имеет права на установление ЕДВ по категории жены погибшего военнослужащего, приравненного к участникам ВОВ, т.к. отсутствует справка из военного комиссариата <адрес>, подтверждающая причинно-следственную связь смерти супруга в 1985г., является несостоятельным, необоснованным, основанным на неправильном толковании законодательства РФ в данной области правоотношений.

Как уже было указано ранее - согласно п.2.1 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении порядка осуществления ЕДВ отдельным категориям граждан РФ» от дата (далее – Приказ) – решение о назначении ЕДВ с дата лицу, имеющему право на нее, территориальный орган Пенсионного фонда РФ принимает на основании сведений органов социальной защиты населения субъектов РФ, предоставленных в дата в рамках Соглашений между Пенсионным фондом РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ об информационном взаимодействии. Пункт 3 данного Приказа указывает на то, что в качестве документов, подтверждающих категорию лица, имеющего право на ЕДВ в соответствии с законодательством РФ, принимать удостоверение и (или) справки установленного образца.

Ранее ФИО1 были предоставлены все необходимые документы для назначения ей ЕДВ по категории «родители и жены военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы», приравненных к участникам ВОВ, включая и удостоверение и справку установленного образца, в связи с чем истцом были исполнены все необходимые действия в соответствии с законодательством СССР и РФ, а отсутствие какого-либо другого документа, в частности, справки военного комиссариата <адрес>, подтверждающей причинно-следственную связь смерти её супруга в дата., не является отсутствием основания для назначения истцу ЕДВ по категории «родители и жены военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы», приравненных к участникам ВОВ. Тем более, сотрудники ГУ-УПФ РФ по <адрес> края, в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей, на протяжении почти 11 лет, с дата по настоящее время, не довели до сведения истца информацию о том, что у нее не хватает справки из военного комиссариата <адрес>, подтверждающей причинно-следственную связь смерти её мужа в дата

Только консультация независимого юриста в октябре 2015г. убедила истца в том, что ГУ-УПФ РФ по <адрес> края нарушает её конституционные права и охраняемые законом интересы, связанные с назначением ей ЕДВ по категории «родители и жены военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы», приравненных к участникам ВОВ, порекомендовав ФИО1 обратиться в ГУ-УПФ РФ по <адрес> края с заявлением о назначении ей с дата ЕДВ по категории «родители и жены военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы», приравненных к участникам ВОВ, и перерасчете истцу ЕДВ с дата по настоящее время.

Тем более, ст.21 ФЗ «О ветеранах» также является подтверждением того, что ФИО1 должна получать льготы и меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) участников ВОВ, т.к. её муж не являлся инвалидом войны и не был ветераном боевых действий. А согласно ч.1 ст.23.1 ФЗ «О ветеранах» право на ЕДВ имеют члены семей погибших(умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий. К данной категории получателей ЕДВ, приравненных к участника ВОВ, относится и ФИО1

В соответствии с пунктами 1-6 Порядка осуществления ЕДВ отдельным категориям граждан в РФ, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития от дата – ЕДВ назначается отдельным категориям граждан по основаниям, определенным в соответствии с ФЗ «О ветеранах», а перечень категорий граждан, имеющих право на получение ЕДВ, определен законодательством РФ и приведен в приложении к настоящему Порядку. При осуществлении ЕДВ территориальный орган ПФ РФ разъясняет гражданам законодательство РФ, принимает заявление об установлении ЕДВ; дает оценку сведениям, содержащихся в документах, представленных гражданином для подтверждения права на ЕДВ и оценку правильности оформления этих документов; принимает решение о назначении ЕДВ, распоряжения о перерасчете ее размера, а также решения об отказе о назначении (перерасчете) ЕДВ на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.

Однако, ГУ-УПФ РФ по <адрес> края, в нарушение требований Порядка осуществления ЕДВ отдельным категориям граждан в РФ не вынесли решения о назначении ФИО1 ЕДВ и распоряжения о перерасчете ее размера с дата по настоящее время, или не приняли решения об отказе о назначении(перерасчете) ЕДВ, установленной формы, а только ограничились простым ответом.

Согласно п.20 Порядка решение как территориального органа ПФ РФ, так и вышестоящего органа ПФ РФ ( по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) может быть обжаловано гражданином в суде.

ФИО1 просит суд: обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края назначить ФИО1 ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественно войны, с датаг. и произвести ФИО1 перерасчет ежемесячной денежной выплаты с датаг. по датаг.

В судебное заседание истец ФИО1, извещенная надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела не явилась, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием ее представителя. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

В судебном заседании представитель истца ФИО1, действующий по доверенности, ФИО2 поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в письменном виде, и просил суд удовлетворить исковые требования ФИО1 в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения- Управление ПФ РФ по <адрес> края показала, что в соответствии с законом СССР от 01.08.1989г. №313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» на истца, как на жену военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, распространялись льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. В связи с принятием ФЗ №122 от 22.08.2004г. некоторые льготы в натуральной форме, право на которые имел истец в соответствии с вышеназванным Законом, а также Законом РФ «О ветеранах», были заменены на денежные компенсации.

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 04.04.2007г. №331-О-П не допускается установление родителям и женам военнослужащих, погибшим при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 01.01.2005г. в соответствии с Законом СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже п.п.2 п.4 ст.23.1 ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны. В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 04.04.2007г. №331-О-П родителям и женам военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы ЕДВ не может назначаться в размере ниже, чем установлено для участников Великой Отечественной войны.

01.01.2005г. и до принятия Определения Конституционного Суда РФ №331-О-П от 04.04.2007г. у территориального органа Пенсионного Фонда не было никаких законных оснований производить выплаты ежемесячной денежной выплаты членам семей погибших военнослужащих в размере, равном ежемесячной выплате ветеранам Великой Отечественной войны.

В соответствии с вышеизложенным, решением Управления ФИО1 установлена ЕДВ по категории «инвалид третьей группы». В выплатном деле ФИО1 отсутствует справка из военного комиссариата <адрес>, подтверждающая причинно-следственную связь смерти её мужа в дата Установить ЕДВ с иной даты законные основания отсутствуют. Просит суд отказать ФИО1 в удовлетворении требований искового заявления.

Суд, выслушав мнения участников процесса, исследовав представленные материалы гражданского дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что ФИО1, дата является женой военнослужащего ФИО4, дата., погибшего дата при исполнении обязанностей военной службы, получала ежемесячную денежную выплату ( далее - ЕДВ) в натуральной форме до датаг., установленную для участников ВОВ, что подтверждается дубликатом свидетельства о заключении брака серии дата от дата, свидетельством о смерти ФИО4 серии от дата, извещением командира в/ч от дата и не отрицается ответчиком.

В связи со смертью мужа Военным комиссариатом <адрес> истцу было выдано удостоверение серии МО от 04.08.2014г. о праве на льготы, предусмотренные законодательством РФ для родителей и жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, как участников Великой Отечественной войны, предусмотренные Законом СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» от дата, и установленные ст.21 ФЗ «О ветеранах».

Статья 7 Закона СССР №313-1 от 01.08.1989г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» предусматривает распространение на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Согласно положениям данной статьи, на истца распространялись льготы в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны.

Закон СССР от 01.08.1989 г. № 313-1, распространив на родителей и жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, льготы, установленные для участников Великой Отечественной Войны, признал, таким образом, их особый правовой статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты, которые впоследствии, в том числе в связи с принятием Федерального закона “О ветеранах”, не пересматривались и не подвергались сомнению компетентными государственными органами, что основывалось, в частности, на предписаниях п.3 ст.11 названного Федерального закона( в редакции, действовавшей до 01.01.2005г.), согласно которому права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством РФ, не могут быть отменены без равноценной замены.

С принятием Федерального закона от 22.08.04 г. № 122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой (ЕДВ), размер которой прописан (и меняется с учетом индексации) в п.п. 2 п.4 ст.23.1 Федерального закона “О ветеранах”. ЕДВ представляет собой неотъемлемую составляющую часть социальной поддержки ветеранов и членов их семей, по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий.

Признание данной нормы абзацем 2 п.6 ст.44 ФЗ от 22.08.2004г. №122-ФЗ утратившей силу не означает, что законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать для отдельных категорий граждан определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты, и не может рассматриваться как допускающий снижение объема мер социальной защиты родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которыми они пользовались до 01.01.2005г. с учетом приобретенного ими в соответствии с союзным законодательством правового статуса- иное означало бы произвольную отмену ряда ранее установленных для данной категории граждан прав, льгот и гарантий, отказ государства от принятых на себя публично-правовых обязательств перед ними без предоставления равноценной компенсации.

Согласно преамбуле Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ – Закон принят в целях защиты прав и свобод граждан РФ, а также для решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствии с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой, нормы данного закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.

По смыслу ст.23.1 ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ РФ от 22.08.2004г. №122-ФЗ), с принятием которого система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки, в которой ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую часть социальной поддержки ветеранов и членов их семей и направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являющихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса.

Поэтому, предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении), должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме.

Следовательно, взаимосвязанные положения ст.23.1 ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22.08.2004г. №122-ФЗ) и п.19 ст.44 ФЗ от 22.08.2004г. №122-ФЗ не могут рассматриваться как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату родителям и женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот в соответствии с предписаниями ФЗ «О ветеранах» и Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» от 01.08.1989г. №313-1, то есть данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны.

Данная позиция отражена в Определении конституционного суда РФ от 04.04.2007г. №331-О-П.

В связи с тем, что объем льгот, получаемых ФИО1, как членом семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, до дата соответствовал объему льгот, установленных для участников Великой Отечественной войны в натуральной форме, то компенсация этих льгот в денежной форме, должна соответствовать этой же категории. Таким образом, истцу ранее, до дата, пользовавшейся льготами в соответствии со ст.7 Закона СССР от дата «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны, должна быть предоставлена ежемесячная денежная выплата в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, именно с дата

Доводы ответчика о том, что ФИО1 не представлены документы, в частности,

справка из военного комиссариата <адрес>, подтверждающая причинно-следственную связь смерти её мужа в 1985г., являются несостоятельными и необоснованными. Согласно п.20 Перечня документов, рассматриваемых территориальным органом ПФ РФ при обращении граждан за ЕДВ, Приложение к Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2004г. , в качестве документов, подтверждающих статус члена семьи погибшего(умершего) инвалида войны, участника ВОВ или ветерана боевых действий либо приравненных к ним лиц, указанных в ст.21 Закона от 12.01.1995г., принимаются удостоверение о праве на льготы, выданное в соответствии с постановлением от 23.02.1981г. и утвержденное Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 18.10.1989г. , либо справка, заменяющая названное удостоверение, либо пенсионное удостоверение с отметкой «вдова(мать, отец) погибшего воина», или справка установленной формы о гибели военнослужащего, либо документы, подтверждающие право члена семьи на пенсию по случаю потери кормильца, относящегося к числу указанных в настоящем пункте ветеранов.

Согласно п.2.1 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении порядка осуществления ЕДВ отдельным категориям граждан РФ» от 30.11.2004г. (далее – Приказ) – решение о назначении ЕДВ с 01.01.2005г. лицу, имеющему право на нее, территориальный орган Пенсионного фонда РФ принимает на основании сведений органов социальной защиты населения субъектов РФ, предоставленных в 2004г. в рамках Соглашений между Пенсионным фондом РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ об информационном взаимодействии. Пункт 3 данного Приказа указывает на то, что в качестве документов, подтверждающих категорию лица, имеющего право на ЕДВ в соответствии с законодательством РФ, принимать удостоверение и (или) справки установленного образца.

Судом установлено, что ФИО1 ранее были предоставлены все необходимые документы для назначения ей ЕДВ по категории «родители и жены военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы», приравненных к участникам ВОВ, включая и удостоверение и справку установленного образца, в связи с чем ею были исполнены все необходимые действия в соответствии с законодательством СССР и РФ в данной сфере правоотношений. Отсутствие какого-либо другого документа, в частности, справки военного комиссариата СК, подтверждающей причинно-следственную связь смерти её супруга в 1985г., не является отсутствием основания для назначения ФИО1 ЕДВ по категории «родители и жены военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы», приравненных к участникам ВОВ. Тем более, сотрудники ГУ-УПФ РФ по <адрес> края, в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей, на протяжении почти 11 лет, с датадата не соизволили довести до сведения ФИО1 информацию о том, что в её выплатном деле не хватает справки из военного комиссариата <адрес>, подтверждающей причинно-следственную связь смерти её мужа в дата

В соответствии с п.6 Порядка при осуществлении ежемесячной денежной выплаты территориальный орган ПФ РФ разъясняет гражданам законодательство РФ; дает оценку сведениям, содержащимся в документах, представленных гражданином для подтверждения права на ЕДВ, а также оценку правильности оформления этих документов. Территориальным органом ПФ РФ данные обязательства в отношении истца не исполнены в полном объеме. Доказательств того, что ГУ УПФ РФ по <адрес> края выполнило возложенную на него обязанность, разъяснило ФИО1 необходимость предоставления дополнительных документов для назначения ЕДВ в размере, установленном для участников ВОВ, с дата настоящее время, нет.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что доводы представителя ГУ УПФ РФ по <адрес> СК о правомерности отказа в назначении ФИО1 ЕДВ в размере, установленном для участников ВОВ, несостоятельны и необоснованны. Абзацем вторым п.20 Порядка осуществления ЕДВ отдельным категориям граждан в РФ, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от дата установлено, что ЕДВ, не полученная гражданином своевременно по вине органов, осуществляющих указанную выплату, выплачивается за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Учитывая, что Пенсионный фонд РФ предоставляет меры социальной поддержки в соответствии с пенсионным законодательством РФ, то согласно п.2 ст.23 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от датаг. №173-ФЗ выплаты, своевременно не полученные по вине органа, осуществляющего обеспечение, выплачиваются за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. Об этом указано и в п.30 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ» от датаг. -ЕДВ, неполученная гражданином своевременно по вине органов, осуществляющих указанную выплату, выплачивается за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Судом установлено, что истец ФИО1 имела право на получение с дата ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны. Однако, ГУ-Управление ПФ РФ по <адрес> края отказалось решить в досудебном порядке вопрос о назначении и перерасчете с дата ЕДВ в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, что подтверждено ответом начальника Управления ПФ РФ по <адрес>ФИО6 от дата

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Иных доказательств, помимо исследованных судом в судебном заседании, ответчиком в обоснование своих возражений на исковое заявление ФИО1, суду не предоставлено.

Исходя из вышеприведенных норм права, учитывая установленные судом обстоятельства и сложившуюся судебную практику, суд считает заявленные ФИО1 требования об обязании Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края назначить ФИО1 ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественно войны, с датаг.; обязании Государственного учреждения– Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края произвести ФИО1 перерасчет ежемесячной денежной выплаты с датаг. по датаг., обоснованными и законными, в связи с чем, подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить в полном объеме.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> края назначить ФИО1 ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, с датаг.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> края произвести ФИО1 перерасчет ежемесячной денежной выплаты с датаг. по датаг.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Промышленный районный суд г.Ставрополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Н. Коваленко