ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-107 от 06.03.2012 Карагайского районного суда (Пермский край)

                                                                                    Карагайский районный суд Пермского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                            Вернуться назад                                                                                           

                                    Карагайский районный суд Пермского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-107/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 марта 2012 г. с.Карагай

Карагайский районный суд Пермского края в составе судьи Подюковой Л.В.,

с участием помощника прокурора Карагайского района Ереминой Е.А.,

при секретаре Печенкиной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Карагайского района в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Совета депутатов Карагайского сельского поселения незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Карагайского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Совета депутатов муниципального образования Карагайское сельское поселение по своевременному приведению в соответствие с требованиями действующего федерального и регионального законодательства Устава муниципального образования Карагайское сельское поселение; о возложении обязанности на Совет депутатов Карагайского сельского поселения подготовить проект решения о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Карагайское сельское поселение и рассмотреть его на ближайшем заседании Совета депутатов.

Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Карагайского района проведена проверка Устава муниципального образования «Карагайское сельское поселение» на соответствие его требованиям действующего федерального и регионального законодательства. В ходе проверки установлено, что отдельные нормы устава муниципального образования Карагайское сельское поселение в действующей редакции противоречат требованиям действующего федерального и регионального законодательства.

Не соответствуют требованиям законодательства следующие пункты Устава муниципального образования Карагайское сельское поселение: п.5,п.11,п.13,п.14,п.15,п.19,п.20,п.21,п.27 ч.1ст.6 Устава. Кроме того, противоречат требованиям ст.14.1 № 131 -ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» ст.6.1, п.3,4 ч.1 ст.7,ч.3 ст.10, п.3 ч.4 ст.10, ч.1 ст.23,п.14 ч.2 ст23, п.17 ч.2 ст.23, ч.6 ст.24, ч.4 ст.24, ч.7 ст.43, ч.1 ст.44, ч.5 ст.40, ч.1 ст.34, п.20 ч.1 ст34, ч.1 ст.35,п.6 ч.1 ст.35, ст.38, ч.4 ст.42, абз.2 ч.3 ст.46, ст.53, ст.55, ст.58, ч.3 ст.70, ст.74, ч.2 ст.75, ст.76,ст.89, вообще не нашли своего отражения в Уставе основания досрочного прекращения полномочий Главы муниципального образования (ст.38).

В судебном заседании помощник прокурора Карагайского района Еремина Е.А. на заявлении настаивала.

Глава муниципального образования Карагайское сельское поселение ФИО1 действующая на основании решения Совета депутатов Карагайского сельского поселения № 1/8 от 21.10.2008г. с заявлением прокурора Карагайского района согласилась, о чем расписалась в протоколе судебного заседания.

Выслушав прокурора, Главу муниципального образования Карагайское сельское поселение ФИО2, исследовав документы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 4 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В силу ст. 43 Федерального Закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов - это основной правовой документ муниципального образования, действующий на определенной территории и содержащий основные принципы организации данного местного самоуправления, который определяет с учетом исторических и иных местных традиций границы и состав территорий муниципального образования, вопросы местного значения; структуру и порядок формирования органов местного самоуправления и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения; экономическую и финансовую основу осуществления местного самоуправления, а также другие положения в соответствии с со ст. 44 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Таким образом, Устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования. Он призван детализировать и конкретизировать все, что касается организационно-правового статуса соответствующего муниципального образования.

Согласно требований ч.4 ст. 7 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Устав муниципального образований «Карагайское сельское поселение» (далее Устав МО) был принят решением Совета депутатов Карагайского сельского поселения от 18.11.2005г. № 1/2 и зарегистрирован в Министерстве юстиции под № ЛИ 595123012006001. Последние изменения в Устав Карагайского сельского поселения были внесены решением Совета депутатов Карагайского сельского поселения от 06.02.2009г. № 8/2, которые так же были зарегистрированы в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю 28.07.2009г. за государственным регистрационным № RU 595123012009001.

Так частью 3 ст. 2 Устава МО предусмотрено, что изменении границ и преобразование Карагайского сельского поселения, осуществляется законом Пермской области в соответствии с федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации. Вместе с тем, согласно ч. 1, ч.3 ст. 12 Федерального Закона от 06.10.2003г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ № 131 -ФЗ) изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления,органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан, проводимых в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона, с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений. В соответствии с ч.2 ст. 13 ФЗ № 131 -ФЗ преобразование муниципальных образований осуществляется так же законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 5, п.11, п. 13, п. 14, п. 15, п. 19, п.20, п. 21 п. 27 ч.1ст. 6 Устава МО к вопросам местного значения поселения в том числе отнесены: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация библиотечного обслуживания населения; охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения; обеспечение условий для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта; создание условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения; организация благоустройства и озеленения территориями поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения; организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов; создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения.

Данные пункты Устава МО не соответствуют действующему законодательству. Статей 14 ФЗ № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определен конкретный перечень вопросов местного значения поселений. В частности: согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

п. 11 ч.1 ст. 14 определено, что к вопросам местного значения поселения относится не только организация библиотечного обслуживания населения, а так же комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;

согласно п.13 ч.1 ст. 14 к вопросам местного значения поселения относится не только охрана и сохранение объектов культурного наследия, а так же их использование и популяризация, в том числе находящихся в собственности поселения, а так же расположенных на территории поселения

согласно п.14 ч.1 ст. 14 к вопросам местного значения поселения относится не только обеспечение условий для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта, а также организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;

согласно п. 15 ч.1 ст. 14 к вопросам местного значения отнесено создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

п. 19 ч.1 ст. 14 предусмотрено, что к вопросам местного значения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

Согласно п.20 ч.1 ст. 14 - утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитальногостроительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;

- пункт 21 ч.1 ст. 14 - присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов;

Перечень вопросов местного значения поселения определенный ст. 14 ФЗ №» 131-ФЗ является исчерпывающим и расширительному либо уменьшительному толкованию не подлежит. В соответствии с ч.1 ст. 18 Федерального Закона от 06.210.23003г. № 131-ФЗ перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный Закон. Вместе с тем в Уставе МО не нашли своего подтверждения такие немаловажные полномочия как: осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования; осуществление муниципального лесного контроля;- создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка;- создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;- предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;- до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности;- оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях;- осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей; осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны;- обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом;- осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

Статья 6.1 Устава МО противоречит требованиям ст. 14.1 Федерального Закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ. Так согласно п. 2 ч.1 ст. 6.1 Устава МО органы местного самоуправления поселения имеют право на участие в организации и финансировании проведения на территории поселения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Вместе с тем на основании Федерального закона РФ от 27 декабря 2009 года N 365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» данная норма закона (п.2 ч.1 ст. 14.1 ФЗ № 131-ФЗ) утратила силу с 01 01.2010года. Соответственно органы местного самоуправления поселений с указанной даты не имеют права на реализацию указанных полномочий.

Так же в Уставе МО не нашли своего отражения определенные права органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений. В частности в ст. 6.1 Устава МО не отражены такие права органов местного самоуправления поселения как:- участие в организации и осуществлении мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения,- создание муниципальной пожарной охраны; - создание условий для развития туризма;- оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания.

Пункты 3, 4, ч.1 ст. 7 Устав МО противоречат пунктам, 3, 4., 4.1, 4.2, 8.2 ч.1 ст. 17 Федерального Закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, так как согласно указанным нормам федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления относится: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа; установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами; регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения; полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении"; утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетическогообследования многоквартирных домов, помещения вкоторых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Часть 3 ст. 10 Устава МО, согласно которой в референдуме поселения имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах поселения, противоречит требованиям ч. 1 ст. 4, Федерального Закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч.1 ст. 3 закона Пермского края «О местном референдуме в Пермском крае» от 14.08.2007г. № 86-ПК, которыми регламентировано, что в референдуме имеют право участвовать только граждане, достигшие 18 -летнего возраста. Таким образом, в уставе, в нарушение требований закона, увеличен круг субъектов - участников референдума, предусматривающий возможность участвовать в референдуме с момента рождения.

Пунктом 3 ч.4 ст. 10 Устава МО предусмотрено, что местный референдум может быть произведен по инициативе совета депутатов поселения и главы поселения совместно, что противоречит п.З ч.З ст. 22 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которой решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования по инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно. По аналогичному основанию противоречит федеральному закону и абзац второй ч.6ст. 10 Устава МО.

В соответствии с п.8 ч.1 ст. 44 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.03г. Уставом муниципального образования должны определяться виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления. Вместе с тем в нарушение данной нормы Закона в ст. 12 Устава МО определена только лишь процедура голосования по отзыву депутата Совета депутатов поселения, главы поселения, а основания отзыва не указаны. Тогда как согласно ч.2 ст. 24 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.03г. основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования. Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. Процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе). Кроме этого ч.1 ст. 24 указанного Закона определено, что голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Статья 12 Устава МО в целом не соответствует требования указанного законодательства.

Часть 1 ст. 23 Устава МО, которой регламентированы исключительные полномочия Совета депутатов поселения, необходимо дополнить пунктом 10 следующего содержания - принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку. Данная норма была введена Федеральным Законом РФ от 07.05.2009г. № 90-ФЗ.

В соответствии с п. 14 ч.2 ст. 23 Устава МО к компетенции Совета депутатов относится принятие решений о целях, формах, суммах долгосрочных заимствований. Данные полномочия были предусмотрены ч.З ст. 11 ФЗ «о финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25.09.1997г. № 126-ФЗ, согласно которого, решение о целях, формах и суммах долгосрочных заимствований принимает представительный орган местного самоуправления в порядке, установленном Уставом муниципального образования. Однако эта норма утратила силу с 01.01.2009г. на основании ст. 86 Федерального Закона № 131-ФЗ от 06.10.03г. Действующим законодательством данный вид бюджетных отношений не предусмотрен.

Пунктом 17 ч.2 ст. 23 Устава МО, определено, что к компетенции Совета депутатов поселения относится определение порядка ведения реестров закупок по муниципальным контрактам, что противоречит ч.6 ст. 18 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005г. № 94-ФЗ, которой установлено, что порядок ведения реестра закупок, устанавливается Правительством Российской Федерации. Указанный порядок утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2010г. № 1191

В соответствии с ч.6 ст. 24 Устава МО, депутат осуществляет свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. Данная нома противоречит ч.5 ст. 40 Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г., согласно которого, выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим федеральным законом и уставом муниципального образования. Данной нормой так же определено, сколько депутатов может работать на постоянной основе в зависимости от их численности. Трактовка указанной части со словами «как правило» позволяет теоретически иметь депутатов на не освобожденной основе, что также противоречит действующему законодательству. В Уставе должно быть четко определено, есть в Совете депутатов депутатына не освобожденной основе или нет, а если есть, то определено их конкретное количество. По этим же основания незаконно в Устав поселения включены ч.ч.4,6,7 ст. 32 Устава согласно которых, на депутата, работающего на постоянной (профессиональной) основе, в полном объеме распространяются нормы трудового законодательства, определено количество дней ежегодного оплачиваемого отпуска, а также определение трудового стажа. Так как в Совете депутатов, работающих на постоянной основе депутатов нет, то и права таких выборных лиц в устав прописывать нецелесообразно.

В соответствии с п.1 ч. 16 ст. 35 Федерального Закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ полномочия представительного органа муниципального образования так же прекращаются в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом, решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования. Статьей 29 Устава МО определены основания досрочного прекращения полномочий Совета депутатов, в том числе и при принятии указанным органом решения о самороспуске, но в нарушении вышеуказанной нормы Закона порядок принятии данного решения в Уставе МО не определен.

По всему тексту Устава МО (в части 4 ст. 24, ч.7 ст. 43, ч.1 ст. 44, ч.5 ст. 40 и т.д) до сих пор имеются ссылки на несуществующий с 2005 года субъект Российской Федерации - Пермская область.

Часть 1 ст. 34 Устава МО, которой определены полномочия главы поселения, необходимо дополнить пунктом следующего содержания -обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской. Данный пункт введен Федеральным законом от 07.05.2009 N 90-ФЗ. Кроме этого, Федеральным Законом № 90-ФЗ от 07.05.2009г. в ст. 36 ФЗ от 06Л0.2003г. № 131-ФЗ внесены дополнения в виде ч. 5.1 согласно которой глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования. Данные изменения в Уставе не отражены.

Пунктом 20 ч.1 ст. 34 Устава МО предусмотрено, что глава поселения открывает и закрывает расчетные счета Совета депутатов. Вместе с тем исходя из требований ст. 28 и ст. 38.2 Бюджетного Кодекса РФ бюджетная и система Российской Федерации основана на принципе единства кассы. Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации, муниципальными правовыми актамиорганов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации. Следовательно, законодательством предусмотрено открытие одного счета, а не множество счетов, как это допускает Устав МО.

Частью 1 ст. 35 Устава МО определены основные позиции досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, вместе с тем не все они соответствуют требованиям действующего законодательства. Так от 07.05.2009г. Федеральным Законом № 90-ФЗ определено, что полномочия главы прекращаются досрочно в случае удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 настоящего Федерального закона. Данной нормой закона предусмотрено удаление главы в отставку полномочиями представительного органа муниципального образования по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Законом определены и основания для принятия указанного решения. Вместе с тем данная норма в уставе МО отсутствует.

Пункт 6 ч.1 ст. 35 Устава МО противоречит п.6 ч.1 ст. ст. 36 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.03г. Данной нормой устава определено, что основанием для досрочного прекращения полномочий главы поселения является вступление в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения свободы и (или) ограничения по замещению им соответствующей должности. Законом же регламентировано, что полномочия главы поселения могут быть прекращены досрочно в случае вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда.

Вообще не нашли своего отражения в Уставе МО основания досрочного прекращения полномочий главы МО такие как: изменения порядка формирования представительного органа муниципального района в соответствии с частью 5 статьи 35 настоящего Федерального закона; преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 4 - 7 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования; утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом; увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом., предусмотренные п.п. 11.1, 12, 13, 14 ч.б ст. 36 Федерального Закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ.

Статьей 38 Устава МО определен перечень оснований досрочного прекращения полномочий главы администрации поселения. Данная статья содержит не полный перечень оснований. В частности не отражены такие основания как: приобретение гражданином гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающегоправона постоянное проживание гражданинаРоссийской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 4 - 7 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.03г., а также в случае упразднения муниципального образования; утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округа; увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом; вступления в должность главы муниципального образования, исполняющего полномочия главы местной администрации. Данные нормы закреплены в ст. 37 ФЗ № 131- ФЗ от 06.10.03г.

Частью 4 ст. 42 Устава МО, согласно которой основанием для наделения органа администрации поселения правами юридического лица является решение Совета депутатов об учреждении соответствующего органа и утверждении положения о нем, противоречит требованиям ч. 3 ст. 41 Федерального Закона тот 06.10.2003г. № 131-ФЗ. Данной нормой Закона определено, что основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа в форме муниципального казенного учреждения и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Абзацем вторым ч.3 ст. 46 Устава МО определено, что в случае нарушения срока издания органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления поселения соответствующего муниципального правового акта, наступает ответственность в соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и настоящим уставом. Вместе с тем ч.З ст. 45 Федерального Закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ конкретно конкретизировано, что нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения, является основанием для отзыва выборного должностного лица местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, осуществляемых на основе контракта, или досрочного прекращения полномочий выборного органа местного самоуправления.

Согласно ст. 53 Устава МО органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления поселения, принявшие соответствующий муниципальный правовой акт могут изменять, отменять или приостанавливать их действия в порядке, установленном для принятия соответствующего правового акта. Муниципальные правовые акты могут бытьотменены или их действие может быть приостановлено по решению суда. Вместе с тем в ст. 48 Федерального Закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ определено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

В ст. 55 Устава МО перечислено имущество, которое может находиться в собственности поселения для решения вопросов местного значения. Но в данной норме устава МО отсутствуют сведения о том, что в собственности поселения также может находиться имущество: предназначенное для организации охраны общественного порядка в границах поселения; имущество, предназначенное для обеспечения первичных мер пожарной безопасности; имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории поселения. Согласно п. 2.1 ч. 4, ч.5 ФЗ от 10.06.2003г. № 131-ФЗ в собственности поселений может находиться иное имущество, необходимое для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения поселений. А в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений либо не относящееся к видам имущества, перечисленным в частях 2 и 3 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению.

Статьей 58 Устава МО определено, что органы местного самоуправления от имени поселения могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, необходимые для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Решение о создании принимается Советом депутатов поселения по представлению главы администрации поселения. В нем определяются цели и условия создания муниципального предприятия, учреждения. Совет депутатов вправе заслушивать отчеты о деятельности созданных предприятий, учреждений по мере необходимости. Вместе с тем в ст.51 Федерального Закона от 06.10.2003г. № 131 -ФЗ определена иная позиция по созданию предприятий, учреждений органами местного самоуправления. В частности ч.4 ст. 51 закона установлено, что муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Согласно ч.З ст. 70 Устава МО квалификационные требования по муниципальным должностям муниципальной службы к уровню профессионального образования, стажу и опыту работы по специальности устанавливаются в соответствии с законом Пермского края. Тогда как в соответствии с ч.2 ст.9 Федерального Закона РФ от 02.03.07г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Аналогичная норма закреплена в ч.2 ст. 5 Закона Пермского края от 04.05.08 № 228-ПК «О муниципальной службе в Пермском крае».

Статьей 12 Федерального Закона от 02.03.07г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определены основные права муниципального служащего. Статьей 74 Устава МО так же определены права муниципального служащего, но в них отсутствуют права муниципального служащего на обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей; оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом); отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска; участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы; защиту своих персональных данных. Также вышеуказанным законом определено, что муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должностьглавыместной администрации по контракту, вправе с

предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Статьей 12 Федерального Закона РФ от 02.03.07. № 25-ФЗ регламентированы обязанности муниципального служащего. Так согласно п.8, п.11, ч.1 ст. 12 закона муниципальный служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи; уведомлять в письменной форме своего непосредственного начальника о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта. Вместе с тем п. 8 и 11 ч.1 ст. 75 Устава МО противоречат указанным нормам Закона.

Согласно с.2 ст. 75 Устава МО лица, замещающие муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления поселения ежегодно в установленном законом порядке, а также граждане при поступлении на муниципальную. Службу, обязаны представить в уполномоченный государственный орган Российской Федерации сведения о полученных ими доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, которые являются объектами налогообложения. Вместе с тем, согласно п.1 ч.1 ст. 8 Федерального Закона от 25.12.08г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» граждане, претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей представителю нанимателя (работодателю), а не в государственный орган.

Статья 76 Устава МО имеет название - ограничения, связанные с муниципальной службой. Вместе с тем в самой статье имеется только ссылка, что ограничения, связанные с муниципальной службой, устанавливаются федеральными законами. Сами ограничения в статье не отражены.

Суд полагает, что в Уставе МО ограничения, связанные с муниципальной службой должны быть отражены.

Согласно ст. 89 Устава МО определено, что ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления поселения перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, Устава и законов Пермского края. Вместе с тем, ст. 72 ФЗ РФ № 131-ФЗ предусмотрено, что ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает по основаниям указанным в Уставе, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

Несоответствие отдельных норм Устава муниципального образования «Карагайское сельское поселение» требованиям действующего законодательства, отсутствие основополагающих норм в Уставе МО, в связи с изменениями действующего федерального законодательства, ограничивает права граждан на осуществление местного самоуправления и решение вопросов местного значения в рамках действующего законодательства на территории Российской Федерации, чем нарушаются требования ст. 133 Конституции Российской Федерации и ст. 3 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст.2 Федерального Закона от 06.10.2003г. № 131 -ФЗ муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Согласно ч.1 ст. 10 Федерального Закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления и их должностных лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Согласно ст. 46 Конституции РФ действия (или бездействия) и решения органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Полномочия по принятию Устава и внесению в него изменений и дополнений в соответствии с ч.З ст. 44 Федерального Закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ принадлежат исключительно представительному органу муниципального образования, следовательно заявление прокурора Карагайского района поданное в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.- ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Карагайского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования «Карагайское сельское поселение» по своевременному приведению в соответствие с требованиями действующего федерального и регионального законодательства Устава Муниципального образования «Карагайское сельское поселение».

Обязать Совет депутатов Карагайского сельского поселения подготовить проект решения о внесении изменении и дополнений в Устав МО «Карагайское сельское поселение» и рассмотреть его на ближайшем заседании Совета депутатов, с момента вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Карагайский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Л.В.Подюкова