РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 декабря 2016 г. г.Нижневартовск
Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Колебиной Е.Э.,
при секретаре Витановой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-10698/2016 по исковому заявлению ЛТМ к Департаменту социального развития ХМАО-Югры, Казенному учреждению ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда» и возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда», о возложении обязанности принять документы,
УСТАНОВИЛ:
ЛТМ обратилась в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда» и возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда», о возложении обязанности принять документы, указав в обоснование, что награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ. Департаментом социального развития ХМАО-Югры было отказано ей в присвоении звания «Ветеран труда», в связи с тем, что Почетная грамота Министерства образования и науки РФ, которой она награждена, не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ. При обращении к ответчику КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» ей было отказано выдаче соответствующего удостоверения. Просит признать незаконным отказ Департамента социального развития ХМАО-Югры в присвоении звания «Ветеран труда»; обязать Департамент социального развития ХМАО-Югры присвоить ей звание Ветеран труда; обязать КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» выдать удостоверение соответствующего образца, взыскать с Департамента социального развития ХМАО-Югры расходы по оплате юридических услуга в размере <данные изъяты> и расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>..
Истец в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представители ответчиков Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Суд, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно п.«ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации, вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Таким образом, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
В судебном заседании установлено, трудовой стаж истца составляет более 40 лет. Истец является получателем пенсии по старости, пенсия назначена с <дата>.
Материалами дела установлено, что на основании приказа от <дата>№ Министерства образования РФ, истец за многолетний добросовестный труд и значительные успехи в производственной работе была награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ.
Письмом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от <дата> истцу было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» со ссылкой на протокол Комиссии по присвоению званий «Ветеран труда», «Ветеран труда ХМАО-Югры» № от <дата>. Отказ связан с тем, что Почетная грамота Министерства образования РФ не включена в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства округа от 06 июня 2005 года № 103-п.
В соответствии с Положением о Департаменте социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержденным Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского АО - Югры от 19 июля 2010 г. № 129 «О Департаменте социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере социального развития, включая социальную защиту населения (государственную социальную помощь, социальное обслуживание населения, социальную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, реабилитацию и социальную интеграцию инвалидов), опеку и попечительство, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, государственное пенсионное обеспечение лицам, замещавшим государственные должности автономного округа, должности государственной гражданской службы автономного округа, демографическую политику.
В его полномочия, в соответствии с п.п. 6.18. указанного Положения входит присвоение звания «Ветеран труда» и звания «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», а также выдача удостоверений на право предоставления мер социальной поддержки соответствующим категориям граждан.
Процедура присвоения на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» и выдачи удостоверений, регулируется Порядком присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» и выдачи удостоверений», утвержденным Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 26 июня 2006 года № 142-п, Порядком присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и выдачи удостоверений».
Согласно п. 2.1 Порядка присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и выдачи удостоверений (утвержден Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 26.06.2006 № 142-п) звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами и медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин.
Как предусмотрено ч.1 ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», ветеранами труда являются лица: награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
При этом частью 3 ст.8 Федерального закона от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Учитывая, что истец была награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ до 30 июня 2016 года к возникшим правоотношениям применяются ранее действующие нормы права.
Как предусмотрено ч.ч.1,4 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ, ветеранами труда являются лица: награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» от 7 ноября 2006 года №115-оз, перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечень наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и предоставления в соответствии с настоящим Законом мер социальной поддержки лицам, указанным в подпункте 2 пункта 4 статьи 1, подпункте 2 пункта 1 статьи 3 настоящего Закона, утверждаются Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа Югры «Об утверждении Перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» от 06 июня 2005 года № 103-п, определен перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, среди которых отсутствует такой ведомственный знак отличия в труде, как Почетная грамота Министерства образования Российской Федерации.
Суд полагает, что утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» органы законодательной власти субъекта Российской Федерации не вправе сужать круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ветеранах».
В силу ч.5 ст.76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 года № 8, при рассмотрении дел судам надлежит учитывать, что если подлежащий применению закон, либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации, либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч.5 ст.76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» в редакции, действующей в настоящее время, порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями Закона Ханты-Мансийского АО - Югры от 7 ноября 2006 г. N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (далее Закон ХМАО-Югры № 115-оз) лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, присваивается звание "Ветеран труда" и выдается соответствующее удостоверение. Порядок присвоения звания "Ветеран труда" и выдачи удостоверений устанавливается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Присвоение звания "Ветеран труда" осуществляется Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры либо уполномоченным им исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Согласно Положению о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. № 258, действовавшему на момент награждения истца почетной грамотой, а также Положению о Министерстве образования и науки Российской Федерации", утвержденному Постановлением правительства Российской Федерации от 03 июня 2013 г. N 466, действовавшему на момент ее обращения за присвоением звания "Ветеран труда", Министерство образования и науки Российской Федерации являлось федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с подп. 11 п.6 Положения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. № 258 Министерство образования Российской Федерации имеет право учреждать ведомственные награды, награждать ими и применять иные виды поощрения работников образовательных учреждений и организаций системы образования.
На момент награждения заявителя действовал приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 13 января 1999 г. N 44 «Об утверждении Положения об отраслевых наградах Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации», согласно которому в числе прочих знаков отличия была учреждена Почетная грамота Министерства образования Российской Федерации, которой награждаются работники дошкольных учреждений, общеобразовательных (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) учреждений, учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, учреждений дополнительного образования взрослых, специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии, учреждений дополнительного образования, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), учреждений дополнительного образования детей, других учреждений, осуществляющих образовательный процесс, учреждений и организаций сферы молодежной политики, студенты, аспиранты, докторанты, учащиеся, лидеры молодежных и детских общественных объединений и организаций, сотрудники научно-исследовательских институтов, научно-методических центров и объединений, органов управления образованием, органов по молодежной политике, коллективы учебных заведений, учреждений и организаций Минобразования России, молодежные и детские общественные объединения и организации.
Содержание вышеприведенных норм позволяет сделать вывод, что Почетная грамота Министерства образования РФ, которой была награждена истец, является ведомственным знаком отличия в труде, что в соответствии с законом предоставляет истцу право на присвоение ей звания «Ветеран труда». Данное награждение истца связано с ее успехами в трудовой деятельности и соответствует ее трудовому стажу.
Следовательно, не включение Почетной грамоты Министерства образования РФ в Перечень наград, почетных званий ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда» и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, утвержденный Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 июня 2005 года № 103-п, не может являться основанием для отказа в присвоении истцу звания «Ветеран труда».
В соответствии с постановлением Правительства ХМАО - Югры от 26 июня 2006 года №142-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда ХМАО – Югры» и выдачи удостоверений», на основании Закона ХМАО - Югры от 07 ноября 2006 года № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в ХМАО – Югре», Департамент социального развития ХМАО - Югры определен уполномоченным исполнительным органом государственной власти ХМАО - Югры, осуществляющим присвоение званий «Ветеран труда», «Ветеран труда ХМАО – Югры».
Таким образом, требования истца о признании за ней права на присвоение звания «Ветеран труда» и возложении обязанности на Департамент социального развития ХМАО-Югры присвоить ей звание «Ветеран труда» – подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.4 ст.1 Закона ХМАО-Югры «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в ХМАО-Югре» от 07 ноября 2006 года №115-оз, п.1.3 постановления Правительства ХМАО-Югры «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и выдачи удостоверений» от 26 июня 2006 года № 142-п, документы представляются гражданином непосредственно в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) или направляются почтовым отправлением в казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр социальных выплат" и его филиалы (далее - Центр социальных выплат). Выдача удостоверений "Ветеран труда" и "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" осуществляется многофункциональным центром.
Суд полагает требования истца о понуждении КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» выдать истцу удостоверение «Ветеран труда» не подлежащими удовлетворению, так как нарушения прав истца КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» со стороны данного ответчика судом не установлены, и требования к данному ответчику являются преждевременными. Факт нарушения прав истца со стороны КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» истцом не доказан, в выдаче удостоверения данный ответчик истцу не отказывал.
В соответствии со ст. 88 Гражданского процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст.94 Гражданского процессуального кодекса РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, в том числе относятся расходы на оплату услуг представителей и другие признанные судом необходимыми расходы.
Согласно ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае если иск удовлетворен частично, указанные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Как следует из материалов дела, истец при подаче искового заявления понесла расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>, что подтверждается квитанцией от <дата>, а также расходы по оплате услуг за составление искового заявления в сумме <данные изъяты>, что подтверждается соответствующей квитанцией.
Обязанность истца по уплате государственной пошлины при подаче иска в суд регламентирована ст.333.19 Налогового кодекса РФ.
Учитывая, что понесенные истцом расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> при обращении в суд с иском являлись необходимыми в силу закона, а исковые требования были удовлетворены только к одному ответчику, суд приходит к выводу, что с Департамента социального развития ХМАО-Югры на основании ст.ст. 88,98 Гражданского процессуального кодекса РФ в пользу истца подлежат взысканию расходы в общей сумме <данные изъяты> из которых: расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> и расходы по оплате услуг по составлению искового заявления в сумме <данные изъяты> (3500/2).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,
РЕШИЛ:
Признать незаконным отказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в присвоении ЛТМ, <дата> года рождения звания «Ветеран труда», признав за ней право на присвоение звания «Ветеран труда».
Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принять решение о присвоении ЛТМ звания «Ветеран труда».
В удовлетворении исковых требований ЛТМ к Казенному учреждению ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» о выдаче удостоверения,- отказать.
Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в пользу ЛТМ расходы по составлению искового заявления в сумме <данные изъяты> и расходы по уплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>, а всего взыскать <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Нижневартовский городской суд.
Судья Е.Э. Колебина