№ 2-1067/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Павловой Е.А., при секретаре Карбушевой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Клыковой ОМ к администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» о признании права пользования жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Клыкова О.М. обратилась в суд с данным иском, указывая в обоснование заявленных требований, что в 2003 году устроилась санитаркой в Верхне-Ангарскую участковую больницу, ей была выделена служебная квартира по адресу: <адрес>. В указанной квартире она зарегистрирована. В связи с закрытием больницы, она была переведена сторожем ФАП с.Кумора. Указанный дом был принят в эксплуатацию в 1977 для работников поликлиники. Она открыто пользуется указанным помещением, несет бремя его содержания. Считает, что законно вселилась в указанное помещение, проживает в нем с 2003 года. Претензий со стороны администрации села Кумора, Нижнеангарской ЦРБ, администрации МО «Северо-Байкальский район» не имеется. С 30.07.2018 квартира включена в реестр муниципальной собственности ответчика. Просит признать за ней право пользования жилым помещением.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Ользонова Т.К. доводы изложенные в иске поддержала, суду пояснила, что установление права пользования жилым помещением гр.Клыковой О.М. необходимо для заключения договора социального найма. Так как ранее указанная квартира ей была выделена как работнику больницы, при этом, никаких документов истцу со стороны больницы не было предоставлено, ни ордера, ни решения профкома. Проживает истец в квартире по настоящее время, несет бремя его содержания, хочет узаконить проживание в указанной квартире.
В судебном заседании истец Клыкова О.М. не явилась, надлежаще извещена.
Представитель ответчика администрации МО «Северо-Байкальский район» по доверенности Горбачева Ж.В. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представители третьих лиц ГБУЗ Нижнеангарская ЦРБ», администрация МО СП «Куморское эвенкийское» в судебное заседание не явились, надлежаще извещены.
Суд, с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;
5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;
6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Судом установлено, что Клыкова О.М. с 05.02.2003 по 03.10.2006 имела регистрацию по месту жительства <адрес>, с 03.10.2006 по настоящее время имеет регистрацию по месту жительства <адрес>, что подтверждается справкой с МП ОП по Северо-Байкальскому району от 31.07.2018.
Клыкова О.М. работала в Нижнеангрской ЦРБ в должности санитарки Верхне-Ангарской участковой больницы с 01.03.2003 года по 25.07.2003 год, с указанной даты переведена поваром-прачкой Верхне-Ангарской участковой больницы до 02.08.2004, с указанной даты переведена санитаркой Верхне-Ангарской участковой больницы, где работала до 01.11.2009 года.
Согласно требований истца, и показаний представителя, жилое помещение <адрес> было предоставлено Клыковой О.М. Нижнеангарской ЦРБ как служебное помещение.
Однако документов подтверждающих, что указанное помещение было предоставлено по договору специализированого найма служебного помещения, ордера на жилое помещение, решения профкома или иного документа подтверждающего право на вселение стороной истца суду не предоставлено.
В соответствии со справкой № от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ РБ «Агентство развития жилищного строительства, коммунального комплекса и энергоэффективности по РБ» на спорное жилое помещение отсутствуют сведения о праве собственности.
Согласно технического паспорта на дом <адрес> составленного по состоянию на 05.06.2003 дом состоял на балансе Нижнеангарской ЦРБ. В соответствии со справкой Нижнеангарской ЦРБ от 31.10.2018 указанное жилое помещение на балансе учреждения не состоит. Решением Совета депутатов МО «Северо-Байкальский район» от 25.07.2018 № указанный дом включен в реестр муниципальной собственности.
Администрация МО «Северо-Байкальский район» ответом от 22.10.2018 отказала Клыковой О.М. в заключении договора социального найма на спорное жилое помещение ввиду отсутствия правоустанавливающих документов.
Как установлено судом, Клыкова зарегистрировалась в спорном жилом помещении 03.10.2006. На момент регистрации действовал Жилищный кодекс РФ, вступивший в действие с 01.03.2005 года.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма, как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как установлено в судебном заседании, истец с заявлением о предоставление ей жилого помещения до 01.03.2005 г. в органы местного самоуправления не обращалась, так и то, что после вступления в законную силу Жилищного кодекса Российской Федерации истец так же не обращалась в органы местного самоуправления о признании ее малоимущей.
Согласно справки администрации МО СП «Куморское эвенкийское» от 09.04.2018 Клыкова О.М. фактически проживала в спорном жилом помещении с 2003 года, так же согласно похозяйственней книги вела личное подсобное хозяйство на земельном участке по адресу <адрес>.
Однако, согласно нормам жилищного законодательства, действующего до 01.03.2005 жилые помещения предоставляются гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.
В случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, работникам медицинских, культурно-просветительных учреждений, предприятий общественного питания и других предприятий, учреждений, организаций, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилые помещения предоставляются предприятиями, учреждениями, организациями, коллективы которых они непосредственно обслуживают, наравне с рабочими и служащими этих предприятий, учреждений, организаций.
Согласно ст.44 Жилищного Кодекса РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам в домах общественного жилищного фонда по совместному решению органа соответствующей организации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответственно районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.
В соответствии со ст. 47 Жилищного Кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Таким образом, стронной истца не предоставлено доказательств, что спорное жилое помещение было выделено Клыковой на основании совместного решения администрации и профсоюзного комитета организации, ордера, которое, в свою очередь, должно было быть утверждено исполнительным комитетом районного или городского Совета народных депутатов, в соответствии со ст. 47 Жилищного Кодекса РСФСР, соответственно не имеется доказательств, что данное помещение было предоставлено истцу на праве постоянного пользования.
Иных оснований для возникновения права пользования истцом спорным жилым помещением, суду не предоставлено.
Таким образом, исходя из вышеуказанных норм законодательства и установленных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу, что исковые требования истца по основаниям, указанным в иске удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Клыковой ОМ к администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» о признании права пользования жилым помещением оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Бурятия через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 06.11.2018 года.
Судья Е.А. Павлова