ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-106/2016 от 19.04.2016 Починковского районного суда (Смоленская область)

2-106/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Починок 19 апреля 2016 года

Починковский районный суд Смоленской области в составе судьи Шабановой В.А.

с участием прокурора Лобковой В.В.,

истца Шугаевой М.И.,

представителя ответчика администрации муниципального образования « ...» ...К.И.В.,

представителя третьего лица органа опеки и попечительства отдела образования администрации муниципального образования « ...» ...К.Т.В.,

при секретаре Панкратовой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шугаевой М.И. к администрации ... сельского поселения ..., администрации муниципального образования « ...» Смоленской области, Департаменту ... по образованию, науке и делам молодежи о признании нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, возложении обязанности предоставить специализированное жилое помещение, перечислить субвенции для приобретения жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Шугаева М.И. обратилась в суд с исковыми требованиями к администрации ... сельского поселения ..., администрации муниципального образования « ...» ..., Департаменту ... по образованию, науке и делам молодежи о понуждении к совершению действий.

Определением Починковского районного суда Смоленской области от 17 марта 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен орган опеки и попечительства отдела образования администрации муниципального образования « ...» ....

В обоснование своих требований в исковом заявлении и в судебном заседании истец Шугаева М.И. сослалась на то, что она относилась к числу детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно постановлению главы ... сельской администрации от ** ** ** ее бабушка Ш.Г.И. была назначена опекуном над ней. С ** ** ** она(Шугаева М.И.) проживала по адресу: ... - в квартире бабушки Ш.Г.И.** ** ** она(Шугаева М.И.) зарегистрирована в указанной квартире. Постановлением главы администрации муниципального образования « ...» ... от ** ** ** за ней закреплено право проживания и пользования жилой площадью по вышеуказанному адресу. Однако она должна быть обеспечена отдельным жилым помещением как лицо, оставшееся без попечения родителей. В данный период времени в названной квартире проживали она(Шугаева М.И.), бабушка Ш.Г.И., сестра ее матери Д.А.С. и несовершеннолетний сын последней Д.М.А. В ** ** ** квартира была приватизирована Д.А.С. и ее сыном Д.М.А. Общая площадь закрепленного жилого помещения менее учетной нормы. От участия в приватизации квартиры по адресу: ..., находясь в возрасте -----, она отказалась. Считает, что закрепление за ней права пользования и проживания данной квартирой не соответствует действующему законодательству, поскольку не является членом семьи бабушки. За ней могло быть закреплено только жилье, где проживала она или ее мать, жилье опекуна за ней закреплено быть не могло, так как было предоставлено именно опекуну. На момент закрепления жилье в собственности опекуна Ш.Г.И. не находилось. До достижения возраста 23 лет письменно с требованием о предоставлении ей жилого помещения или о постановке на учет для получения жилого помещения в органы местного самоуправления не обращалась. В ** ** ** устно обратилась в органы опеки и попечительства с просьбой о написании заявления о приобретении жилого помещения, но ей устно отказали, выдав ксерокопию постановления о закреплении за ней жилого помещения. Она достигла возраста 23 лет, но ее право на жилое помещение было не реализовано по вине администрации ... сельского поселения ..., администрации муниципального образования « ...» ..., органа опеки и попечительства, поэтому просит признать ее нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма с ** ** **, обязать администрацию ... сельского поселения ... предоставить ей специализированное жилое помещение, обязать Департамент ... по образованию, науке и делам молодежи перечислить субвенции администрации ... сельского поселения ... для приобретения жилого помещения и предоставить ей по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.

Представитель ответчика администрации ... сельского поселения ...И.Н.П. в предыдущем судебном заседании пояснил, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями переданы администрации муниципального образования « ...» .... В судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания (л.д.144), просит рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.92).

Представитель ответчика администрации муниципального образования « ...» ...К.И.В. судебном заседании и в возражениях указала, что согласно ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Как следует из взаимосвязанных положений преамбулы и ст.1 данного закона, его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Шугаева М.И. на учете, как нуждающееся в жилом помещении лицо из числа детей-сирот, не стоит. Последней исполнилось -----, и до достижения установленного законом возраста 23 лет предусмотренной законом мерой социальной поддержки Шугаева М.И. не воспользовалась, с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения не обратилась, в связи с чем утратила право на получение мер социальной поддержки для указанной категории лиц. Просит отказать в заявленных исковых требованиях Шугаевой М.И.

Представитель ответчика ... по образованию, науке и делам молодежи в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания (л.д.143), просит рассмотреть дело без его участия (л.д.47, 60, 145).

Представитель органа опеки и попечительства отдела образования администрации муниципального образования « ...» ...К.Т.В. пояснила, что Шугаева М.И. относилась к числу детей, оставшихся без попечения родителей, над последней была установлена опека бабушкой Ш.Г.И., за ней было закреплено жилое помещение по адресу: ..., находящееся в муниципальной собственности. Основанием для принятия решения о закреплении за несовершеннолетней права на проживание и пользование жилым помещением по месту ее регистрации являлись справка ... сельского поселения ... от ** ** ** о регистрации несовершеннолетней Шугаевой М.И. по месту жительства, лицевой счет, выданный МУУП ... ЖЭУ, где Шугаева М.И. указана как постоянно зарегистрированная по указанному адресу и заявление Ш.Г.И. от ** ** ** - ответственного квартиросъемщика, о согласии на закрепление жилого помещения за Шугаевой М.И. Закрепленное жилое помещение не признавалось непригодным для проживания. Шугаева М.И. по вопросу защиты жилищных прав в отдел образования как орган опеки и попечительства не обращалась. Считает, что требования не подлежат удовлетворению.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении требований отказать, приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст.40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.

Пунктами «ж», «к» ст.72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе, обеспечение жильем.

Согласно п.1, 3 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В силу ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детьми-сиротами являются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (п.1 ст.54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как следует из положений ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, в случае наличия их письменного обращения в возрасте от 18 до 23 лет в компетентный орган местного самоуправления (абзац 3 части 1 статьи 8) и нереализованного права на жилое помещение, допущенного по независящим от таких граждан причинам.

Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, Шугаева М.И. родилась ** ** ** в ...; родителями записаны: отец - Ш.И.А., мать - Ш.С.Н. (л.д.9).

Решением ... районного суда ... от ** ** ** (л.д.15-18) мать Шугаевой М.И. - П.С.Н. объявлена умершей (л.д.73).

Отец Шугаевой М.И. - Ш.И.А., находясь в местах лишения свободы, дал согласие на усыновление своих несовершеннолетних детей, просил передать на попечение бабушки Ш.Г.И., отказался от родительских прав (л.д.73, 94-95).

Согласно постановлению главы ... сельской администрации № ** от ** ** ** (л.д.19) Ш.Г.И. назначена опекуном над несовершеннолетней Шугаевой М.И. (л.д.32, 72).

Шугаева М.И. с ** ** ** зарегистрирована по адресу: ..., что подтверждается справкой о составе семьи (л.д.12, 61, 67), копией паспорта (л.д.7-8).

Из заявления Ш.Г.И. от ** ** ** (л.д.93) усматривается, что последняя просит освободить ее от обязанностей попечителя над Шугаевой М.И. в связи с поступлением в -----; закрепить за ее внучкой Шугаевой М.И. ее квартиру.

Постановлением главы администрации муниципального образования « ...» ...№ ** от ** ** ** (л.д.20) отменено попечительство Ш.Г.И. над несовершеннолетней Шугаевой М.И., которая направлена в государственное учреждение на полное государственное обеспечение, и за несовершеннолетней Шугаевой М.И. закреплено право проживания и пользования жилой площадью по адресу: ..., в квартире бабушки Ш.Г.И.

Согласно постановлению главы администрации ... сельского округа муниципального образования ... от ** ** **№ ** (л.д.89) на имя Ш.Г.И. выдан ордер на жилую квартиру № ** дома № **..., состав семьи два человека Ш.Г.И. - квартиросъемщик, Шугаева М.И. - внучка (л.д.128).

Из договора на безвозмездную передачу квартиры, являющейся предметом договора найма жилого помещения, в собственность граждан от ** ** **, заключенного с администрацией ... сельского поселения ... усматривается, что квартира № ** дома № **... передана в долевую собственность Д.А.С., Д.М.А. (л.д.120). Шугаева М.И. дала нотариально удостоверенное согласие, отказывается от права приватизации квартиры № ** дома № **... (л.д.124).

Согласно договора дарения от ** ** **, заключенного в ...Д.А.С. подарила ----- долю в праве общей долевой собственности на квартиру № ** в доме № **...Д.М.А. (л.д.137-138).

Из свидетельства о государственной регистрации права (л.д.71), выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ...** ** ** усматривается, что на основании договора на безвозмездную передачу квартиры, являющейся предметом договора найма жилого помещения, в собственность граждан от ** ** **, заключенного с администрацией ... сельского поселения ...; договора дарения от ** ** **, заключенного в ... собственником квартиры № ** в доме № **... является Д.М.А. (л.д.13, 61).

** ** ** Шугаева М.И. обратилась в администрацию муниципального образования « ...» ... с заявлением о постановке ее на очередь для приобретения жилья как сироты (л.д.21).

Из ответа администрации муниципального образования « ...» ... от ** ** ** (л.д.22-23, 49-50) усматривается, что с заявлением о постановке на учет нуждающегося в жилом помещении Шугаевой М.И. необходимо обратиться к главе муниципального образования ... сельского поселения ....

Шугаева М.И. обратилась с письменным заявлением к главе муниципального образования ... сельского поселения ... о постановке ее на очередь для приобретения жилья как сироте, оставшейся без попечения родителей, так как зарегистрирована и проживает с родственниками в ----- квартире бабушки Ш.Г.И. по адресу: ..., площадью ----- (л.д.24).

Из письменного ответа главы муниципального образования ... сельского поселения ... от ** ** ** следует, что в удовлетворении заявления, поступившего ** ** **, о постановке на учет как сироты для приобретения жилья Шугаевой М.И. отказано, поскольку ею не представлены документы о признании сиротой и, следовательно, под данную категорию льгот, предусмотренных ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не подпадает (л.д.25).

Согласно информации администрации муниципального образования « ...» ... (л.д.62) Шугаева М.И. в период с ** ** ** не состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении и не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в настоящее время.

В силу сообщения администрации ... сельского поселения ... (л.д.65) Шугаева М.И. обратилась с заявлением о постановке ее на очередь для приобретения жилья, как сироты, только лишь ** ** **, то есть по достижению ей -----, в связи с чем ей было отказано в постановке на очередь.

Согласно сообщений органа опеки и попечительства отдела образования администрации муниципального образования « ...» ... (л.д.63-64) постановлением главы администрации муниципального образования « ...» ...№ ** от ** ** ** за Шугаевой М.И. закреплено право проживания и пользования жилой площадью, расположенной по адресу: .... Шугаева М.И. была зарегистрирована по данному адресу с ** ** **. В личном деле подопечной Шугаевой М.И. имеется заявление попечителя Ш.Г.И. с просьбой закрепить за Шугаевой М.И. квартиру, расположенную по адресу: .... Из актов проверки сохранности жилого помещения, закрепленного за несовершеннолетней Шугаевой М.И., расположенного по адресу: ... (** ** **) следует, что закрепленное жилое помещение находится в муниципальной собственности. Согласно ст.149 Семейного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 1 сентября 2008 года), дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, имели право на сохранение права пользования жилым помещением, что подтверждает правомерность закрепления жилья за Шугаевой М.И. по месту ее регистрации. Шугаева М.И. не признавалась нуждающейся в обеспечении жилым помещением на территории муниципального образования « ...» ....

Согласно информации Департамента ... по образованию, науке и делам молодежи (л.д.34-35) постановлением главы администрации муниципального образования « ...» ... от ** ** **№ ** за Шугаевой М.И. было закреплено право проживания и пользования жилой площадью по адресу: .... Данное постановление не было признано утратившим силу. Вследствие этого Шугаева М.И. не была включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. После окончания образовательного учреждения Шугаева М.И. имела право вернуться в жилое помещение для дальнейшего проживания. Кроме того, Шугаева М.И. была зарегистрирована в вышеуказанном жилом помещении и имела право участвовать в приватизации наряду с родственниками. В настоящее время Шугаевой М.И. исполнилось -----, в связи с этим социальная гарантия на обеспечение последней жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на Шугаеву М.И. не распространяется.

Свидетель Б.А.С. пояснила, что ее племянница Шугаева М.И. находилась под опекой Ш.Г.И. и проживает по адресу: ... с ** ** ** по настоящее время. Данная квартира устно была предоставлена ее(Б.А.С.) отцу - Н.С.А. в ** ** **, умершему в ** ** ** Мать истца Шугаевой М.И. - Ш.С.Н. проживала в названной квартире ** ** **. Шугаева М.И. дала нотариально удостоверенное согласие на приватизацию квартиры, отказалась от права приватизации квартиры № ** дома № **....

Таким образом, судом бесспорно установлено, что истец Шугаева М.И. в настоящее время не относится к категории лиц, определенных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обратилась с заявлением о постановке ее на очередь для приобретения жилья как сироты (л.д.21, 24) в возрасте -----.

Доказательств обращения Шугаевой М.И. до достижения ею возраста 23 лет в органы местного самоуправления с требованием о предоставлении ей жилого помещения или о постановке на учет для получения жилого помещения, истицей не представлено, последняя не была признана нуждающейся в предоставлении жилой площади и не была поставлена на соответствующий учет. Так же истицей не представлено доказательств уважительности причин не обращения органы местного самоуправления о предоставлении ей жилого помещения или о постановке на учет для получения жилого помещения, в том числе доказательств незаконных отказов в постановке на учет, ухудшения состояния здоровья, объективно не позволяющего встать на учет нуждающихся в жилом помещении, попыток встать на учет, но не постановки из-за отсутствия необходимых документов и т.д.

Вместе с тем судом установлено, что истец Шугаева М.И. с ** ** ** по настоящее время зарегистрирована в закрепленном за ней жилом помещении по адресу: ....

Довод истца Шугаевой М.И. о том, что на основании ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за истцом сохранилось право на предоставление жилого помещения вне зависимости от того, что она до достижения 23-летнего возраста не обращалась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не обоснован, поскольку данной нормой не установлено право на обеспечение жилыми помещениями за лицами, не вставшими на соответствующий учет до 23-летнего возраста.

До внесения в Жилищный кодекс Российской Федерации изменений, вступивших в законную силу с 1 января 2013 года, жилые помещения по договору социального найма предоставлялись гражданам данной категории, только состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу ст.ст.30, 33, 37 ЖК РСФСР, а также в соответствии с Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года №335, действовавшими до 1 марта 2005 года, то есть в период до достижения истцом возраста 23 лет (** ** **), принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществлялось исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов по месту жительства или решением администрации и профсоюзного комитета по месту работы на основании заявлений данных граждан.

Вне очереди жилое помещение предоставлялось детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали (ч.2 ст.37 ЖК РСФСР в редакции Федерального закона от 28 марта 1998 года №45-ФЗ).

По смыслу вышеприведенных норм как действующего, так и ранее применявшегося жилищного законодательства, в самом понятии лиц, относящихся к данной категории граждан, содержится возрастное ограничение, в связи с чем, реализация права на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма (до 1 января 2013 года), была возможна при условии принятия их до достижения возраста 23 лет уполномоченными органами в установленном законом порядке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что в отношении истца не нашло своего подтверждения в судебном заседании при рассмотрении спора. С 1 января 2013 года, то есть после внесенных в законодательство изменений, факт постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, имевший место до достижения лицом 23 лет, признается основанием для сохранения права последнего после достижения указанного возраста до фактического обеспечения жилым помещением (в настоящее время из специализированного жилищного фонда).

Доводы истца Шугаевой М.И. о нарушении порядка закрепления права на проживание и пользование жилой площадью в доме по адресу: ..., поскольку она(Шугаева М.И.) не является членом семьи бабушки, суд отклоняет, так как закрепление жилой площади за истцом в указанной квартире, находившейся в муниципальной собственности, предоставленной согласно имеющемуся в материалах дела ордеру (л.д.128) её бабушке Ш.Г.И. и непосредственно ей Шугаевой М.И., произведено на основании постановления, изданного надлежащим должностным лицом в пределах его компетенции, произведено в соответствии с действующим в тот период жилищным законодательством. Суд не принимает во внимание так же утверждения истца Шугаровой М.И. в части того, что за ней могло быть закреплено только жилье, где проживала она или ее мать, жилье опекуна за ней закреплено быть не могло, так как было предоставлено именно опекуну, поскольку право проживания и пользования жилым помещением по адресу: ... закреплено за Шугаевой М.И. по заявлению опекуна Ш.Г.И. (л.д.93), Шугаева М.И. проживала в указанной квартире, на которую согласно постановлению главы администрации ... сельского округа от ** ** ** был выдан ордер Ш.Г.И. на состав семьи ----- человека, в связи с изменением состава семьи (л.д.89). Согласно информации (л.д.14) родители несовершеннолетней Шугаевой М.И. в ... жилья не имеют. В силу п.2 ст.36 Гражданского кодекса Российской Федерации, опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного. На основании п.1 ст.148 Семейного кодекса Российской Федерации, дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации. Закрепление права проживания по месту регистрации в жилом помещении опекуна само по себе не нарушало права несовершеннолетней Шугаевой М.И. Сама истец нарушение права связывает с тем, что закрепление права проживания в жилом помещении опекуна ограничивает ее право на получение жилого помещения в порядке, предусмотренном статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Однако, как следует из материалов дела, основанием для отказа во включении в программу по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, явилось превышение Шугаевой М.И. установленного законом возраста.

Согласно норм действующего законодательства, местом жительства граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Место жительства Шугаевой М.И., которая на тот момент относилась к числу детей, оставшихся без попечения родителей, определено по месту жительства ее законного представителя - опекуна Ш.Г.И. в квартире № ** дома № **..., находившейся в муниципальной собственности. Общая площадь жилого помещения, расположенного по адресу: ..., где на ** ** ** (момент закрепления права проживания и пользования) были зарегистрированы Ш.Г.И., Шугаева М.И., Б(Д).А.С., Д.М.А. (л.д.98) и занимаемого ими на праве пользования составляла ----- (л.д.13, 71). Учетная норма площади жилого помещения в ... сельском поселении ... составляла ----- (л.д.90, 92). Таким образом, на каждого приходилось по ----- При таких обстоятельствах, Шугаева М.И. была обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы. Кроме того, в силу ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей до 1 января 2013 года) обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, тогда как изначально за истицей закреплялось жилое помещение и в настоящее время она зарегистрирована в нем. При этом, вопреки утверждениям истца, подобное право не было связано с размером закрепленного жилого помещения, реализация права такого ребенка, подлежащего вселению в ранее закрепленное за ним жилое помещение, осуществлялась вне зависимости от учетной нормы такого закрепленного жилья. Что же касается ссылок истца на нормы ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ в редакции, действующей с 1 января 2013 года, согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, то положения закона в указанной выше редакции на правоотношения, связанные с жилищными правами Шугаевой М.И., не распространяются. К моменту изменения законодательства - ** ** **, Шугаева М.И. уже достигла возраста -----, реализовав до указанного времени принадлежащее ей право на обеспечение жильем посредством вселения в ранее закрепленное жилое помещение.

Ссылка истца Шугаевой М.И. в части того, что ее право на жилое помещение было не реализовано по вине администрации ... сельского поселения ..., администрации муниципального образования « ...» ..., органа опеки и попечительства, не нашла своего подтверждения в судебном заседании по вышеизложенным обстоятельствам, суду не представлено доказательств ненадлежащего выполнения обязанностей по защите прав Шугаевой М.И. в тот период, когда истец была несовершеннолетней. Кроме того, по достижении совершеннолетия Шугаева И.И. могла самостоятельно реализовать свои права по обеспечению ее жилым помещением, однако с данным вопросом последняя стала обращаться по достижении возраста -----. Действующее до 1 января 2013 года правовое регулирование (старая редакция Федерального Закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») не предусматривало обязанности органов опеки и попечительства и органов местного самоуправления без заявления лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, осуществлять постановку такого лица на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановка на учет носит заявительный характер, должна быть реализована заинтересованным лицом, а именно самим гражданином, которому положена соответствующая социальная гарантия.

В силу ст.9 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Шугаева М.И. своим жилищным правом на жилую площадь по адресу: ... распорядилась самостоятельно и добровольно - отказалась от участия в приватизации жилья и дала согласие на ее осуществление в пользу других лиц. В соответствии со ст.19 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» гарантируется лицам, отказавшимся от участия в приватизации сохранение права пользования данным жилым помещением независимо от наличия семейных отношений с собственником жилого помещения. Исходя из положений данной нормы у Шугаевой М.И. при отказе от участия в приватизации сохранилось право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ....

Тот факт, что в настоящее время в квартире № ** дома № **... зарегистрированы шесть человек - собственник Д.М.А., истец Шугаева М.И., сын истца Ш.К.О., бабушка истца Ш.Г.И., тетя истца Б.А.С., брат истца Б.М.А., то есть обеспеченность жилой площадью на каждого зарегистрированного менее учетной нормы; а так же, что собственник Д.М.А. может потребовать выселения истца, суд оценивает критически, поскольку Шугаева М.И. не лишена возможности реализовать свое право на улучшение жилищных условий в порядке очередности.

Кроме того, Законом Смоленской области от 28 мая 2015 года №59-з, вступившим в силу с 1 января 2016 года, внесены изменения в Закон Смоленской области от 29 ноября 2007 года №114-з «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», согласно статьи 1 которого настоящий областной закон в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделяет именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, благоустроенными жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований Шугаевой М.И. не имеется, истец право на обращение в органы местного самоуправления для постановки на учет нуждающейся в жилом помещении, предоставлении жилья до достижения возраста 23 лет не реализовала, а с достижением указанного возраста она утратила статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и право на льготное обеспечение жилым помещением по указанному основанию.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Шугаевой М.И. о признании ее нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма с ** ** **, обязании администрации ... сельского поселения ... предоставить специализированное жилое помещение, обязании Департамента ... по образованию, науке и делам молодежи перечислить субвенции администрации ... сельского поселения ... для приобретения жилого помещения и предоставления по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Починковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: В.А.Шабанова

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 22 апреля 2016 года.