ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1068/2013 от 02.09.2013 Брянского районного суда (Брянская область)

Дело № 2-1068 /2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 сентября 2013 года г. Брянск

Брянский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Саворинко Г.П.,

при секретаре Евдокимовой Т.И.,

с участием помощника прокурора Брянского района Шидловского В.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению территориальной избирательной комиссии Брянского района (с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования «Снежское сельское поселение») об отмене регистрации кандидата в депутаты Снежского сельского Совета народных депутатов третьего созыва по Снежскому одномандатному избирательному округу ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

Территориальная избирательная комиссия Брянского района (с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования «Снежское сельское поселение») ( в дальнейшем по тексту ТИК Брянского района) обратилась в суд с настоящим заявлением ссылаясь на то, что на основании решения Тик Брянского района от ДД.ММ.ГГГГ гражданка ФИО1 была зарегистрирована кандидатом в депутаты Снежского сельского Совета народных депутатов третьего созыва по одномандатному избирательному округу (от избирательного объединения местного отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Брянского района).

Указала, что в соответствии с положениями п.п. «а» п. 3.2 ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации, осужденные когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, за исключением случаев, когда в соответствии с новым уголовным законом эти деяния не признаются тяжкими или особо тяжкими преступлениями не имеют права быть избранными.

Пояснила, что с целью проверки соблюдения кандидатами требований закона о наличии у них пассивного избирательного права (п.п. «а-в» п. 3.2 ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ), избирательной комиссией был направлен соответствующий запрос в информационный центр УМВД России по Брянской области. ДД.ММ.ГГГГ, то есть уже после регистрации ФИО1 в качестве кандидата в депутаты, в ТИК из ИЦ УМВД России по Брянской области поступили сведения о том, что кандидат ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ была осуждена Фокинским районным судом г. Брянска по ст. 30 ч.3- 228.1 ч.2 п.«б» УК РФ ( 2 эпизода), по ст. 30 ч.1- 228.1 ч.3 п.«г» УК РФ с применением ст. 64 УК РФ к 6 годам лишения свободы. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 от отбывания наказания освобождена условно-досрочно на 1 год 6 месяцев 27 дней. Судимость у ФИО1 не погашена. Сообщили, что совершенные ФИО1 преступления отнесены уголовным законом (как действовавшим на то время, так и новым законом) к категории особо тяжких. То есть гражданка ФИО1 не обладает пассивным избирательным правом, что в силу положений п.п. «а» п.7 ст. 76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является основанием для отмены судом ее регистрации.

Просит отменить регистрацию ФИО1 в качестве кандидата в депутаты Снежского сельского Совета народных депутатов третьего созыва от избирательного объединения местного отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Брянского района по Снежскому одномандатному избирательному округу .

В судебном заседании представители территориальной избирательной комиссии Брянского района ФИО2, ФИО3 поддержали заявление, ссылаясь на те же обстоятельства. Просили заявление удовлетворить. ФИО2 также пояснила, что после выявления факта, что ФИО1 не обладает пассивным избирательным правом, поскольку судима за совершение тяжкого преступления, было незамедлительно созвано заседание ТИК Брянского района. На данном заседании, которое состоялось ДД.ММ.ГГГГ, присутствовал уполномоченный представитель местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Брянского района ФИО4 Ему было доложено о сложившейся ситуации, рекомендовано связаться с кандидатом ФИО1 и предложить ей подать заявление о добровольном снятии своей кандидатуры, чтобы не доводить дело до суда. Однако этим правом данный кандидат не воспользовался.

В судебном заседании представитель избирательной комиссии Брянской области ФИО5 полагал заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании помощник прокурора Брянского района Шидловский В.О. полагал необходимым заявление удовлетворить, поскольку ФИО1 правом быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) не обладает так как была осуждена к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений (относящихся к категории особо тяжких и по новому уголовному закону).

Неявка в судебное заседание прочих лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени заседания, и не просивших об его отложении, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в порядке ч.1 ст. 260.1 ГПК РФ.

Заслушав участников процесса, представителя территориальной избирательной комиссии Брянского района, прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Правовую основу назначения, подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», другие федеральные законы, Закон Брянской области от 26.06.2008 N 54-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Брянской области», иные законы Брянской области и уставы муниципальных образований.

Статья 18 Закона Брянской области от 26.06.2008 N 54-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Брянской области» предусматривает, что на выборах депутатов представительного органа муниципального образования кандидаты могут быть выдвинуты непосредственно и (или) в составе единого списка кандидатов по единому муниципальному избирательному округу в соответствии с настоящим Законом. Непосредственное выдвижение кандидатов осуществляется по одномандатным избирательным округам путем самовыдвижения, а также выдвижения избирательным объединением.

Следующим обязательным этапом избирательного процесса, после выдвижения кандидатов на должность депутатов представительных органов муниципальных образований в Брянской области, является их регистрация. Согласно нормам пунктов 4,5 Закона Брянской области от 26.06.2008 N 54-З соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение требований настоящего Закона при выдвижении каждого кандидата, единого списка кандидатов. По результатам проверки ТИК принимает решение о регистрации либо об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов).

В судебном заседании установлено, что гражданка ФИО1 на основании решения территориальной избирательной комиссии Брянского района (с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования «Снежское сельское поселение») от ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована кандидатом в депутаты Снежского сельского Совета народных депутатов третьего созыва по одномандатному избирательному округу от избирательного объединения местного отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Брянского района.

Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статья 76, приводит перечень оснований для аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов) и т.д. В этой же статье приведен перечень лиц, уполномоченных на подачу соответствующего заявления. В статье 260 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) оговорены сроки обращения в суд с данными заявлениями, которые разнятся в зависимости от вида заявления.

Действующее законодательство (упоминавшаяся выше статья 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…») выделяет несколько способов защиты избирательных прав, различающихся между собой (по основаниям, субъектному составу, срокам).

Так, нормами пункта 7 статьи 76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» предусмотрена возможность подачи заявления об отмене регистрации кандидата. Такое заявление вправе подать избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу. Заявление об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (пункт 5 ст. 78 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…», часть 3 статьи 260 ГПК РФ).

Исчерпывающий перечень оснований для отмены регистрации кандидата приведен в подпунктах «а-и» пункта 7 статьи 76 данного Федерального закона. Так, согласно нормам подпункта «а» пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», на который ссылается избирательная комиссия в обоснование заявления об отмене регистрации кандидата, регистрация кандидата может быть отменена судом по вновь открывшимся обстоятельствам. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата. Список вновь открывшихся обстоятельств, приведенный в п.п. «а» п.7 ст.76 названного закона, является отсылочным к нормам подпунктов «а», «б», «е», «з», «и», «к», «л», «о» пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона (который устанавливает основания отказа в регистрации кандидата). Среди них (подпункт «а» пункта 24 статьи 38) значится отсутствие у кандидата пассивного избирательного права.

В частности Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статья 4, пункт 3.2, подпункт «а» гласит, что не имеют права быть избранными (то есть не обладают пассивным избирательным правом) граждане Российской Федерации осужденные когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, за исключением случаев, когда в соответствии с новым уголовным законом эти деяния не признаются тяжкими или особо тяжкими преступлениями.

Как усматривается из сообщения информационного центра УМВД России по Брянской области за подписью начальника ИЦ ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка города Брянска, была осуждена ДД.ММ.ГГГГ Фокинским районным судом г. Брянска по ст. 30 ч.3- 228.1 ч.2 п.«б» УК РФ (2 эпизода), по ст. 30 ч.1- 228.1 ч.3 п.«г» УК РФ с применением ст. 64 УК РФ к 6 годам лишения свободы ( за преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, представляющих для общества особую опасность). ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 от отбывания наказания освобождена условно-досрочно на 1 год 6 месяцев 27 дней. В силу норм ст. 86 УК РФ судимость у ФИО1 не погашена.

Разграничение категорий преступлений в зависимости от характера и степени общественной опасности дается в статье 15 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). Так преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, превышает три года лишения свободы. Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

Поскольку, преступления за которые ФИО1 была осуждена вступившим в силу приговором суда, а именно преступления, предусмотренные ст. 30 ч.3- 228.1 ч.2 п.«б» УК РФ (2 эпизода), по ст. 30 ч.1- 228.1 ч.3 п.«г» УК РФ отнесены уголовным законом (как действовавшим на то время, так и новым) к категории особо тяжких (за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет), соответственно суд соглашается с доводом ТИК Брянского района, что гражданка ФИО1 не обладает пассивным избирательным правом, следовательно не может, ни при каких условиях, быть избранной в органы государственной власти, органы местного самоуправления. Данное вновь открывшееся обстоятельство является безусловным основанием для отмены регистрации кандидата в силу норм п.п. «а» п.7 ст. 76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», с учетом положений п.п. «а» п.24 ст. 38 настоящего Федерального закона.

Оценив все представленные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что заявление территориальной избирательной комиссии Брянского района обосновано и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198, 209, 321, 261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление территориальной избирательной комиссии Брянского района удовлетворить.

Отменить регистрацию ФИО1 в качестве кандидата в депутаты Снежского сельского Совета народных депутатов третьего созыва от избирательного объединения местного отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Брянского района по Снежскому одномандатному избирательному округу .

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Брянский районный суд в течение пяти дней со дня принятия решения судом.

Председательствующий судья Г.П. Саворинко