ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1068/2013 от 30.09.2020 Березовского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2- 1068/2013 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Берёзовский городской суд Кемеровской области

В составе:

Председательствующего: судьи Левиной Т.А.,

При секретаре: Гараба О.П.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Берёзовском Кемеровской области 30 сентября 2013 года

гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали М-54 «Енисей» Федерального дорожного агентства к ФИО3 <данные изъяты> о возмещении вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесного груза при движении по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения,

УСТАНОВИЛ:

ФКУ«Управление автомобильной магистрали М-54 «Енисей» Федерального дорожного агентства обратилось в суд с иском, просит взыскать с ответчицы в свою пользу плату за провоз тяжеловесных грузов по автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-54 «Енисей» в счет возмещения ущерба, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов в доход федерального бюджета в сумме <данные изъяты> рублей.

Требования обосновывает тем, что в соответствии с п.5.5.2 Постановления Правительства от 30.07.2004 № 398 Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет весовой контроль автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, и организацию на федеральных автомобильных дорогах стационарных пунктов для проведения такого контроля;

В соответствии с п.2.1.1. Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного Приказам Минтранса РВ от 27.04.201 г № 125 Федеральная служба по надзору в сфере транспорта ( далее- Ространснадзор) осуществляет взвешивание транспортных средств, а так же составление актов по результатам взвешивания транспортных средств в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по территории Российской Федерации, на стационарных контрольных пунктах.

В соответствии с п. 6.1. Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации (утв. Минтрансом РФ 27 мая 1996 г.) контроль за соблюдением допустимых весовых параметров и габаритов транспортных средств осуществляют органы управления дорогами, органы Российской транспортной инспекции и Государственной автомобильной инспекции.

На основании вышеуказанного, <данные изъяты> года, в порядке проведения весового контроля на стационарном пункте транспортного контроля <данные изъяты>», расположенном в Республике Тыва, <данные изъяты> ФАД М-54 «Енисей» было осуществлено взвешивание автотранспортного средства <данные изъяты> государственный номер <данные изъяты> количество сближенных осей тягача 2, транспортное средство оборудовано пневматической или эквивалентной ей подвеской, протяженность маршрута 365 км., под управлением ФИО2, принадлежащего ответчику на праве собственности.

В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 8.11. 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"- временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п.3 Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 12.08.2011г. N 211 - временные ограничения или прекращение движения устанавливаются: при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог; в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения; в период повышенной интенсивности движения транспортных средств накануне нерабочих праздничных и выходных дней, в нерабочие праздничные и выходные дни, а также в часы максимальной загрузки автомобильных дорог; в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с Приказом № 82 ФКУ «Упрдор «Енисей» от 06.03. 2012 г. на промежутке дороги М-54 «Енисей» 446+000 - 560+000 км., с 16 апреля по 15 мая 2012 г. установлены временные ограничения движения транспортных средств, предельно допустимые осевые нагрузки, при которых составили: для одиночной оси - 6 тонн, для двухосной тележки - 5 тонн.

Исходя из того, что тележка, принадлежащего ответчику транспортного средства 2- осная, допустимая нагрузка на 2 ось составляет 5 тонн, а с учетом погрешности - 5,13 т., первая ось тягача одиночная - допустимая нагрузка на 1 ось составляет 6 тонн, а с учетом погрешности 6,15 т.

Фактически осевые нагрузки составили: на 1 ось - 8,28 т. на 2 ось - 6,72 т.

Таким образом, результат взвешивания принадлежащего ответчику автомобиля показал превышение вышеуказанных значений осевых нагрузок 1 ось - 34,63%, на 2 ось - 30,99%.

Размер вреда от превышения нагрузок по осям на 100 км, в период временных ограничений в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.20009 г. N934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» при превышении допустимых значений от 30 до 40 %,   составляет 10 960 рублей за одну ось на 100 км.

По результатам взвешивания, проведенного в отношении, принадлежащего ответчику на праве собственности транспортного средства и прицепа составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ №. Данный акт подписан водителем без возражений.

В соответствии с п.5.3.3. Постановления Правительства РФ от 23.07.2004 г. N 374 «Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве» Федеральное дорожное агентство осуществляет расчет платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

Исходя из вышеуказанного, ФКУ Упрдор «Енисей» был осуществлен расчет платы за провоз ответчиком тяжеловесного груза, который с учетом вышеуказанных показателей, с учетом протяженности маршрута и с начислением базового компенсационного индекса текущего года составила <данные изъяты> коп..

Ответчику ДД.ММ.ГГГГ была направлена претензия с требованием добровольной уплаты суммы вреда причиненного ТС. В установленный срок ответчик не ответил на претензию и до настоящего времени не возместил причиненный ущерб.

В соответствии с пп.2, 6 п.1. ст.8 Гражданского кодекса РФ - основанием возникновения гражданских прав и обязанностей являются в том числе, акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, а также причинение вреда другому лицу. Вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п.1 ст. 1064 ГК РФ).

В соответствии со ст. 1082 Гражданского кодекса РФ одним из способов возмещения вреда является возмещение причиненных убытков. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, при этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) (ст. 15 ГК РФ).

В соответствии с п.2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.11. 2009г. № 934 - вред, причиняемый автомобильными дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.

Документов, подтверждающих получение специального разрешения на перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, а так же возмещение ответчиком вреда, причиняемого транспортным средством, при проезде по автомобильной дороге М-54 «Енисей» ответчиком не представлено.

В соответствии с п.3 указанных выше Правил- осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.

Распоряжением Федерального дорожного агентства от 20.12.2012 г. № 1028-р «О закреплении полномочий администратора доходов бюджетной системы Российской Федерации по главе 108 «Федеральное дорожной агентство» за ФКУ Упрдор «Енисей» закреплено полномочие администратора поступлений в бюджет Российской Федерации по доходам, включая по коду классификации: 1081 16 37010017000140 «Поступления сумм в возмещение вреда, причиняемого автомобильным дорогам федерального значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, зачисляемые в федеральный бюджет».

Представитель истца ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования подержал в полном объеме, настаивает на удовлетворении иска.

ФИО3 в судебном заседании иск не признала, пояснила, что являясь собственником автомобиля, предоставила его для перевозки грузов мужу. Договор на перевозку груза не составлялся, какой груз перевозили не контролировала и не знает.

Третье лицо ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что в <данные изъяты> г. он управлял автомобилем <данные изъяты> <данные изъяты>, государственный номер <данные изъяты>, принадлежащим его супруге. Перевозил груз организации «Стандарт-плюс» В фактуре был указан груз 10тонн. Самому определить имеется ли перевес невозможно. Был остановлен на пункте весового контроля в Тыве. При взвешивании установлен перегруз по осям на 2 тонны. Акт взвешивания подписал, так как ему пояснили, что документы составляются на организацию, ему сказали, что будет штраф в размере <данные изъяты> рублей.

Представитель третьего лица межрегионального управления государственного автодорожного надзора по <адрес> и <адрес> службы по надзору в сфере транспорта о судебном заседании извещен надлежащим образом, в ходатайстве направленном в адрес суда просит рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель третьего лица <данные изъяты>» в судебное заседание не явился, по прежнему месту нахождения, администрация общества отсутствует.

Заслушав представителя истца, ответчика, третье лицо ФИО2 исследовав письменные материалы дела, дав оценку собранным доказательствам в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц, и находит исковые требования в обоснованными и подлежащим удовлетворению.

В силу ст. 1082 ГК РФ - удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).

На основании с п.п. 2, 6 ч.1 ст. 8 ГК РФ - гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:

….из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;

… вследствие причинения вреда другому лицу;

Согласно ч.1 ст. 30 ФЗ « Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 08.11.2007 г № 257-ФЗ- временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться:….в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения; в период повышенной интенсивности движения транспортных средств накануне нерабочих праздничных и выходных дней, в нерабочие праздничные и выходные дни, а также в часы максимальной загрузки автомобильных дорог;

В соответствии с ч.3 ст. 30 указанного выше Федерального закона - Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п.3 Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 12.08.2011г. N 211 - временные ограничения или прекращение движения устанавливаются: при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог; в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения; в период повышенной интенсивности движения транспортных средств накануне нерабочих праздничных и выходных дней, в нерабочие праздничные и выходные дни, а также в часы максимальной загрузки автомобильных дорог; в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании п. 4 Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 12.08.2011г. N 211 - временные ограничения или прекращение движения вводятся на основании соответствующего распорядительного акта о введении ограничения или прекращения движения (далее - акт о введении ограничения), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 25 настоящего Порядка.

В силу п.5 Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 12.08.2011г. N 211- акт о введении ограничения принимается: для автомобильных дорог общего пользования федерального значения в случаях, предусмотренных главами IV, V и VI настоящего Порядка, - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства (далее - Федеральное дорожное агентство);

- в случаях, предусмотренных главой III настоящего Порядка, - подведомственными Федеральному дорожному агентству организациями.

На основании п. 6. Указанного выше Порядка - актом о введении ограничения устанавливаются:

сроки начала и окончания периодов временного ограничения или прекращения движения;

автомобильные дороги (участки автомобильных дорог), на которых вводятся временные ограничения или прекращение движения;

организации, обеспечивающие временное ограничение или прекращение движения;

предельно допустимые для проезда по автомобильным дорогам общая масса и (или) нагрузка на ось, а также габаритные параметры транспортного средства;

периоды времени, в которые прекращается движение (глава VI настоящего Порядка).

В силу п.5.5.2 Постановления Правительства от 30.07.2004 № 398- Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:…весовой контроль автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, и организацию на федеральных автомобильных дорогах стационарных пунктов для проведения такого контроля;

В соответствии с п.2.1.1. Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного Приказам Минтранса РВ от 27.04.201 г № 125 - Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (далее- Ространснадзор) осуществляет взвешивание транспортных средств, а так же составление актов по результатам взвешивания транспортных средств в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по территории Российской Федерации, на стационарных контрольных пунктах.

Согласно приложения ( таблица № 2) к Постановлению Правительства РФ от 16.11.20009 г. N 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» - размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства в период временных ограничений в связи с неблагоприятными природно- климатическими условиями при превышении допустимых значений от 30 до 40 %   составляет 10 960 рублей за одну ось на 100 км.

В соответствии с п.5.3.3. Постановления Правительства РФ от 23.07.2004 г. N 374 «Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве» - Федеральное дорожное агентство осуществляет расчет платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

В соответствии с п.2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.11. 2009г. № 934 - вред, причиняемый автомобильными дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.

Согласно п. 3 указанных выше Правил - осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.

Порядок взаимодействия указанных органов и лиц по вопросам расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации при определении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства.

Расчет платы в счет возмещения вреда осуществляется на безвозмездной основе.

В силу п. 7 указанных Правил - средства, полученные в качестве платежей в счет возмещения вреда, подлежат зачислению в доход федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, собственника частных автомобильных дорог, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что ФИО3 имеет в собственности автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты> что подтверждается копией свидетельства о регистрации транспортного средства, не оспаривается сторонами.

Согласно выписок из реестров федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ № и № от ДД.ММ.ГГГГ: « Автомобильная дорога» М-54 «Енисей» находится в федеральной собственности, правообладатель – Федеральное государственное учреждение «Управление автомобильной магистрали М-54 «Енисей» Федерального дорожного агентства.

Согласно распоряжения 5-418 от ДД.ММ.ГГГГ территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Тыва- право оперативного управления на участки автодороги М-54 «Енисей» км 445+4670 км 701+031, участок автодороги М-54 «Енисей» км 701+031 км 1079+000 закреплен за Федеральным государственным учреждением «Управление автомобильной магистрали М-54 «Енисей» Федерального дорожного агентства»

В соответствии с распоряжением 5-256/р от ДД.ММ.ГГГГ территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Тыва- за Федеральным государственным учреждением «Управление автомобильной магистрали М-54 «Енисей» Федерального дорожного агентства» на праве оперативного управления закреплено федеральное недвижимое имущество – пункт весового контроля, расположенный по адресу: <адрес>

Согласно распоряжения № 1028-р от 20.12.2012 г «О закреплении полномочий администратора доходов бюджетной системы Российской Федерации по главе 108 «Федеральное дорожной агентство» - за ФКУ Упрдор «Енисей» закреплено полномочие администратора поступлений в бюджет Российской Федерации по доходам, включая по коду классификации: 1081 16 37010017000140 «Поступления сумм в возмещение вреда, причиняемого автомобильным дорогам федерального значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, зачисляемые в федеральный бюджет».

Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ Упрдор «Енисей» « О временном ограничении» - на федеральной автомобильной дороге М-54 «Енисей» на период с 20 апреля по 19 мая 2012 года введено временное ограничение движения транспортных средств, нагрузки, на оси которых превышают предельно допустимые нагрузки.

Информация о планируемом введении временного ограничения движения, сведения об условиях движения транспортных средств, в период временного ограничения движения, была размещена в средствах массовой информации, включая Интернет. Были размещены временные дорожные знаки, что подтверждается копиями публикаций информации в СМИ, актом проверки установки временных дорожных знаков, не оспаривается сторонами.

Согласно акта № от ДД.ММ.ГГГГ при проведении весового контроля на стационарном пункте транспортного контроля <данные изъяты>», расположенном в <адрес>, км 710 ФАД М-54 «Енисей», было осуществлено взвешивание автотранспортного средства <данные изъяты>, государственный номер <данные изъяты> количество сближенных осей тягача 2, транспортное средство оборудовано пневматической или эквивалентной ей подвеской, протяженность маршрута 365 км., под управлением ФИО2, принадлежащего ответчику на праве собственности.

Фактически осевые нагрузки составили: на 1 ось - 8,28 т. на 2 ось - 6,72 т.

Результат взвешивания принадлежащего ответчику автомобиля показал превышение вышеуказанных значений осевых нагрузок 1 ось - 34,63%, на 2 ось - 30,99%, что подтверждается копией акта, не оспаривается сторонами.

Расчет платы за провоз тяжеловесного груза в размере <данные изъяты> копеек, представленный истцом, суд считает, верным, произведенным в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 934 от 16.11.2009 г « О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов». Указанный расчет платы не оспорен ответчицей.

С учетом изложенного, суд считает, что исковые требования Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали М-54 «Енисей» Федерального дорожного агентства к ФИО3 <данные изъяты> о взыскании платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильной дороге общего федерального назначения М-54 «Енисей» в счет возмещения ущерба, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов в доход федерального бюджета в сумме <данные изъяты> копеек, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали М-54 «Енисей» Федерального дорожного агентства к ФИО3 <данные изъяты> <данные изъяты> о взыскании платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильной дороге общего федерального назначения М-54 «Енисей» в счет возмещения ущерба, причиненного транспортным средством в сумме <данные изъяты> копеек, удовлетворить.

Взыскать с ФИО3 <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, в доход федерального бюджета в сумме <данные изъяты> <данные изъяты> копеек, путем перечисления денежных средств по реквизитам: ИНН-<***>,КПП -170101001,ОКАТО-93401000000, р/с – <***> в ГРКЦ НБ Республики Тыва Банка России <адрес>, БИК 049304001, л/с – <***> в УФК МФ РФ по <адрес> (Упрдор «Енисей»),код доходов 108 1 16370 1001 7000 140 «поступления сумм в возмещение вреда, причиняемого автомобильным дорогам федерального значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и(или) крупногабаритных грузов, зачисляемые в федеральный бюджет».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: Т.А. Левина

Мотивированное решение изготовлено 02.10.2013 г.