ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-107(2)/2016 от 22.03.2016 Пугачевского районного суда (Саратовская область)

№ 2-107(2)/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 марта 2016 г. с. Ивантеевка

Пугачевский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Баданова А.Н.,

при секретаре Выборнове А.Ю.,

с участием представителя истицы Маркеловой В.Ф. - Шаповаловой Г.Н., представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика публичного акционерного общества «Сбербанк России» - Аристовой С.Г., представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маркеловой В.Ф.<Данные изъяты> к публичному акционерному обществу «Сбербанк России» о взыскании убытков и компенсации морального вреда,

установил :

Маркелова В.Ф. обратилась в суд с иском к публичному акционерному обществу «Сбербанк России» (далее - Банк) и, после частичного отказа от исковых требований, просила взыскать с Банка в свою пользу убытки в размере 91 910 руб., компенсацию морального вреда в размере <Данные изъяты> руб., а всего на общую сумму <Данные изъяты> руб.

В обоснование своих требований указала, что является держателем выданной Банком дебетовой зарплатной банковской карты, по которой подключены услуги СМС-информирования об операциях и «Сбербанк Онлайн». Также в Банке на имя Маркеловой В.Ф. открыт универсальный счет <Номер>.

ДД.ММ.ГГГГ в период с <Данные изъяты> час. до <Данные изъяты> час. при попытке входа в систему «Сбербанк Онлайн» Маркелова В.Ф. получила СМС-извещение о том, что с открытого на её имя универсального вклада на её карту была переведена сумма в размере <Данные изъяты> руб.

Затем на номер мобильного телефона истицы, к которому подключена услуга СМС-информирования, позвонил мужчина, который представился сотрудником службы безопасности Сбербанка и сообщил, что произошёл сбой в работе системы платежей, попросил войти в систему «Сбербанк Онлайн» для того, чтобы он исправил ситуацию.

Маркелова В.Ф. вошла в систему «Сбербанк Онлайн» при помощи полученного одноразового СМС-пароля, после этого, не выполняя более никаких команд, вышла и через несколько минут после выхода из системы, она получила СМС-уведомление о том, что с её банковской карты списано <Данные изъяты> руб., при том, что операций на указанную сумму она не подтверждала СМС-паролем, ПИН-код карты никому не сообщала, карту посторонним лицам не передавала. В этот же день истица позвонила на «горячую линию» Банка и её карту заблокировали.

ДД.ММ.ГГГГ Маркелова В.Ф. обратилась в полицию с заявлением о хищении принадлежащих ей денежных средств.

ДД.ММ.ГГГГ Банк списал <Данные изъяты> руб. с банковской карты истицы, несмотря на то, что карта была заблокирована.

Маркелова В.Ф. ссылается на то, что Банк не обеспечил надлежащую защиту принадлежащих ей денежных средств, не проинформировал её о возможных недостатках услуги, в связи с чем обязан возместить, причинённый ей ущерб, а также компенсацию морального вреда в размере <Данные изъяты> руб.

Истица Маркелова В.Ф. в судебное заседание не явилась, своевременно и надлежащим образом извещена о его времени и месте, отложить судебное разбирательство не просила, представитель истца просил рассмотреть иск в её отсутствие и суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие истицы.

В судебном заседании представитель истицы - Шаповалова Г.Н. уточнённые исковые требования поддержала, подтвердила обстоятельства, изложенные в иске, при этом пояснила, что не оспаривает обстоятельства, изложенные в письменном объяснении Маркеловой В.Ф. (л.д.28), которая в силу давности произошедших событий, могла в исковом заявлении обстоятельства изложить неточно.

При этом представитель истицы - Шаповалова Г.Н. пояснила, что, после того, как ДД.ММ.ГГГГ Маркеловой В.Ф. по телефону позвонил мужчина, который представился сотрудником службы безопасности Банка, Маркелова В.Ф. по его указанию вошла в систему «Сбербанк Онлайн», где, выполняя его команды, вводила полученный в СМС-сообщении одноразовый пароль для, как она считала, отмены операции. При этом Маркелова В.Ф. не читала информацию, пришедшую в СМС-сообщении, а также информацию в информационном окне системы «Сбербанк Онлайн» при подтверждении или отмене операции, а следуя указаниям позвонившего ей мужчины, вводила пароль, думая, что вводит его для отмены операции.

Представитель ответчика Банка Аристова С.Г. исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст.845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

Договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом (п.3 ст.847 ГК РФ).

Пунктом 1 статьи 854 ГК РФ предусмотрено, что списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента.

Из объяснений сторон и письменных материалов дела установлено, что Маркелова В.Ф. является клиентом Банка в соответствии с условиями использования карт ОАО «Сбербанк России» («Условия»), памяткой держателя карт ОАО «Сбербанк России» («Памятка Держателя»), заявлением на получение карты («Заявление»), условиями и тарифами ОАО «Сбербанк России» на выпуск и обслуживание банковских карт («Тарифы Банка»), руководством по использованию - «Мобильного банка» («Руководство пользователя»), руководством по использованию «Сбербанк Онлайн», что в совокупности является заключенным между Клиентом и ОАО «Сбербанк России» («Банк») договором о выпуске и обслуживании банковских карт («Договор»).

Установлено, что Маркелова В.Ф. является держателем выданной Банком дебетовой зарплатной банковской карты, по которой подключены услуги СМС-информирования об операциях и «Сбербанк Онлайн». Также в Банке на имя Маркеловой В.Ф. открыт универсальный счет <Номер>.

ДД.ММ.ГГГГ с открытого на имя истицы универсального вклада на её карту была переведена сумма в размере <Данные изъяты> руб., затем с указанной карты истицы на карту Ф.В.В. была перечислена денежная сумма в размере <Данные изъяты> руб., за что Банк удержал комиссию в размере <Данные изъяты> руб. (л.д.8,9,48,49,69,70,71,72,73,74,76,77-78,79).

ДД.ММ.ГГГГ Маркелова В.Ф. обратилась в полицию с заявлением о хищении принадлежащих ей денежных средств (л.д. 27,7). В настоящее время процессуального решения не принято, ДД.ММ.ГГГГ материал проверки направлен по территориальности в О МВД России по <Адрес><Адрес> (л.д.65).

Правила безопасности описаны на сайте http://www.sberbank.ru/ru/person/dist_services/warning/ и являются доступными для всех пользователей.

Для пользования личным кабинетом на сайте Банка держатель карты должен ввести логин, после чего согласиться с условиями предоставления услуги «Сбербанк Онлайн», где в п.2.8 указано, что клиент соглашается с получением услуг «Сбербанк Онлайн», через сеть «Интернет», осознавая, что сесть «Интернет» не является безопасным каналом связи, и соглашается нести финансовые риски и риски нарушения конфиденциальности, связанные с возможной компрометацией информации при ее передаче через сеть «Интернет». Не согласившись с данными условиями, клиент не может продолжить работу с «Личным кабинетом» и получить одноразовый пароль для входа в него.

Из письменного объяснения Маркеловой В.Ф. (л.д.28), данного сотруднику полиции при проведении проверки по её заявлению в порядке ст.144 УПК РФ, следует, и представителем истицы в судебном заседании подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ Маркелова В.Ф. самостоятельно входила в свой личный кабинет, вводила логин, постоянный и одноразовый пароли, которые согласно условиям предоставления услуги «Сбербанк Онлайн» являются аналогом собственноручной подписи клиентом бумажных документов/договоров с Банком. Банком было получено распоряжение на перевод денежных средств с банковской карты истицы, которое он выполнил в полном объеме, как предусмотрено указанными нормами. В соответствии с Условиями использования банковских карт ОАО «Сбербанка России», являющимися договором банковского обслуживания в понимании ст.420 ГК РФ, «Сбербанк Онлайн» является интернет-системой Банка, позволяющей проводить банковские операции и получать доступ к услугам Банка через сеть Интернет. Для доступа в систему держатель получает от банка идентификатор пользователя, постоянный пароль и одноразовые пароли. Держатель несет ответственность по операциям, совершенным в сети Интернет с использованием полученных одноразовых паролей и соглашается с тем, что Банк не несет ответственности за последствия компрометации идентификатора пользователя, пароля и одноразовых паролей, а также за убытки, понесенные клиентом в связи с использованием им системы интернет-банка (в том числе убытки, понесенные в связи с неправомерными действиями третьих лиц). В случаях необоснованного или ошибочного перечисления держателем средств получателям через «Сбербанк Онлайн» держатель самостоятельно урегулирует вопрос возврата средств с их получателя.

Суд принимает во внимание Условия предоставления услуги «Сбербанк Онлайн», утвержденные Постановлением Правления ОАО "Сбербанка России" от ДД.ММ.ГГГГ<Номер>, которыми определено, что система «Сбербанк Онлайн» - это комплекс программно-аппаратных средств Банка, предназначенный для предоставления клиентам услуг «Сбербанк Онлайн» через глобальную информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

Согласно п.2.6 Условий операции в системе «Сбербанк Онлайн» подтверждаются постоянным паролем и/или одноразовым, который вводится при совершении любой финансовой операции. Одноразовые пароли Клиент может получить: - через устройство самообслуживания Банка с использованием своей основной банковской карты Банка, операция получения одноразовых паролей подтверждается ПИН-кодом; - в СМС-сообщении на номер мобильного телефона.

Истица Маркелова В.Ф. приняла на себя обязательства по хранению в недоступности для третьих лиц месте, а также обязалась не передавать другим лицам свой идентификатор, постоянный пароль и одноразовые пароли (п.3.4.2 Условий). В соответствии с п.2.7 Условий Клиент соглашается с тем, что постоянный и одноразовый пароли являются аналогом собственноручной подписи. Электронные документы, подтвержденные постоянным и/или одноразовым паролем, признаются сторонами равнозначными документами на бумажном носителе и могут служить доказательством в суде.

Согласно п.2.8 Условий предоставления услуги «Сбербанк Онлайн» клиент соглашается с получением услуг «Сбербанк Онлайн» через сеть «Интернет», осознавая, что сеть «Интернет» не является безопасным каналом связи, и соглашается нести финансовые риски и риски нарушения конфиденциальности, связанные с возможной компрометацией информации при ее передаче через сеть «Интернет».

Клиент самостоятельно и за свой счет обеспечивает подключение своих вычислительных средств к сети «Интернет», доступ к сети «Интернет», а также обеспечивает защиту собственных вычислительных средств от несанкционированного доступа и вредоносного программного обеспечения (п.2.9 Условий).

Согласно п.3.4.6 Условий истец обязан был ознакомиться с мерами информационной безопасности, размещенными в руководстве клиента «Сбербанк Онлайн» и на WEB-сайте Банка, а также неукоснительно их соблюдать.

Перечень мер информационной безопасности, которые следует соблюдать пользователю услуг «Сбербанк Онлайн», подробно приведен в руководстве пользователя в разделе «Безопасность». Руководство пользователя системы «Сбербанк Онлайн» размещено на стартовой странице указанной системы для ознакомления клиентами еще до ввода идентификатора и пароля.

В соответствии с п.4.2 Условий пользования услугой «Сбербанк Онлайн» в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы, к которым относятся стихийные бедствия, аварии, пожары, массовые беспорядки, забастовки, революции, военные действия, противоправные действия третьих лиц, вступление в силу законодательных актов, правительственных постановлений и распоряжений государственных органов, прямо или косвенно запрещающих или препятствующих осуществлению Банком своих функций по настоящим условиям, и иных обстоятельств, не зависящих от банка, Банк освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств.

Пунктами 3.3.2, 3.3.3 Условий установлено, что банк не несет ответственности за последствия компрометации идентификатора пользователя, постоянного и/или одноразовых паролей клиента, а также за убытки, понесенные клиентом в связи с неправомерными действиями третьих лиц, а также в случаях необоснованного или ошибочного перечисления клиентом средств получателям через «Сбербанк Онлайн», клиент самостоятельно урегулирует вопрос возврата средств с их получателями.

В данном случае, материалами дела установлено, что при совершении ДД.ММ.ГГГГ попыток войти в систему «Сбербанк Онлайн» Маркеловой В.Ф. вводились идентификатор и пароль, одноразовый пароль приходил Маркеловой В.Ф. на телефон по СМС-сообщению, Маркелова В.Ф. самостоятельно подтверждала им банковскую операцию, в связи с чем со стороны ответчика не усматривается нарушений, повлекших нарушений прав истицы, как потребителя и соответственно оснований для взыскания убытков, а также компенсации морального вреда.

Изложенный в заявлении довод истицы о том, что ответчик не предоставил ей информацию о безопасности и качестве услуги перевода денежных средств через электронную систему «Сбербанк Онлайн», являются необоснованными, так как указанная информация отображена на сайте Банка. Все действия по информированию клиента о необходимости следования определенным правилам работы в системе, с учетом положений о договоре присоединения указаны ответчиком.

Довод искового заявления о том, что ответчиком не были предприняты все меры безопасности по сохранению принадлежащих истцу денежных средств, также является несостоятельным, поскольку истица лично ввела необходимые данные, в связи, с чем ответчик произвел операцию по переводу суммы в размере <Данные изъяты> руб. на карту другого физического лица - Ф.В.В. и взял за это комиссию в размере <Данные изъяты> руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил :

отказать в удовлетворении исковых требований Маркеловой В.Ф.<Данные изъяты> к публичному акционерному обществу «Сбербанк России» о взыскании убытков в размере <Данные изъяты> руб., компенсации морального вреда в размере <Данные изъяты> руб., всего на общую сумму <Данные изъяты> руб.

В течение одного месяца со дня принятия решения на него может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Пугачевский районный суд Саратовской области.

Судья А.Н. Баданов