УИД 04RS0007-01-2021-001072-81 Дело № 2-1067/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 марта 2021 года г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Мотошкиной О.В., при секретаре Дамбиевой Д.Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Кабанского района Республики Бурятия в интересах ФИО1 к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения, пригодного для проживания, взамен ранее предоставленного жилого помещения,
установил:
Прокурор Кабанского района Республики Бурятия, обращаясь в суд в интересах ФИО1, просит обязать ответчиков Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» предоставить ФИО1 жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения, пригодное для проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам, взамен предоставленного ранее жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 относится к категории детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. *** ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» с ФИО1 заключен договор найма специализированного жилого помещения ..., расположенного по адресу: <адрес>, сроком на 5 лет до ***. Экспертным заключением ООО «Единый экспертно-правовой центр» ... от *** состояние жилого дома оценено как аварийное.
Определением суда от *** к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.
В судебном заседании представитель прокурора по доверенности ФИО2 поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Представитель ответчиков Министерства, ГБУ РБ «РРЦ «Семья» ФИО3 исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать. Мотивировала тем, исполнение требований об обязании ответчиков предоставить истцу жилое помещение невозможно без участия Минстроя РБ. Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, строительно-техническая экспертиза не отвечает требованиям допустимости доказательств, в противном случае имеет место подмена полномочий межведомственной комиссии. Кроме того, истец узнал о нарушении своего права в 2016-2017 гг., исковые требования поданы по истечению срока давности в связи с чем ходатайствовала о прекращении производства по делу.
Третье лицо Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежаще и заблаговременно, в судебное заседание своего представителя не направило, причины суду не известны.
Заслушав стороны лиц, исследовав представленные в материалы дела доказательства, приходит к следующему.
В силу абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту – Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Пунктом 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ определено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со ст. 8 Закона.
Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение определены Законом Республики Бурятия от 11.10.2012 № 2897-IV «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия».
В соответствии со ст. 6 данного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются уполномоченным Правительством Республики Бурятия органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.
В соответствии с п.п. 3, 4, 5 п. 3.21 Положения «О Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия», утвержденного постановлением Правительства РБ от 06.03.2014 № 88, Министерство уполномочено на формирование и ведение общего (сводного) списка (реестра) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений; предоставление на территории Республики Бурятия жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 109 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту – ЖК РФ) установлено, что предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Требования для жилых помещений специализированного жилищного фонда установлены Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
Пунктом 4 данного Положения предусмотрено, что жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Как установлено судом, истец ФИО1 относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Во исполнение приведенных выше положений закона Министерством предоставлено ФИО1 жилое помещение специализированного жилищного фонда по адресу: <адрес>.
*** между ГБУ РБ «РРЦ «Семья» и ФИО1 заключен договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда ..., в тот же день подписан Акт приема-передачи жилого помещения.
Постановлением Администрации МО «Кабанский район» от *** ФИО1 в связи с предоставлением жилого помещения снят с учета в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением.
Однако в процессе эксплуатации жилого помещения стали проявляться дефекты, допущенные при строительстве дома. Как следует из заявления ФИО1 от *** в представленном жилом помещении он не проживает, так как оно не пригодно для проживания. Выявлены следующие дефекты: не утеплен пол, помещение не вентилируется, появились трещины в стене, вода не пригодна для питься, не утеплена крыша.
Кроме того, согласно заключения эксперта «Единый экспертно-правовой центр» ... от *** состояние жилого дома оценено как аварийное.
Приведенные сторонами доводы и исследованные судом доказательства в их совокупности свидетельствуют о том, что предоставленное истцу жилое помещение является аварийным, опасным для проживания, непригодно для постоянного проживания. Жилое помещение изначально, с момента его принятия во исполнение государственных контрактов и предоставления истцу, являлось непригодным для проживания.
Поскольку жилое помещение, предоставленное истцу, непригодно для проживания, что свидетельствует о невозможности проживания в нем, требование прокурора о предоставлении истцу жилого помещения взамен непригодного для проживания подлежит удовлетворению.
Ответчики в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представили каких-либо доказательств, опровергающих приведенные стороной истца доводы и представленных ими доказательств.
Установленные по делу фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что уполномоченным органом исполнительной власти РБ Министерством социальной защиты населения РБ возложенная законом обязанность по предоставлению истцу жилого помещения пригодного для постоянного проживания граждан, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства надлежаще не исполнена.
Поскольку в силу п. 8 Положения о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства РБ от 31.03.2005 № 102 уполномоченным органом исполнительной власти Республики Бурятия по обеспечению предоставления детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений является именно Министерство, и оно осуществляет реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социальной защиты населения Республики Бурятия, обязанность по восстановлению нарушенного права истца должна быть возложена именно на него.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для возложения обязанностей на ГБУ РБ «РРЦ «Семья» не имеется, в удовлетворении исковых требований к ГБУ РБ «РРЦ «Семья» надлежит отказать.
Доводы представителя ответчиков о том, что исполнение требований невозможно без участия Минстроя РБ на выводы суда об обоснованности заявленных требований не влияют, поскольку уполномоченным органом исполнительной власти Республики Бурятия по обеспечению предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда является Министерство социальной защиты населения РБ. При рассмотрении спора суд в силу статей 55 и 60 ГПК РФ вправе принять любые средства доказывания, предусмотренные процессуальным законодательством, в том числе выводы экспертизы, проведенной в рамках уголовного дела. В части доводов об истечении срока исковой давности суд полагает необходимым отметить, что спорные правоотношения являются длящимися, недостатки жилого помещения проявились в процессе эксплуатации, достоверно о нарушении своих прав истец узнал после проведенной экспертизы. В связи с чем, данные доводы являются несостоятельными.
Поскольку Министерством обязанность по предоставлению истцу жилого помещения, пригодного для проживания, не исполнена надлежаще, истец фактически жильем не обеспечен, на Министерство надлежит возложить обязанность по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного фонда, пригодного для проживания, отвечающего требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам взамен ранее предоставленного жилого помещения
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Кабанского района Республики Бурятия в интересах ФИО1 удовлетворить частично.
Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам взамен предоставленного ему ранее жилого помещения по адресу: <адрес>.
В удовлетворении требований к ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ.
Решение суда в окончательной форме принято 30.03.2021.
Судья О.В.Мотошкина