ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1070/20 от 06.10.2020 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-1070/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 октября 2020 года г. Хабаровск

Кировский районный суд города Хабаровска в составе: председательствующего судьи Т.В. Брязгуновой, при секретаре С.Д. Зыкове, с участием представителя ответчика Министерства транспорта и дорожного хозяйства <адрес> по доверенности Карташова Д.Н., представителя ответчика КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" по доверенности Никулина Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес>, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц к Министерству транспорта и дорожного хозяйства <адрес>, КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения,

установил:

<адрес> обратился в Кировский районный суд г.Хабаровска с иском в интересах неопределенного круга лиц к Министерству транспорта и дорожного хозяйства <адрес>, КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения. В обоснование иска указал, что прокуратурой района совместно с сотрудником ГИБДД ОМВД по <адрес> проведено обследование автомобильных дорог Советская Гавань - Ванино с 29 по 39 км., подъезд к <адрес> с 0 до 27 км., расположенных на территории <адрес>. В соответствии с постановлением <адрес> от ДАТА-пр указанные автомобильные дороги включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности <адрес>. Ссылаясь на ст.12 ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановление Правительства РФ от ДАТА, п.4.2 ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденного приказов Росстандарта от ДАТА-ст указали, что обследованием автомобильной дороги установлены многочисленные дефекты в виде: - многочисленные выбоины (29-33 км., 36 км., 36-39 км. автомобильной дороги Советская Гавань - Ванино); - гребенка (33 км. автомобильной дороги Советская Гавань - Ванино); - многочисленные выбоины, изношена дорожная разметка, (0-27 км. автомобильной дороги подъезд к <адрес>); - древесно-кустарной растительностью ограничена видимость (20-27 км. автомобильной дороги подъезд к <адрес>). Указанные нарушения имеют системный характер, что подтверждается актом от 03.04.2020г., актом от 16.03.2020г., представлением прокурора района от ДАТА. В соответствии с ответом от ДАТА работы будут выполнены после доведения дополнительных лимитов финансирования главным распределителем бюджетных средств. Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог» является Министерство транспорта и дорожного хозяйства <адрес>. В соответствии с п.3.4.1 Положения о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДАТА-пр, Министерство осуществляет функций главного распорядителя средств краевого бюджета, предусмотренных на финансирование подведомственных учреждений, межбюджетных трансфертов и функции получателя средств краевого бюджета по закрепленным кодам бюджетной классификации в соответствии с законодательством РФ. Постановлением <адрес> от ДАТА-пр «О нормативах денежных затрат на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения» определены нормативные межремонтные сроки. Так, капитальный ремонт для 3 и 4 категории автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения составляет 24 года, ремонт 12 лет. Приказом Минтранса России от ДАТА утверждена Классификация работ по капитальномуремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, которая устанавливает состав и виды дорожных работ (капитальный ремонт, ремонт и содержание). которыми следует руководствоваться при планировании объемов этих работ. Согласно подп.2 п.3 указанной Классификации при капитальном ремонте по дорожным одеждам проводятся ликвидация колей глубиной более 50 мм. с заменой верхних слоев дорожной одежды методами фрезерования или регенерации на ширину полос наката или на всю ширину покрытия с укладкой одного или нескольких слоев асфальтобетона; восстановление дорожных одежд в местах исправления земляного полотна и водоотвода (в том числе на пересечениях и примыканиях, площадках для остановки, стоянках автомобилей, площадках для отдыха, разворотных площадках, тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках, отдельных переездах, съездах, подъездных дорогах к объектам дорожно-ремонтной службы, историческим и достопримечательным объектам, паромным переправам); перемещение отдельных участков мостовых с полной заменой песчаного основания. В соответствии с ответом заместителя начальника КГКУ «Хабуправтодор» от ДАТА межремонтный срок капитального ремонта составляет 12 лет, на автомобильных дорогах Советская Гавань - Ванино с 29 по 39 км., подъезд к <адрес> с 0 до 27 км., расположенных на территории <адрес> капитальный ремонт не проводился более 10 лет. Не проведение ремонта автомобильных дорог может повлечь за собой наступление тяжелых последствий в виде дорожно-транспортных происшествий, в том числе и со смертельным исходом. На основании изложенного и руководствуясь ст.45 ГПК РФ, ч.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре РФ», просили обязать Министерство транспорта и дорожного хозяйства <адрес> провести финансирование работ по проведению капитального ремонта автомобильных дорог Советская Гавань - Ванино с 29 по 39 км., подъезд к <адрес> с 0 до 27 км., расположенных на территории <адрес>, в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать КГКУ «Хабуправтодор» в течение 1 года со дня поступления целевого финансирования выполнить капитальный ремонт автомобильных дорог Советская Гавань - Ванино с 29 по 39 км., подъезд к <адрес> с 0 до 27 км., расположенных на территории <адрес>.

В ходе судебного разбирательства по делу 14.09.2020г. ответчиком КГКУ "Хабаровскупратодор" представлены возражения на иск прокурора, где ссылаясь на нормы ст.26.3 ФЗ от ДАТА № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», ст.14, 26.13 ФЗ от ДАТА № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ...", ст.31 БК РФ, указали, что планирование и осуществление дорожной деятельности в отношении дорог регионального или межмуниципального значения, а также определение направлений расходования бюджетных средств отнесено федеральным законодателем к исключительной компетенции органов государственной власти субъектов РФ. Обращаясь в суд с иском о понуждении к совершению действий, прокурор фактически просит возложить на ответчиков обязанность по расходованию средств Дорожного фонда определенным образом, т.е. на конкретный вид работ и в отношении конкретных автомобильных дорог. Вместе с тем, в представленном в суд исковом заявлении не приведено доводов о том, в чем состоит приоритетность автомобильных дорог «<адрес>» и «подъезд к <адрес>» по отношению к иным объектам дорожного хозяйства, включенным в планы работ по ремонту и содержанию автомобильных сорог. Удовлетворение исковых требований повлечет необходимость пересмотра утвержденного плана работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог и перераспределения бюджетных ассигнований между объектами дорожного хозяйства вплоть до исключения определенных объектов из плана, и, как следствие, приведет к недостижению утвержденных экономических показателей. Как следует из просительной части искового заявления, прокурор просит обязать Учреждение выполнить капитальный ремонт автомобильных дорог Советская Гавань - Ванино с 29 по 39 км., подъезд к <адрес> с 0 до 27 км. Ссылаясь на п.10 ст.3 ФЗ от ДАТА № 257-ФЗ указали, что в иске не указано, в чем состоит необходимость в проведении именно такого комплекса работ, как капитальный ремонт, затрагивающего конструктивные элементы автомобильной дороги. Истечение межремонтных сроков само по себе не является основанием для проведения работ по капитальному ремонту. Ссылаясь на ст.3 Закона № 257-ФЗ, подп.2 п.5 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от ДАТА, указали, что содержание указанных актов проверки автомобильных дорог не свидетельствует о наличии дефектов, затрагивающих конструктивные элементы автомобильных дорог и соответственно, о необходимости проведения капитального ремонта. Обозначенные в актах недостатки технического состояния автомобильных дорог могут быть устранены в рамках работ по содержанию. Требуя провести капитальный ремонт автомобильных дорог «<адрес> - рп.Ванино» и «подъезд к <адрес>» в течение 1 года со дня поступления целевого финансирования, прокурор не учитывает положения ч.1 ст.48 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой для проведения капитального ремонта объекта капитального строительства требуется подготовка проектной документации. Для производства работ по проектированию и капитальному ремонту Учреждением привлекаются подрядные организации в порядке, установленном ФЗ от ДАТА № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Учитывая сроки проведения закупочных процедур (не менее 30 календарных дней) и работ по проектированию (от 90 дней и более), выполнить работы по капитальному ремонту в течение указанного прокурором срока не представляется возможным по объективным причинам. Кроме того, существуют риски срыва госзакупок в связи с отсутствием заинтересованных лиц принять в участие в аукционе, что повлечет нарушение срока исполнения решения суда. Таким образом, в случае если суд придет к выводу об удовлетворении исковых требований в части проведения капитального ремонта автомобильных дорог, срок проведения данных работ подлежит корректировке. 09.09.2020г. между КГКУ «Хабаровскуправтодор» и АО «Региоснаб» заключен контракт (закупка ) на выполнение работ по содержанию асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения «<адрес>» и «Подъезд к <адрес>». 27.08.2020г. размещена закупка на выполнение работ по ремонту объекта «Автомобильная дорога «<адрес> - рп.Ванино» на участке км 37+200 - км 39+000». Решением комиссии от 04.09.2020г. электронный аукцион признан несостоявшимся в связи с отсутствием поданных заявок. 09.09.2020г. закупка на выполнение указанных работ размещена повторно (закупка ). 27.08.2020г. размещена закупка на выполнение работ по ремонту объекта «Автомобильная дорога «Подъезд к <адрес>» на участке км 1+030 - км 3+030». В настоящее время подводятся итоги аукциона. Кроме того, заключен контракт от 27.01.2020г. на выполнение работяг разработке проектной документации на ремонт объекта «Автомобильная дорога "<адрес>» на участке км 29+800 - км 40+200". В настоящее время проектной организацией (ООО "Арбис") ведется работа по устранению замечаний заказчика. Таким образом, Учреждением принимаются все меры, направленные на устранение дефектов дорожного покрытия на автомобильных дорогах "<адрес>" и "подъезд к <адрес>". На основании изложенного, просили в удовлетворении иска прокурора <адрес> отказать.

Также в ходе судебного разбирательства по делу 14.09.2020г. ответчиком Министерством транспорта и дорожного хозяйства <адрес> представлены возражения на иск, где со ссылками на ст.21 ФЗ от ДАТА № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", ст.33 ФЗ от ДАТА № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ...", п.2, 3, 4 постановления Пленума ВС РФ от ДАТА "О судебном решении", ст.17 ФЗ от ДАТА № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", утвержденном Приказом Минтранса РФ от ДАТА "О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог", ст.60 ГПК РФ указали, что выводы о необходимом проведения работ по капитальному ремонту спорных участков автомобильной дороги сделаны прокурором по внутреннему убеждению и не основаны на нормах техническая; регламентов, что само по себе противоречит требованиям ст.14 ФЗ № 257-ФЗ. Так, планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной субъектов РФ, на основании документации по организации дорожного движения, документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ. В силу п.10 ст.3 ФЗ № 257-ФЗ прокурором не представлено доказательств того, что на спорных участках автомобильной дороги необходимо произвести именно капитальный ремонт. Доказательств того, что данная дорога является аварийно-опасной прокурором также не представлено. Так, согласно ст.2 ФЗ № 196-ФЗ аварийно-опасный участок дороги - это участок дороги, улицы, не превышающий 1 000 метров вне населенного пункта или 200 метров в населенном пункте, либо пересечение дорог, улиц, где в течение отчетного года произошло три и более дорожно-транспортных происшествия одного вида или пять и более дорожно-транспортных происшествий независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди. Ссылаясь на ст.18 ФЗ № 257-ФЗ, п.6, 9 Правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения <адрес>, утвержденных постановлением <адрес> от ДАТА-пр указали, что заключению контрактов для осуществления определенного вида работ предшествует разработка проектов или сметных расчетов, ежегодного плана проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дороги неответственно обеспечены финансированием, которые в свою очередь, также должны быть включены в план и обеспечены финансированием. 09.09.2020г. между КГКУ "Хабаровскуправтодор" и АО "Региоснаб" заключен контракт (закупка ) на выполнение работ по содержанию асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения "<адрес>" и "Подъезд к <адрес>". 27.08.2020г. размещена закупка на выполнение работ по ремонту объекта автомобильная дорога "<адрес>" на участке км 37+200 - км 39+000. Решением комиссии от 04.09.2020г. электронный аукцион признан несостоявшимся в вязи с отсутствием поданных заявок. 09.09.2020г. закупка на выполнение указанных работ размещена повторно. 27.08.2020г. размещена закупка на выполнение работ по ремонту объекта автомобильная дорога "Подъезд к <адрес>" на участке км 1+030 - км 3+030. По итогам аукциона победителем признан АО "Региоснаб" (контракт будет заключен не позднее 02.10.2020г., срок выполнения работ по проекту контракта ДАТА). Кроме того, заключен контракт от 27.01.2020г. на выполнение работ по разработке проектной документации на ремонт объекта автомобильная дорога "<адрес>" на участке км 29+800 - км 40+200. В настоящее время проектной организацией (ООО "Арбис") ведется работа по устранению замечаний заказчика. Таким образом, контракт на выполнение работ по содержанию асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения "<адрес>" и "Подъезд к <адрес>" заключен, действует (срок действия контракта по 31.12.2020г.). Заключен контракт от 27.01.2020г. на выполнение работ по разработке проектной документации на ремонт объекта автомобильная дорога "<адрес>" на участке км 29+800 - км 40+200. После проведения работ по расчету проектно-сметной документации, станет известен объем работ (ремонт, капитальный ремонт) и объем денежных затрат по соответствующему виду работ. На период 2021г. после расчета проектно-сметной документации и определения объема финансирования планируется заключение контракта на проведение работ по ремонту спорных участков автомобильной дороги. Контракт на выполнение работ по ремонту объекта автомобильная дорога "Подъезд к <адрес>" на участке км 1+030 - км 3+030 будет заключен не позднее 02.10.2020г. со сроком исполнения работ до 25.11.2020г. Таким образом, в целях реализации своих полномочий министерством через подведомственное учреждение осуществляется дорожная деятельность в плановом порядке исходя из приоритетности включения дорожных объектов в план ремонта дорог, а также из доведенных лимитов. На основании изложенного просили в иске Ванинского прокурора <адрес> отказать.

30.09.2020г. прокурор <адрес> представил своих возражения на возражения ответчиков, где указал, что обследованием автомобильной дороги дорог Советская Гавань - Ванино с 29 по 39 км., подъезд к <адрес> с 0 до 27 км., расположенных на территории <адрес> установлены многочисленные выбоины (29 - 33 км., 36 км., 36 - 39 км. автомобильной дороге Советская Гавань - Ванино); гребенка (33 км. автомобильной дороге Советская Гавань - Ванино); многочисленные выбоины, изношена дорожная разметка, (0 - 27 км. автомобильной дороги подъезд к <адрес>); древесно-кустарной растительностью ограничена видимость (20 - 27 км. автомобильной дороги подъезд к <адрес>). Указанные нарушения имеют системный характер, что подтверждается актом от 03.04.2020г., актом от 16.03.2020г., представлением прокурора района от ДАТА. В соответствии с ответом КГКУ «Хабуправтодор» от ДАТА работы будут выполнены после доведения дополнительных лимитов финансирования главным распределителем бюджетных средств. Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем КГКУ «Хабуправтодор" является Министерство транспорта и дорожного хозяйства <адрес>. Ссылаясь на п.3.4.1 Положения о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства <адрес>, указал, что в соответствии с ответом зам.начальника КГКУ "Хабаровскуправтодор" от ДАТА межремонтный срок капитального ремонта составляет 12 лет, на автомобильных дорогах Советская Гавань - Ванино с 29 по 39 км., подъезд к <адрес> с 0 по 27 км., расположенных на территории <адрес> капитальный ремонт не проводился более 10 лет. Доказательств надлежащего содержания автомобильных дорог ответчиком и соответчиком не представлено. При этом, 18.09.2020г. мировым судьей судебного района "Кировский <адрес> г.Хабаровска" судебного участка по постановлению прокурора района КГКУ "Хабуправтодор" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. Сроки капитального ремонта определены законодательством и не могут ставиться в зависимость с количеством погибших и раненных людей, как указано в возражениях Министерства транспорта и дорожного хозяйства хабаровского края. Человеческая жизнь не имеет цены. Факты нарушения федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения установлены прокурором в ходе неоднократных проверок, доказательств (акты, экспертизы передвижных лабораторий) ответчиком и соответчиком опровергающие доводы прокурора не представлены. Ссылаясь на ст.3 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ", указал, что в соответствии с актами, фотографиями автомобильные дороги, расположенные на территории <адрес> имеют многочисленные выбоины, параметры которых в 10 раз превышают допустимые размеры. Продлить срок эксплуатации, в том числе и дорожного покрытия можно только своевременным ремонтом, устранением ям, неровностей и трещин по мере их появления. Устранить выбоины и неровности спорных автомобильных дорог можно только капитальным ремонтом, поскольку требует комплекса работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей. Годичный срок для проведения капитального ремонта полагал обоснованным и достаточным. Поскольку ответчиками не представлено доказательств того, что автомобильные дороги, расположенные на территории Ванинского муниципального района отвечают требованиям безопасности дорожного движения, считал, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика КГКУ «Хабаровскуправтодор» по доверенности Никулин Д.А. возражал против иска Ванинского прокурора, в обоснование ссылаясь на письменные возражения, представленные ранее в материалы дела, просил в иске отказать в полном объеме.

Представитель ответчика Министерство транспорта и дорожного хозяйства <адрес> по доверенности Карташов Д.Н. в судебном заседании также возражал против иска Ванинского прокурора, в обоснование ссылаясь на письменные возражения, представленные ранее в материалы дела, просил в иске отказать в полном объеме.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, судом установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п.4 ст.27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств, если нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах неопределенного круга лиц.

Ненадлежащее качество автомобильных дорог нарушает права и свободы неопределенного круга лиц, в том числе ввиду повышения риска возникновения дорожно-транспортных происшествий и причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Согласно ст.1 Федерального Закона N 196-ФЗ от ДАТА "О безопасности дорожного движения" основной задачей является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий

В соответствии со ст.3 указанного закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении. Часть 2 ст.12 закона возлагает обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержанию дорог определяются статьей 12 закона, в соответствии с которой ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Согласно ст.3 Федерального закона от ДАТА № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

Реконструкция автомобильной дороги – комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, её участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги;

Капитальные ремонт автомобильной дороги – комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.

Содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах).

В соответствии со ст.17 Федерального закона N 257-ФЗ от ДАТА (ред. от ДАТА) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов (часть 4 названной статьи Закона).

В соответствии с Федеральным законом от ДАТАг. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», приказом Минтранса России от ДАТАг. утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Классификация устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог.

При проведении капитального ремонта участка автомобильной дороги и (или) дорожных сооружений могут выполняться отдельные работы по ремонту и содержанию элементов автомобильной дороги и (или) дорожных сооружений, состояние которых не требует капитального ремонта, если указанные работы необходимы для проведения ремонтируемого участка в надлежащее техническое состояние (часть 2.1 Классификации).

Пунктом 6 статьи 12 ФЗ от ДАТАг. № 257-ФЗ в числе полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности названо осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.

Подпунктом 11 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации отнесено решение вопросу осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно подпункту «е» пункта 2 статьи 26.11 этого же закона для осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 закона, в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, в том числе имущество, необходимое для их обслуживания.

Таким образом, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, являясь полномочием органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивается за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Кроме того, статьей 6 Федерального закона от ДАТА № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов (ч.4 названной статьи Закона).

Порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Как следует из материалов дела прокуратурой района совместно с сотрудником ГИБДД ОМВД по <адрес> проведено обследование автомобильных дорог Советская Гавань - Ванино с 29 по 39 км., подъезд к <адрес> с 0 до 27 км., расположенных на территории <адрес>. В соответствии с постановлением <адрес> от ДАТА-пр указанные автомобильные дороги включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности <адрес>.

Статьей 12 Федерального Закона N 196-ФЗ от ДАТА "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от ДАТА установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Согласно п.4.2 ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденного приказов Росстандарта от ДАТА-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017) в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.

Обследованием автомобильной дороги установлено, что в нарушение ч.1 ст.12 ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от ДАТА, п.5.2.4, 6.2.3, 7.1 ГОСТ Р 50597-2017, многочисленные дефекты в виде:

- многочисленные выбоины (29-33 км., 36 км., 36-39 км. автомобильной дороги Советская Гавань - Ванино);

- гребенка (33 км. автомобильной дороги Советская Гавань - Ванино);

- многочисленные выбоины, изношена дорожная разметка, (0-27 км. автомобильной дороги подъезд к <адрес>);

- древесно-кустарной растительностью ограничена видимость (20-27 км. автомобильной дороги подъезд к <адрес>).

Указанные нарушения имеют системный характер, что подтверждается актом от 03.04.2020г., актом от 16.03.2020г., представлением прокурора района от ДАТА.

Из ответа начальника КГКУ "Хабаровскуправтодор" от ДАТА в адрес прокурора <адрес> указано, что в 2019г. в связи с обильными осадками и высокой интенсивностью движения большегрузного транспорта по автомобильной дороге регионального и межмуниципального значения "<адрес> - рп.Ванино" произошло интенсивное разрушение асфальтобетонного покрытия, а также нарушение несущей способности земляного полотна с образованием колеи и пучин. В целях обеспечения безопасность дорожного движения в 2019г. в рамках исполнения контрактов от ДАТА, от ДАТА силами подрядных организаций АО "Региоснаб" и ООО "ДЭСК" были выполнены работы по замене пучинистого грунта основания и частичному восстановлению асфальтобетонного покрытия. 04.03.2020г. Министерством транспорта и дорожного хозяйства <адрес> утвержден план капитального ремонта и ремонта сети автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения <адрес> на 2020г. согласно которому, запланирован ремонт объекта "Автомобильная дорога <адрес> - рп.Ванино" на участке км. 29+800 - км. 40+200" с восстановлением асфальтобетонного покрытия, устройства и водоотвода. В настоящий момент данный объект находится в стадии разработки проектно-сметной документации. В связи с отсутствием денежных средств, объект "Автомобильная дорога <адрес> - рп.Ванино" на участке км. 29+800 - км. 40+200" будет реализован после доведения дополнительных лимитов финансирования главным распорядителем бюджетных средств в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства края.

В соответствии со ст.210 ГК РФ бремя содержания имущества возложено на собственника.

Автомобильная дорога Советская Гавань – Ванино, подъезд к <адрес>, находится в оперативном управлении КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог».

Согласно пункту 2.4.1 Устава Краевое государственное казенное учреждение «Хабаровское управление автомобильных дорог» разрабатывает, представляет на утверждение в <адрес> и реализует программы, в том числе целевые по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог» является Министерство транспорта и дорожного хозяйства <адрес>.

В соответствии с п.3.4.1 Положения о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДАТА-пр, Министерство осуществляет функций главного распорядителя средств краевого бюджета, предусмотренных на финансирование подведомственных учреждений, межбюджетных трансфертов и функции получателя средств краевого бюджета по закрепленным кодам бюджетной классификации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отсюда вытекает обязанность КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог» следить за надлежащим состоянием дороги, для чего проводить обследования в составе специалистов, составлять акты, сметы и производить закупки.

Постановлением <адрес> от ДАТА-пр «О нормативах денежных затрат на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения» определены нормативные межремонтные сроки.

Так, капитальный ремонт для 3 и 4 категории автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения составляет 24 года, ремонт 12 лет.

Приказом Минтранса России от ДАТА утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, которая устанавливает состав и виды дорожных работ (капитальный ремонт, ремонт и содержание). которыми следует руководствоваться при планировании объемов этих работ.

Согласно подп.2 п.3 указанной Классификации при капитальном ремонте по дорожным одеждам проводятся ликвидация колей глубиной более 50 мм. с заменой верхних слоев дорожной одежды методами фрезерования или регенерации на ширину полос наката или на всю ширину покрытия с укладкой одного или нескольких слоев асфальтобетона; восстановление дорожных одежд в местах исправления земляного полотна и водоотвода (в том числе на пересечениях и примыканиях, площадках для остановки, стоянках автомобилей, площадках для отдыха, разворотных площадках, тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках, отдельных переездах, съездах, подъездных дорогах к объектам дорожно-ремонтной службы, историческим и достопримечательным объектам, паромным переправам); перемещение отдельных участков мостовых с полной заменой песчаного основания.

06.04.2020г. врио.государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по <адрес> Кевбриным Д.Н. вынесено определение № <адрес> о возбуждении дела об административном правонарушении, из установочной части которого следует, что 16.03.2020г. составлен Акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, о том, что на участке автодороги Советская Гавань - Ванино с 30 км. по 39 км., выявлены недостатки эксплуатационного состоянию дороги, покрытие проезжей части имеет колею, многочисленные выбоины, просадки, что не отвечает требованию п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. Акт УДС от 16.03.2020г. направлен в адрес собственника автомобильных дорог. В соответствии с требованиями п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 в адрес КГКУ "Хабаровскуправтодор" направлено предписание от ДАТА по устранению выявленных недостатков, отмеченных в акте УДС от 16.03.2020г. установлен срок исполнения 10 суток. окончанием срока исполнения предписания является 03.04.2020г. Контрольное обследование исполнения предписания проведено 03.04.2020г. по истечении 10 сут., составлен акт обследования от 03.04.2020г. Недостатки эксплуатационного состояния дороги не устранены. Дорожные работы не проводятся. Решено: возбудить дело об административном правонарушении в отношении КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог", которое привлечь к административной ответственности по ч.28 ст.19.5 КоАП РФ.

11.06.2020г. старшим государственным инспектором дорожного надзора БДД ОМВД России по <адрес> Кевбриным Д.Н. вынесено определение ОО 00688 о возбуждении дела об административном правонарушении, из установочной части которого следует, что 18.04.2020г. составлен Акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, о том, что на участке автодороги подъезд к <адрес>, выявлены недостатки эксплуатационного состоянию дороги, покрытие проезжей части имеет многочисленные выбоины, просадки, что не отвечает требованию п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. В соответствии с нарушениями требований п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 в адрес КГКУ "Хабаровскуправтодор" направлено предписание от 06.05.2020г. по устранению выявленных недостатков. В адрес ОГИБДД УМВД России по <адрес> поступило письмо в ответ на Акт УДС от 18.04.2020г. от 13.05.2020г. от КГКУ "Хабаровскуправтодор" о том, что разрабатывается проектная документация по автомобильным дорогам Ванинского муниципального района: - "Подъезд к <адрес>" на км. 24+000 - км. 27+200, - "<адрес> - рп.Ванино" на км. 29+800 - км. 40+200. 04.03.2020г. от Министерством транспорта и дорожного хозяйства <адрес> утвержден план капитального ремонта и ремонта сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения <адрес> на 2020г., согласно которому запланирован ремонт вышеуказанных объектов с восстановлением асфальтобетонного покрытия, обустройство водоотводов. Контрольное обследование предписания проведено 10.06.2020г. по истечении 35 сут., составлен акт контрольного обследования от 10.06.2020г. Предписание не исполнено, недостатки отмечены в акте УДС от 10.06.2020г., а именно: автомобильная дорога подъезд к <адрес> с 0 по 27+700 км. покрытие проезжей части имеет недостатки эксплуатационного состояния дороги, асфальтобетонное покрытие проезжей части имеет дефекты в виде многочисленных выбоин и просадок, что не отвечает требованиям п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. На момент обследования дорожные работы не проводились. Ходатайства о переносе сроков исполнения от КГКУ "Хабаровскуправтодор" не поступало. Решено: возбудить дело об административном правонарушении в отношении КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог", которое привлечь к административной ответственности по ч.28 ст.19.5 КоАП РФ.

09.07.2020г. гос.инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по <адрес> Гужайкиным С.В. составлен протокол <адрес> в отношении КГКУ "Хабаровскуправтодор", которым установлено, что повторно в течение года допущено нарушение установленного порядка управления, выразившегося в непринятии мер по выполнению в срок законного предписания главного госинспектора безопасности дорожного движения <адрес> от 06.05.2020г., а именно, на момент проверки 10.06.2020г., не приняты меры по устранению дефектов проезжей части Автомобильная дорога "Подъезд к <адрес> с 0 по 27 км.700 м." в виде выбоин указанных в акте от 18.04.2020г. Срок для устранения недостатков истек 05.06.2020г., чем нарушен п.13 ПДД РФ, п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, ответственность за которое предусмотрена ст.19.5 ч.28 КоАП РФ.

В соответствии с ответом заместителя начальника КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог» от ДАТА межремонтный срок капитального ремонта составляет 12 лет, на автомобильных дорогах Советская Гавань - Ванино с 29 по 39 км., подъезд к <адрес> с 0 до 27 км., расположенных на территории <адрес> капитальный ремонт не проводился более 10 лет.

Не проведение ремонта автомобильных дорог может повлечь за собой наступление тяжелых последствий в виде дорожно-транспортных происшествий, в том числе и со смертельным исходом.

В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от ДАТА № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно ч.2, 3 ст.5 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования, автомобильные дороги необщего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

В соответствии со ст.12 Федерального закона от ДАТА № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Федеральный закон № 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

Материалами дела установлено, что автомобильная дорога Советская Гавань - Ванино с 29 по 39 км., подъезд к <адрес> с 0 до 27 км., расположенная на территории <адрес>, а именно покрытие проезжей части имеет недостатки эксплуатационного состояния дороги, асфальтобетонное покрытие проезжей части имеет дефекты в виде многочисленных выбоин и просадок, что не отвечает требованиям п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. данные обстоятельства подтверждаются актами обследования от 16.03.2020г., от 03.04.2020г., предписанием прокурора района от ДАТА, определениями о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении КГКУ "Хабаровскуправтодор" от ДАТА<адрес>, от ДАТАОО 00688, протоколом об административном правонарушении от ДАТААА 151 110.

Данные доказательства ответчиками не опровергнуты, доказательств отсутствия на момент проверок, либо устранения данных нарушений, не представлено.

Доводы ответчиков о том, что представленные прокурором доказательства не отвечают требованиям допустимости, судом отклоняются. Акт проверки и фототаблица к нему составлены прокурором с участием врио госинспектора дорожного надзора ГИБДД ОМВД РФ по <адрес>, их подписи имеются в акте. Обращаясь в суд с иском, прокурор представил доказательства ненадлежащего содержания автомобильной дороги, что создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, жизни, здоровью, имуществу неопределенного круга лиц.

То обстоятельство, что в самом акте не указано, какие работы необходимо провести по ремонту автодороги, основанием к отказу в иске служить не может, так как обследование автомобильных дорог в соответствии с требованиями технических регламентов и определение объёма ремонтных работ относится к компетенции КГКУ «Хабаровскуправтодор».

Доводы ответчиков о проведении ремонтных работ на участке дороги, являющемся предметом заявленного иска, в рамках заключенных госконтрактов, не подтверждены соответствующими доказательствами, отвечающими требованиями относимости и допустимости.

Доводы ответчиков о наличии вступившего в законную силу решения Кировского районного суда г. Хабаровска от 09.06.2020г. по делу по иску прокурора <адрес> к КГКУ «Хабаровскуправтодор» о возложении обязанности по выполнению мероприятий по ремонту и содержанию на участках автомобильных дорог не может служить основанием к отказу в удовлетворении настоящего иска, поскольку указанным решением суда на КГКУ «Хабуправтодор» возложены иные обязанности, нежели в заявленном иске.

Таким образом, факт существования выявленных проверкой нарушений по настоящему делу, судом расценивается как реально существующая угроза жизни, здоровью и имуществу граждан - участников дорожного движения по данным участкам автодороги, в связи с чем заявленные прокурором <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ч.1 ст.45 ГПК РФ, исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Разрешая заявленное требование в части срока устранения выявленных нарушений, суд полагает возможным, определить его в один год со дня вступления решения суда в законную силу, как разумный и достаточный для исполнения решения суда.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования <адрес>, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц к Министерству транспорта и дорожного хозяйства <адрес>, КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, - удовлетворить.

Обязать Министерство транспорта и дорожного хозяйства <адрес> провести финансирование работ по проведению капитального ремонта автомобильных дорог Советская Гавань - Ванино с 29 по 39 км., подъезд к <адрес> с 0 до 27 км., расположенных на территории <адрес>, в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Краевое государственное казенное учреждение "Хабаровское управление автомобильных дорог" в течение 1 года со дня поступления целевого финансирования выполнить капитальный ремонт автомобильных дорог Советская Гавань - Ванино с 29 по 39 км., подъезд к <адрес> с 0 до 27 км., расположенных на территории <адрес>.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кировский районный суд города Хабаровска в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 13.10.2020 года.

Судья (подпись)

Решение не вступило в законную силу.

Копия верна, судья Т.В. Брязгунова

Подлинник решения подшит в дело № 2-1070/2020 и находится в Кировском районном суде г. Хабаровска

Секретарь судебного заседания Зыков С.Д.