ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1069/19 от 04.06.2019 Карабудахкентского районного суда (Республика Дагестан)

Дело №2-1069/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Карабудахкент 04 июня 2019г.

Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Абдуллаева А.М., при секретаре Зайналове Г.И., с участием пом. прокурора Карабудахкентского района РД Семедова Д., представителя ответчика Узаирова А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Карабудахкентского района РД Рашидханова Р.К., в интересах неопределенного круга лиц к администрации МР «Карабудахкентский район» и «Агачаульская СОШ» об обязании выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности образовательного учреждения,-

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Карабудахкентского района РД Рашидханов Р.К. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МР «Карабудахкентский район» и «Агачаульская СОШ» об обязании выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности образовательного учреждения.

Из иска следует, что Прокуратурой Карабудахкентского района проведена проверка обеспечения образовательными учреждениями района исполнения требований законодатель­ства об образовании, об антитеррористической защищенности и безопасности.

В ходе проверок соблюдения законодательства об обеспечении безопасно­сти и антитеррористической защищенности выявлены нарушения закона, выра­зившиеся в отсутствии системы видеонаблюдения в Агачаульской СОШ Карабудахкентского района, что отрицательно сказывается на безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в данном образовательном учреждении.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и сво­боды являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и сво­бод человека и гражданина – обязанность государства.

Согласно п. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Техни­ческий регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблю­дение следующих требований:

1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зда­ниях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий;

2) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблю­дения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторже­ния.

В силу п. 4.18 Свода правил «Общественные здания и сооружения», утвер­жденные приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10 здания дошколь­ных образовательных организаций, общеобразовательных учреждений, домов-ин­тернатов для инвалидов и престарелых, домов для детей-инвалидов, лечебных учреждений должны быть оборудованы каналом передачи информации на пульт центрального наблюдения.

В соответствии с пунктами 6.44, 6.48 указанного Свода правил, в обще­ственных зданиях должны быть предусмотрены системы безопасности, направ­ленные на предотвращение криминальных проявлений и их последствий, спо­собствующие минимизации возможного ущерба людям, зданию и имуществу при возникновении противоправных действий в соответствии с нормами по обеспечению антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помеще­ния для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охран­ной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутрен­них дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

Принципы обеспечение и защита основных прав и свобод человека и граж­данина и приоритета мер предупреждения терроризма согласно ст. 2 Федераль­ного закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» являются одними из основных принципов борьбы с терроризмом. Непринятие мер по обес­печению безопасности учащихся и сотрудников образовательного учреждения со­здает условия для террористических актов, последствиями которых являются мас­совая гибель людей, уничтожение имущества.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противо­действии терроризму» под противодействием терроризму в указанном законе по­нимается деятельность органов государственной власти и органов местного само­управления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и после­дующему устранению причин и условий, способствующих совершению террори­стических актов (профилактика терроризма).

Основными задачами противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объек­тов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей (подп. «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утверждённое Президентом Российской Федерации 05.10.2009).

Согласно ст. 3 и ст. 6 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной ВС СССР 13.06.1990, во всех действиях в отношении детей независимо от того, пред­принимаются они государственными или частными учреждениями, занимающи­мися вопросами социального обеспечения, судами, административными или зако­нодательными органами, первоначальное внимание уделяется наилучшему обес­печению интересов ребенка. Государства-участники признают, что каждый ребе­нок имеет неотъемлемое право на жизнь и обеспечивает в максимально возмож­ной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Согласно пунктов 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образова­тель­ной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе: ма­териально-техническое обеспече­ние образовательной деятельности, оборудо­вание помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требова­ниями, в том числе в соответ­ствии с федеральными государственными об­разова­тельными стандартами, феде­ральными государственными требованиями, образо­вательными стандартами; соз­дание необходимых условий для охраны и укрепле­ния здоровья, организации пи­тания обучающихся и работников образова­тельной организации.

На основании п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образо­вании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучаю­щихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Охрана здоровья обучающихся в силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» включает в себя, в том числе, обеспе­чение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществ­ляющей образовательную деятельность.

В соответствии с Федеральным законом от 10.04.2000 № 51-ФЗ «Об утвер­ждении федеральной программы развития образования» основными направле­ни­ями развития в области государственных и социальных гарантий обучающихся являются разработка и реализация системы мер охраны жизни и здоровья обу­ча­ющихся, введение в действие нормативно-правовых актов, касающихся повы­ше­ния ответственности педагогических работников образовательных учреждений и родителей за обучение, воспитание, охрану жизни и здоровья обучающихся: со­здание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здо­ро­вья, формирование их здорового образа жизни.

Органы местного самоуправления в соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Согласно п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера­ции» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципаль­ного района.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полно­мочиями на осуществление финансового обеспечения деятельности муниципаль­ных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципаль­ного задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муници­пальных нужд.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» относится обеспечение содержания зданий и сооружений муници­пальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним терри­торий.

Таким образом, из приведенных выше положений Федеральных законов «Об образовании в Российской Федерации», «О противодействии терроризму», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Фе­дерации», следует, что на ад­министрацию муниципального района и образовательного учреждения возложены обязанности принимать меры по обеспечению безопасности обучающихся и ра­ботников образовательного учреждения от любых противоправных посягательств, в том числе, террористических актов.

На орган местного самоуправления возложена обязанность по финансиро­ванию профилактических мероприятий в области противодействия терроризму, одним из которых является установка систем видеонаблюдения в школе.

Так, во исполнение требований федеральных программ образования, утвер­ждаемых Правительством Российской Федерации и предусматривающих создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях, Министерством образования и науки Российской Федерации издан приказ от 11.11.2009 № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррори­стической безопасности образовательных учреждений».

Данным приказом руководителям подведомственных образовательных учреждений предписано принять дополнительные меры по усилению режима по­жарной и антитеррористической безопасности, увеличить объёмы финансирова­ния из собственных внебюджетных средств на реализацию мероприятий по ком­плексной безопасности; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими сред­ствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблю­дения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

Отсутствие системы видеонаблюдения способствует несанкционированному доступу в школу посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образо­вательном учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррори­стическая устойчивость объекта, что не позволяет обеспечить постоянный кон­троль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на тер­ритории данного образовательного учреждения, и, как следствие, влечет наруше­ние прав неопределённого круга лиц, учащихся и работников школы, в том числе права на охрану жизни и здоровья.

ОУ является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несо­вершеннолетних граждан, т.е. является важным объектом инфраструктуры и жиз­необеспечения населения.

Осуществление деятельности ОУ с перечисленными недостатками нару­шает требования действующего законодательства в области антитеррористиче­ской за­щищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с при­чинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерба имуществу.

Одной из форм защиты гражданских прав является присуждение к исполне­нию обязанности в натуре понуждение к совершению действий (ст. 12 Граждан­ского кодекса Российской Федерации), в связи, с чем возникает необходимость в судебном порядке обязать администрацию МР «Карабудахкентский район» и Агачаульскую СОШ Карабудахкентского района оборудовать здание ОУ за счет средств бюджета МР «Карабудахкентский район» системой видеонаблюдения.

В соответствии со ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном по­рядке.

В соответствии со ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, не­постоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление на­правляется в интересах неопределенного круга лиц.

Просит суд:

1. Возложить на администрацию МР «Карабудахкентский район» и Агачаульскую СОШ Карабудахкентского района обязанность устранить нару­шения законодательства о противодействии терроризму.

2. Обязать Агачаульскую СОШ Карабудахкентского района обес­печить установку системы видеонаблюдения в здании общеобразовательного учреждения в течение трех месяцев с момента выделения администрацией МР «Карабудахкентский район» денежных средств на мероприятия по установке си­стемы видеонаблюдения.

3. Обязать администрацию МР «Карабудахкентский район» осуществить фи­нансирование по организации установки системы видеонаблюдения в здании об­щеобразовательного учреждения.

В судебном заседании истец подтвердил заявленные требования и просит удовлетворить их в полном объеме.

Ответчик директор «Агачаульская СОШ» Узаиров А. не признал исковые требования, просит отказать, так как камеры у него стоят. В подтверждении своих слов представил акт №623т от 20.12.2018 об установке видеокамер.

Представитель ответчика МР «Карабудахкентский район » в суд не явился несмотря на своевременное извещение о дате и времени рассмотрения дела.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из акта проверки «Агачаульская СОШ» следует, что камеры видео наблюдения в школе отсутствуют.

Доводы ответчика, о наличии в школе камер видео наблюдения нечем не подтверждаются.

Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно пунктов 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образова­тель­ной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе: ма­териально-техническое обеспече­ние образовательной деятельности, оборудо­вание помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требова­ниями, в том числе в соответ­ствии с федеральными государственными об­разова­тельными стандартами, феде­ральными государственными требованиями, образо­вательными стандартами; соз­дание необходимых условий для охраны и укрепле­ния здоровья, организации пи­тания обучающихся и работников образова­тельной организации.

Охрана здоровья обучающихся в силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» включает в себя, в том числе, обеспе­чение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществ­ляющей образовательную деятельность.

Согласно пунктов 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образова­тель­ной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе: ма­териально-техническое обеспече­ние образовательной деятельности, оборудо­вание помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требова­ниями, в том числе в соответ­ствии с федеральными государственными об­разова­тельными стандартами, феде­ральными государственными требованиями, образо­вательными стандартами; соз­дание необходимых условий для охраны и укрепле­ния здоровья, организации пи­тания обучающихся и работников образова­тельной организации.

Охрана здоровья обучающихся в силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» включает в себя, в том числе, обеспе­чение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществ­ляющей образовательную деятельность.

В соответствии с Федеральным законом от 10.04.2000 № 51-ФЗ «Об утвер­ждении федеральной программы развития образования» основными направле­ни­ями развития в области государственных и социальных гарантий обучающихся являются разработка и реализация системы мер охраны жизни и здоровья обу­ча­ющихся, введение в действие нормативно-правовых актов, касающихся повы­ше­ния ответственности педагогических работников образовательных учреждений и родителей за обучение, воспитание, охрану жизни и здоровья обучающихся: со­здание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здо­ро­вья, формирование их здорового образа жизни.

Согласно п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера­ции» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципаль­ного района.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полно­мочиями на осуществление финансового обеспечения деятельности муниципаль­ных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципаль­ного задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муници­пальных нужд.

Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Представитель МКОУ «Агачаульская СОШ» Узаиров А. представил суду акт №623т от 20.12.2018 об установке видеокамер в школе.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что доводы истца, изложенные в иске не нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания и признаются судом не обоснованными.

В связи с изложенным суд приходит к выводу о необходимости отказать в удовлетворении иска прокурора.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,-

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска прокурора Карабудахкентского района РД Рашидханова Р.К., в интересах неопределенного круга лиц к администрации МР «Карабудахкентский район» и МКОУ«Агачаульская СОШ» об обязании выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности образовательного учреждения, отказать, в связи с добровольным исполнением исковых требований.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РД через Карабудахкентский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Абдуллаев А.М.