ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-10682/2023 от 16.01.2024 Балашихинского городского суда (Московская область)

Дело

УИД50RS0-64

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

16 января 2024 года <адрес>

Балашихинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Загребиной С.В.,

при секретаре ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству социального развития <адрес> о признании незаконным и отмене решения, признании права на присвоение статуса многодетной семьи, обязании выдать удостоверение многодетной семьи,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику, в котором просит суд признать решение об отказе в предоставлении Министерством социального развития <адрес> услуги «Присвоение льготного статуса многодетной семье» от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и отменить, признать за семьей ФИО1, состоящей из матери – ФИО1, отца – ФИО2, дочери – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сына – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочери – ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., право на получение удостоверения многодетной семьи, обязать Министерство социального развития присвоить ФИО1 льготный статус многодетной семьи и выдать удостоверение многодетной семьи.

В обоснование требований указано, что решением Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, истцу было отказано в предоставлении государственной услуги «Присвоение статуса многодетной семье».

С данным решением истец не согласна, в связи с чем, вынуждена обратиться в суд с вышеуказанными требованиями.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в судебных заседаниях ранее исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Ответчик - Министерство социального развития <адрес>, в лице представителя Окружного управления социального развития , в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменные возражения на иск, в котором указал, что удостоверение выдается, если все члены многодетной семьи имеют место жительства в <адрес> (п.<адрес>), вместе с тем, истцом ДД.ММ.ГГГГ при обращении в Окружное управление социального развития Министерства социального развития <адрес> с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи, не предоставлялся необходимый документ, подтверждающий место жительства всех членов семьи в <адрес>. Письменные возражения приобщены к материалам дела.

Третье лицо – ОВМ МУ МВД России «Балашихинское» в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежащим образом.

Суд определил, рассмотреть дело в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом.

Исследовав письменные материалы, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" постановлено, что категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, определяют правительства республик в составе Российской Федерации, органы исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Таким образом, каждым субъектом РФ самостоятельно определяется понятие многодетной семьи, порядок оказания и меры социальной поддержки, оказываемые многодетной семье в указанном субъекте РФ.

В <адрес> отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семьи и детей, в том числе многодетных семей, регулируются <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>" (далее - Закон МО -ОЗ).

Согласно положениям статьи 1 Закона МО -ОЗ, его действие распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в <адрес>, за исключением части 3 статьи 16, части 2 статьи 19, статьи 20.12.

В соответствии со статьей 2 Закона МО N 1/2006-ОЗ для целей настоящего Закона под мерами социальной поддержки семьи и детей подразумеваются меры, предоставляемые органами государственной власти <адрес> с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей.

Этой же статьей определены категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке: многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, и их трое и более детей (родившиеся и (или) усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы) в возрасте до 18 лет, а также достигшие совершеннолетия один или несколько детей при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.

Частью 4 статьи 21 Закона МО -ОЗ установлено, что меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании: сведений о льготном статусе многодетной семьи, порядок присвоения которого устанавливается <адрес>, или выдаваемого в связи с присвоением льготного статуса многодетной семье удостоверения многодетной семьи, ранее выданных Уполномоченным органом удостоверений многодетной семьи или удостоверений многодетной матери (отца), а также сведений об указанных удостоверениях.

Сведения о льготном статусе многодетной семьи, о выданных Уполномоченным органом удостоверениях многодетной семьи или удостоверениях многодетной матери (отца) формируются в Единой автоматизированной информационной системе "Социальная защита и социальное обслуживание населения <адрес>" или Единой государственной информационной системе социального обеспечения.

В целях реализации положений части 2 статьи 21 Закона МО -ОЗ постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи, согласно п. 2 которого льготный статус присваивается многодетным семьям - лицам, состоящим в зарегистрированном браке, либо матерям (отцам), не состоящим в зарегистрированном браке, и их троим и более детям (родившимся и (или) усыновленным (удочеренным), пасынкам и падчерицам) в возрасте до 18 лет, а также достигшим совершеннолетия одному или нескольким детям при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения (далее - образовательная организация) и не достигли 23 лет.

Пунктом 3 Порядка установлено, что льготный статус присваивается при наличии места жительства в <адрес> у одного или обоих лиц, состоящих в зарегистрированном браке, либо у матерей (отцов), не состоящих в зарегистрированном браке, и у их не менее трех детей (родившихся и (или) усыновленных (удочеренных), пасынков и падчериц) в возрасте до 18 лет, а также достигших совершеннолетия при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях и не достигли 23 лет.

Подпунктом 3 пункта 37 Порядка предусматривается прекращение льготного статуса.

Действие льготного статуса прекращается в случае изменения родителем (усыновителем) (в случае, если родитель (усыновитель) является единственным) и (или) ребенком, с учетом которого семье присваивается льготный статус, места жительства в <адрес> на место жительства в другом субъекте Российской Федерации или за пределами территории Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

ФИО1 и ФИО2 состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7,8-10).

У истца имеются трое несовершеннолетних детей – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, 23.01.2013г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., (л.д. 12-14, 15-18, 19).

Истец обратился к ответчику с заявлением о присвоении льготного статуса многодетной семье.

Решением Окружного управления социального развития Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предоставлении услуги, в связи с несоответствием ФИО1, категориям лиц, имеющих право на получение услуги.

В обоснование указано, что льготный статус присваивается при наличии места жительства в <адрес> у одного или обоих лиц, состоящих в зарегистрированном браке, либо у матерей (отцов), не состоящих в зарегистрированном браке, и у них не менее трех детей (родившихся и (или) усыновленных (удочеренных), пасынков и падчериц) в возрасте до 18 лет, а также достигших совершеннолетия при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях и не достигли 23 лет. У всех членов семьи в результате межведомственного взаимодействия не подтвердилась регистрация по месту жительства в <адрес> (л.д. 20-21), что также указано в письменных возражениях ответчика (л.д.59-60).

Однако при этом, семья получает меры социальной поддержки, социальные выплаты на детей (л.д.38-41).

Все члены семьи имеют регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес>, микрорайон Заря, <адрес> (л.д.25-29).

ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является воспитанницей дошкольного отделения ГБОУ г.о. Балашиха «Средняя образовательная школа имени Героя Российской Федерации ФИО8», что подтверждается соответствующей справкой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31) и посещает дошкольное учреждение по настоящее время.

ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., обучается МБОУ г.о. Балашиха «Средняя общеобразовательная школа имени Героя Российской Федерации ФИО8» с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32) по настоящее время.

ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., обучается в МБОУ г.о. Балашиха «Средняя общеобразовательная школа имени Героя Российской Федерации ФИО8» с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.33) по настоящее время.

Дети прикреплены к детской поликлинике №<адрес> больницы (л.д.34), в том числе: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ, в том числе ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.34).

В силу ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства признается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Под местом пребывания в силу этой же нормы права понимается - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.

Таким образом, согласно ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации", регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства.

Отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.

Кроме того, в ст. 3 ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" содержится прямое указание, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.

Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что требования ФИО1 не могут быть удовлетворены ввиду того, что регистрация всех членов семьи заявителя не подтвердилась на территории <адрес>, поскольку в материалы дела представлена адресная справка адресной-справочной работы УВМ ГУ МВД России по <адрес>, которая подтверждает факт регистрации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ всех членов семьи ФИО1 по адресу: <адрес>, микрорайон Заря, <адрес>.

Оценив доказательства в совокупности, учитывая, что семье истца по месту регистрации в <адрес> статус многодетной семьи не присваивался, а имеющимися в деле доказательствами подтверждается факт проживания истца с супругом и несовершеннолетними детьми в <адрес>, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания права на присвоение статуса многодетной семьи и выдачи истцу удостоверения многодетной семьи.

В ходе судебного разбирательства было также установлено, что истцом при подаче заявления о предоставлении услуги Присвоение льготного статуса многодетной семье» были представлены документы, подтверждающие проживание всех членов семьи заявителя на территории <адрес>, что подтверждается свидетельствами о регистрации по месту пребывания (л.д. 25-29) на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, представленными в материалы дела.

Данный факт ответчиком не опровергнут, доказательств обратного суду не представлено.

Таким образом, поскольку на дату подачи заявления о выдаче удостоверения многодетной семьи истец предоставила документы о регистрации (проживании) всех членов семьи на территории <адрес> в соответствии с п. 6 вышеуказанного Порядка, суд считает, что решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги «Присвоение льготного статуса многодетной семье» является незаконным и подлежит отмене.

Согласно ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд:

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 к Министерству социального развития <адрес> о признании незаконным и отмене решения, признании права на присвоение статуса многодетной семьи, обязании выдать удостоверение многодетной семьи – удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в присвоении льготного статуса многодетной семьи в <адрес>ФИО1.

Признать за ФИО1 право на присвоение статуса многодетной семьи в составе: ФИО1, ФИО2, несовершеннолетние – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Обязать Министерство социального развития <адрес> выдать ФИО1 удостоверение многодетной семьи.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Балашихинский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С.В. Загребина

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья С.В. Загребина