ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1067/18 от 25.04.2018 Усольского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 апреля 2018 года город Усолье-Сибирское

Усольский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Демидова Г.Г., при секретаре Морозовой О.А., с участием представителя истца помощника прокурора г. Усолье-Сибирское Лабовой Н.П., представителя ответчика Макаровой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1067/2018 по иску прокурора города Усолье-Сибирское в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Усольехимпром» о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой города Усолье-Сибирское проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в обществе с ограниченной ответственностью «Усольехимпром», оказывающем негативное воздействие на окружающую среду Байкальской природной территории. Проверкой установлено, 29 и ДД.ММ.ГГГГ обследована акватория и водоохранная зона Братского водохранилища (р. Ангара), расположенная в районе <адрес>, (ОАО «Усольские мясопродукты») г. Усолье-Сибирское. В границах водоохраной зоны Братского водохранилища (р. Ангара) в районе указанного адреса, расположен выпуск промышленно-ливневых сточных вод ООО «Усольехимпром» в Братское водохранилище (р. Ангара) (далее выпуск ООО «УХП»). Промышленно-ливневой коллектор выполнен из железобетонных труб Ду – 2,0 м, проложен под землей (в границах кадастрового квартала 38:31:000004 по направлению с юго-запада на северо-восток) и заканчивается надземным лотком (монолитное железобетонное сооружение в форме трапецеидальной чаши) на расстоянии от водного объекта (Братского водохранилища (р. Ангара) ? 1-2 м. На даты обследования (29 и ДД.ММ.ГГГГ) установлено наличие стоков по выпуску ООО «УХП», имеющих темно-серую – черную цветность, запах, характерный для хозяйственно-бытовых сточных вод, большое количество взвешенных веществ. Поток сточных вод по выпуску ООО «УХП» имел бурный характер течения. В соответствии с информацией территориального отдела водных ресурсов по Иркутской области Енисейского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ, представленной в Управление Росприроднадзора по Иркутской области, ООО «Усольехимпром» не имеет зарегистрированного в государственном водном реестре права пользования на водный объект (Братское водохранилище (р. Ангара). ООО «Усольехимпром» не имеет разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду. Вместе с тем, в соответствии с договором № И-23024/3 от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет прием промышленно-ливневых вод ТЭЦ-11 филиала ПАО «Иркутскэнерго» в коллектор и далее осуществляет сброс указанных промышленно-ливневых вод (сточных вод) по выпуску № 1 ООО «Усольехимпром» в водный объект – Братское водохранилище (река Ангара). В ходе осмотра, в целях определения негативного воздействия на водный объект (р. Ангара) филиалом «ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» - г. Иркутск выполнен отбор проб сточной воды, поступающей по выпуску ООО «УХП» в водный объект (р. Ангара) и природных вод Братского водохранилища (р. Ангара). Результаты исследования отражены в заключении специалиста Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с указанным заключением, на даты отбора проб сточных вод ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ концентрация загрязняющих веществ в сточных водах, поступающих в Братское водохранилище (р. Ангара) по выпуску ООО «УХП», превышает предельно допустимую концентрацию загрязняющих веществ в водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденного Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно результатам анализа проб природной воды фоновый и контрольный створы установлено негативное воздействие на водный объект (р. Ангара) сточных вод, поступающих по выпуску ООО «УХП». На дату ДД.ММ.ГГГГ концентрация загрязняющих веществ в контрольном створе р. Ангара (140 м ниже выпуска ООО «УХП») превышает фоновое значение (350 м выше выпуска ООО «УХП») по следующим загрязняющим веществам: БПК5 в 1,8 раза, нитрит-ион в 2 раза, нитрат-ион в 2 раза, сульфат-ион в 1,2 раза. На дату ДД.ММ.ГГГГ концентрация загрязняющих веществ в контрольном створе р. Ангара (140 м ниже выпуска ООО «УХП») превышает фоновое значение (350 м выше выпуска ООО «УХП») по следующим загрязняющим веществам: БПК5 в 2 раза, сульфат-ион в 1,2 раза. Согласно протоколам измерений гидрологических характеристик от 07.09.2017 года № Б699ГХ, № Б 700ГХ на момент отбора проб сточной воды, поступающей по выпуску № 1 ООО «УХП» в Братское водохранилище (р. Ангара) ДД.ММ.ГГГГ в 16-10 часов расход составил 0,2233 куб.м/с, в 18-40 часов расход составил 0,2122 куб.м/с, ДД.ММ.ГГГГ в 17-00 часов расход составил 0,2102 куб.м/с. Сброс сточных вод с содержанием загрязняющих веществ, превышающим предельно допустимую концентрацию, установленную нормативами качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденные Приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ, является нарушением требований частей 4, 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации. ООО «Усольехимпром» осуществляет использование части акватории водного объекта, в целях сброса сточных вод в отсутствие документов на право пользования водным объектом, что является нарушением требований пункта 2 части 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации. ООО «Усольехимпром» не имеет разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, что является нарушением части 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Проверкой установлено негативное воздействие на водный объект (р. Ангара) сточных вод, поступающих по выпуску № 1 ООО «УХП». Управлением Росприроднадзора по Иркутской области выполнен расчет вреда, причиненного водному объекту р. Ангара, как объекту охраны окружающей среды в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утв. приказом МПР России от ДД.ММ.ГГГГ. Размер вреда р. Ангара сбросом загрязняющих веществ составил 11714620 рублей. Поверхностный водный объект - «река Ангара», используемый ответчиком, расположен в границах территории муниципального образования «город Усолье-Сибирское», в связи с чем сумма возмещения по требованию истца о возмещении вреда, причиненного данному водному объекту, подлежит зачислению в бюджет муниципального образования «город Усолье-Сибирское» - по месту причинения вреда окружающей среде.

Просит взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Усольехимпром» в бюджет муниципального городского округа муниципальное образование «город Усолье-Сибирское» в счет возмещения ущерба, причиненного окружающей среде 11 714 620 рублей.

Помощник прокурора Лабова Н.П. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме

Представитель ответчика – конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Усольехимпром» Долгополова С.А. по доверенности (л.д. 186, том 2) Макарова К.В. иск не признала, пояснила суду, что соответствии с вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области коллектор является муниципальной собственностью, хозяйственная деятельность ООО «Усольехимпром» не ведется с 2013 года, возможности обслуживать коллектор у общества нет, сброс сточных вод осуществляется иными участниками хозяйственной деятельности, вины в причинении вреда окружающей среде в действиях либо бездействии ООО «Усольехимпром» нет. Просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области Леонтьев Е.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, (л.д. 62-62), в письменном отзыве просил исковые требования прокурора удовлетворить в полном объеме и рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 59-63).

Выслушав стороны, исследовав в совокупности письменные доказательства по делу, и оценив их в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту ГПК РФ) РФ, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии с п. 4 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ выбросы и сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Как установлено проверкой вышеуказанные требования федерального законодательства обществом не исполняются.

Требованиями ст.ст. 77 и 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

По смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.

Согласно ч.2 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Ответственность за причиненный вред наступает при совокупности условий, которая включает: наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда, а также причинно-следственную связь между противоправными действиями и наступившими неблагоприятными последствиями. Отсутствие одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении ущерба.

При этом, на истца возложено бремя доказывания самого факта причинения вреда и величины его возмещения, причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и наступившими негативными последствиями, а обязанность доказать отсутствие своей вины в причинении вреда лежит на ответчике.

Судом установлено, что прокуратурой города Усолье-Сибирское во исполнение п. 5 поручения Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Пр-1602 Генеральной прокуратуре РФ об усилении надзора за исполнением природоохранного законодательства по итогам совещания по вопросам экологического развития Байкальской природной территории, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с привлечением специалистов Отдела надзора за водными и земельными ресурсами, за ООПТ и РД Управления Росприроднадзора по Иркутской области, отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Забайкальскому краю, с участием специалистов Ангарского и Центрального отделов лабораторного анализа и технических измерений Испытательного центра «ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону» проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в Обществе с ограниченной ответственностью «Усольехимпром», оказывающем негативное воздействие на окружающую среду Байкальской природной территории.

В ходе проверки установлено, что в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ общество с ограниченной ответственностью «Усольехимпром» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, ОГРН 1033802144750. Основным видом деятельности общества с ограниченной ответственностью «Усольехимпром» является производство прочих основных неорганических химических веществ.

С 2012 года производственная деятельность общества с ограниченной ответственностью «Усольехимпром» фактически прекращена.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07.08.2017 года по делу № А19-7887/2016 общество с ограниченной ответственностью «Усольехимпром» признано банкротом, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Усольехимпром» (далее ООО «Усольехимпром») открыто конкурсное производство сроком до 07.02.2018 года. Конкурсным управляющим назначен - Долгопалов С.А. (л.д. 30-40, том 2)

Так, 29 и ДД.ММ.ГГГГ обследована акватория и водоохранная зона Братского водохранилища (р. Ангара), расположенная в районе <адрес>, (ОАО «Усольские мясопродукты») г. Усолье-Сибирское Иркутская область.

В границах водоохраной зоны Братского водохранилища (р. Ангара) в районе указанного адреса, расположен выпуск промышленно-ливневых сточных вод ООО «Усольехимпром» в Братское водохранилище (р. Ангара). Промышленно-ливневой коллектор выполнен из железобетонных труб Ду – 2,0 м, проложен под землей (в границах кадастрового квартала 38:31:000004 по направлению с юго-запада на северо-восток) и заканчивается надземным лотком (монолитное железобетонное сооружение в форме трапецеидальной чаши) на расстоянии от водного объекта (Братского водохранилища (р. Ангара) ? 1-2 м.

На даты обследования, 29 и ДД.ММ.ГГГГ, установлено наличие стоков по выпуску ООО «Усольехимпром», имеющих темно-серую – черную цветность, запах, характерный для хозяйственно-бытовых сточных вод, большое количество взвешенных веществ. Поток сточных вод по выпуску ООО «Усольехимпром» имел бурный характер течения.

В соответствии с информацией территориального отдела водных ресурсов по Иркутской области Енисейского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ, представленной в Управление Росприроднадзора по Иркутской области, ООО «Усольехимпром» не имеет зарегистрированного в государственном водном реестре права пользования на водный объект (Братское водохранилище (р. Ангара).

Так же ООО «Усольехимпром» не имеет разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

Вместе с тем, в соответствии с договором № И-23024/3 от ДД.ММ.ГГГГ, осуществляет прием промышленно-ливневых вод ТЭЦ-11 филиала ПАО «Иркутскэнерго» в коллектор и далее осуществляет сброс указанных промышленно-ливневых вод (сточных вод) по выпуску ООО «Усольехимпром» в водный объект – Братское водохранилище (река Ангара).

В ходе осмотра, в целях определения негативного воздействия на водный объект (р. Ангара) филиалом «ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» - г. Иркутск выполнен отбор проб сточной воды, поступающей по выпуску ООО «Усольехимпром» в водный объект (р. Ангара) и природных вод Братского водохранилища (р. Ангара).

В соответствии с результатами, указанными в заключение специалиста Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-56, том 1), на даты отбора проб сточных вод, а именно: на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ концентрация загрязняющих веществ в сточных водах, поступающих в Братское водохранилище (р. Ангара) по выпуску ООО «Усольехимпром», превышает предельно допустимую концентрацию загрязняющих веществ в водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденного Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ, по следующим ингредиентам: - БПК5 в 51,9 раз (проба ДД.ММ.ГГГГ), в 50 раз (проба ДД.ММ.ГГГГ), в 52,3 раза (проба ДД.ММ.ГГГГ); - взвешенные вещества в 110,1 (проба ДД.ММ.ГГГГ), в 48,4 раза (проба от ДД.ММ.ГГГГ), в 60,7 раза (проба ДД.ММ.ГГГГ); - нефтепродукты в 24,2 раза (проба ДД.ММ.ГГГГ), в 26 раз (проба ДД.ММ.ГГГГ), в 25,4 раза (проба ДД.ММ.ГГГГ); - аммоний-ион в 16,6 раз (проба -ДД.ММ.ГГГГ), в 32,2 раза (проба ДД.ММ.ГГГГ), в 31,8 раз (проба ДД.ММ.ГГГГ); - нитрит-ион в 6,6 раз (проба ДД.ММ.ГГГГ), в 37,5 раз (проба ДД.ММ.ГГГГ), в 7,1 раз (проба ДД.ММ.ГГГГ); - фосфат-ион в 7,5 раз (проба ДД.ММ.ГГГГ), в 4,8 раз (проба ДД.ММ.ГГГГ), в 7,3 раз (проба ДД.ММ.ГГГГ); - ртуть в 271 раз (проба ДД.ММ.ГГГГ), в 251 раз (проба ДД.ММ.ГГГГ), в 286 раз (проба ДД.ММ.ГГГГ); - фенолы в 40,8 раз(проба ДД.ММ.ГГГГ), в 37,7 раз (проба ДД.ММ.ГГГГ), в 36,5 раз (проба ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно результатам анализа проб природной воды фоновый и контрольный створы, установлено негативное воздействие на водный объект (р. Ангара) сточных вод, поступающих по выпуску ООО «Усольехимпром», что подтверждается протоколами испытаний вод: № АН480Вп от ДД.ММ.ГГГГ, № АН483Вп от ДД.ММ.ГГГГ.

Так, на ДД.ММ.ГГГГ концентрация загрязняющих веществ в контрольном створе р. Ангара (140 м ниже выпуска ООО «Усольехимпром») превышает фоновое значение (350 м выше выпуска ООО «Усольехимпром») по следующим загрязняющим веществам: БПК5 в 1,8 раза, нитрит-ион в 2 раза, нитрат-ион в 2 раза, сульфат-ион в 1,2 раза.

На ДД.ММ.ГГГГ концентрация загрязняющих веществ в контрольном створе р. Ангара (140 м ниже выпуска ООО «Усольехимпром») превышает фоновое значение (350 м выше выпуска ООО «Усольехимпром») по следующим загрязняющим веществам: БПК5 в 2 раза, сульфат-ион в 1,2 раза.

Согласно протоколам измерений гидрологических характеристик от ДД.ММ.ГГГГ № Б699ГХ, № Б 700ГХ на момент отбора проб сточной воды, поступающей по выпуску ООО «Усольехимпром» в Братское водохранилище (р. Ангара) ДД.ММ.ГГГГ в 16-10 часов расход составил 0,2233 куб.м/с, в 18-40 часов расход составил 0,2122 куб.м/с, ДД.ММ.ГГГГ в 17-00 часов расход составил 0,2102 куб.м/с.

Сброс сточных вод с содержанием загрязняющих веществ, превышающим предельную допустимую концентрацию, установленную нормативами качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденные Приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ, является нарушением треболваний частей 4, 5 статьи 56 Водного кодекса российской Федерации, в соответствии с которыми содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.

Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Кроме того, судом установлено, что сообщениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации города Усолье-Сибирское, ООО «Усольехимпром» просило безвозмездно принять в муниципальную собственность внешние сети хозфекальной и промливневой канализации, промливневый коллектор , поскольку они не используются в хозяйственной деятельности предприятия, основными пользователями являются ПАО «Иркутскэнерго» и ООО «АкваСервис», которые обеспечивают жизнедеятельность города и в настоящее время не имеют другой возможности транспортировки своих промышленных и хозфекальных стоков.

Решением Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-6573/2016 от 08.12.2016 года по иску ООО «Усольехимпром» к администрации г. Усолье-Сибирское об обязании принять в муниципальную собственность недвижимое имущество ООО «Усольехимпром», вступившего в законную силу на основании постановления четвертого Арбитражного Апелляционного суда по делу № А10-7209/2016 от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворены исковые требования ООО «Усольехимпром» к администрации города Усолье-Сибирское, на которую возложена обязанность принять в муниципальную собственность следующее недвижимое имущество:

- внешние сети хозфекальной и промливневой канализации, кадастровый (условный) , инвентарный ;

- промливневый коллектор , кадастровый (условный) , инвентарный (л.д. 41-60, 61-81, том 2). В качестве оснований заявленных требований истец указывал, что владеет данным имуществом на праве собственности, но указанные канализационные сети расположены за пределами земельного участка истца, не используются ООО «Усольехимпром», производственная деятельность которого с 2013 года не ведется. При этом, канализационные сети обеспечивают водоотведение от иных юридических лиц, представляющих населению города Усолье-Сибирское услуги по водоснабжению, отоплению, водоотведению.

При вынесении данного решения суд руководствовался тем, что муниципальное образование в целях решения вопросов местного значения могут иметь в собственности имущество, в том числе сети инженерной инфраструктуры водоотведения, используемые для жизнеобеспечения населения муниципального образования. Суд пришел к выводу, что промливневый коллектор и внешние сети хозфекальной и промливневной канализации, принадлежащие ООО «Усольехимпром», напрямую задействованы в обеспечении жизнедеятельности города Усолье-Сибирское, фактически входят в системы водоснабжения и водоотведения города Усолье-Сибирское, указанными сетями ООО «Усольехимпром» пользуются ООО «АкваСервис» и ПАО «Иркутскэнерго», которые обеспечивают город Усолье-Сибирское водоснабжением, водоотведением и отоплением. В ходе рассмотрения дела представитель третьего лица ПАО «Иркутскэнерго» пояснил, что нормальная производственная деятельность ТЭЦ-11 филиала ПАО «Иркутскэнерго» без использования канализационных сетей ООО «Усольехимпром» невозможна. Также судом установлено, что канализационные сети расположены за пределами земельного участка истца, которым хозяйственная деятельность не ведется, в нарушение требований закона были приватизированы ОАО «Химпром», а впоследствии перешли в собственность ООО «Усольехимпром», тогда как в силу закона должны входить в состав имущества муниципального образования город Усолье-Сибирское.

Указанные обстоятельства также подтверждаются письмом ПАО «Иркутскэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «Усольехимпром», в котором указало, что производственная площадка ТЭЦ-11 не имеет альтернативных способов отведения промышленно-ливневых сточных вод, в связи с чем, отказывается подписать соглашение о расторжении договора на оказание услуг по приему, транспортировке и сбросу сточных вод с ООО «Усольехимпром».

Согласно ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Входящие в состав централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения здания и сооружения, включая сети инженерно-технического обеспечения, а также связанные с такими зданиями и сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) должны соответствовать требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Таким образом, судом установлено, что ООО «Усольехимпром» с 2013 года не ведет хозяйственной деятельности, длительное время не эксплуатирует принадлежащие ей внешние сети хозфекальной и промливневой канализации, промливневый коллектор , признано несостоятельным (банкротом), в связи с чем, не имеет как возможности поддерживать техническое состояние данных сетей, так и заинтересованности в их эксплуатации, в связи с отсутствием какой-либо хозяйственной деятельности. При этом, поскольку данные сети необходимы для города Усолье-Сибирское, так как используются другими юридическими лицами, в том числе ПАО «Иркутскэнерго» и ООО «АкваСервис», наделенной статусом гарантирующей организации для централизованной системы водоснабжения и водоотведения постановлением администрации города Усолье-Сибирское от ДД.ММ.ГГГГ, то ООО «Усольехимпром» не могло прекратить эксплуатацию данных сетей, принимало возможные и разумные меры для безвозмездной передачи сетей в муниципальную собственность.

В связи с уклонением от принятия данных сетей в муниципальную собственность, ООО «Усольехимпром» обратилось в суд, решением Арбитражного суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию города Усолье-Сибирское возложена обязанность принять в муниципальную собственность промливневого коллектора , внешних сетей хозфекальной и промливневой канализации. Данное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. В данном случае суд приходит к выводу, что с учетом уклонения администрации города Усолье-Сибирское от принятия в муниципальную собственность указанного имущества, затягивания исполнение вступившего в законную силу решения суда, оснований для возложения обязанности по возмещения вреда окружающей среды на ООО «Усольехимпром» не имеется, поскольку не должно нести риск негативных последствий неисполнения другой стороной вступившего в законную силу решения суда, виновных действий либо бездействия ООО «Усольехимпром» суд не усматривает.

На основании вышеизложенного, суд отказывает истцу в удовлетворении иска.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иску прокурору города Усолье-Сибирское в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Усольехимпром» о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Усольский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья Г.Г. Демидова