ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1070/20 от 03.11.2020 Белокатайского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2-1070/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 ноября 2020 года с. Новобелокатай

Белокатайский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Гузаировой Э.И.

при секретаре Тагировой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Белокатайском районе Республики Башкортостан о признании незаконным решения в части не включения периодов прохождения курсов повышения квалификации и нерабочих праздничных дней и обязании зачесть в специальный медицинский стаж указанные периоды в календарном исчислении,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Белокатайском районе Республики Башкортостан о признании незаконным решения в части не включения периодов прохождения курсов повышения квалификации и нерабочих праздничных дней и обязании зачесть в специальный медицинский стаж указанные периоды в календарном исчислении, мотивируя тем, что решением Управления пенсионного фонда РФ в Белокатайском районе РБ от 27.07.2020г. истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по п.20 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях». Причиной отказа стало отсутствие 30 летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности и городах.

Ответчиком истцу засчитано в стаж лечебной деятельности 28 лет 8 месяцев 15 дней.

При этом, в специальный стаж не были зачтены следующие периоды: с 09.04.2000г. по 15.04.2000г., с 10.05.2000г. по 23.05.2000г., с 29.08.2005г. по 02.09.2005г., с 20.09.2005г. по 29.09.2005г., с 11.03.2010г. по 19.03.2010г., с 08.02.2010г. по 12.02.2010г., с 23.03.2015г. по 27.03.2015г., с 14.04.2015г. по 24.04.2015г., с 25.02.2019г. по 01.03.2019г., с 18.03.2019г. по 28.03.2019г., с 18.12.2019г. по 24.12.2019г., с 16.01.2020г. по 24.01.2020г. – периоды прохождения курсов повышения (усовершенствования) квалификации (в общей сложности календарно 3 месяца 9 дней). Также не были зачтены следующие дни: 15.06.2018г., 21.08.2018г., 11.10.2018г., 04.06.2019г., 12.08.2019г, 03.10.2019г., 11.10.2019г., 04.06.2019г., 12.08.2019г., 03.10.2019г., 11.10.2019г., 25.05.2020г. – нерабочие праздничные дни РБ (в общей сложности календарно 12 дней).

Истец, с учетом последующего уточнения исковых требовании, просит суд признать решение Управления Пенсионного фонда РФ в Белокатайском районе РБ от 27.07.2020г. как незаконное в части не включения следующих периодов: с 09.04.2000г. по 15.04.2000г., с 10.05.2000г. по 23.05.2000г., с 29.08.2005г. по 02.09.2005г., с 20.09.2005г. по 29.09.2005г., с 11.03.2010г. по 19.03.2010г., с 08.02.2010г. по 12.02.2010г., с 23.03.2015г. по 27.03.2015г., с 14.04.2015г. по 24.04.2015г., с 25.02.2019г. по 01.03.2019г., с 18.03.2019г. по 28.03.2019г., с 18.12.2019г. по 24.12.2019г., с 16.01.2020г. по 24.01.2020г. – периодов прохождения курсов повышения (усовершенствования) квалификации, а также не включения нерабочих праздничных дней Республики Башкортостан: 15.06.2018г., 21.08.2018г., 11.10.2018г., 04.06.2019г., 12.08.2019г, 03.10.2019г., 11.10.2019г., 04.06.2019г., 12.08.2019г., 03.10.2019г., 11.10.2019г., 25.05.2020г. в специальный медицинский стаж в календарном исчислении, и обязании ответчика зачесть указанные периоды в календарном исчислении. От остальных исковых требовании, указанных в исковом заявлении истец отказалась, ст. ст. 220, 221 ГПК РФ ей понятны и разъяснены (имеется заявление).

В судебное заседание стороны не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Представили суду заявления, в которых просят рассмотреть дело без их участия.

В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, учитывая, что неявка лица, извещенного о времени и месте заседания, не является препятствием к рассмотрению иска, считает возможным рассмотреть дело без участия сторон.

Изучив и оценив материалы дела, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что 5 июня 2020 года ФИО1 обратилась в ГУ УПФ РФ в Белокатайском районе Республики Башкортостан с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Решением ГУ УПФ РФ в Белокатайском районе Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

При этом пенсионным органом в специальный стаж для назначения пенсии не были включены периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации, в отпусках без сохранения заработной платы, региональные выходные дни.

Пенсионным органом в бесспорном порядке установлен страховой стаж 26 лет 7 месяцев 24 дня; продолжительность стажа по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа -23 года 5 месяцев 18 дней; продолжительность стажа по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа только в городах -28 года 8 месяцев 15 дней.

Не согласившись с указанным решением пенсионного органа в части не включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышениях квалификации и региональных выходных дней, истец обратилась в суд с вышеуказанным иском.

В силу ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Согласно ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Пунктом 21 рекомендаций Международной Организации Труда от ДД.ММ.ГГГГ «Об оплачиваемых учебных отпусках» предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике. При этом в рассматриваемых Рекомендациях термин «оплачиваемый учебный отпуск» означает отпуск, предоставляемый трудящемуся для целей образования на определенный период в рабочее время с выплатой соответствующих денежных пособий.

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу пункта 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.

Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.

Факт нахождения ФИО1 в спорные периоды времени с 09.04.2000г. по 15.04.2000г., с 10.05.2000г. по 23.05.2000г., с 29.08.2005г. по 02.09.2005г., с 20.09.2005г. по 29.09.2005г., с 11.03.2010г. по 19.03.2010г., с 08.02.2010г. по 12.02.2010г., с 23.03.2015г. по 27.03.2015г., с 14.04.2015г. по 24.04.2015г., с 25.02.2019г. по 01.03.2019г., с 18.03.2019г. по 28.03.2019г., с 18.12.2019г. по 24.12.2019г., с 16.01.2020г. по 24.01.2020г. на курсах повышения квалификации ответчиком не оспаривается.

Учитывая вышеизложенное, периоды нахождения ФИО1 на курсах повышения квалификации в количестве 3 мес. 9 дней, подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, календарно.

Что касается требовании истца о включении нерабочих праздничных дней Республики Башкортостан в количестве 12 дней: 15.06.2018г., 21.08.2018г., 11.10.2018г., 04.06.2019г., 12.08.2019г, 03.10.2019г., 11.10.2019г., 04.06.2019г., 12.08.2019г., 03.10.2019г., 11.10.2019г., 25.05.2020г. в специальный медицинский стаж в календарном исчислении, то суд приходит к следующему.

По смыслу ч.3 ст. 11, 72, ч. 2 и 5 ст. 76 и ст. 94 Конституции Российской Федерации федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование по вопросам, относящимся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, вправе определять компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере совместного ведения, равно как и устанавливать принципы разграничения предметов ведения и полномочий.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений определены Федеральным законом от 26.09.1997г. №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Согласно пункту 7 статьи 4 названного Федерального закона по просьбе религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.

Согласно пунктам «б» и «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека, трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Из статьи 73 Конституции Российской Федерации следует, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.В соответствии с пунктами 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

На федеральном уровне данные правоотношения регулируются Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997г. №125-ФЗ с последующими изменениями и нормами Трудового кодекса Российской Федерации.

27.02.1992г. Постановлением Верховного Совета Республики Башкортостан был введен в действие Закон Республики Башкортостан "О праздничных и памятных днях". В последующем в Закон РБ были внесены изменения Законами Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 87-з, от ДД.ММ.ГГГГ N 246-з, от ДД.ММ.ГГГГ N 311-з, от ДД.ММ.ГГГГ N 454-з, от ДД.ММ.ГГГГ N 209-з, от ДД.ММ.ГГГГ N 370-з, от ДД.ММ.ГГГГ N 186-з, от ДД.ММ.ГГГГ N 364-з, от ДД.ММ.ГГГГ N 225-з).

Согласно ст. 6 Трудового кодекса Российской Федерации к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам, либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.

Как видно из этой статьи, допускается издание органами власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права при соблюдении следующих условий: вопросы по которым они издаются, не должны быть урегулированы на федеральном уровне, они не должны противоречить федеральным законам и снижать уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

В статье 112 Трудового кодекса Российской Федерации перечислены праздничные дни, отмечаемые на всей территории Российской Федерации. Однако каждый регион Российской Федерации имеет свои национальные, исторические, религиозные и иные особенности и традиции, поэтому, правоотношения, связанные с этими особенностями и традициями, не могут быть урегулированы на федеральном уровне.

Кроме того, в Трудовом кодексе Российской Федерации не содержится положение о том, что установление нерабочих праздничных дней является исключительной компетенцией федеральных органов государственной власти.

Издание нормативных правовых актов о нерабочих праздничных днях, исходя из указанных особенностей и традиций того или иного субъекта Российской Федерации, не противоречит федеральному законодательству о нерабочих праздничных днях.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 приведенных выше Правил, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно ст.91 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. В силу ст. 106 Трудового кодекса Российской Федерации временем отдыха является время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. В соответствии со ст. 107 Трудового кодекса РФ нерабочие праздничные дни являются временем отдыха. Согласно ст. 113 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных Трудового кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд считает, что отсутствие в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ прямого указания на возможность включения в специальный стаж периодов нерабочих праздничных дней, в том числе установленных в субъектах Российской Федерации, равно как и выходных дней, не является основанием для исключения данных периодов из стажа на соответствующих видах работ.

На основании изложенного, суд полагает возможным включить нерабочие праздничные дни: 15.06.2018г., 21.08.2018г., 11.10.2018г., 04.06.2019г., 12.08.2019г, 03.10.2019г., 11.10.2019г., 04.06.2019г., 12.08.2019г., 03.10.2019г., 11.10.2019г., 25.05.2020г. (12 дней) в специальный медицинский стаж ФИО1 в календарном исчислении.

Таким образом, суд полагает, что уточненные исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Белокатайском районе Республики Башкортостан о признании незаконным решения в части не включения периодов прохождения курсов повышения квалификации и нерабочих праздничных дней и обязании зачесть в специальный медицинский стаж указанные периоды в календарном исчислении подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,

РЕШИЛ:

Уточненные исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Белокатайском районе Республики Башкортостан о признании незаконным решения в части не включения периодов прохождения курсов повышения квалификации и нерабочих праздничных дней и обязании зачесть в специальный медицинский стаж указанные периоды в календарном исчислении удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Белокатайском районе Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГг. в части не включения периодов прохождения курсов квалификации с 09.04.2000г. по 15.04.2000г., с 10.05.2000г. по 23.05.2000г., с 29.08.2005г. по 02.09.2005г., с 20.09.2005г. по 29.09.2005г., с 11.03.2010г. по 19.03.2010г., с 08.02.2010г. по 12.02.2010г., с 23.03.2015г. по 27.03.2015г., с 14.04.2015г. по 24.04.2015г., с 25.02.2019г. по 01.03.2019г., с 18.03.2019г. по 28.03.2019г., с 18.12.2019г. по 24.12.2019г., с 16.01.2020г. по 24.01.2020г. (3 месяца 9 дней), а также не включения нерабочих праздничных дней: 15.06.2018г., 21.08.2018г., 11.10.2018г., 04.06.2019г., 12.08.2019г, 03.10.2019г., 11.10.2019г., 04.06.2019г., 12.08.2019г., 03.10.2019г., 11.10.2019г., 25.05.2020г. (12 дней) в специальный медицинский стаж ФИО1 в календарном исчислении.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Белокатайском районе Республики Башкортостан зачесть в специальный медицинский стаж ФИО1 периоды прохождения курсов квалификации с 09.04.2000г. по 15.04.2000г., с 10.05.2000г. по 23.05.2000г., с 29.08.2005г. по 02.09.2005г., с 20.09.2005г. по 29.09.2005г., с 11.03.2010г. по 19.03.2010г., с 08.02.2010г. по 12.02.2010г., с 23.03.2015г. по 27.03.2015г., с 14.04.2015г. по 24.04.2015г., с 25.02.2019г. по 01.03.2019г., с 18.03.2019г. по 28.03.2019г., с 18.12.2019г. по 24.12.2019г., с 16.01.2020г. по 24.01.2020г. (3 месяца 9 дней), а также нерабочие праздничные дни 15.06.2018г., 21.08.2018г., 11.10.2018г., 04.06.2019г., 12.08.2019г, 03.10.2019г., 11.10.2019г., 04.06.2019г., 12.08.2019г., 03.10.2019г., 11.10.2019г., 25.05.2020г. (12 дней) в календарном исчислении.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Белокатайский межрайонный суд Республики Башкортостан.

Судья Э.И. Гузаирова

Решение изготовлено в окончательной форме 6 ноября 2020г.

Оригинал решения подшит к гражданскому делу №2-1070/2020, находящемуся в Белокатайском межрайонном суде РБ