ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1067/20 от 17.06.2020 Ленинскогого районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

Дело 2-1067/20г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июня 2020 года г. Махачкала

Ленинский районный суд города Махачкалы Республики Дагестан в составе председательствующего - судьи Айгуновой З.Б., при секретаре судебного заседания - Магомедовой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района г.Махачкалы в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Махачкалы и муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №14» и третьему лицу МКУ «Управление образования» администрации г.Махачкалы о признании бездействий незаконным, обязании выделить финансовые средства для обеспечения учреждения физической охраны для поддержания правопорядка и обязании обеспечить учреждение физической охраной,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Ленинского района г.Махачкалы в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации г.Махачкалы и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» о признании бездействий незаконным, обязании выделить финансовые средства для устранения нарушений требований ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» для обеспечения учреждения физической охраны для поддержания правопорядка в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 №272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии РФ и форм паспортов безопасности таких мест и объектов» и обязании после поступления денежных средств обеспечить учреждение физической охраной для поддержания правопорядка в соответствии с требованиями указанного Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 №272, указав при этом, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований Федерального закона «Об образовании в РФ» и «О противодействии терроризму» в отношении МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14», расположенного по адресу: <...>.

В ходе проверки установлено, что в нарушении требований Постановления №272 МБОУ №14 не обеспечена физической охраной.

Определением Ленинского районного суда г.Махачкалы от 01.04.2020 к участию по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования относительно предмета спора привлечено МКУ «Управление образования» администрации г.Махачкалы.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Махачкалы – Ибрагимова А.М., поддержала исковое заявление по изложенным в нем основаниям.

В судебном заседании представитель ответчика администрации г.Махачкалы – ФИО1 возражала против удовлетворения исковых требований, указав при этом, что администрация г.Махачкалы лишь выделяет финансовые средства для МКУ «Управление образования» администрации г.Махачкалы которая является внутренним подразделением и отвечает по обязательства обеспечения охраной общеобразовательных учреждений.

В судебном заседании ответчик директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» - ФИО2 признал исковые требования, пояснив при наличии финансирования обеспечить образовательное учреждение охраной.

В судебном заседании представитель третьего лица МКУ «Управление образования» администрации г.Махачкалы – ФИО3 возражала против удовлетворения иска, указав при этом, что исковое заявление прокурора основано на Постановлении Правительства РФ от 25.03.2015 №272, при этом данное постановление не распространяется на общеобразовательные учреждения, поскольку согласно информации МВД общеобразовательная школа не относится к категории объектов массового пребывания людей. Также пояснила, что в отношении МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» существует муниципальная программа по противодействию терроризму, где заложено финансирование для обеспечения физической охраной в период с 2020 по 2023 гг. На основании изложенного считают, что доводы истца, основанные на Постановлении Правительства РФ от 25.03.2015 №272 являются необоснованными.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона 06.03.2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Как установлено из материалов дела МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» создано в соответствии с ГК РФ, ФЗ «О некоммерческих организациях» и законом РФ «Об образовании в РФ». Учредителем и собственником имущества учреждения является муниципального образования городского округа с внутригородским делением "город Махачкала".

Согласно п. 2 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 года N 272 перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований определяется соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии с п. 6 Требований категорирование мест массового пребывания людей проводится в целях установления дифференцированных требований к обеспечению их безопасности с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения в местах массового пребывания людей террористических актов и их возможных последствий.

Пункт 8 Требований предусматривает, что для проведения категорирования места массового пребывания людей решением руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, создается межведомственная комиссия по обследованию места массового пребывания людей.

Согласно п. 13 Требований результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования места массового пребывания людей, который составляется в 6 экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и является неотъемлемой частью паспорта безопасности места массового пребывания людей.

Пунктом 10 Требований, утвержденных Постановлением N 272, в зависимости от возможных последствий совершения террористического акта в местах массового пребывания людей устанавливаются четыре категории объектов. В зависимости от обстановки, складывающейся в районе расположения места массового пребывания людей, комиссией может быть принято решение о присвоении месту массового пребывания людей категории выше или ниже, чем это предусмотрено пунктом 10 настоящих требований (п. 12 Требований).

Ссылку истца на Постановление Правительства РФ от 25.03.2015 №272, которым утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территории), подлежащих обязательной охране полицией, и формы паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), суд находит необоснованной, поскольку положения данного Постановления распространяются на места массового пребывания людей, перечень которых определяется органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД РФ и МВД по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Между тем, на день рассмотрения дела судом в соответствии с Постановлением администрации г.Махачкалы от 04.05.2018 №505 (ред. От 20.03.2020) «Об утверждении Перечня мест массового пребывания людей и объектов (территорий), расположенных на территории города Махачкалы общеобразовательные учреждения в перечень массового пребывания людей на территории города Махачкалы не входят.

Более того в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ прокурором не представлен акт обследования и категорирования здания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14», а также какие-либо доказательства того, что представитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» был включен в состав комиссии по обследованию здания школы. При этом п. 9 Требований обязывает включать в состав комиссии собственника места массового пребывания людей или лицо, использующее место массового пребывания людей на ином законном основании.

Таким образом, вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о преждевременности и необоснованности заявленных прокурором исковых требований, так как без отнесения учреждения к месту массового пребывания людей и без его категорирования, невозможно возложить на ответчиков обязанность совершить конкретные мероприятия по антитеррористической защищенности в соответствии с требованиями, указанными в Требованиях, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 года N 272.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований заместителя прокурора Ленинского района г.Махачкалы в интересах неопределенного круга лиц со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 25.03.2015 №272, отсутствуют.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления заместителя прокурора Ленинского района г.Махачкалы в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Махачкалы и муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №14» и третьему лицу МКУ «Управление образования» администрации г.Махачкалы о признании бездействий незаконным, обязании администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкал» в срок 90 дней после вступления решения суда в законную силу выделить финансовые средства для устранения нарушений требований ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» для обеспечения учреждения физической охраны для поддержания правопорядка в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 №272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии РФ и форм паспортов безопасности таких мест и объектов» и обязании муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14» после поступления денежных средств обеспечить учреждение физической охраной для поддержания правопорядка в соответствии с требованиями указанного Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 №272, отказать.

Резолютивная часть оглашена 17 июня 2020 года.

В мотивированном виде решение изготовлено 25 июня 2020 года

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения в окончательной формулировке через Ленинский районный суд г.Махачкалы.

Председательствующий Айгунова З.Б.