Дело № 2-106/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 января 2017 года г. Магнитогорск
Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего: Кульпина Е.В.,
при секретаре: Воробьеве Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акционерного общества «Работы Взрывные Специальные» к Государственной инспекции труда в Челябинской области об отмене результатов проверки проведенной Государственной инспекцией труда в Челябинской области, о признании незаконным предписания главного государственного инспектора труда,
У С Т А Н О В И Л:
АО «Работы Взрывные Специальные» (далее по тексту - АО «Р.В.С.») обратилось в суд с иском к Государственной инспекции труда в Челябинской области об отмене результатов проверки проведенной Государственной инспекцией труда в Челябинской области, о признании незаконным предписания главного государственного инспектора труда.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что в период с 10.10.2016 года по 07.11.2016 года главными государственными инспекторами труда Государственной инспекции труда в Челябинской области <ФИО>11. в отношении АО «Р.В.С.» проведена внеплановая выездная проверка.
По результатам проверки АО «Р.В.С.» были выданы акт проверки № 06-191ц/103/2 от 07.11.2016 года и предписание № 06-191ц/117/1 от 07.11.2016 года.
АО «Р.В.С» несогласно с актом проверки и вынесенным предписанием, считает их незаконными и подлежащими отмене.
Указывает, что внеплановая выездная проверка АО «Р.В.С.» была проведена с грубыми нарушениями требований, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к организации и проведению проверок, в части проведения проверки без согласования с органами прокуратуры.
Пункт 1 предписания, предписывает работникам АО «Р.В.С.», связанным с работами на высоте, работами верхолазными и связанных с подъемом на высоту обеспечить прохождение психиатрических осмотров в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 года № 695.
При этом в Постановлении Правительства РФ от 23.09.2002 года № 695 отсутствует понятие психиатрический осмотр, таким образом, требование п. 1 предписания не исполнимо и противоречит Закону.
Кроме того, согласно п.1 Акта в ходе проверки выявлены два работника АО «Р.В.С.», которым необходимо обеспечить прохождение ими психиатрических осмотров - газорезчик <ФИО>12 и электрогазосварщик <ФИО>13 однако в силу того, что данные работники в результате группового несчастного случая на производстве получили смертельные травмы АО «Р.В.С.», не может обеспечить прохождение ими психиатрических осмотров.
Также, полагает, что в ходе проверки АО «Р.В.С.» не установлены нарушения трудового законодательства, указанные в п. 2 предписания.
АО «Р.В.С.» обеспечивает работников средствами индивидуальной защиты в соответствии с утвержденными приказами Минздравсоцразвития типовыми отраслевыми нормами выдачи СИЗ, нарушений данной нормы в ходе проверки не выявлено.
Из п.п. 2-5 Акта следует, что газорезчик <ФИО>14. и электрогазосварщик <ФИО>15 не обеспечены СИЗ - бельем нательным и вкладышами противошумными. Однако белье нательное и вкладыши противошумные в типовых отраслевых нормах выдачи СИЗ отсутствуют.
Выдача данных средств индивидуальной защиты предусмотрена приказом № 230/1 «О вводе в действие нормокомплекта выдачи специальной одежды, обуви и СИЗ» от 14.06.2016 года, утвержденным генеральным директором АО «Р.В.С.» ФИО1
Полагает, что п. 2 предписания главный государственный инспектор труда вмешивается в деятельность Общества, предписывая выдавать СИЗ только в соответствии с утвержденными приказами Минздравсоцразвития РФ нормами.
Просит отменить результаты проверки, проведенной Государственной инспекцией труда в Челябинской области в отношении АО «Р.В.С.» (Акт проверки № 06-191ц/103\2 от 07.11.2016 года), предписание № 06-191ц/117/1 от 07.11.2016 года выданное АО «Р.В.С.» главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Челябинской области <ФИО>16 (л.д. 3-6)
Представители истца АО «Р.В.С.» - <ФИО>17., действующий на основании доверенности от 06 апреля 2015 года (л.д. 52), <ФИО>18., действующий на основании доверенности от 01.01.2017 года (л.д. 56) в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержали, указав, что должностные лица Государственной инспекции труда в Челябинской области при организации внеплановой проверки превысили свои полномочия, выдали предписание об устранении нарушений трудового законодательства, которые Обществом не нарушались. Кроме того, при проведении внеплановой выездной проверки АО «Р.В.С.» должностными лицами Государственной инспекции труда были нарушены требования ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, что в свою очередь, в соответствии со ст. 20 указанного Закона, является грубым нарушением и, следовательно, результаты проверки не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и подлежат отмене. Просили исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Государственной инспекции труда в Челябинской области <ФИО>19. требования истца не признал. Просил в удовлетворении иска АО «Р.В.С.» отказать в полном объеме. В судебном заседании пояснил, что в период с 10.10.2016 года по 07.11.2016 года Государственной инспекций труда в Челябинской области по распоряжению № 06-191ц/103\1 от 07.10.2016 года в отношении АО «Р.В.С.» проведена внеплановая проверка соблюдения работодателем обязательных требований трудового законодательства в части обеспечения условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда и выполнения мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью работников.
Основанием для проведения проверки стали: извещение от 02.10.2016 года работодателя АО «Р.В.С.» в Государственную инспекцию труда в Липецкой области о групповом несчастном со смертельным исходом с 2-мя работниками АО «Р.В.С.», экстренное сообщение в Роструд от 03.10.2016 года, письмо Государственной инспекции труда в Липецкой области с требованием о проведении проверки в АО «Р.В.С.» (вх. 6-3381-16-ПВ от 07.10.2016 года).
До начала проверки в прокуратуру Орджоникидзевского района г. Магнитогорска было направлено извещение от 10.10.2016 года (08 и 09 октября 2016 года выходные дни) с указанием причин проверки. Таким образом, проверка в отношении АО «Р.В.С.» была проведена в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Оснований для признания недействительными результатов проверки не имеется.
Предписание в части обеспечения работникам АО «Р.В.С.», связанным с работами на высоте, работами верхолазными и связанных с подъемом на высоту прохождения психиатрических осмотров в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 года № 695, выдано в отношении действующих работников, фамилий <ФИО>20 предписание не содержит.
Приказ № 230/1 «О вводе в действие нормокомплекта выдачи специальной одежды, обуви и СИЗ» от 14.06.2016 года, утвержденный генеральным директором АО «Р.В.С.» ФИО1, является локальным нормативным актом истца. Неисполнение АО «Р.В.С.» положений данного Приказа, является нарушением работодателем требований ст. 221 ТК РФ, влекущим реальное нарушение прав работников на безопасность работников при осуществлении технологических процессов, соответствующее требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований исходя из следующего.
Статьей 2 ТК РФ предусмотрено, что основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации признаются, в числе прочих, установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей и осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением.
Согласно ст. 352 ТК РФ одним из основных способов защиты трудовых прав и свобод является государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а именно Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01 сентября 2012 № 875 ( ч. 1 ст. 353 ТК РФ).
Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (ч. 2 ст. 360 ТК РФ).
В силу ч. 6 ст. 360 ТК РФ предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
Основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников (ч. 7 ст. 360 ТК РФ).
В п. 4 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства указано, что предметом федерального государственного надзора в сфере труда является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.
Пунктом 7 Положения предусмотрено, что федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий государственных инспекторов труда, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документальных проверок и (или) выездных проверок в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации (п. 8 Положения).
Частью 1 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ установлено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
По результатам проверки государственный инспектор труда составляет акт проверки по установленной форме (п. 14 Положения, ст. 16 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).
В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами (ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ).
Должностные лица органа государственного контроля (надзора) при проведении проверки обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, проверка которого проводится (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ).
По смыслу вышеуказанных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Челябинской области <ФИО>21 от 07.10.2016 года № 06-191ц\103/1 (л.д. 27) в отношении АО «Р.В.С.», ОГРН <номер обезличен> ИНН <номер обезличен>, КПП <номер обезличен>, юридический адрес: <адрес обезличен>, в период с 10 октября 2016 года по 07 ноября 2016 года, проведена внеплановая, выездная проверка, о чем 07 ноября 2016 года составлен Акт проверки №06-191ц\103/2.
Из Акта проверки, следует, что в ходе проведенной проверки были выявлены следующие нарушения:
1. в нарушение ст. 213 ТК РФ работники АО «Р.В.С.» газорезчик <ФИО>22 и электрогазосварщик <ФИО>23., связанные с работами на высоте, работами верхолазными и связанные с подъемом на высоту, допущены к выполнению работ по профессии без обязательного прохождения психиатрических осмотров в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 года № 695 и Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 года № 377;
2. в нарушение ст. 221 ТК РФ, приказа № 230/1 «О вводе в действие нормокомплекта выдачи специальной одежды, обуви и СИЗ» от 14.06.2016 года, утвержденного генеральным директором АО «Р.В.С.» <ФИО>24., работник АО «Р.В.С.» газорезчик <ФИО>25., не был обеспечен СИЗ – бельем нательным относящемся ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику;
3. в нарушение ст. 221 ТК РФ, приказа № 230/1 «О вводе в действие нормокомплекта выдачи специальной одежды, обуви и СИЗ» от 14.06.2016 года, утвержденного генеральным директором АО «Р.В.С.» <ФИО>26., работник АО «Р.В.С.» электрогазосварщик <ФИО>27 не был обеспечен СИЗ – бельем нательным относящемся ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику;
4. в нарушение ст. 221 ТК РФ, приказа № 230/1 «О вводе в действие нормокомплекта выдачи специальной одежды, обуви и СИЗ» от 14.06.2016 года, утвержденного генеральным директором АО «Р.В.С.» <ФИО>28., работник АО «Р.В.С.» газорезчик <ФИО>29., не был обеспечен СИЗ органов слуха – вкладыши противошумные;
5. в нарушение ст. 221 ТК РФ, приказа № 230/1 «О вводе в действие нормокомплекта выдачи специальной одежды, обуви и СИЗ» от 14.06.2016 года, утвержденного генеральным директором АО «Р.В.С.» <ФИО>30., работник АО «Р.В.С.» электрогазосварщик <ФИО>31., не был обеспечен СИЗ органов слуха – вкладыши противошумные (л.д. 8-10).
07 ноября 2016 года по результатам указанной проверки главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Челябинской области <ФИО>32 в адрес АО «Р.В.С.» вынесено предписание № 06-191ц/117/1 об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Данным предписанием на АО «Р.В.С.» возложена обязанность в срок до 30 декабря 2016 года:
1. работникам АО «Р.В.С.», связанным с работами на высоте, работами верхолазными и связанными с подъемом на высоту обеспечить прохождение психиатрических осмотров в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 года № 695. Основание ст. 213 ТК РФ.
2. работников АО «Р.В.С.», выполняющих работу в особых температурных условиях, связанных с загрязнением, с вредными и (или) опасными производственными факторами труда обеспечивать спецодеждой, спецобувью и СИЗ с соблюдением следующих условий:
- в соответствии с типовыми отраслевыми нормами выдачи СИЗ и спецодежды с указанием пунктов ТОН (приказов Минздравсоцразвития РФ) в карточках выдачи СИЗ;
- вести учет выдачи СИЗ и спецодежды по карточкам в соответствии с п.13 приказа Минздравсоцразвития РФ № 290н;
- прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия с указанием номеров сертификатов в карточках выдачи;
Основание ст. 221 ТК РФ (л.д. 11-12).
В соответствии со ст. 2 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан. Право заинтересованного лица на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов предусмотрено ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В силу п. 1 ст. 11 ГК РФ судебной защите подлежат оспариваемые или нарушенные права.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Решения государственных инспекторов труда, вынесенные по результатам проверки, могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд (ст. 361 ТК РФ, п. 14 Положения).
Предписание, выданное государственным инспектором труда может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем (ч.2 ст. 157 ТК РФ).
Полагая, что результаты проверки, проведенной Государственной инспекцией труда в Челябинской области, в отношении АО «Р.В.С.» (Акт проверки № 06-191ц/103\2 от 07.11.2016 года) и предписание № 06-191ц/117/1 от 07.11.2016 года, вынесенное в отношении АО «Р.В.С.», являются незаконным, АО «Р.В.С.» обратилось в суд.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а так же достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Суд принимает во внимание, что оспаривая результаты проверки, истец просит отменить Акт проверки № 06-191ц/103\2 от 07.11.2016 года, ссылаясь на его незаконность.
Из материалов дела, следует, что в соответствии с установленными требованиями ч.1 ст. 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ по результатам проверки проведенной в отношении АО «Р.В.С.» составлен акт № 06-191ц/103\2 от 07.11.2016 года.
Суд учитывает, что Акт проверки составляется независимо от факта выявленных у работодателя нарушений и не является распорядительным документом.
Из представленного в материалы дела Акта проверки № 06-191ц/103\2 от 07.11.2016 года, следует, что п.п. 1-5 Акта носят исключительно информационный характер, поскольку отражают только выявленные в ходе проверки нарушения и не содержат властного волеизъявления, порождающего правовые последствия для заявителя, или предписывающих норм обязательных для исполнения заявителем, не влекут каких-либо юридических последствие для него, не нарушают каких-либо права и интересов заявителя и не возлагают на него каких-либо обязанностей, поэтому не могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства.
Суд полагает, установленным, что внеплановая документальная проверка в отношении АО «Р.В.С.» проведена Государственной инспекцией труда в Челябинской области в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.2008 года № 294-ФЗ с учетом особенностей, установленных ТК РФ,
Доказательств обратного вопреки требованиям ст.ст. 12, 56 ГПК РФ, истцом в материалы дела не представлено, Актом проверки № 06-191ц/103\2 от 07.11.2016 года права и свободы АО «Р.В.С.» не нарушены.
Учитывая вышесказанное, суд приходит к выводу, что требования АО «Р.В.С.» об отмене результатов проверки, проведенной Государственной инспекцией труда в Челябинской области, в отношении АО «Р.В.С.» (Акт проверки № 06-191ц/103\2 от 07.11.2016 года) удовлетворению не подлежат.
При этом, суд полагает, что предписание № 06-191ц/117/1 от 07.11.2016 года, вынесенное в отношении АО «Р.В.С.» главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Челябинской области <ФИО>33 является незаконным и подлежащем отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 ТК РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.
В соответствии с требованиями ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а так же работодатель обязан недопустить работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
Согласно ст. 213 ТК РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
Работодатель обязан отстранить от работы работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 76 ТК РФ).
Как следует из материалов дела п. 1 предписания № 06-191ц/117/1 от 07.11.2016 года на АО «Р.В.С.» возложена обязанность в срок до 30 декабря 2016 года работникам АО «Р.В.С.», связанным с работами на высоте, работами верхолазными и связанными с подъемом на высоту обеспечить прохождение психиатрических осмотров в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 года № 695. Основание ст. 213 ТК РФ. Предписание выдано по результатам проведенной в отношении АО «Р.В.С.» проверки.
Из Акта проверки № 06-191ц/103/2 от 07.11.2016 года, следует, что в деятельности Общества были выявлены нарушение ст. 213 ТК РФ. Установлено, что работники АО «Р.В.С.» газорезчик <ФИО>34. и электрогазосварщик <ФИО>35., связанные с работами на высоте, работами верхолазными и связанные с подъемом на высоту, были допущены работодателем к выполнению работ по профессии без обязательного прохождения психиатрических осмотров в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 года № 695 и Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 года № 377 (п. 1 Акта).
Доказательств того, что указанные нарушения в действиях работодателя были выявлены в отношении других работников АО «Р.В.С.» материалы проверки не содержат, ответчиком в суд не представлены.
Суд учитывает, что предписание в части обеспечения АО «Р.В.С.» прохождения работниками Общества <ФИО>36. психиатрических осмотров в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 года № 695 не может быть исполнено АО «Р.В.С.» в силу того, что данные работники в результате группового несчастного случая на производстве получили смертельные травмы.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что такое требование предписания неисполнимо, а, следовательно, незаконно.
Согласно статье 209 ТК РФ средствами индивидуальной и коллективной защиты работников признаются технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.
Согласно ч. 1 ст. 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) установлены Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
Требования настоящих Правил распространяются на работодателей -юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно пунктам 4, 5 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 01 июня 2009 года № 290н на работодателя возложены обязанности обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, при этом предоставление работникам СИЗ осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - типовые нормы).
Пунктом 26. Правил, установлено, что работодатель обеспечивает обязательность применения работниками СИЗ. Работники не допускаются к выполнению работ без выданных им в установленном порядке СИЗ, а также с неисправными, не отремонтированными и загрязненными СИЗ.
Выдача работникам и сдача ими (СИЗ) фиксируется в карточке выдачи средств индивидуальной защиты, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам (п. 13 Правил).
Как следует из п. 6 Межотраслевых правил работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.
Указанные нормы утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов проведения специальной оценки условий труда и с учетом мнения соответствующего профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа и могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договор с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
Из материалов дела усматривается, что п. 2 предписания № 06-191ц/117/1 от 07.11.2016 года на АО «Р.В.С.» возложена обязанность в срок до 30 декабря 2016 года работников АО «Р.В.С.», выполняющих работу в особых температурных условиях, связанных с загрязнением, с вредными и (или) опасными производственными факторами труда обеспечить спецодеждой, спецобувью и СИЗ с соблюдением следующих условий:
- в соответствии с типовыми отраслевыми нормами выдачи СИЗ и спецодежды с указанием пунктов ТОН (приказов Минздравсоцразвития РФ) в карточках выдачи СИЗ;
- вести учет выдачи СИЗ и спецодежды по карточкам в соответствии с п.13 приказа Минздравсоцразвития РФ № 290н;
- прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия с указанием номеров сертификатов в карточках выдачи.
Основание ст. 221 ТК РФ. Предписание выдано по результатам проведенной в отношении АО «Р.В.С.» проверки.
Из Акта проверки № 06-191ц/103/2 от 07.11.2016 года, следует, что в деятельности Общества были выявлены нарушение ст. 221 ТК РФ. Установлено, что работники АО «Р.В.С.» газорезчик <ФИО>37. и электрогазосварщик <ФИО>38 не были обеспечены СИЗ – бельем нательным относящемся ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику, вкладышами противошумными (п.п. 2-5 Акта).
Доказательств того, что указанные нарушения в действиях работодателя были выявлены в отношении других работников АО «Р.В.С.» материалы проверки не содержат, ответчиком в суд не представлены.
Из материалов дела усматривается, что в АО «Р.В.С.» Приказом № 230/1 «О вводе в действие нормокомплекта выдачи специальной одежды, обуви и СИЗ» от 14.06.2016 года, утвержденным генеральным директором АО «Р.В.С.» <ФИО>39 установлены нормы выдачи СИЗ, улучшающие по сравнении с типовыми нормами защиту работников – комплектом белья летним, бельем нательным утепленным, противошумными вкладышами (берушами) (л.д. 37-41).
Из представленных в материалы дела личных карточек учета выдачи средств индивидуальной защиты, актов приема-передачи спецодежды, спецобуви, СИЗ, следует, что работники Общества <ФИО>40 были обеспечены необходимой спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты, в том числе предусмотренными Приказом № 230/1 «О вводе в действие нормокомплекта выдачи специальной одежды, обуви и СИЗ» от 14.06.2016 года, что подтверждается личной подписью каждого работника (л.д. 42-51).
Таким образом, п. 2 предписания № 06-191ц/117/1 от 07.11.2016 года не может быть признан законным и обоснованным, нарушений трудового законодательства, в частности ст. 221 ТК РФ АО «Р.В.С.» не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Акционерного общества «Работы Взрывные Специальные» удовлетворить частично.
Отменить Предписание № 06-191ц/117/1 от 07.11.2016 года выданное Акционерному обществу «Работы Взрывные Специальные» главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Челябинской области <ФИО>41
В удовлетворении требований об отмене результатов проверки, проведенной Государственной инспекцией труда в Челябинской области в отношении Акционерного общества «Работы Взрывные Специальные» (Акт проверки № 06-191ц/103\2 от 07.11.2016 года) отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области.
Председательствующий
.