ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1068/2023 от 26.09.2023 Богородицкого районного суда (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 сентября 2023 года г.Богородицк Тульской области

Богородицкий межрайонный суд Тульской области в составе:

председательствующего Бандуриной О.А.,

при секретаре Освальд Е.А.,

с участием ст. помощника Богородицкого межрайонного прокурора Сапронова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-1068/2023 по заявлению Богородицкого межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному казенному учреждению Финансово-хозяйственная служба муниципального образования Бахметьевское Богородицкого района о понуждении к проведению специальной оценки условий труда,

у с т а н о в и л:

Богородицкий межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению Финансово-хозяйственная служба муниципального образования Бахметьевское Богородицкого района о понуждении к проведению специальной оценки условий труда.

В обоснование своих исковых требований прокурор указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения трудового законодательства в сфере охраны труда.

В ходе проверки установлено, что муниципальное казенное учреждение Финансово-хозяйственная служба муниципального образования Бахметьевское Богородицкого района зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, основной государственный регистрационный . В соответствии с Уставом МКУ ФХС МО ББР основными целями и предметом деятельности является: хозяйственное, организационное, транспортное, материально-техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления, осуществление бухгалтерского учета исполнения смет и планов финансово-хозяйственной деятельности всех типов муниципальных учреждений муниципального образования Бахметьевское Богородицкого района, находящихся на финансировании местного бюджета.

Согласно штатному расписанию МКУ ФХС МО ББР, утвержденному приказом от ДД.ММ.ГГГГ, штатная численность учреждения составляет 8.25 единиц.

В нарушение требований закона специальная оценка условий труда в МКУ ФХС МО ББР не проведена.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора МКП «Водоканализационное хозяйство» прокурором внесено представление об устранении нарушений закона. Представление прокурора рассмотрено, однако до настоящего времени требования законодательства о проведении специальной оценки условий труда не выполнены.

На основании вышеизложенного, прокурор просит суд обязать МКУ ФХС МО ББР обеспечить проведение специальной оценки условий труда в срок до 30.06.2024.

В судебном заседании ст. помощник Богородицкого межрайонного прокурора Сапронов В.А. исковые требования поддержал, просил обязать ответчика организовать проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах работников МКУ ФХС МО ББР в срок до 30.06.2024.

Представитель ответчика МКУ ФХС МО ББР в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, возражений на иск не представил.

На основании ст. 167 ГПК Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Основанием обращения в суд в интересах неопределенного круга лиц явилось нарушение прав граждан, которые работают в МКУ ФХС МО ББР в настоящее время, а также поступят на работу в будущем.

Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, и исходя из того, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием, возлагает на государство обязанность признавать, соблюдать, защищать эти права и свободы и охранять достоинство личности (ст. 2, 18, 21).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7) и каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, и на охрану здоровья (статья 37, часть 3; статья 41, часть 1).

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основным принципом правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается, в частности, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены (абзацы первый и пятый статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (часть 1 названной статьи).

Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (часть 5 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации).

Работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда (абзацы четвертый и седьмой части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).

Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (абзац четвертый части 2 статьи 22, статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации).

Так, в силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2014 г.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Из приведенных нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. При этом непосредственное проведение специальной оценки условий труда на основании гражданско-правового договора, заключаемого работодателем, осуществляется специальной организацией, основным или одним из видов деятельности которой является проведение специальной оценки условий труда, а также отвечающей иным требованиям, указанным в статье 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ.

Как установлено судом и установлено в ходе проверки, проведенной прокуратурой, МКУ ФХС МО ББР специальную оценку условий труда на рабочих местах не провело, представление прокурора от 31.05.2023 об устранении нарушений трудового законодательства до настоящего момента не удовлетворено.

Бездействие ответчика, выразившееся в непроведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, нарушает трудовые права работников, а также права неопределенного круга граждан, имеющих право вступить в трудовые отношения с данным учреждением, на безопасные условия труда.

При изложенных обстоятельствах, заявленные требования Богородицкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МКУ ФХС МО ББР о проведении специальной оценки условий труда, основаны на законе, представленных доказательствах и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

заявление Богородицкого межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать муниципальное казенное учреждение Финансово-хозяйственная служба муниципального образования Бахметьевское Богородицкого района в срок до 30.06.2024 организовать проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах работников муниципального казенного учреждения Финансово-хозяйственная служба муниципального образования Бахметьевское Богородицкого района.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы или принесения представления через Богородицкий межрайонный суд Тульской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение суда составлено 02 октября 2023 г.

Председательствующий