ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1069/19 от 21.11.2019 Полевской городского суда (Свердловская область)

66RS0045-01-2019-001564-53

№ 2-1069/2019

Решение в окончательной форме

принято 21 ноября 2019г.

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 ноября 2019 года г. Полевской

Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего Загидулиной О.А. при секретаре Полухиной Н.С., с участием прокурора Сафронова С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Полевского в интересах неопределенного круга лиц к органу местного самоуправления Администрация Полевского городского округа о возложении обязанности по оборудованию мест массового пребывания людей системами видеонаблюдения, оповещения и управления эвакуацией,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Полевского в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к органу местного самоуправления Администрация Полевского городского округа о возложении обязанности по оборудованию мест массового пребывания людей системами видеонаблюдения, оповещения и управления эвакуацией, мотивируя это тем, что по обращению ОВО по г. Полевскому – филиал ФГУ «УВО ВНГ России по Свердловской области» проведена проверка соблюдения ответчиком федерального законодательства в сфере противодействия терроризму.

В ходе проверки установлено, что постановлением главы Полевского городского округа от 14 декабря 2016г. № 2215 «О межведомственной комиссии по обследованию мест массового пребывания людей на территории Полевского городского округа», утвержден перечень мест массового пребывания людей, в который входят шесть объектов: площадь у дворца культуры, площадь у школы № 14 по ул. Коммунистическая, площадь им. П.П. Бажова, парк северной части города, парк южной части города, площадь у Центра культуры и народного творчества по ул. Победы, 7. Местам массового пребывания людей по результатам их категорирования присвоена третья категория.

В нарушении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015г. № 272, указанные места не оборудованы системой видеонаблюдения, оповещения и управления эвакуацией. 25 апреля 2019г. комиссией в составе представителей ответчика, Отдела МВД России по г. Полевскому, ОВО по г. Полевскому – филиал ФГУ «УВО ВНГ России по Свердловской области» проведено обследование мест массового пребывания людей, ответчику выданы рекомендации об устранении допущенных нарушений в срок до 1 августа 2019г. Однако выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.

Прокурор просил обязать ответчика оборудовать места массового пребывания людей (площадь у дворца культуры, площадь у школы № 14 по ул. Коммунистическая, площадь им. П.П. Бажова, парк северной части города, парк Южной части города, площадь у Центра культуры и народного творчества по ул. Победы, 7) системами видеонаблюдения, оповещения и управления эвакуацией в срок до 1 апреля 2020г.

В судебном заседании прокурор поддержал иск и доводы искового заявления и пояснил, что в соответствии с постановлением Главы Полевского городского округа в перечень мест массового пребывания людей включены шесть объектов. Ответчиком проведено категорирование объектов, им присвоена третья категория. Вне зависимости от присвоенной категории все эти объекты должны быть оборудованы системами видеонаблюдения, оповещения и управления эвакуацией. Все участки находятся в пределах муниципального образования, соответственно, ответчик обязан выполнить необходимые действия по противодействию терроризму в соответствии с пунктом 3 Требований.

Представитель ответчика ФИО1, действующий на основании доверенности от 9 января 2019г. № 05-05/02, иск признал частично и пояснил, что в реестре муниципального имущества числятся три объекта из шести, указанных в иске. Парк северной части передан ОМС Управление культурой, но соответствующие документы не оформлены. В парке образованы несколько участков, переданные ИП П.А.Б. Парк южной части города передан МБУ «Центр культуры и народного творчества» вместе с земельным участком, на котором расположено здание Центра и прилегающая площадь перед ним, на праве оперативного управления. Администрация не оспаривает обязанность по выполнению действий, указанных в иске прокурора, но кроме объектов, переданных в пользование иным лицам.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований на предмет спора, ОВО по г. Полевскому – филиал ФГУ «УВО ВНГ России по Свердловской области» представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Федеральный закон от 06 марта 2006г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Согласно статье 2 указанного закона, противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер предупреждения терроризма.

В статье 3 названного Федерального закона установлены следующие понятия, используемые законом:

4) противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

6) антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Полномочия органов местного самоуправления в области противодействия терроризму установлены в статье 5.2 Федерального закона от 06 марта 2006г. № 35-ФЗ.

Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений:

1) разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений;

2) организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий;

3) участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

4) обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

5) направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

6) осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

Участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального образования относится к вопросам местного значения и в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 7.1 статьи 14, пункт 6.1 статьи 15 закона).

В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Согласно части 3.1 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015г. № 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)" утверждены требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.

В пункте 4 указанных требований установлено, что требования носят общий характер в отношении вопросов оснащения мест массового пребывания людей средствами инженерной защиты и инженерно-техническими средствами охраны. Оснащение места массового пребывания людей конкретными моделями средств охраны определяется в техническом задании на проектирование и на этапе выполнения строительно-монтажных работ, реконструкции и капитального ремонта.

Согласно пункту 22 требований, в зависимости от установленной категории в отношении места массового пребывания людей реализуется комплекс мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности, предусмотренный настоящими требованиями, который может быть изменен в зависимости от складывающейся общественно-политической, социальной и оперативной обстановки по решению руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей.

Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, в том числе по оборудованию его инженерно-техническими средствами охраны, устанавливается комиссией исходя из степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий за счет средств соответствующего бюджета и средств внебюджетных источников и не может превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования места массового пребывания людей.

Пунктом 23 Требований установлено, что все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются:

а) системой видеонаблюдения;

б) системой оповещения и управления эвакуацией;

в) системой освещения.

В судебном заседании установлено, что в реестре муниципального имущества состоят три объекта: площадь у Дворца культуры, реестровый , площадь у школы по <. . .>, реестровый , площадь им. П.П. Бажова, реестровый . Данные объекты находятся в казне Полевского городского округа и ни за кем не закреплены. Указанное обстоятельство подтверждается справкой ОМС «Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа» от 25 октября 2019г. , выпиской из реестра муниципального имущества от 15 октября 2019г. .

Постановлением Главы Полевского городского округа от 14 декабря 2016г. № 2215 «О межведомственной комиссии по обследованию мест массового пребывания людей на территории Полевского городского округа», утвержден перечень мест массового пребывания людей, в который входят шесть объектов: площадь у дворца культуры, площадь у школы № 14 по <. . .>, площадь им. П.П. Бажова, парк северной части города, парк Южной части города, площадь у Центра культуры и народного творчества по ул. Победы, 7. В указанном перечне указано о собственнике места массового пребывания людей (лице, использующем место массового пребывания людей на ином законном основании (правообладателем). Площадь у дворца культуры и площадь у школы № 14 по ул. Коммунистическая отнесены к собственности Полевского городского округа, остальные объекты указаны как бесхозные.

25 апреля 2019г. комиссией в составе представителей ответчика, Отдела МВД России по г. Полевскому ОВО по г. Полевскому – филиал ФГУ «УВО ВНГ России по Свердловской области» проведено обследование мест массового пребывания людей: площадь у дворца культуры, площадь у школы № 14 по ул. Коммунистическая, площадь им. П.П. Бажова, парк северной части города, парк Южной части города, площадь у Центра культуры и народного творчества по ул. Победы, 7. Ответчику выданы рекомендации об устранении допущенных нарушений в срок до 1 августа 2019г. Указанное обстоятельство подтверждается копией соответствующих актов (л.д. 11-16).

Факт неисполнения мероприятий для усиления инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищенности ответчиком не оспорен.

Из письма Управления Росреестра по Свердловской области от 7 ноября 2019г. в адрес прокуратуры г. Полевского видно, что в результате анализа сведений ЕГРН установлено следующее. Сведения об объектах - площадь у дворца культуры, площадь у школы № 14 по ул. Коммунистическая, площадь им. П.П. Бажова, парк северной части города, не идентифицированы в ЕГРН. Сведения об объекте «парк Южной части города» содержатся в ЕГРН в качестве земельного участка с кадастровым номером 66:59:0102011:1429 с разрешенным использованием рекреация, площадью 76049 кв.м (местоположение границ установлено в соответствии с требованиями земельного законодательства), права (обременения прав) отсутствуют.

Сведения об объекте «площадь у Центра культуры и народного творчества по ул. Победы, 7» содержатся в ЕГРН в качестве земельного участка с кадастровым номером 66:59:0102011:97 с разрешенным использованием – под зданием дома культуры, площадью 7927 кв.м (местоположение границ установлено в соответствии с требованиями земельного законодательства), зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования МУ «Центр культуры и народного творчества».

Указанные обстоятельства в отношении земельных участков «парк Южной части города» с кадастровым номером 66:59:0102011:1429 и «площадь у Центра культуры и народного творчества по ул. Победы, 7» с кадастровым подтверждаются выпиской из ЕГРН от 13 ноября 2019г. и уведомлением об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от 13 ноября 2019г.

Согласно письму ОМС «Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа» от 7 ноября 2019г. , земельный участок под парком в северной части г. Полевского находится в государственной собственности. На его территории в 2015г. сформирован земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 498 кв. м, под строительство кафе и декоративного пруда с целью предоставления данного участка путем проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. 3 апреля 2019г. на основании постановления Главы Полевского городского округа от 7 февраля 2019г. № 183 «О проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене, по составу участников, по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного в Свердловской области, городе Полевском, район улицы Коммунистическая, на территории городского парка культуры и отдыха» был проведен аукцион и с единственным участником аукциона 12 апреля 2019г. заключен договор аренды сроком на 18 месяцев. Кроме того, в 2016, 2017 годах постановлениями Главы Полевского городского округа ИП П.А.Б. выдано разрешение на использование земельных участков, расположенных в <...> на территории городского парка, площадью 14 785 кв.м и 6 824 кв.м, под элементы благоустройства территории и малые архитектурные формы, сезонные аттракционы в границах территорий, не подлежащих приватизации, сроком на 5 лет.

По данным публичной кадастровой карты, права на участки, площадью 14 785 кв.м и 6 824 кв.м, расположенные на территории городского парка северной части города Полевского, не зарегистрированы.

Вышеизложенные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что лицом, ответственным за антитеррористическую защищенность являются органы местного самоуправления Полевского городского округа.

Согласно части 1 статьи 39 Устава Полевского городского округа, к полномочиям Администрации относятся создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения (п. 12); участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа (п. 17.1).

Объекты мест массового пребывания людей: площадь у дворца культуры, площадь у школы № 14 по ул. Коммунистическая, площадь им. П.П. Бажова, парк северной части города, парк южной части города, не переданы Полевском городским округом во владение и пользование иным лицам, соответственно, именно Полевской городской округ обязан провести мероприятия, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2019г. № 272, в том числе оборудование их системой видеонаблюдения и системой оповещения и управления эвакуацией.

Уполномоченным органом в данном случае является Администрация Полевского городского округа, к полномочиям которой относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.

Что касается объекта массового пребывания людей - площадь у Центра культуры и народного творчества по ул. Победы, 7, то суд пришел к следующему.

Как указано в части 3.1 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму", юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

В судебном заседании установлено, что этот объект находится в составе земельного участка, принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования МУ «Центр культуры и народного творчества» с 3 октября 2011г.

В соответствии с пунктами 1-3 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации, учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение). Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.

Согласно пунктам 2, 5 Гражданского кодекса Российской Федерации, порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

Таким образом, поскольку имеется юридическое лицо, которое обязано выполнять требования к антитеррористической защищенности объекта массового пребывания людей, не имеется оснований для возложения на ответчика обязанности по обустройству площади у Центра культуры и народного творчества по ул. Победы, 7, системами видеонаблюдения и системой оповещения и управления эвакуацией.

Доводы истца о том, что в паспорте безопасности этого объекта лицом, в чьем ведении находится объект, указана Администрация Полевского городского округа, соответственно, этот орган и является надлежащим ответчиком, суд не принимает во внимание по следующим основаниям.

Во-первых, ранее судом установлено, что объект находится в ведении иного лица МО «Центр культуры и народного творчества» в составе объекта (земельного участка), переданного ему во владение на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Во-вторых, со слов истца, паспорт составлен в 2016г., актуализация его сведения в 2019г. не проводилась, как это предусмотрено пунктом 19 требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.

В-третьих, паспорт безопасности в суд для исследования должным образом не представлен.

Согласно пункту 2 статьи 71 Гражданского процессуального кодекса РФ, письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Подлинные документы представляются тогда, когда обстоятельства дела согласно законам или иным нормативным правовым актам подлежат подтверждению только такими документами, когда дело невозможно разрешить без подлинных документов или когда представлены копии документа, различные по своему содержанию.

Прокурором представлен для обозревания паспорт, но без оставления в деле копии. Непредоставление копии паспорта прокурор мотивировал тем, что документ предназначен для служебного пользования и его копии изготавливать запрещено. Подлинник документа в материалы дела не представлен. В обозрении документа без оставления в материалах дела копии судом отказано.

Соответственно, на основании изложенного суд пришел к выводу о частичном удовлетворении иска.

Обсуждая вопрос о сроке исполнения судебного решения, суд учитывает то, что оснащение места массового пребывания людей конкретными моделями средств охраны определяется в техническом задании на проектирование и на этапе выполнения строительно-монтажных работ, реконструкции и капитального ремонта. Для исполнения решения суда необходимо провести процедуры, предусмотренные Федеральным законом от 05 апреля 2013г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" как на этапе проектирования, так и на этапе монтажа. Соответственно, предложенного прокурором срока – по 1 апреля 2020г. явно недостаточно, для соблюдения всех процедур, таким сроком может являться 1 сентября 2020г.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г. Полевского удовлетворить частично.

Обязать орган местного самоуправления «Администрация Полевского городского округа» в срок до 1 сентября 2020г. оборудовать места массового пребывания людей (площадь у дворца культуры, площадь у школы № 14 по ул. Коммунистическая, площадь им. П.П. Бажова, парк северной части города, парк южной части города) системами видеонаблюдения, оповещения и управления эвакуацией.

В удовлетворении иска в части возложения обязанности по оборудованию системами видеонаблюдения, оповещения и управления эвакуацией места массового пребывания людей (площадь у Центра культуры и народного творчества по ул. Победы, 7) отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Полевской городской суд.

Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.

Председательствующий О.А. Загидулина