ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1070/2017 от 09.02.2018 Петровск-забайкальского городского суда (Забайкальский край)

Дело 2-15/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

09 февраля 2018 года

Судья Петровск-Забайкальского городского суда Забайкальского края Селюк Д.Н.,

с участием:

представителя истца ФИО1ФИО2, действующей на основании доверенности,

представителя ответчика - АО «Читаэнергосбыт» - С, действующей на основании доверенности,

при секретаре Кудрявцевой О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Петровске-Забайкальском Забайкальского края гражданское дело по иску ФИО1 к Забайкальской дирекции по энергообеспечению – структурное подразделение Трансэнерго – филиал ОАО «РЖД» и АО «Читаэнергосбыт» о признании незаконными действий сетевой организации Забайкальской дирекции по энергообеспечению по вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета потребленной электроэнергии № 7200091317 тип ЕМ2023 и № 7200091347 тип ЕМ2023, установленных в подъездах 1 и 2 по адресу <...>, на основании актов допуска приборов учета в эксплуатацию №№ 1007, 1008 от 19.04.2013 года, признании незаконными действий АО «Читаэнергосбыт» по начислению и предъявлению к оплате за электроэнергию на общедомовые нужды в помещениях №№ 1 и 3 многоквартирного дома по адресу <...>, по указанным приборам учета в период с 01.01.2013 года по 09.12.2016 года сверх нормативов потребления и с 09.12.2016 года по 31.01.2016 года в полном объеме и обязании произвести перерасчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды, приходящуюся на эти помещения,

у с т а н о в и л:

ФИО1 в лице действующей по доверенности ФИО2 обратилась в суд с иском к Забайкальскому управлению по энергообеспечению –структурное подразделение Трансэнерго – филиал ОАО «РЖД» и Энергосбытовой компании ЗМРО АО «Читаэнергосбыт» с требованиями о признании незаконными действий сетевой организации Забайкальского управления по энергообеспечению – структурное подразделение Трансэнерго – филиал ОАО «РЖД» по установке и вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета потребленной электроэнергии, установленного по адресу <...>, о признании незаконными действий энергосбытовой компании ЗМРО АО «Читаэнергосбыт» по начислению и предъявлению к оплате за электроэнергию на общедомовые нужды в помещениях №№ 1, 3 многоквартирного дома по указанному адресу в период с 01.01.2013 года по 31.12.2016 года, в том числе сверх норматива потребления в период времени с 01.01.2013 года по 09.12.2016 года, и обязании АО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет платы. В иске указано, что ФИО1 является собственником нежилого помещения по адресу <...>, вследствие чего в силу ст.ст. 153, 154 ЖК РФ обязана своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, в том числе за использование общего имущества многоквартирного дома (ОДН) в размерах, исчисляемых в соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ и п.п. 40, 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений (далее – Правила). При отсутствии коллективного прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к Правилам (п. 48 Правил), то есть исходя из норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды для населения, проживающего в многоквартирном доме и площади мест общего пользования. С учетом положений ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 23.11.2009 года № 261-ФЗ, законодатель разделил между собой понятия установки и ввода в эксплуатацию приборов учета, определил их как самостоятельные этапы до начала применения приборов учета. Установка прибора учета должна быть произведена в соответствии с требованиями указанной статьи Федерального закона, которой установлен правовой механизм принудительного оснащения многоквартирного дома приборами учета, когда собственники помещений в срок до 01.07.2012 года не исполнили обязанность по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов. Аналогичные предписания относительно последствий невыполнения собственниками помещений в многоквартирных домах действий по оснащению приборами учета и обеспечению допуска сетевой организации к местам установки приборов учета содержатся в пункте 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года № 442, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, согласно которого после 01.07.2012 года действия по оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация в порядке, установленном Правилами. Под установкой прибора учета понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки (пункт 146 Основных положений). Процедура допуска приборов учета в эксплуатацию установлена п.п. 152-154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии и завершается документальным оформлением результатов допуска. Процедуры установки и допуска прибора учета в эксплуатацию требуют участие собственника энергопринимающих устройств и иных уполномоченных лиц. В соответствии со ст. 164 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме. 19.04.2013 года электромехаником Трансэнерго Н и представителем по доверенности ООО «Дом Сервис» П были составлены акты допуска приборов учета (ОДПУ) в эксплуатацию №№ 1007, 1008 на подъезды 1, 2 многоквартирного жилого дома по ул. Лесная, д. 58. Акт разграничения балансовой принадлежности распределительных сетей и эксплуатационной ответственности сторон за их содержание был подписан этими же сторонами 24.04.2013 года. Документы, подтверждающие право представителей ООО «Дом Сервис» представлять интересы собственников многоквартирного дома отсутствуют. Также отсутствуют документы о надлежащем уведомлении ответчиками собственников жилых помещений и их уполномоченных представителей о процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию. Согласно ответу администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» от 27.10.2017 года № 2039, многоквартирный жилой дом № 58 по ул. Лесная до 01.05.2015 года находился на непосредственном управлении, в период с 01.05.2015 года по 09.12.2016 года способ управления жителями не выбирался, с 09.12.2016 года находится на управлении в компании ООО УК «Лидер». При таких обстоятельствах коллективный (общедомовой) прибор учета следует считать установленным с существенными нарушениями предусмотренной законом процедуры и принятым в эксплуатацию при отсутствии надлежаще оформленного допуска и соблюдения процедуры. Начисление на ОДН и предъявление к оплате, определение задолженности на основании показаний приборов учета, допущенных в эксплуатацию с существенными нарушениями, является неправомерным, все начисления должны проводиться с даты ввода ОДПУ в эксплуатацию в установленном законом порядке. Кроме того, согласно ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7.1 настоящей статьи и ст. 171 ЖК РФ. С 09.12.2016 года общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решение о внесении платы за электроэнергию непосредственно в ресурсоснабжающую организацию не принималось, следовательно, начисления задолженности на ОДН в период с 09.12.2016 года по 31.12.2016 года ЗМРО АО «Читаэнергосбыт» неправомерно.Начисление непосредственно ресурсоснабжающей организацией платы за коммунальные услуги, в том числе по ОДН, в период управления многоквартирным домом управляющей организацией при отсутствии решения собственников о внесении платы за коммунальные услуги, использованные на общедомовые нужды, ресурсоснабжающей организации (с 01.07.2015 года), либо когда такое решение не имеет юридической силы в силу закона (до 30.06.2015 года), как по показаниям прибора учета, так и по нормативу, незаконно. Таким образом, размер платы за электроэнергию на общедомовые нужды, приходящуюся на занимаемые истцом помещения в период с 01.01.2013 по 31.12.2016 года подлежит перерасчету. По состоянию на 31.10.2017 года задолженность на ОДН за электроэнергию, начисленная ответчиком за период с 01.01.2013 года по 31.12.2016 года составляет: квартира № 1 – 722,72 рублей (расчет некорректен); квартира № 3 – 14468,11 рублей. В квартире № 3 по ул. Лесная, д. 58 истец была зарегистрирована с 28.09.2012 года по 09.06.2014 года.

В письменных уточнениях от 29.01.2018 года представитель истца ФИО2 исковые требования уточнила, а именно просила суд признать незаконными действия сетевой организации Забайкальская дирекция по энергообеспечению – структурное подразделение Трансэнерго – филиал ОАО «РЖД» по вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета потребленной электроэнергии № 7200091317 тип ЕМ 2023, № 7200091347 тип 2023, установленных по адресу <...> на основании актов допуска приборов учета в эксплуатацию №№ 1007, 1008 от 19.04.2013 года, признать незаконными действия энергосбытовой компании ЗМРО АО «Читаэнергосбыт» по начислению и предъявлению к оплате за общедомовые нужды по электроэнергии в помещениях №№ 1, 3 указанного многоквартирного дома по этим приборам учета в период с 01.01.2013 года по 09.12.2016 года сверх норматива потребления, с 09.12.2016 года по 31.12.2016 года – в полном объеме, обязать энергосбытовую компанию ЗМРО АО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды, приходящуюся на жилые, нежилые помещения №№ 1, 3 по адресу <...> за период с 01.01.2013 года по 09.12.2016 года по нормативу потребления, начисления с 09.12.2016 года по 31.12.2016 года исключить из расчета.

В судебном заседании представитель истца ФИО2 поддержала в полном объеме уточненные исковые требования и указала, что приборы учета электроэнергии № 7200091317 тип ЕМ 2023, № 7200091347 тип ЕМ 2023, установленные в многоквартирном доме по адресу <...> фактически не допущены в эксплуатацию в установленном постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года № 442 порядке, вследствие чего начисление и предъявление платы за электроэнергию ФИО1 за помещения №№ 1, 3 указанного многоквартирного дома по показаниям этих приборов учета является незаконным. Границы разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон по адресу <...> были определены позже. В момент допуска в эксплуатацию приборов учета электроэнергии в доме был непосредственный способ управления, что подтверждается ответом администрации города. В обоих актах допуска в эксплуатацию указан П, который директором не являлся, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.

Ответчик – Забайкальская дирекция по энергообеспечению – структурное подразделение Трансэнерго – филиал ОАО «РЖД» участия представителя в судебном заседании не обеспечил, будучи извещен о времени и месте рассмотрения дела. В письменном отзыве представитель данного ответчика по доверенности К полагала исковые требования истца в части признания незаконными действий по установке и вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии по адресу <...> необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку требования истца заявлены к ненадлежащему ответчику, так как Забайкальское управление по энергообеспечению в структуре Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» отсутствует, при этом в соответствии со ст.ст. 48, 55 ГК РФ стороной по делу (истцом, ответчиком) может быть юридическое лицо, обладающее соответствующей право и дееспособностью, а не структурное подразделение или филиал. Действие норм Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.12г. № 442 (далее - Правила № 442) в силу ст. 44 ГК РФ не распространяется на правоотношения, существовавшие до их издания. Аналогичная норма, регулирующая применение закона во времени, содержится в ст. 6 ЖК РФ. На основании п.п. «а» п. 2 Правил № 442 данные нормы применяются к отношениям, вытекающим из публичных договоров, ранее заключенных на розничных рынках электрической энергии, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу. Из акта технической проверки учета электроэнергии № 18 от 14.06.2008 года следует, что приборы учета электроэнергии на жилом доме по адресу <...> установлены с «нулевыми» показаниями, проверены и введены в эксплуатацию 14.06.2008 года, то есть до принятия Правил № 442. Таким образом, установленный Правилами № 442 порядок установки приборов учета электроэнергии не распространяется на приборы учета, установленные ОАО «РЖД» в указанном жилом доме. Согласно письму администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» от 27.10.2017 года № 7039 жилой дом по адресу <...> до 01.05.2015 года находился в непосредственном управлении собственников и обслуживался управляющей компанией ООО «Дом сервис». С учетом положений п. 152 Правил № 442, подписание представителем управляющей компании П акта допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии от 19.04.2013 года является законным, при этом его полномочия подтверждены имеющейся в деле копией доверенности от 01.03.2013 года, что не оспаривается истцом. Согласно п. 36 Правил № 442 документом о допуске в эксплуатацию прибора учета электрической энергии является акт допуска прибора учета в эксплуатацию, составленный в соответствии с разделом X Правил № 442, а если допуск в эксплуатацию прибора учета был осуществлен до вступления в силу настоящего документа, то документ, который подтверждал факт допуска в эксплуатацию прибора учета, установленного в отношении соответствующей точки поставки, и был подписан гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) и (или) сетевой организацией. ОАО «РЖД» в материалы дела предоставлен акт от 14.06.2008 года об установке прибора учета электроэнергии, его надлежащем техническом состоянии, поверке и пригодности к эксплуатации. Таким образом, прибор учета установлен и фактически введен в эксплуатацию 14.06.2008 года в соответствии с требованиями действующего на момент установки законодательства. Установленный Правилами № 442 порядок ввода в эксплуатацию установленных приборов учета электроэнергии распространяется на приборы учета, которые установлены после вступления в силу Правил № 442, то есть после 12.06.2012 года. ОАО «РЖД» в сфере электроэнергетики является сетевой организацией и на территории Забайкальского края оказывает услуги по передаче электроэнергии по электросетям, находящимся в правообладании ОАО «РЖД». Прибор учета был установлен для определения объема переданной электроэнергии в границах электрических сетей ОАО «РЖД». Показания вышеуказанного прибора учета электроэнергии ОАО «РЖД» применяет при расчетах со смежной сетевой организацией – ПАО «МРСК Сибири». Договорных отношений по снабжению электроэнергией, либо по передаче электроэнергии у ОАО «РЖД» нет ни с потребителями электроэнергии, проживающими в спорном многоквартирном доме, ни с АО «Читаэнергосбыт». Какие-либо начисления абонентам оплаты за потребленную электрическую энергию, в том числе на общедомовые нужды, ОАО «РЖД» не производит. На основании ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года. Со дня монтажа (установки) общедомового учета электроэнергии и ввода его в эксплуатацию в 2008 году до предъявления искового заявления (09.11.2017 года) прошло почти 9 лет. Учитывая положения ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении....», требования ч. 2 ст. 200 ГК РФ, данные о том, что ОАО «РЖД» прибор учета установлен 14.06.2008 года, срок исковой давности по требованиям о правомерности ввода его в эксплуатацию истек 14.06.2011 года. Поэтому, требования о признании установки и ввода в эксплуатацию незаконной не подлежат удовлетворению на основании ч. 2 ст. 199 ГК РФ, в связи с пропуском срока исковой давности. Срок исковой давности со дня составления акта от 19.04.2013 года, на который истец ссылается в обоснование своих требований, в соответствии со ст. 196 ГК РФ также истек 19.04.2016 года, то есть до даты предъявления иска.

Представитель ответчика АО «Читаэнергосбыт» С в судебном заседании исковые требования не признала и просила в удовлетворении иска отказать, ввиду наличия в многоквартирном доме общедомовых приборов учета и их допуска в эксплуатацию. Также она сослалась на доводы письменного отзыва на исковые требования, в котором указано, что АО «Читаэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком на территории Забайкальского края и основным обязательством общества является поставка электрической энергии покупателям электроэнергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставке электрической энергии). Поставку электрической энергии в квартиры дома № 58 по ул. Лесная г. Петровска-Забайкальского АО «Читаэнергосбыт» осуществляет по договору энергоснабжения, по условиям которого энергоснабжающая организация подает абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент оплачивает принятую энергию, а также соблюдает предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивает безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением. В силу п.п. 1, 2, 5 ст. 13 Закона об энергосбережении законодатель императивно закрепил норму, обязывающую собственников производить установку коллективных приборов учета используемой электрической энергии. Собственники помещений в многоквартирном жилом доме по адресу <...> данные требования Закона об энергосбережении не выполнили и не обеспечили оснащение дома общедомовым прибором учета. С учетом положений ст. 13 Закона об Энергосбережении, п.п. 150, 152, 154 Основных положений функционирования розничных рынков и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354) сетевая организация установила на указанный многоквартирный жилой дом коллективный прибор учета, который принят в качестве расчетного на основании акта допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии от 19.04.2013 года. При допуске общедомового прибора учета в эксплуатацию присутствовали представители сетевой организации Трансэнерго филиала ОАО «РЖД» Забайкальская дирекция по энергообеспечению – электромеханник НАВ, директор ООО «Дом Сервис» П, представитель гарантирующего поставщика. Установленные приборы учета электрической энергии приняты без возражений и в отсутствие замечаний, в акте допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию зафиксированы данные начальных показаний вводимого в эксплуатацию прибора учета. Таким образом, общедомовые приборы учета введены в эксплуатацию надлежащим образом, в соответствии с действующим Жилищным законодательством, вследствие чего на основании их показаний производится начисление потребителям размера оплаты электроэнергии на общедомовые нужды в соответствии с положениями ст. 157 ЖК РФ, п.п. 40, 44 Правил предоставления коммунальных услуг. Согласно п.п. 59.1, 81.12 тех же Правил, расчет платы на общедомовые нужды производится по нормативу в случае: отсутствия ОДПУ; выхода из строя ранее введенного в эксплуатацию ОДПУ; истечения срока эксплуатации ОДПУ. Расширенному толкованию указанный перечень не подлежит. Следовательно, у АО «Читаэнергосбыт» отсутствовали законные основания не принимать значений общедомового прибора учета при осуществлении расчетов за электрическую энергию.

Выслушав участвующих представителей сторон, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Как следует из существа иска, подтверждается представленными письменными документами и не оспаривается сторонами, в период с 01.01.2013 года по 31.12.2016 года АО «Читаэнергосбыт» производило начисления и предъявление к оплате истцу, как собственнику нежилого помещения № 1 и жильцу <адрес> в <адрес>, за электроэнергию на общедомовые нужды, исходя из показаний установленных и допущенных в эксплуатацию сетевой организацией Забайкальской дирекцией по энергообеспечению – структурное подразделение Трансэнерго – филиал ОАО «РЖД» при участии представителя ООО «Дом сервис» приборов учета электроэнергии № 7200091317 тип ЕМ 2023, № 7200091347 тип ЕМ 2023.

В соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01.07.2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом, многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Согласно ч. 12 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ до 01.07.2013 года (в отношении объектов, предусмотренных ч.ч. 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в ч. 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. В случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. При этом, такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства). В этом случае собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета (пункт 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года № 442).

По смыслу приведенных норм, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны оснащать дома приборами учета используемых энергетических ресурсов до 01.07.2012 года. В противном случае в период с 01.07.2012 года до 01.07.2013 года сетевая и (или) энергоснабжающая организации обязаны сами установить и ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета электроэнергии. При этом, собственники должны обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить их расходы на установку этих приборов учета.

В обоснование окончательных исковых требований истец сослался на то, что приборы учета электроэнергии № 7200091317 тип ЕМ 2023, № 7200091347 тип ЕМ 2023, установленные в подъездах 1, 2 дома № 58 по ул. Лесная г. Петровска-Забайкальского, не допущены в эксплуатацию в установленном Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года № 442 «Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» порядке.

Под установкой прибора учета для целей настоящего документа понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки (пункт 146 Основных положений).

В силу пункта 152 Основных положений под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств. При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме – уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.

Из актов допуска прибора учета в эксплуатацию № 1007 от 19.04.2013 года и № 1008 от 19.04.2013 года следует, что представителем сетевой организации – электромехаником Трансэнерго Н и представителем потребителя – директором ООО «Дом Сервис» П произведена проверка на ст. П-Завод ул. Лесная № 58 в первом и во втором подъездах общедомовых приборов учета – принадлежащих ОАО «РЖД» счетчиков типа ЕМ 2023 за №№ 7200091317 и 7200091347, соответственно, по итогам которой измерительные комплексы электроэнергии пригодны к дальнейшей эксплуатации.

Из акта № 274 разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон за их содержание от 24.04.2013 года по многоквартирному жилому дому по адресу П-Завод, ул. Лесная, д. 58 следует, что низковольтная воздушная линия электропередач ВЛ-0,4 кВ от ТП – ФИО3 № 1 и воздушная отпайка 0,22 кВ от опоры до изоляторов на многоквартирном жилом доме находятся на балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности Хилокской дистанции электроснабжения СП Забайкальской дирекции инфраструктуры СП Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД», кабельная отпайка 0,22 кВ от вводных изоляторов на многоквартирном доме и электрооборудование многоквартирного дома – находятся на балансовой принадлежности администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» и на эксплуатационной ответственности ООО «Дом Сервис», как потребителей. При этом, местом расположения точки учета электроэнергии потребителя определен вводной распределительный шкаф 0,22 кВ в многоквартирном доме.

Согласно акту технического осмотра оборудования измерительного комплекса учета электроэнергии № 18 от 14.06.2008 года, представителем энергоснабжающей организации – электромонтером МЕА произведена проверка состояния в ТП Лесная д. 58 установленных в распределительном щите приборов учета электроэнергии SМ 2023 № 7200091317 и SМ 2023 № 7200091347, при этом измерительный комплекс пригоден к дальнейшей эксплуатации.

По сообщению Главы городского округа «Город Петровск-Забайкальский» ФИО4 от 27.10.2017 года № 2039, многоквартирный жилой дом № 58 по ул. Лесная обслуживался управляющей компанией ООО «Дом Сервис» до 01.05.2015 года и находился на непосредственном управлении (протокол находится у жителей). В связи с тем, что после 01.05.2015 года жителями не был выбран способ управления, на указанный дом был объявлен конкурс по отбору управляющей компании, который состоялся 05.12.2016 года. С 09.12.2016 года дом находится на управлении в компании ООО УК «Лидер».

Из сообщения АО «Читаэнергосбыт» ФИО2 и акта сверки следует, что задолженность по состоянию на 27.10.2017 года составляет: по адресу <...> – 38275,59 руб. (в том числе, за индивидуальное потребление – 29255,09 руб., пени – 8297,78 руб., за ОДН – 722,72 руб.); по адресу <...> – 34112,15 руб. ( в том числе, за индивидуальное потребление – 3118,83 руб., пени – 16525,21 руб., за ОДН – 14468,11 руб.).

Данными письменных документов подтверждаются доводы представителя Забайкальской дирекция по энергообеспечению – структурное подразделение Трансэнерго – филиал ОАО «РЖД» К об установке приборов учета электрической энергии № 7200091317 и № 7200091347 до разграничения в апреле 2013 года балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон по адресу <...> для определения объема переданной электроэнергии в границах электрических сетей ОАО «РЖД», использования показаний вышеуказанных приборов при расчетах с сетевой организацией, отсутствие каких-либо договорных отношений по снабжению электроэнергией либо по передаче электроэнергии от ОАО «РЖД» потребителям электроэнергии в спорном многоквартирном доме и с АО «Читаэнергосбыт».

В тоже время, документов, подтверждающих допуск указанных приборов учета электроэнергии в эксплуатацию для определения платы за коммунальные услуги, в том числе за использование общего имущества многоквартирного дома (ОДН) в размерах, исчисляемых в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, ответчиками не представлено. Акты допуска прибора учета в эксплуатацию № 1007 от 19.04.2013 года и № 1008 от 19.04.2013 года таковыми доказательствами не являются, поскольку составлены в отсутствие представителей энергоснабжающей организации и потребителей, с учетом сведений о непосредственном способе управления многоквартирным домом и полномочий ПАА, как представителя ООО «Дом Сервис».

Таким образом, на основании исследованных доказательств суд приходит к выводу, что доводы иска о фактическом не введении в эксплуатацию в установленном законом порядке в качестве общедомовых приборов учета электрической энергии счетчиков, установленных в подъездах №№ 1 и 2 дома № 58 по ул. Лесная г. Петровска-Забайкальского, являются обоснованными.

Вместе с тем, поскольку установка и допуск общедомовых приборов учета электрической энергии не являются тождественными процедурами, а доказательств незаконности установки ОАО «РЖД» для использования в коммерческих целях счетчиков ЕМ 2023 № 7200091317, ЕМ 2023 № 7200091347 в материалах дела не имеется, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконными действий Забайкальского управления по энергообеспечению – структурное подразделение Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» по установке и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета потребленной электроэнергии для начисления платы за ОДН жильцам дома по адресу <...> в подъездах №№ 1, 2.

В тоже время, несоблюдение предусмотренной законом процедуры допуска в эксплуатацию в качестве общедомовых приборов учета электроэнергии счетчиков ЕМ 2023 № 7200091317, ЕМ 2023 № 7200091347 дает основания для признания незаконным начисления платы за ОДН в квартирах №№ 1, 2 дома № 58 по ул. Лесная в г. Петровске-Забайкальском на основании показаний данных приборов учета.

На основании изложенного суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования истца о признании незаконными действий АО «Читаэнергосбыт» по начислению и предъявлению платы за общедомовые нужды по электроэнергии за помещения №№ 1, 3 многоквартирного дома по адресу <...>, по общедомовым приборам учета потребленной электроэнергии ЕМ 2023 № 7200091317, ЕМ 2023 № 7200091347 в период времени с 01.01.2013 года по 31.12.2016 года.

Исходя из этого, существа спора, правовых последствий признания незаконными действий АО «Читаэнергосбыт» по начислению и предъявлению платы за электроэнергию на общедомовые нужды на основании общедомовых приборов учета, а также невозможности принудительного исполнения, в случае удовлетворения, требований истца об обязании данного ответчика произвести перерасчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды, приходящуюся на жилые, нежилые помещения №№ 1, 3 по адресу <...> за период с 01.01.2013 года по 09.12.2016 года по нормативу потребления и исключении из расчета начислений с 09.12.2016 года по 31.12.2016 года, оснований для удовлетворения указанных требований истца суд не находит.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования ФИО1 к Забайкальской дирекции по энергообеспечению – структурное подразделение Трансэнерго – филиал ОАО «РЖД» и АО «Читаэнергосбыт» удовлетворить частично.

Признать незаконными действия АО «Читаэнергосбыт» по начислению и предъявлению платы за общедомовые нужды по электроэнергии в помещениях №№ 1, 3 многоквартирного дома по адресу <...> по общедомовым приборам учета потребленной электроэнергии № 7200091317 тип ЕМ 2023 и № 7200091347 тип ЕМ 2023 в период с 01.01.2013 года по 31.12.2016 года.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья: подпись

Копия верна.

Судья: Селюк Д.Н.