ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1070/19 от 12.04.2019 Пятигорского городского суда (Ставропольский край)

дело

УИД:

Решение

именем Российской Федерации

(заочное)

12 апреля 2019 года город Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Приходько О.Н.,

при секретаре Шетовой А.М.,

с участием:

представителя администрации г.Пятигорска ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению администрации <адрес> к ФИО1 о взыскании восстановительной стоимости зеленых насаждений,-

установил:

Администрация <адрес> обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании восстановительной стоимости зеленых насаждений.

В судебном заседании представитель истца - администрации <адрес>ФИО4, действующий на основании доверенности, в обоснование заявленных требований пояснил, что на основании сообщения о спиле дерева, поступившего в администрацию <адрес>, комиссией в составе заведующего отделом торговли, бытовых услуг и защиты прав потребителей администрации <адрес>ФИО5, заведующего отделом экологии, курорта и туризма управления экономического развития администрации <адрес>ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ. произведен осмотр зеленых насаждений, произрастающих по адресу: <адрес>. В результате осмотра установлено наличие свежеспиленного пня дерева породы береза. Дерево произрастало вдоль дороги местного значения на муниципальной территории. Ведущим специалистом контрольно-инспекционного отдела МУ «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес>» ФИО7 31.10.2018г. в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.7.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-кз «Об административных правонарушениях в <адрес>» за незаконный спил дерева, произрастающего на зеленом участке, расположенном по адресу: <адрес>. Постановлением администрации <адрес> от 12.06.2013г. «Об охране насаждений на территории муниципального образования города-курорта Пятигорска» утверждено Положение о комиссии по охране зеленых насаждений при администрации <адрес>. В соответствии с п.4 приложения 3 к указанному Постановлению, за всякое повреждение или самовольную вырубку зеленых насаждений, а также за непринятие мер охраны и халатное отношений к зеленым насаждениям с виновных взимается восстановительная стоимость поврежденных или уничтоженных насаждений. Пунктом 14 приложения 4 Постановления определено, что восстановительная стоимость зеленых насаждений, в случае их повреждения или удаления на территории муниципального образования города-курорта Пятигорска, зачисляется в бюджет города-курорта Пятигорска. Согласно расчету оплаты от 10.10.2018г. восстановительной стоимости зеленых насаждений, произраставших по адресу: <адрес>, произрастала 1 береза диаметром 30 см., состояние хорошее. Стоимость одного саженца на реализацию из питомника по выращиванию посадочного материала ЗАО совхоз «Декоративные культуры» на осень 2018г. за саженец березы составляет 600 рублей. Пунктом 12 приложения 4 Постановления определена формула расчета восстановительной стоимости зеленых насаждений, в случае их повреждения или удаления на территории муниципального образования города-курорта Пятигорска, в соответствии с которой восстановительная стоимость зеленых насаждений составила 84540 рублей. С учетом коэффициента 5 за неправомерную вырубку деревьев, восстановительная стоимость зеленых насаждений составляет 422 700 рублей. По состоянию на 12.02.2019г. восстановительная стоимость в бюджет <адрес> ответчиком не оплачена. В соответствии со ст.1064 ГК РФ и ст.77 ФЗ «Об охране окружающей среды» вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности. Просит взыскать с ФИО1 в пользу бюджета города-курорта Пятигорска задолженность по оплате восстановительной стоимости удаленных зеленых насаждений в сумме 422 700 рублей.

Ответчик ФИО1, будучи надлежащим образом извещенным о дате и времени судебного заседания, что подтверждается материалами дела, в судебное заседание не явился, не представив в суд сведений о наличии уважительных причин неявки, либо ходатайств об отложении судебного разбирательства.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения представителя истца, суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившегося ответчика, признавая причину неявки неуважительной.

В соответствии со ст. 233 ГПК РФ, с согласия представителя истца, суд определил рассмотреть гражданское дело в порядке заочного производства.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, считает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция РФ гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину (ст. 46), в том числе и юридическим лицам (ст. 47), в соответствии с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, устанавливающей право каждого человека на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предусмотренных Конституцией или законом.

Гарантирование судебной защиты прав и свобод человека и гражданина выражается в установлении системы судов в РФ, в четком определении их компетенции, в обеспечении каждому возможности обращения в суд за защитой своих прав и свобод, обжалования судебных решений.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые осуществляются в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты.

При этом лицо, как физическое, так и юридическое, права и законные интересы которого нарушены, вправе обращаться за защитой к государственным или иным компетентным органам (в частности в суд общей юрисдикции).

Как установлено в судебном заседании, а также подтверждено материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ на основании сообщения о спиле дерева, поступившего в администрацию <адрес>, комиссией в составе заведующего отделом торговли, бытовых услуг и защиты прав потребителей администрации <адрес>ФИО5, заведующего отделом экологии, курорта и туризма управления экономического развития администрации <адрес>ФИО6, произведен осмотр зеленых насаждений, произрастающих по адресу: <адрес>.

В результате осмотра установлено наличие свежеспиленного пня дерева породы береза, которое произрастало вдоль дороги местного значения на муниципальной территории.

Ведущим специалистом контрольно-инспекционного отдела МУ «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес>» ФИО7ДД.ММ.ГГГГ. в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.7.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-кз «Об административных правонарушениях в <адрес>» за незаконный спил дерева, произрастающего на зеленом участке, расположенном по адресу: <адрес>.

В адрес ответчика ФИО1 28.11.2018г. направлено письмо за исх. с требованием оплатить компенсационную стоимость уничтоженных зеленых насаждений в сумме 422 700 рублей.

Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из названного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды установлены п.3 ст.7 названного Федерального закона, в соответствии с которым к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

В соответствии с п.19 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (данный пункт также отражен в уставе муниципального образования «Город-курорт Пятигорск»).

На основании ст.ст.77, 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Компенсация вреда осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Вопросы использования, сохранения и восстановления зеленых насаждений на территории муниципального образования город-курорт Пятигорску регламентируются Постановлением администрации <адрес> от 12.06.2013г. «Об охране насаждений на территории муниципального образования города-курорта Пятигорска», которым утверждено Положение о комиссии по охране зеленых насаждений при администрации <адрес>.

В соответствии с п.4 приложения 3 к Постановлению администрации <адрес> от 12.06.2013г. «Об охране насаждений на территории муниципального образования города-курорта Пятигорска» за всякое повреждение или самовольную вырубку зеленых насаждений, а также за непринятие мер охраны и халатное отношений к зеленым насаждениям с виновных взимается восстановительная стоимость поврежденных или уничтоженных насаждений. Пунктом 14 приложения 4.

Уничтожение и повреждение зеленых насаждений разрешается производить по согласованию со специально уполномоченным органом по охране зеленых насаждений, после возмещения компенсационной стоимости в соответствии с требованиями настоящего Положения.

Оплата за уничтожаемые и повреждаемые зеленые насаждения производится лицом, получающим специальное разрешение, до его выдачи в размере компенсационной стоимости.

Факт осуществления ответчиком уничтожения деревьев, росших на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> подтвержден представленными в материалы дела документами, в том числе актом от ДД.ММ.ГГГГ и не опровергнут ответчиком.

Экономический механизм охраны зеленых насаждений на территории муниципального образования город-курорт Пятигорск урегулирован нормами Положения о комиссии по охране зеленых насаждений при администрации <адрес>.

Доказательств того, что в настоящее время на земельном участке, имеются зеленые насаждения в количестве, в котором они находились на нём до ДД.ММ.ГГГГ., суду не представлено.

Так, согласно пункта 14 приложения 4 Постановления администрации определено, что восстановительная стоимость зеленых насаждений, в случае их повреждения или удаления на территории муниципального образования города-курорта Пятигорска, зачисляется в бюджет города-курорта Пятигорска.

Согласно расчету оплаты от 10.10.2018г. восстановительной стоимости зеленых насаждений, произраставших по адресу: <адрес>, произрастала 1 береза диаметром 30 см., состояние хорошее. Стоимость одного саженца на реализацию из питомника по выращиванию посадочного материала ЗАО совхоз «Декоративные культуры» на осень 2018г. за саженец березы составляет 600 рублей.

Пунктом 12 приложения 4 Постановления определена формула расчета восстановительной стоимости зеленых насаждений, в случае их повреждения или удаления на территории муниципального образования города-курорта Пятигорска, в соответствии с которой восстановительная стоимость зеленых насаждений составила 84540 рублей.

С учетом коэффициента 5 за неправомерную вырубку деревьев, восстановительная стоимость зеленых насаждений составляет 422 700 рублей.

Как установлено судом и не опровергнуто ответчиком, по состоянию на 12.02.2019г. восстановительная стоимость в бюджет <адрес> ответчиком не оплачена.

Согласно п.35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» в соответствии со ст.1064 ГК РФ и ст.77Федерального закона «Об охране окружающей среды» вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности. Исключение составляют случаи, когда вред причинен юридическими лицами и гражданами, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды (статья 1079 ГК РФ). В указанных случаях ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

С учетом изложенного, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсационная стоимость за уничтоженные зеленые насаждения в размере 422 700 рулей.

Поскольку, на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ – орган местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобожден от уплаты государственной пошлины в доход государства при обращении в суд в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных или общественных интересов, то, в соответствии со ст. 103 п. 1 ГПК РФ, расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика.

На основании ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета муниципального образования город-курорт Пятигорск пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 7427 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-234 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования администрации <адрес> к ФИО1 о взыскании в пользу бюджета города-курорта Пятигорска задолженности по оплате восстановительной стоимости удаленных зеленых насаждений - удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу бюджета муниципального образования город-курорт <адрес> задолженность по оплате восстановительной стоимости удаленных зеленых насаждений в размере 422 700 рублей.

Взыскать с ФИО1 в пользу бюджета муниципального образования город-курорт <адрес> государственную пошлину в размере 7427 рублей.

Ответчик вправе подать в Пятигорский городской суд заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения им копии этого решения.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд.

Судья О.Н. Приходько