ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-106/2014 от 02.04.2014 Кумертауского городского суда (Республика Башкортостан)

                                          Дело № 2-106/2014

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 город Кумертау                            02 апреля 2014 года

 Кумертауский городской суд Республики Башкортостан в составе:

 председательствующего судьи Сафарова Р.Ф.,

 с участием истца Климиной К.А.,

 представителя ответчика, ООО «Медиа-Маркт-Сатурн», - Рыкова М.В. (по доверенности <...> от <...>),

 при секретаре Сайфутдиновой Г.Т.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Климиной К.А. к Обществу с ограниченной ответственностью «Медиа-Маркт-Сатурн» о расторжении договора от <...> купли-продажи кофе-машины <...>, взыскании с ответчика уплаченных денежных средств в сумме <...>, неустойки за просрочку выполнения требования о замене товара в размере <...> от цены товара за каждый день просрочки, за период с <...> по <...> в сумме <...>, компенсации морального вреда в сумме <...>, взыскании штрафа в размере <...> от цены иска, а также взыскании судебных расходов,

 УСТАНОВИЛ:

 Климина К.А. обратилась в суд с указанным иском к ООО «Медиа-Маркт-Сатурн», мотивируя свои требования тем, что <...> в филиале ответчика она купила кофе-машину <...>, стоимостью <...>. Оплата товара производилась следующим образом: <...> были внесены наличными деньгами в кассу ответчика, на оставшиеся <...> ответчиком предоставлен кредит, за который истец рассчитался полностью.

 На купленный товар производителем установлен гарантийный срок в 2 года. В течение гарантийного срока в товаре обнаружены следующие недостатки:

 1/ В <...> на дисплее появилась надпись ошибка <...> и кофе-машина перестала работать. Она обратилась по месту покупки товара с просьбой заменить неисправный товар, где ей сказали, что товар относится к сложным техническим товарам и менять его не будут, сказали, возможен ремонт. <...> товар был сдан по акту <...> для проведения ремонта в авторизованный сервисный центр <...> «Сервисбыттехника» по адресу <...>, где была произведена замена бойлера;

 2/ В <...> на дисплее вновь появилась надпись ошибка <...> и кофе-машина перестала работать. Она обратилась повторно по месту покупки товара с просьбой заменить неисправный товар, где ей вновь было отказано. <...> товар был сдан по акту <...> для проведения ремонта в авторизованный сервисный центр <...> «Сервисбыттехника» по адресу <...>, где была вновь произведена замена бойлера. <...> она обратилась к ответчику с письменной претензией, потребовав замены товара ненадлежащего качества на аналогичный товар другой марки, однако письмом от <...> ей в удовлетворении законного требования было отказано;

 3/ В <...> на дисплее в очередной раз появилась надпись ошибка <...> и кофе-машина вновь перестала работать. <...> она обратилась к ответчику с письменной претензией, потребовав расторжения договора купли-продажи, однако, письмом <...> от <...> в удовлетворении законных требований было отказано.

 Таким образом, в период действия гарантийного срока имеет место неоднократное появление недостатков товара, что является существенным нарушением требований к качеству товара. Покупатель не имел возможности использовать товар по назначению, то есть в значительной мере лишен того, не что был вправе рассчитывать при заключении договора купли-продажи.

 В связи с тем, что ответчик не выполнил ее требование о замене в 7-мидневный срок, то за просрочку выполнения требования о замене товара ответчик должен выплатить неустойку в размере <...> от цены товара за каждый день просрочки.

 Кроме того, действиями ответчика ей причинен моральный вред, который она оценивает в сумме <...>.

 Просит взыскать <...> уплаченных за товар, взыскании неустойки за просрочку выполнения требования о замене товара в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки, в сумме <...>, компенсации морального вреда в сумме <...>, взыскании судебных расходов, а также штрафа в размере 50% от цены иска.

 В судебном заседании истица Климина К.А. заявленные требования поддержала в полном объеме, поддержала доводы искового заявления.

 Представитель ответчика Рыков М.В. в судебном заседании полагал требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме, пояснив, что в результате проведенной экспертизы установлен факт отсутствия в кофе-машине заводского брака, а неправильном использовании. Кроме того, кофе-машина приобретена не Климиной К.А., а другим человеком, договор купли-продажи с Климиной К.А. не заключался. Кроме того, данная кофе-машина подлежит использованию только в домашних условиях, из заключения эксперта видно, что кофе-машина использовалась <...>, что дает основание для вывода о ее использовании в промышленных целях. Признал то обстоятельство, что расчет за кофе-машину произведен полностью.

     Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования Климиной К.А. подлежат полному отклонению по следующим основаниям.

 В соответствии со ст. 56 ч. 1 Гражданско-процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 Согласно 68 ч. 2 ГПК РФ, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости доказывания этих обстоятельств.

 В соответствии с ч. 1 ст. 485 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

     В соответствии со ст. 21 Закона РФ от 07 февраля 11992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) - в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.

 Если у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования.

 Если для замены товара требуется более семи дней, по требованию потребителя продавец (изготовитель либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) в течение трех дней со дня предъявления требования о замене товара обязан безвозмездно предоставить потребителю во временное пользование на период замены товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив его доставку за свой счет. Это правило не распространяется на товары, перечень которых определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 20 настоящего Закона.

 2. Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, то есть на товар, не бывший в употреблении. При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю.

 Пунктом 2 статьи 20 Закона установлено, что 2. В отношении товаров длительного пользования изготовитель, продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет. Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, устанавливается Правительством Российской Федерации.

 Статьей 22 Закона требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

 Статьей 23 Закона установлено, что: 1. За нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

 Цена товара определяется, исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.

 2. В случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные статьями 20 - 22 настоящего Закона, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные статьей 18 настоящего Закона.

 Согласно п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

 В перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требования покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара (утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года № 55) включены: п. 4 электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели и другие товары).

 Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (п.п. 27,28,31,51) установлено, что: 27. Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать от продавца: замены на товар аналогичной марки (модели, артикула); замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов, понесенных покупателем или третьим лицом, на устранение недостатков товара.

 При этом покупатель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

 Покупатель вправе требовать замены технически сложного или дорогостоящего товара в случае существенного нарушения требований к его качеству (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, либо выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков).

 В отношении технически сложных товаров указанное требование покупателя подлежит удовлетворению согласно Перечню таких товаров, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

 Вместо предъявления указанных требований покупатель вправе отказаться от приобретенного товара и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

 28. Продавец или организация, выполняющая функции продавца на основании договора с ним, обязаны принять товар ненадлежащего качества у покупателя, а в случае необходимости провести проверку качества товара. Покупатель вправе участвовать в проверке качества товара.

 При возникновении спора о причинах появления недостатков товара продавец или организация, выполняющая функции продавца на основании договора с ним, обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Покупатель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

 31. Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, установленного в соответствии с федеральным законом или договором.

     51. При передаче технически сложных бытовых товаров покупателю одновременно передаются установленные изготовителем товара комплект принадлежностей и документы (технический паспорт или иной заменяющий его документ с указанием даты и места продажи, инструкция по эксплуатации и другие документы).

 В случае, предусмотренном пунктом 46 настоящих Правил, вместе с товаром покупателю передается также товарный чек, содержащий указанные в этом пункте сведения.

     В судебном заседании установлено, что <...> Х. в филиале ООО «Медиа-Маркт-Сатурн» приобретена кофе-машина <...>, стоимостью <...>, с предоплатой в сумме <...>, на остальную сумму в размере <...> произведено кредитование, что подтверждается кассовым чеком от <...> и кредитным договором-заявкой <...> от <...>.

     Товар был передан покупателю сразу. В настоящее время оплата за товар осуществлена полностью, что подтверждено представителем ответчика в судебном заседании.

     <...> Климина К.А. обратилась к ответчику с письменной претензией, согласно которой в течение гарантийного срока обнаружен заводской брак, замена бойлера в течение двух раз, просила заменить товар на такой же товар другой марки с перерасчетом покупной цены, письмом от <...> ответчик отказал в замене товара, мотивируя тем, что сотрудниками отдела по проверке качества дефект товара «сильно шумит при работе» не был подтвержден, аппарат технически исправен, то есть, является товаром надлежащего качества, оснований для возврата или обмена товара не имеется.

 <...> Климина К.А. вновь обратилась к ответчику с письменной претензией, в соответствии с которой, в течение гарантийного срока у товара обнаружен недостаток, - заводской брак, дважды произведена замена бойлера, машина не работает третий раз, в связи с чем, просила вернуть ей <...>, обязалась вернуть товар.

 На обращение Климиной К.А. ответчиком направлен ответ от <...>, согласно которому, товар был передан надлежащего качества, при проверке качества товара в сервисном центре Сервисбыттехника установлено, что дефект вызван большим количеством накипи в бойлерах, что, в свою очередь, не покрывается гарантией производителя. В связи с чем, права на возврат кофе-машины у истицы не возникло.

 Из акта технического освидетельствования от <...> следует, что неисправность в виде выдачи ошибки <...> связана с большим количеством накипи в бойлерах, что не покрывается гарантией производителя.

 Из актов выполненных работ <...> от <...> и <...> от <...>, выполненных Авторизованным сервисным центром ООО «Сервисбыттехника» <...>, в связи с ошибки <...> у указанной кофе-машины производилась замена бойлера.

 Из дислокации общедоступных предприятий общественного питания городского округа <...> РБ следует, что у <...> Климиной К.А. имеется кофейня <...> расположенная в <...> РБ.

 Судом назначена экспертиза для определения качества спорного товара. Из заключения эксперта <...> от <...>, составленного экспертом Торгово-промышленной палаты <...>, следует, что

 1/ Представленная кофе-машина <...>, неисправна, на дисплее высвечивается ошибка – код <...>

 2/ Причиной возникновения дефекта послужило прекращение циркуляции нагреваемой воды через бойлер в результате его засорения продуктами накипи. Накипь образовалась в результате использования в кофе-машине жесткой воды;

 3/ Недостаток возник после передачи машины покупателю вследствие несоблюдения правил ухода за машиной, указанных в Инструкции по применению;

 4/ Дефект возник вследствие обстоятельств, за которые продавец не отвечает.

 Таким образом, в судебном заседании установлено, что причиной неисправности кофе-машины явилась неправильная ее эксплуатация после приобретения у ответчика, в связи с чем, в удовлетворении искового требования о расторжении договора купли-продажи кофе-машины не имеется.

 Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, объяснениями истца и представителя ответчика.

 В связи с отсутствием оснований для расторжения договора купли-продажи также, поскольку в судебном заседании установлено, что дефект товара возник после его передачи продавцом покупателю и связан с неправильной эксплуатацией товара, не имеется оснований для взыскания с ответчика неустойки за нарушение обязательств в сумме <...>, компенсации морального вреда и штрафа, поскольку нарушения прав потребителя ответчиком не нашло своего подтверждения.

 Ответ об отказе в удовлетворении требований истицы дан ООО «Медиа-Маркт-Сатурн» в течение предусмотренных законодательством (ст. 22 Закона «О защите прав потребителей») 10 дней, поскольку обращение истицы имело место <...>, ответ дан <...>.

 В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

 Поскольку в удовлетворении исковых требований должно быть отказано в полном объеме, то и судебные расходы истца не подлежали взысканию с ответчика.

     Также суд учитывает, что факт несения истцом судебных расходов не подтвержден документально.

     Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

 РЕШИЛ:

 Отказать в полном объеме в удовлетворении исковых требований Климиной К.А. к Обществу с ограниченной ответственностью «Медиа-Маркт-Сатурн» о расторжении договора от <...> купли-продажи кофе-машины <...>, взыскании с ответчика уплаченных денежных средств в сумме <...>, неустойки за просрочку выполнения требования о замене товара в размере <...> от цены товара за каждый день просрочки, за период с <...> по <...> в сумме <...>, компенсации морального вреда в сумме <...>, взыскании штрафа в размере <...> от цены иска, а также взыскании судебных расходов.

 Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня составления в окончательной форме через Кумертауский городской суд РБ.

 Председательствующий