ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1067/2022 от 06.10.2022 Дивногорского городского суда (Красноярский край)

№2-1067/2022

УИД 24RS0012-01-2022-001023-61

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 октября 2022 года г. Дивногорск

Дивногорский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Пашковского Д.И.,

с участием помощника прокурора г. Дивногорска Федоровой Т.А.,

при секретаре Аксеновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Дивногорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Дивногорска и Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Библиотека-музей В.П. Астафьева» о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность объекта,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Дивногорска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г.Дивногорска и Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Библиотека-музей В.П. Астафьева» (далее МБУК «Библиотека-музей В.П. Астафьева»), мотивируя тем, что прокуратурой г. Дивногорска проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму в деятельности образовательных организаций. По результатам проверки установлено, что учреждению МБУК «Библиотека-музей В.П. Астафьева», расположенного по адресу: <адрес>, присвоена третья категория.

В нарушение подпункта «з» пункта 25 Постановления № 176 в данных учреждениях культуры отсутствуют системы экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Указанные нарушения непосредственно влияют на уровень антитеррористической защищенности объекта, препятствуют достижению целей и задач законодательства о противодействии терроризму, а также способствуют реализации угроз террористического характера. В связи с выявленными нарушениями законодательства о противодействии терроризму, прокуратурой города 15.06.2022 внесено представление в адрес МБУК «Библиотека-музей В.П. Астафьева». В настоящее время представление рассмотрено, требования прокурора фактически не удовлетворены, что подтверждается представленным 29.06.2022 ответом о рассмотрении представления прокуратуры, где установлено отсутствие системы экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в учреждении культуры МБУК «Библиотека-музей В.П. Астафьева» в связи с отсутствием финансирования расходов.

В целях соблюдения законодательства о противодействии законодательства о противодействии терроризму МБУК «Библиотека-музей В.П. Астафьева» 08.06.2022 подало в отдел культуры администрации г. Дивногорска заявку на финансирование дополнительных средств по иным целям, не связанным с муниципальным заданием. На состоявшемся 29.06.2022 заседании городского совета депутатов по корректировки бюджета на 2022 год запрашиваемые денежные средства не были выделены.

Таким образом, указанное стало возможным вследствие непринятия администрацией города мер по обеспечению финансирования учреждений культуры в рассматриваемой сфере, фактического самоустранения ответственных должностных лиц администрации города от решения указанного вопроса.

Согласно п. 1.5 Устава МБУК «Библиотека-музей В.П. Астафьева» учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование город Дивногорск. Органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя является отдел культуры администрации города Дивногорска.

Из приведенных правовых норм следует, что исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только учреждений культуры, но и органов местного самоуправления, которые должны финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму.

В связи с чем прокурор г. Дивногорска, просит возложить на администрацию города Дивногорска обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу по финансированию расходов Муниципального бюджетного учреждения культуры «Библиотека-музей В.П. Астафьева» по выполнению мероприятий в целях обеспечения антитеррористической защищенности объекта по оборудованию объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Библиотека-музей В.П. Астафьева» в течение 3 месяцев со дня финансирования администрацией г. Дивногорска выполнить мероприятия в целях обеспечения антитеррористической защищенности объекта по оборудованию объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Прокурор Федорова Т.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации г. Дивногорска надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие и отказать в удовлетворении требований к администрации г. Дивногорска в полном объеме.

Представитель ответчика МБУК «Библиотека-музей В.П. Астафьева» надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, письменно просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требование признала полностью, приобщила к материалам дела письма о дополнительном финансировании при корректировке бюджета.

В силу ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителей ответчиков.

Представитель третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Отдела культуры администрации г. Дивногорска, надлежащим образом извещенные о дате, месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, письменно просила рассмотреть дело в ее отсутствие, что в силу ст. 167 ГПК РФ не является препятствием к рассмотрению дела.

Выслушав прокурора Федорову Т.А., исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.5 ч.1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу п.8 ч.1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Согласно п.п. «а» и «б» п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 35 ФЗ «О противодействии терроризму», Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п.3 ст.5).

Пунктом «д» ст. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 установлено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В соответствии с ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

Постановлением Правительства РФ №176 утвержден комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры (далее - объекты (территории), включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 24 Постановления №176 минимизация возможных последствий и ликвидации угрозы террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством своевременного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о безопасной и беспрепятственной эвакуации, обеспечения технических возможностей эвакуации.

Согласно подпункта «з» пункта 25 Постановления № 176 в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются мероприятия, в том числе, оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

В силу п. 7.1 ч. 1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно ч. 1 ст. 37 Закона № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Дивногорска проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму муниципальных образовательных учреждений, в том числе - МБУК «Библиотека-музей В.П. Астафьева». В ходе проверки установлены нарушения антитеррористической защищенности объекта, а именно: нарушения связанные с отсутствием системы экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

15.06.2022 директору МБУК «Библиотека-музей В.П. Астафьева» внесено представление, по результатам рассмотрения которого в администрацию г. Дивногорска направлена заявка на выделение денежных средств для выполнения необходимых мероприятий.

Согласно п. 13 акта проверки состояния антитеррористической защищенности объектов, находящихся на территории муниципального образования г. Дивногорск и подлежащих антитеррористической защите от 16.09.2022 оборудование объекта системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации - нет.

Представитель ответчика - администрации г. Дивногорска представил письменную позицию, из которой следует, что администрация г. Дивногорска не согласна с заявленными к ней требованиями, поскольку к администрации г. Дивногорска не могут быть предъявлены требования об обеспечении финансирования МБУК «Библиотека-музей В.П. Астафьева» на проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (территорий), прокурор в требованиях не конкретизирует эти объекты (территории), не указывает их местоположение, адресные ориентиры, а также количественные признаки и иные индивидуально определенные характеристики требуемых к выполнению мероприятий. Предъявляемые к администрации требования о финансировании не только являются неисполнимыми ввиду отсутствия их конкретизации, но и сводятся к необоснованному понуждению к включению в проект бюджета города определенных расходов, что является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий. Кроме того, в случае удовлетворения требований к администрации г. Дивногорска, представитель ответчика просит установить разумный срок для исполнения судебного решения, но не менее трех лет, с даты вступления решения в законную силу.

Ответчиками МБУК «Библиотека-музей В.П. Астафьева», администрацией г. Дивногорска суду не представлено каких-либо доказательств выполнения мероприятий антитеррористической защищенности объекта, установленных действующим законодательством.

Таким образом, судом установлено, что на территории МБУК «Библиотека-музей В.П. Астафьева» в нарушение подпункта «з» пункта 25 Постановления № 176 в данных учреждениях культуры отсутствуют системы экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

При изложенных обстоятельствах суд считает заявленные требования прокурора г. Дивногорска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБУК «Библиотека-музей В.П. Астафьева» обоснованным и подлежащими удовлетворению.

При этом доводы администрации г. Дивногорска суд находит необоснованными по следующим основаниям.

Так, в силу п.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями, среди которых создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник, которым является учредитель государственного и муниципального учреждения, организации несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества (п.3 ст. 123.21 ГК РФ).

В силу ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

С учетом изложенного суд находит несостоятельными доводы администрации г. Дивногорска о том, что прокурор при обращении с настоящим иском в суд не конкретизирует объекты (территории), их индивидуальные характеристики требуемых мероприятий, а также доводы о том, что финансирование вышеуказанных действий ограничивает права органа местного самоуправления при включении в проект бюджета муниципального образования определенных расходов.

В связи с отсутствием у ответчика МБУК «Библиотека-музей В.П. Астафьева» денежных средств на приобретение системы экстренного оповещения в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ, суд полагает необходимым на основании приведенных положений закона, возложить на администрацию г. Дивногорска обязанность по финансированию расходов МБУК «Библиотека-музей В.П. Астафьева» по выполнению мероприятий в целях обеспечения антитеррористической защищенности объекта по оборудованию объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, по адресу: Красноярский край, г. Дивногорск, пос. Овсянка, ул. Набережная, д.67, а на МБУК «Библиотека-музей В.П. Астафьева» выполнение этих мероприятий.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить ответчикам: администрации г. Дивногорска, срок для исполнения данного решения суда 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, МБУК «Библиотека-музей В.П. Астафьева» срок для исполнения решения суда 3 месяца со дня финансирования администрацией г. Дивногорска, мероприятий в целях обеспечения антитеррористической защищенности объекта, который по мнению суда, является разумным и достаточным для исполнения данного решения.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Дивногорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Дивногорска и Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Библиотека-музей В.П. Астафьева» о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность объекта, - удовлетворить.

Возложить на администрацию города Дивногорска обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу по финансированию расходов Муниципального бюджетного учреждения культуры «Библиотека-музей В.П. Астафьева» по выполнению мероприятий в целях обеспечения антитеррористической защищенности объекта по оборудованию объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Библиотека-музей В.П. Астафьева» в течение 3 месяцев со дня финансирования администрацией г. Дивногорска выполнить мероприятия в целях обеспечения антитеррористической защищенности объекта по оборудованию объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение 01 (одного) месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Д.И. Пашковский

Мотивированное решение изготовлено 10.10.2022