ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1070/2022 от 22.09.2022 Кандалакшского районного суда (Мурманская область)

Дело № 2-1070/2022

Мотивированное решение изготовлено 22 сентября 2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кандалакша 20 сентября 2022 года

Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:

судьи Кузьмич Н.В.,

при секретаре Лукановой Ю.В.,

сучастием:

старшего помощника прокурора г. Кандалакши Ермоловой Т.Ю.

рассмотревв открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кандалакши в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному Управлению Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия о возложении обязанности включить объект в реестр федерального имущества,

третьи лица: Главное управление МЧС России по Мурманской области,администрация муниципального образования Кандалакшский район, Министерство имущественных отношений Мурманской области, ООО «Управляющая компания железнодорожный район»,

установил:

Прокурор г. Кандалакши в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Межрегиональному территориальному Управлению Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия (далее по тексту - МТУ Росимущества) о возложении обязанности включить объект гражданской обороны в реестр федерального имущества. В обоснование иска указал, что прокуратурой г. Кандалакши проведена проверка состояния защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на поднадзорной территории, в ходе которой выявлены нарушения требований законов в сфере оформления прав на федеральное имущество. Согласно выписке из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны МБУ «Кандалакшское управление по делам ГО и защите населения от ЧС» на территории Кандалакшского района имеется защитное сооружение -МЧС, расположенное по адресу: , общей площадью 70,4кв.м, которое является встроенным сооружением, введенным в эксплуатацию в 1985 году, с классом (группа противорадиационного укрытия) A-V. В соответствии со сведениями, отраженными в выписке из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны, указанное защитное сооружение является общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома.По сведениям МТУ Росимущества защитное сооружение гражданской обороны -МЧСв реестре федерального имущества не учитывается и не учитывалось.

Полагает, что отсутствие собственника может повлечь утрату объектов государственной собственности, а также препятствует осуществлению права собственности в отношении объектов недвижимого имущества, в том числе приводит к невозможности предъявлять требования к его содержанию уполномоченными государственными органами, что в свою очередь, негативно сказывается на эффективности его использования для обеспечения безопасности граждан.

Прокурор просит суд возложить на МТУ Росимущества обязанность включить в реестр федерального имущества объект гражданской обороны - защитное сооружение -МЧС, расположенное по адресу: , в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Кандалакши Ермолова Т.Ю. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представители ответчика - МТУ Росимущества в судебном заседании участия не принимали, представили отзыв на исковое заявление, в котором просили в удовлетворении иска отказать.

Представители Министерства имущественных отношений Мурманской области в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом, направили в суд отзыв на исковое заявление, разрешение иска оставили на усмотрение суда, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представители администрации муниципального образования Кандалакшский район в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление указали, что поскольку собственник либо правообладатель убежища не определен, то оно в силу закона является федеральной собственностью.

Представители Главного управления МЧС России по Мурманской области в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие. В мотивированном отзыве на исковое заявление поддержали исковые требования. Указали, что согласно журналу учёта защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Мурманской области, защитное сооружений гражданской обороны, инв. , , в реестре МСЧ России, тип – «убежище», расположенного по адресу: , а также по результатам инвентаризации ЗС ГО 2018 года признано бесхозяйным (собственник не установлен).

Представители ООО «Управляющая компания железнодорожный район» в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом, отзыв на исковое заявление не представили.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Положениями пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О гражданской обороне» определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

В соответствии со статьей 1 данного закона, гражданская оборона –система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; требованиями в области гражданской обороны являются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 4 названного закона организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составным и частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Согласно статье 7 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на случаи: режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Из положений пункта 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, следует, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (противорадиационного укрытия), и требования Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и противорадиационных укрытий.

Согласно пункту 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в мирное время должны быть обеспечены сохранность защитных свойств как сооружений в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств, герметизации и гидроизоляции всего сооружения, инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации, в напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды должен обеспечиваться проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток, при наличии проектного обоснования и согласования чрезвычайным ситуациям, допускается устройство о временных легкосъемных перегородок из негорючих и нетоксичных материалов с учетом возможности их демонтажа в период приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых.

С учетом положения пунктов 2, 8 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999№ 1309 спорное убежище относится к объектам гражданской обороны. Федеральные органы исполнительной власти ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны, осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Убежище имеет особый статус - объект гражданской обороны, который не может быть отнесен к обычному нежилому фонду в силу особого предназначения и условий использования. Эти объекты создаются исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы защитных мероприятий на территории Российской Федерации.

Государственный стандарт Р 22.0.02-941 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 № 327, определяет защитное сооружение, как инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения (подпункт 2.3.10). Убежищем является защитное сооружение, в котором в течение определенного времени обеспечивается условие для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействий опасных химических, радиоактивных веществ (подпункт 2.3.11).

Как установлено судом, на территории Кандалакшского района имеется защитное сооружение -МЧС, расположенное по адресу: .

В соответствии с паспортом защитного сооружения гражданской обороны тип защитного сооружения гражданской обороны: убежище, дата приемки в эксплуатацию – 1958 год, вместимость – 120 человек, общая площадь 70,4кв.м, общий объём – 190, расположение защитного сооружения – ВСУ, количество входов – 1, класс убежища (группа противорадиационного укрытия) – А-V. Паспорт переоформлен .

Согласно инвентаризационной карточке , акту инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения от защитное сооружение гражданской обороны расположено по адресу: принято в эксплуатацию в 1958 году. Форма собственности защитного сооружения -МЧС, наименование организации, на балансе которой находится ЗС ГО, вид правообладания ЗС ГО – общедолевое имущество жильцов многоквартирного дома, собственник и балансодержатель не выявлен, эксплуатируется ООО УК «ЖКС».

Данное защитное сооружение входит в состав многоквартирного дома, и является общедолевой собственностью его жильцов. Защитное сооружение используется для нужд жильцов дома. Защитное сооружение к приёму укрываемых в установленные сроки не готово. Основные тактико-технические характеристики ЗС и ГО: проектная вместимость, чел.: не установлено, фактическая вместимость, чел.: 120, общая площадь, кв.м.: 70,4, расположение ЗС ГО: встроенное в здание, класс убежища:A-V.

Согласно сведениям ГОКУ «ЦТИ» на защитное сооружение -МЧС, расположенное по адресу: , регистрация права собственности не производилась.

На защитное сооружение -11478-МЧС, расположенное по адресу: , ГУ ПТИМурманской области оформлен технический паспорт.

Управление многоквартирным домом по осуществляет ООО «Управляющая компания железнодорожный район» (ранее именовалось ООО «УК Феникс плюс»).

По сведениям администрации муниципального образования Кандалакшский район защитное сооружение 11478-МЧС, расположенное по адресу: , балансодержателя не имеет, право собственности на него не зарегистрировано.

В отзыве на исковое заявление Министерство имущественных отношений Мурманской области указывает о том, что защитное сооружение 11478-МЧС, расположенное по адресу: , в реестре государственного имущества Мурманской области не учитывается.

По информации МТУ Росимущества от сведения о защитном сооружении гражданской обороны в реестре федерального имущества не учитываются и не учитывались; документами, подтверждающими отнесение данного объекта к ЗС и ГО, МТУ Росимущества не располагает.

Прокурорской проверкой установлено, что защитное сооружение -МЧС, расположенное по адресу: , в Единый государственный реестр недвижимости не включено, не зарегистрировано, информация о собственниках и правообладателях отсутствует.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что спорный объект не имеет собственника, правообладателя, в реестре федерального имущества, государственного имущества Мурманской области не состоит, в пользовании каких-либо лиц не находится и по назначению не используется.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их верховных советов, Советов народных депутатов.

До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Убежище относится к объектам гражданской обороны, которые не указаны в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, а следовательно, со дня вступления в силу этого Постановления оно стало относиться к федеральной собственности.

Согласно пункту 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

Основания и порядок осуществления учета федерального имущества установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», в соответствии с которым учетом федерального имущества является получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом;

С учетом положений указанных нормативно-правовых актов, защитное сооружение -МЧС, расположенное по адресу: , относится к защитному сооружению гражданской обороны и в силу закона является федеральной собственностью.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, его территориальные управления.

Приказом Росимущества от 19.12.2016 № 468 «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом» реорганизовано Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области в форме присоединения к нему Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия.

В силу пункта 4 указанного Положения Территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.

Осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества и выдачу выписок из указанного реестра, обеспечивает передачу данной информации в Агентство (п. 4.1.22).

Из системного толкования указанных правовых актов следует, что обязанность по надлежащему содержанию спорных защитных сооружений гражданской обороны возлагается на ТУ Росимущества как орган, осуществляющий полномочия собственника в отношении федерального имущества.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку отсутствие собственника может повлечь утрату объектов государственной собственности, а также препятствует осуществлению права собственности в отношении объектов недвижимого имущества, в том числе приводит к невозможности предъявлять требования к его содержанию уполномоченными государственными органами, что в свою очередь негативно сказывается на эффективности его использования для обеспечения безопасности граждан.

Довод ответчика о том, что поданное заявление подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, судом не принимаются, как основанные на неверном толковании закона.

В соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

Заявление прокурора города Кандалакши подано в интересах неопределенного круга лиц и заявленные им требования не возникают из административных и иных публичных отношений, установленных вышеуказанной нормой, в связи с чем прокурор обоснованно обратился в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и в силу положений статьи 22 указанного кодекса спор подлежал рассмотрению в соответствии с нормами гражданского процессуального законодательства.

Довод ответчика об отсутствии правоустанавливающих документов на спорный объект, об отсутствии сведений о собственнике либо владельце убежища, а также отсутствии сведений о техническом состоянии объекта, проектной документации правового значения не имеют и не освобождают ответчика от возложенной на него законом обязанности по включению объекта в реестр федерального имущества.

В силу положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая решение, суд учитывает, что доказательств, объективно подтверждающих невозможность исполнения решения суда в указанный прокурором срок, ответчиком суду не представлено. Вследствие этого суд соглашается с мнением прокурора и определяет срок, в течение которого ответчиком должна быть выполнена обязанность по включению в реестр федерального имущества объект гражданской обороны - защитное сооружение -МЧС, расположенное по адресу: , – три месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Учитывая положения приведенной нормы, оснований для взыскания государственной пошлины с ответчика - МТУ Росимущества, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора г. Кандалакша удовлетворить.

Возложить на Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия (ИНН <***>) обязанность включить в реестр федерального имущества объект гражданской обороны - защитное сооружение -МЧС, расположенное по адресу: , в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей апелляционной жалобы через Кандалакшский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья Н.В. Кузьмич