ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1069/2013 от 02.09.2013 Брянского районного суда (Брянская область)

Дело № 2-1069 /2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 сентября 2013 года г. Брянск

Брянский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Саворинко Г.П.,

при секретаре Евдокимовой Т.И.,

с участием помощника прокурора Брянского района Шидловского В.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению территориальной избирательной комиссии Брянского района (с полномочиями избирательной комиссии Брянского муниципального района) об отмене регистрации Жданова А.В. в составе списка кандидатов в депутаты Брянского районного Совета народных депутатов пятого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением Брянского регионального отделения Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО».

У С Т А Н О В И Л:

Территориальная избирательная комиссия Брянского района (с полномочиями избирательной комиссии Брянского муниципального района) ( дальнейшем по тексту ТИК Брянского района) обратилась в суд с настоящим заявлением ссылаясь на то, что на основании решения ТИК Брянского района от ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован список кандидатов в депутаты Брянского районного Совета народных депутатов пятого созыва по единому избирательному округу, выдвинутый избирательным объединением Брянского регионального отделения Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО». Одним из кандидатов в этом списке значится гражданин Жданов А.В.

Указали, что в соответствии с положениями п.п. «а» п. 3.2 ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации, осужденные когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, за исключением случаев, когда в соответствии с новым уголовным законом эти деяния не признаются тяжкими или особо тяжкими преступлениями, не имеют права быть избранными.

Пояснили, что с целью проверки соблюдения кандидатами требований закона о наличии у них пассивного избирательного права (п.п. «а-в» п. 3.2 ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ), избирательной комиссией был направлен соответствующий запрос в информационный центр УМВД России по Брянской области. ДД.ММ.ГГГГ, то есть уже после регистрации Жданова А.В. в качестве кандидата в депутаты, в ТИК из ИЦ УМВД России по Брянской области поступили сведения о том, что данный кандидат 13.02.1986 года был осужден Бежицким районным судом г. Брянска по ч.2 ст. 206 УК РСФСР (злостное хулиганство), части 3 статьи 117 УК РСФСР (изнасилование) по совокупности преступлений определено 8 лет лишения свободы в исправительно-трудовой колонии строгого режима. Постановлением Президиума Брянского областного суда от 04.11.1987 года судебные решения в отношении Жданова А.В. изменены, его действия переквалифицированы с части 3 статьи 117 УК РСФСР на часть 2 статьи 206 УК РСФСР и определено 4 года лишения свободы. В остальном приговор в отношении Жданова А.В. оставлен без изменения.

Полагают, что гражданин Жданов А.В. не обладает пассивным избирательным правом, поскольку совершил тяжкие преступления. Данное обстоятельство, в силу положений п.п. «а» п.7 ст. 76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», является основанием для отмены судом его регистрации.

Просит отменить регистрацию в составе списка кандидатов в депутаты Брянского районного Совета народных депутатов пятого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением Брянского регионального отделения Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО», Жданова А.В..

В судебном заседании представители территориальной избирательной комиссии Брянского района Романова Е.А., Лысаков К.А. поддержали заявление, ссылаясь на те же обстоятельства. Просили заявление удовлетворить.

В судебном заседании представитель избирательной комиссии Брянской области Володин А.А. полагал заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании помощник прокурора Брянского района Шидловский В.О. пояснил, что согласно положениям части 3 ст. 260 ГПК РФ заявление об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования. Указанный срок является пресекательным, и не подлежат восстановлению независимо от причин его пропуска. Из материалов дела следует, что заявление об отмене регистрации кандидата Жданова А.В., подписанное председателем ТИК Брянского района, было сдано в отделение связи ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом срок, поскольку выборы назначены на ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем территориальная избирательная комиссия Брянского района, в силу норм ст.ст. 26-28 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», осуществляет свою деятельность коллегиально. Решение о направлении заявления в Брянский районный суд об отмене регистрации кандидата в депутаты Жданова А.В. было вынесено территориальной избирательной комиссией Брянского района лишь ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, только после принятия данного решения ТИК Брянского района была вправе обращаться в суд с заявлением об отмене регистрации названного кандидата. Но к этому времени срок, установленный ч3. ст. 260 ГПК РФ уже был пропущен. Кроме того, довод заявителя об утрате гражданином Ждановым А.В. пассивного избирательного права, ошибочен. Постановлением Президиума Брянского областного суда от 04.11.1987 года судебные решения в отношении Жданова А.В. изменены, его действия переквалифицированы с части 3 статьи 117 УК РСФСР на часть 2 статьи 206 УК РСФСР (злостное хулиганство), которое признавалось тяжким преступлением. Однако в соответствии с новым уголовным законом деяния, предусмотренные частью 2 статьи 206 УК РСФСР, подпадают под санкцию части 1 статьи 213 УК РФ (хулиганство). Данное преступление действующим законодательством отнесено к преступлениям средней тяжести. Часть 2 статьи 213 УК РФ предусматривает иные квалифицирующие признаки, чем часть 2 статьи 206 УК РСФСР. Полагал, что при таких обстоятельствах в удовлетворении заявления необходимо отказать.

Неявка в судебное заседание прочих лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени заседания, и не просивших об его отложении, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в порядке ч.1 ст. 260.1 ГПК РФ.

Заслушав участников процесса, представителя территориальной избирательной комиссии Брянского района, прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Правовую основу назначения, подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», другие федеральные законы, Закон Брянской области от 26.06.2008 N 54-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Брянской области», иные законы Брянской области и уставы муниципальных образований.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Брянским районным Советом народных депутатов было принято решение за о назначении выборов депутатов Брянского районного Совета народных депутатов пятого созыва на ДД.ММ.ГГГГ. Решение о назначении выборов опубликовано в газете «Деснянская правда».

Статья 18 Закона Брянской области от 26.06.2008 N 54-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Брянской области» предусматривает, что на выборах депутатов представительного органа муниципального образования кандидаты могут быть выдвинуты непосредственно и (или) в составе единого списка кандидатов по единому муниципальному избирательному округу в соответствии с настоящим Законом. Непосредственное выдвижение кандидатов осуществляется по одномандатным избирательным округам путем самовыдвижения, а также выдвижения избирательным объединением.

Следующим обязательным этапом избирательного процесса, после выдвижения кандидатов на должность депутатов представительных органов муниципальных образований в Брянской области, является их регистрация. Согласно нормам пунктов 4,5 Закона Брянской области от 26.06.2008 N 54-З соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение требований настоящего Закона при выдвижении каждого кандидата, единого списка кандидатов. По результатам проверки ТИК принимает решение о регистрации либо об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов).

В судебном заседании установлено, что решением территориальной избирательной комиссии Брянского района (с полномочиями избирательной комиссии Брянского муниципального района) от ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован список кандидатов в депутаты Брянского районного Совета народных депутатов пятого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением Брянского регионального отделения Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО». Одним из кандидатов в этом списке значится гражданин Жданов А.В.

Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статья 76, приводит перечень оснований для аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов) и т.д. В этой же статье приведен перечень лиц, уполномоченных на подачу соответствующего заявления. В статье 260 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) оговорены сроки обращения в суд с данными заявлениями, которые разнятся в зависимости от вида заявления.

Действующее законодательство (упоминавшаяся выше статья 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…») выделяет несколько способов защиты избирательных прав, различающихся между собой (по основаниям, субъектному составу, срокам).

Так, нормами пункта 7 статьи 76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» предусмотрена возможность подачи заявления об отмене регистрации кандидата. Такое заявление вправе подать избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу. Заявление об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (пункт 5 ст. 78 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…», часть 3 статьи 260 ГПК РФ).

Исчерпывающий перечень оснований для отмены регистрации кандидата приведен в подпунктах «а-и» пункта 7 статьи 76 данного Федерального закона. Так, согласно нормам подпункта «а» пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», на который ссылается избирательная комиссия в обоснование заявления об отмене регистрации кандидата, регистрация кандидата может быть отменена судом по вновь открывшимся обстоятельствам. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата. Список вновь открывшихся обстоятельств, приведенный в п.п. «а» п.7 ст. 76 названного закона, является отсылочным к нормам подпунктов «а», «б», «е», «з», «и», «к», «л», «о» пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона (который устанавливает основания отказа в регистрации кандидата). Среди них (подпункт «а» пункта 24 статьи 38) значится отсутствие у кандидата пассивного избирательного права.

В частности Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статья 4, пункт 3.2, подпункт «а» гласит, что не имеют права быть избранными (то есть не обладают пассивным избирательным правом) граждане Российской Федерации осужденные когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, за исключением случаев, когда в соответствии с новым уголовным законом эти деяния не признаются тяжкими или особо тяжкими преступлениями.

Как усматривается из сообщения информационного центра УМВД России по Брянской области за подписью начальника ИЦ Берестневой Ж.Г. от ДД.ММ.ГГГГ, Жданов А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец города Брянска, был осужден 13.02.1986 года Бежицким районным судом г. Брянска по ч.2 ст. 206 УК РСФСР, ч 3 статьи 117 УК РСФСР. По совокупности преступлений определено 8 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительно-трудовой колонии строгого режима. Постановлением Президиума Брянского областного суда от 04.11.1987 года судебные решения в отношении Жданова А.В. изменены, его действия переквалифицированы с части 3 статьи 117 УК РСФСР на часть 2 статьи 206 УК РСФСР и определено 4 года лишения свободы. В остальном приговор в отношении Жданова А.В. оставлен без изменения. То есть судом вышестоящей судебной инстанции противоправные действия гражданина Жданова А.В. были окончательно квалифицированы лишь по части 2 статьи 206 УК РСФСР (злостное хулиганство).

Уголовным кодексом РСФСР, в действовавшей на тот момент редакции, данное преступление, предусмотренное ч.2 ст. 206 УК РСФСР (хулиганство, то есть умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, совершенное с применением или попыткой применения огнестрельного оружия, либо ножей, кастетов или иного холодного оружия, а равно других предметов, специально приспособленных для нанесения телесных повреждений) было отнесено к категории тяжких.

В настоящее время разграничение категорий преступлений в зависимости от характера и степени общественной опасности дается в статье 15 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). Так преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, превышает три года лишения свободы. Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

Действующим уголовным законом предусмотрена ответственность за хулиганство. При этом состав злостного хулиганства из УК РСФСР подпадает, частично, под п. «а» части 1 статьи 213 УК РФ ( хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия). Однако данное преступление отнесено к категории средней тяжести. Квалифицирующие же признаки состава части 2 статьи 213 УК РФ (тяжкое преступление) иные, чем у злостного хулиганства (ч.2 ст. 206 УК РСФСР).

Таким образом, действующим уголовным законом совершенное Ждановым А.В. преступление (судимость за которое погашена) уже не признается тяжким, поскольку подпадает под категорию средней тяжести. При таких обстоятельствах, данный гражданин права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления не утратил. Указанное обстоятельство само по себе является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления избирательной комиссии об отмене регистрации вышеназванного кандидата.

Кроме того, суд принимает во внимание, что в соотвествии с положениями Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статья 26, территориальные избирательные комиссии - это действующие на постоянной основе коллегиальные государственные органы с пятилетним сроком полномочий, к компетенции которых относятся осуществление контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме, реализация мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов, распределение выделенных из бюджета средств на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов и референдумов и контроль за их целевым использованием, рассмотрение жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принятие по ним мотивированных решений, осуществление иных отнесенных к их ведению полномочий.

Статус территориальных избирательных комиссий, порядок их формирования, правила (условия) назначения членов территориальных избирательных комиссий с правом решающего голоса и прекращения, в том числе досрочного, их полномочий закрепляются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. Правовую основу деятельности избирательных комиссий составляют принципы законности, независимости, коллегиальности и гласности, что прямо вытекает из Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (статья 3,20,28, 30) и т.д.

Как усматривается из материалов дела, заявление об отмене регистрации кандидата Жданова А.В., подписанное председателем ТИК Брянского района, адресованное Брянскому районному суду, было сдано в отделение связи ДД.ММ.ГГГГ, поступило в Брянский районный суд ДД.ММ.ГГГГ. Согласно положениям части 3 ст. 260 ГПК РФ заявление об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования. Указанный срок является пресекательным, и не подлежат восстановлению независимо от причин его пропуска. Кроме того, названный срок является процессуальным, то есть к нему применяются положения ст.ст. 107,108 ГПК РФ, регулирующие порядок исчисления процессуальных сроков, окончания процессуальных сроков. В частности согласно нормам части 3 статьи 108 ГПК РФ процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок, может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.

Вместе с тем суд учитывает, что хотя заявление ТИК Брянского района об отмене регистрации кандидата Жданова А.В. было сдано в отделение связи в установленный законом срок (не позднее чем за восемь дней до дня голосования, которое назначено на ДД.ММ.ГГГГ), однако само решение, за , о необходимости подачи такого заявления в Брянский районный суд было вынесено территориальной избирательной комиссией Брянского района лишь ДД.ММ.ГГГГ. Такое положение дел противоречит принципам коллегиальности и гласности действий территориальных избирательных комиссий.

Оценив все представленные доказательства по делу в совокупности, суд приходит к выводу, что заявление территориальной избирательной комиссии Брянского района необоснованно и подлежит отклонению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198, 209, 321, 261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления территориальной избирательной комиссии Брянского района отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Брянский районный суд в течение пяти дней со дня принятия решения судом.

Председательствующий судья Г.П. Саворинко