Дело № 2-106/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Йошкар-Ола 28 января 2020 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе
председательствующего судьи Порфирьевой И.В.,
при секретаре Елымбаевой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл о признании приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности незаконным и его отмене и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл и просил признать незаконным и отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ о наложении дисциплинарного взыскания, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50000 руб. Требования обосновал тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 занимал должность начальника отдела транспортного комплекса Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл. На основании заключения служебной проверки в отношении государственных гражданских служащих отдела транспортного комплекса Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ выявлен факт ненадлежащего исполнения государственными гражданскими служащими отдела транспортного комплекса возложенных на них должностных обязанностей, установленных ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и должностным регламентом, выразившийся в нарушении срока исполнения документа. Приказом Министерства дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 17 июля 2019 года № 116 ему вынесено предупреждение о неполном должностном соответствии занимаемой должности. Истец считает данный приказ незаконным, поскольку дисциплинарное взыскание было применено к нему с пропуском срока, установленного законом. Кроме того, на момент наложения дисциплинарного взыскания он проработал в данной должности более трех лет, подобных взысканий не имел. В 2019 году в министерстве проведена аттестация государственных гражданских служащих в целях определения соответствия занимаемой должности гражданской службы. Решением комиссии о был признан соответствующим занимаемой должности начальника отдела транспортного комплекса.
В судебном заседании истец ФИО1 иск поддержал, просил его удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл ФИО2 в судебном заседании с иском не согласилась, считает, что оснований для его удовлетворения у суда не имеется.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных гражданских и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской и муниципальной службе.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" за совершение дисциплинарного проступка гражданским служащим, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить дисциплинарное взыскание в виде выговора.
Судом установлено, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимал должность начальника отдела транспортного комплекса Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл.
На основании заключения служебной проверки в отношении государственных гражданских служащих отдела транспортного комплекса Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ выявлен факт ненадлежащего исполнения государственными гражданскими служащими отдела транспортного комплекса возложенных на них должностных обязанностей, установленных ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и должностным регламентом, выразившийся в нарушении срока исполнения документа.
Приказом Министерства дорожного хозяйства Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ№ ему вынесено предупреждение о неполном должностном соответствии занимаемой должности.
Комиссией, созданной приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 03 июля 2019 г. № 105 «О проведении служебной проверки в отношении государственных гражданских служащих отдела транспортного комплекса Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл» на основании жалобы ИП ФИО3, зарегистрированной в Администрации Главы Республики Марий Эл за № К-1450 от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с резолюцией врио Первого заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ проведена служебная проверка по фактам изложенным в жалобе о нарушении Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл срока рассмотрения обращения ФИО3 о внесении изменения в Перечень остановочных пунктов, расположенных на территории Республики Марий Эл, которые разрешается использовать в качестве начальных и (или) конечных остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, на основании ошибочно заявленного адреса остановочного пункта администрацией Мари-Турекского муниципального района, а именно - адрес: <адрес> напротив <адрес> заменить на адрес: <адрес>.
Как видно из заключения о результатах проведенной служебной проверки в отношении государственных гражданских служащих отдела транспортного комплекса Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки установлено следующее.
Заявление ИП ФИО3 с просьбой внести изменения в остановочных пунктов, расположенных на территории Республики Марий Эл, которые разрешается использовать в качестве начальных и (или) конечных остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок поступило в министерство ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрировано отделом государственной гражданской службы, организационной и кадровой работы министерства за № и передано в отдел транспортного комплекса ДД.ММ.ГГГГ (документ получен главным специалистом-экспертом транспортного комплекса ФИО5). Согласно Журналу отдела транспортного комплекса о регистрации документов в работу заявление ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела транспортного комплекса ФИО1 адресовано в работу: ФИО1, заместителю начальника отдела транспортного комплекса ФИО6 и ведущему специалисту-эксперту отдела транспортного комплекса ФИО7
Заявление ФИО3 в министерстве зарегистрировано по общему делопроизводству.
Ответственными за ведение делопроизводства в отделе транспортного комплекса назначены приказом министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении ответственных за делопроизводство в структурных подразделениях Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл» ведущий специалист-эксперт ФИО8, в период ее отсутствия - главный специалист-эксперт ФИО5 С 28 2019 г. ответственными за ведение делопроизводства в отделе транспорта комплекса назначены приказом министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначен ответственных за делопроизводство в структурных подразделениях Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл главный специалист-эксперт ФИО5, в период ее отсутствия ведущий специалист-эксперт ФИО9
Ответ ИП ФИО3 на документ № от ДД.ММ.ГГГГ министерством не направлялся.
ДД.ММ.ГГГГ в министерство поступило повторное заявление ИП ФИО3, зарегистрированное за № о том, что ДД.ММ.ГГГГ им было подано заявление о включении остановочного пункта Автостанция пгт.Мари-Турек, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> в реестр на территории Марий Эл и ответ им не был получен.
Документ №ДД.ММ.ГГГГ отписан врио министром транспортам дорожного хозяйства Республики Марий Эл ФИО10 с резолюцией «ФИО1, ФИО11 в работу».
ФИО1 поручил исполнение документа № советнику отдела транспортного комплекса ФИО12 с резолюцией «приказ (материалы ФИО6)». В Журнале регистрации документов за 2019 год отдела транспортного комплекса документ № зарегистрирован порядковым №ДД.ММ.ГГГГ и выдан под роспись ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 подготовлен и направлен ответ ИП ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что министерством подготовлен приказ от ДД.ММ.ГГГГ№-н «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ№-н», в том числе в части включения в перечень остановочных пунктов расположенных на территории Республики Марий Эл, которые разрешается использовать в качестве начальных и (или) конечных остановочных пунктов по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок остановочного пункта расположенного по адресу: <адрес>
При проведении служебной проверки комиссия установила факт совершения начальником отдела транспортного комплекса ФИО1 дисциплинарного проступка, который выразился в ненадлежащем исполнении им должностных обязанностей, установленных ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», пунктом 51 Регламента внутренней организации министерства, утвержденного приказом от 2 марта 2018 г. № 50, частью 2 пункта 17 Положения об отделе транспортного комплекса Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, утвержденного приказом министерства от 14 декабря 2018 г. № 263 и должностным регламентом, и нарушившим сроки исполнения документа, установленные п.4.7.5. Инструкции по делопроизводству министерства.
Как указано в заключении от ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 5 статьи 58 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» к заместителю начальника отдела ФИО6, ведущему специалисту-эксперту ФИО7 и главному специалисту-эксперту ФИО5 дисциплинарное взыскание за неисполнение срока предоставления ответа заявителю по документу от ДД.ММ.ГГГГ не может быть применено, в связи с истечением срока давности, т.е. позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка.
С учетом степени тяжести совершенного государственными гражданскими служащими Республики Марий Эл в министерстве дисциплинарного проступка, степени вины, обстоятельств при которых совершен дисциплинарный проступок, выразившийся в непредоставлении ответа ИП ФИО3 и отсутствии контроля за сроками исполнения документов, комиссия предложила начальнику отдела транспортного комплекса ФИО1 датьпредупреждение о неполном должностном соответствии занимаемой должности, в связи с уже имеющимся дисциплинарным взысканием у начальника отдела транспортного комплекса ФИО1, наложенным приказом министерства от 06 мая 2019 года № 71 в форме выговора.
В силу ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка (ч. 2).
При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (ч. 3).
Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки (ч. 4).
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (ч. 5).
В соответствии с ч. 6 ст. 58 указанного Федерального закона копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного вручается ему в течение 5 дней со дня его издания.
Порядок проведения служебной проверки установлен ст. 59 данного Федерального закона.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" месячный срок для наложения дисциплинарного взыскания необходимо исчислять со дня обнаружения проступка; днем обнаружения проступка, с которого начинается течение месячного срока, считается день, когда лицу, которому по работе (службе) подчинен работник, стало известно о совершении проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий.
Исходя из установленных обстоятельств комиссией, которые описаны в вышеуказанном заключении от ДД.ММ.ГГГГ, факт того, что ответ на заявление ИП ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ не был дан работниками отдела транспортного комплекса руководству Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл стало известно при подаче повторного заявления ИП ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ, где заявитель указал, что ответ им на заявление от ДД.ММ.ГГГГ получен им не был.
Приказ о наложении дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном должностном соответствии занимаемой должности ФИО1 был издан ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском месячного срока со дня обнаружения дисциплинарного проступка (до ДД.ММ.ГГГГ) и позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка (до 25 мая 2019 года, с учетом 30 дней на дачу ответа по заявлению в соответствии с п. 1 ст. 12 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
Таким образом, дисциплинарное взыскание в отношении истца было применено за пределами месячного срока, то есть даже ко дню подписания приказа о назначении служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, установленный Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" срок применения взыскания уже истек.
При вынесении решения суд учитывает, что по результатам служебной проверки комиссия пришла к выводу, что ведущему специалисту-эксперту ФИО7 и главному специалисту-эксперту ФИО5 дисциплинарное взыскание за неисполнение срока предоставления ответа заявителю по документу от ДД.ММ.ГГГГ не может быть применено, в связи с истечением срока давности, т.е. позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка.
Таким образом, исходя из установленных фактов суд усматривает наличие дискриминации со стороны руководства в отношении истца, поскольку за один и тот же проступок к одним работникам был применен срок давности привлечения к дисциплинарной ответственности, а к ФИО1 не был применен.
Согласно должностного регламента государственного гражданского служащего Республики Марий Эл, замещающего должность начальника отдела транспортного комплекса Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, утвержденного ВРИО министра транспорта и дорожного хозяйства РМЭ ДД.ММ.ГГГГ основными задачами начальника отдела являются осуществление общего руководства работой отдела транспортного комплекса министерства, организация и планирование работы, направленной на обеспечение выполнения возложенных на отдел задач и функций, ответственность за своевременное и качественное выполнение и подготовку материалов по вопросам, находящимся в компетенции отдела.
Согласно п. 51 Регламента внутренней организации министерства, утвержденного приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ ответственность за организацию и ведение делопроизводства в отделах министерства возлагается на руководителей этих отделов.
Непосредственная работа по документационному обеспечению в отделах осуществляется лицами, ответственными за ведение делопроизводства.
Согласно Инструкции по делопроизводству в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл сроки исполнения документов определяются исходя из срока, установленного в поручении, или сроков, установленных законодательством. Если срок исполнения не указан, поручение подлежит исполнению по обращениям граждан в течение 30 дней (п. 4.7.5).
Поскольку в установленный законом срок ответ на заявление ИП ФИО3 дан не был, что истцом не оспаривается, контроль с его стороны за исполнением документа отсутствовал, нарушение вышеуказанных норм имело место.
Однако суд учитывает, что недача ответа в установленный срок не повлекло каких-либо последствий для заявителя, поскольку его вопрос о внесении изменений в перечень остановочных пунктов разрешался сотрудниками отдела транспортного комплекса в установленном порядке, что также нашло свое подтверждение в ходе служебной проверки.
На основании части 2 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа мобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства Республики Марий Эл от 19 февраля 2018 г. №64 «Вопросы Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл», пункта 2 приказа Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 30 декабря 2016 года № 126 «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по межмуниципальным маршрутам на территории Республики Марий Эл» формирование перечня остановочных пунктов осуществляется на основании проводимого министерством на постоянной основе анализа действующей сети муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл по предложениям органов местного самоуправления.
Так, 21 ноября 2018 года Администрация Мари-Турекского муниципального района направила письмо в министерство за № с просьбой внести изменения в перечень остановочных пунктов, расположенных на территории Марий Эл, разрешающие использовать в качестве начальных и (или) конечных остановочных пунктов по межмуниципальным и межрегиональным маршрутам регулярных перевозок на основании заявления гражданина ФИО3 Заявленный адрес остановочного пункта: <адрес>.
Проект приказа министерства «О внесении изменений в приказ министерства от ДД.ММ.ГГГГ№-н» подготовленный ведущим специалистом-экспертом ФИО7 направлен в Прокуратуру Республики Марий Эл ДД.ММ.ГГГГ.
Далее был подготовлен проект приказа о внесении изменений приказ министерства от ДД.ММ.ГГГГ№-н в новой редакции и направлен в прокуратуру Республики Марий Эл ДД.ММ.ГГГГ письмом № от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой дать заключение по данному проекту в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
От Прокуратуры Республики Марий Эл в адрес министерства за № от ДД.ММ.ГГГГ поступило заключение об отсутствии в проекте противоречий Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, зарегистрировано в министерстве за № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ министерством подготовлен приказ № 8-н «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ№-н», в том числе в части включения в перечень остановочных пунктов расположенных на территории Республики Марий Эл, которые разрешается использовать в качестве начальных и (или) конечных остановочных пунктов по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок остановочного пункта расположенного по адресу: <адрес> «А».
При подготовке проекта приказа, ФИО12 была допущена техническая ошибка, выразившаяся в указании в приказе неверного номера дома остановочного пункта.
ДД.ММ.ГГГГ министерством принят приказ №-н «О внесении изменений в приказ Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ№-н», впоследствии зарегистрированный в Министерстве внутренней политики, развития местного самоуправления и юстиции Республики Марий Эл за №, а также размещенный на официальном сайте министерства, направлен в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Учитывая, что установлен факт нарушение трудовых прав истца, принимая во внимание характер и степень нарушения трудовых прав, степень нравственных страданий с учетом фактических обстоятельств дела, исходя из требований разумности и справедливости, суд полагает справедливым взыскать компенсацию морального вреда за незаконное привлечение к дисициплинарной ответственности в размере 15000 руб.
В силу ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 600.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1 к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл о признании приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности незаконным и его отмене и компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Признать незаконным приказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ№ в части наложении дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном должностном соответствии занимаемой должности в отношении ФИО1 и отменить его в этой части.
Взыскать с Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 15000 руб.
Взыскать с Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 600 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья И.В. Порфирьева
Мотивированное решение составлено 04 февраля 2020 года