ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-106/19МОТИВИ от 27.05.2019 Первомайского районного суда (Ярославская область)

Дело № 2-106/2019 Мотивированное решение

изготовлено 27.05.2019г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 мая 2019 года п. Пречистое

Первомайский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Егоровой М.П.,

с участием пом. прокурора Пошехонского района Ярославской области Кантяева А.Г.,

представителя ответчика Администрации Первомайского муниципального района Ярославской области ФИО1 по доверенности,

при секретаре Шишмаревой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Первомайского района к Администрации Первомайского муниципального района Ярославской области об обязании оборудовать вход в здание специальным приспособлением (пандусом) и поручнями, обеспечивающими беспрепятственный доступ гражданам с ограниченными возможностями здоровья – инвалидам,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратура Первомайского района в интересах прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратилась в суд к Администрации Первомайского муниципального района Ярославской области об обязании оборудовать вход в здание специальным приспособлением (пандусом) и поручнями, обеспечивающими беспрепятственный доступ гражданам с ограниченными возможностями здоровья – инвалидам.

В обоснование требований указано, что прокуратурой Первомайского района в результате проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов установлено, что вход в здание администрации Первомайского муниципального района, находящееся по адресу: <...> не оборудован специальным приспособлением (пандусом) и поручнями, обеспечивающими беспрепятственный доступ лиц с ограниченными возможностями, в том числе инвалидов, пользующихся креслами-колясками.

Администрация Первомайского муниципального района является юридическим лицом, которое предоставляет гражданам услуги в различных сферах деятельности и выполняет социально - значимые функции для неопределенного круга лиц.

Проверкой установлено, что вход в администрации Первомайского муниципального района по адресу: Ярославская область, Первомайский район, п. Пречистое, <...> - не соответствует требованиям Свода правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. № 605).

В соответствии с п. 5.1.1 «Свода правил СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (в актуализированной редакции СНИП 35-01-2001», утвержденного Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605, в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения (далее - МГН), с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с ним зданием.

Согласно п. 5.1.2 Свода правил СП 59.13330.2012 Доступность зданий и соружений для маломобильных групп населения (в актуализированной редакции ЖП 35-01-2001) наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ 51261. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни.

Администрацией Первомайского муниципального района в нарушение требований закона беспрепятственный доступ в здание администрации о адресу: ул. Ярославская, д. 90, п. Пречистое, Первомайский район, Ярославская обл., для инвалидов не обеспечен. Наличие ступеней при входе в здание и отсутствие кнопки вызова препятствует гражданам с ограниченными возможностями здоровья получить необходимую помощь, услуги у специалистов Администрации Первомайского муниципального района.

Прокуратура Первомайского района Ярославской области требует обязать администрацию Первомайского муниципального района в течение 3 месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу, обеспечить гражданам с ограниченными возможностями здоровья - инвалидам, условия для беспрепятственного доступа к объекту социального назначения, а именно: оборудовать вход в здание указанного учреждения специальным приспособлением (пандусом) и поручнями, соответствующими требованиям п.п. 5.1.1, 5.2.1 Свода правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. N 605).

В судебном заседании пом. прокурора Пошехонского района Ярославской области Кантяев А.Г. (исполняющий обязанности помощника прокурора Первомайского района Ярославской области) исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - Администрации Первомайского муниципального района Ярославской области ФИО1, действующая по доверенности, исковые требования признала, но указала, что для надлежащего выполнения решения суда срок в 3 месяца будет недостаточным, так как администрацией подготовлена смета на строительство пандуса и поручней при входе в здание, но с учетом необходимой суммы и процедуры включения в бюджет данной статьи расходов, оборудовать здание пандусом и поручнями они смогут только к августу 2020г.

Представитель третьего лица – МУ Центр обеспечения функционирования органов местного самоуправления Первомайского муниципального района в судебное заседание не явился, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В представленном отзыве просили установить срок для исполнения решения суда до 1 августа 2020 года в связи с внесением необходимой суммы в проект бюджета на 2020г. и внесением данных расходов в мероприятия муниципальной программы «Эффективная власть в Первомайском муниципальном районе на 2020-2022гг.»

Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, оценив все в совокупности, считает исковые требования, подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст. 6, 7 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные конституцией Российской Федерации: в Российской Федерации охраняются груд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются гарантии социальной защиты.

Согласно ст.2 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181 –ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Администрация Первомайского муниципального района является юридическим лицом, которое предоставляет гражданам услуги в различных сферах деятельности и выполняет социально - значимые функции для неопределенного круга лиц.

Здание администрации Первомайского муниципального района расположено по адресу: <...>.

Наличие ступеней при входе в здание и отсутствие кнопки вызова препятствует гражданам с ограниченными возможностями здоровья получить необходимую помощь, услуги у специалистов администрации Первомайского муниципального района.

Как следует из ч.1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», объекты социальной инфраструктуры должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата предусмотрены в Своде правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. N 605).

В соответствии с п. 5.1.1 «Свода правил СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (в актуализированной редакции СНИП 35-01-2001», утвержденного Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605, в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения (далее - МГН), с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с ним зданием.

Согласно п. 5.1.2 Свода правил СП 59.13330.2012 Доступность зданий и соружений для маломобильных групп населения (в актуализированной редакции ЖП 35-01-2001) наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ 51261. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни.

Таким образом, вход в здание администрации Первомайского муниципального района, расположенное по адресу: <...>, представляющий собой каменное крыльцо, имеющее лестницу из 2 ступеней и не оборудованное поручнями и пандусом с поручнями, - это не соответствует требованиям Свода правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. N 605), а, следовательно, не оборудован специальными приспособлениями для обеспечения беспрепятственного доступа в помещение данного учреждения инвалидов, в том числе, использующих для передвижения кресла-коляски.

Согласно Уставу Администрация Первомайского муниципального района является юридическим лицом с момента государственной регистрации и от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права и исполняет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде, отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за ним собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности. Собственник имущества учреждения не несет ответственность по обязательствам учреждения.

Здание администрации Первомайского муниципального района по адресу: <...>, передано в оперативное управление Администрации Первомайского муниципального района.

В соответствии с ч.1 ст.296 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Кроме того, обязанность организаций всех форм собственности при проектировании и строительстве социально значимых объектов выполнять требования по доступности зданий и сооружений для инвалидов закреплена в градостроительном кодексе Российской Федерации. Пунктом 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ установлено, что одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Подпунктом 10 п. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса закреплено требование обязательного включения в состав проектной документации объектов капитального строительства перечня мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда.

Следовательно, действующее законодательство возлагает обязанность по содержанию, ремонту имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Администрацией Первомайского муниципального района на данное учреждение, в связи с чем, обязанность по устранению недостатков используемого ответчиком помещения (имущества) отнесенного к объекту социальной инфраструктуры, возлагается на Администрацию Первомайского муниципального района.

Таким образом, здание Администрацией Первомайского муниципального района, расположенное по вышеуказанному адресу, предусматривает посещение помещений неопределенным кругом лиц, и, в нарушение действующего законодательства РФ, не оборудовано специальным приспособлением (пандусом) и поручнями, обеспечивающими беспрепятственный доступ лиц с ограниченными возможностями, в том числе инвалидов, пользующихся креслами-колясками.

Данный факт не оспаривается сторонами и подтверждается фотографиями.

Следовательно, согласно приведенных норм, Администрация Первомайского муниципального района, обязана при осуществлении своей деятельности в здании, расположенном по адресу: <...>, - обеспечить беспрепятственный доступ инвалидам, в том числе пользующихся креслами-колясками, к объекту социальной инфраструктуры, - в свое здание по указанному адресу путем установки на входе (крыльце) специального приспособления (пандуса) и поручнями, обеспечивающих беспрепятственный доступ инвалидов.

Доводы стороны ответчика о недостаточности трехмесячного срока со дня вступления решения в законную силу для исполнения требования прокуратуры являются несостоятельными, так как согласно ответам главы муниципального района от 07.06.2018г., денежные средства на установку специального приспособления (пандуса) и поручней, обеспечивающих беспрепятственный доступ инвалидов в здании администрации должны были быть заложены в бюджет 2019г., чего сделано не было.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию Первомайского муниципального района Ярославской области оборудовать вход в свое здание, расположенное по адресу: <...>, специальным приспособлением (пандусом) и поручнями, отвечающими требованиям действующего законодательства, и обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов, в том числе, пользующихся креслами-колясками, к объекту социальной инфраструктуры в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 1 месяца с момента изготовления мотивированного решения, путем подачи жалобы в Первомайский районный суд Ярославской области.

Судья М.П. Егорова