Дело № 2-10719/14
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 июня 2014 года г. Набережные Челны
Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи М. Г. Миндубаевой,
при секретаре М. И. Газизовой,
рассмотрев открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным бездействие Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан по невнесению сведений в реестр адвокатов и аннулированию записи о прекращении статуса адвоката
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан по невнесению сведений в реестр адвокатов аннулированию записи о прекращении статуса адвоката.
При этом в обоснование заявления указал, что решением Совета адвокатской палаты Республики Татарстан от 17 апреля 2014 г. было отменено решение Совета адвокатской палаты Республики Татарстан от 27 февраля 2014 г. о прекращении его статуса как адвоката.
Вышеуказанное решение было направлено Адвокатской палатой Республики Татарстан в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан для аннулирования записи о прекращении его статуса как адвоката.
12 мая 2014 г. Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан отказало ему в восстановлении статуса адвоката, указав, что процедура отмены решения Совета адвокатской палаты, а также внесения сведений в реестр адвокатов об отмене решения Совета адвокатской палаты (восстановление статуса адвоката) не предусмотрена, кроме этого, Порядком ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. № 85, вступившим в силу 11 мая 2014 г., предусмотрена процедура восстановления статуса адвоката только на основании решения суда.
С вышеуказанным отказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан он не согласен по следующим основаниям:
Согласно пунктам 1, 4 части 1 статьи 17 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" статус адвоката прекращается советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об адвокате, при подаче адвокатом заявления о прекращении статуса адвоката в совет адвокатской палаты; о принятом в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи решении совет в десятидневный срок со дня его принятия уведомляет в письменной форме лицо, статус адвоката которого прекращен, за исключением случая прекращения статуса адвоката по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, соответствующее адвокатское образование, а также территориальный орган юстиции, который вносит необходимые изменения в региональный реестр.
Государственная функция по ведению реестра адвокатов субъекта Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений осуществляется заинтересованным лицом в соответствии с Административным регламентом исполнения территориальными органами Федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 05.02.2008 N 20.
Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-Ф3 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы" (п. 3 Административного регламента).
Началом исполнения государственной функции по внесению в региональный реестр сведений об адвокатах является получение территориальным органом уведомления органа адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации, окончанием его исполнения являются внесение соответствующих сведений в региональный реестр или отказ во внесении таких сведений, исключение сведений из регионального реестра или отказ в исключении таких сведений. Регистрационный номер не может быть присвоен другому лицу, в том числе при исключении сведений об адвокате из регионального реестра или внесении сведений о прекращении статуса адвоката.
Приведенными выше положениями ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" и Административного регламента установлено, что заинтересованное лицо осуществляет ведение реестра адвокатов Республики Татарстан, при этом сведения вносятся в реестр на основании решений Совета Адвокатской палаты Республики Татарстан.
В определении Конституционный Суд Российской Федерации от 11.05.2012 № 838-0 разъяснено, что по смыслу статьи 17 Федерального закона "Об адвокатуре и адвокатской деятельности" во взаимосвязи с его статьями 9, 10, 11 и 12, приобретение лицом статуса адвоката, в том числе в случае, когда ранее к данному лицу применялась мера дисциплинарной ответственности в виде прекращения статуса адвоката, возможно только путем подачи им заявления о присвоении статуса адвоката и сдачи квалификационного экзамена, что касается восстановления прекращенного статуса адвоката, то оно возможно лишь в случае отмены решения совета адвокатской палаты о прекращении статуса адвоката.
Решением Совета адвокатской палаты Республики Татарстан от 27.03.2014 на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" прекращен его статус адвоката.
Впоследствии решением Совета адвокатской палаты Республики Татарстан от 17.04.2014 решение от 27.03.2014 о прекращении его статуса адвоката было отменено. Данное решение принято в пределах компетенции Совета адвокатской палаты Республики Татарстан и влечет за собой определенные правовые последствия в виде внесения соответствующих изменений в реестр адвокатов.
Отмена решения о прекращении статуса адвоката фактически означает, что его статус как адвоката не прекращался.
Отсутствие в Административном регламенте норм, определяющих порядок аннулирования ранее внесенных записей в реестр адвокатов в связи с отменой Советом адвокатской палаты ранее принятых им решений, не может нарушать его прав адвоката.
Ссылка Управления на то, что восстановление прекращенного статуса адвоката на основании Порядка ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. № 85, вступившим в силу 11 мая 2014 г. может быть только на основании решения суда несостоятельна, поскольку на момент принятия решения Советом адвокатской палаты Республики Татарстан решения об отмене принятого ранее решения о прекращении его статуса адвоката действовал Административный регламент исполнения территориальными органами Федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 05.02.2008 № 20, в котором судебный порядок восстановления статуса адвоката отсутствовал.
Более того, поскольку отсутствие нормативного регулирования вопроса о порядке восстановления прекращенного статуса адвоката, о внесении соответствующих сведений в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации при восстановлении статуса адвоката, не может ограничивать его право на труд, право распоряжение своими способностями к труду, право на выбор рода деятельности и профессии, что гарантировано статьей 37 Конституции Российской Федерации. Невнесение сведений в Реестр адвокатов нарушает его конституционные права, создает препятствия к осуществлению им профессиональной деятельности. Внесение сведений в реестр адвокатов о восстановлении прекращенного статуса адвоката возможно только путём аннулирования ранее внесенной в реестр адвокатов записи о прекращении статуса адвоката.
В судебном заседании ФИО1 поддержал заявление по вышеприведенным основаниям, дополнительно пояснив, что решение адвокатской палаты поступило в Минюст 28.04.2014 еще до вступления в силу нового закона о восстановлении статуса адвоката.
Представители Управления Минюста Российской Федерации по Республике Татарстан заявление не признали, пояснив в ходе судебного заседания и указав в письменном отзыве, что 01.04.2014 в адрес Управления поступило уведомление Совета адвокатской палаты Республики Татарстан о прекращении статуса адвоката ФИО1, документы соответствовали требованиям Административного регламента, в связи с чем 02.04.2014 было принято распоряжение Управления о внесении в региональный реестр сведений о прекращении статуса адвоката ФИО1 за № 457-р.
28.04.2014 в Управление поступило решение Совета адвокатской палаты Республики Татарстан от 17.04.2014 об отмене решения Совета адвокатской палаты от 27.02.2014 с приложенными документами.
Сведения в реестр адвокатов вносятся на основании уведомления Совета адвокатской палаты в определенных случаях: присвоение статуса адвоката, внесение сведений об адвокате в связи с изменением членства в адвокатской палате одного субъекта на членство в адвокатской палате другого субъекта, приостановлении статуса адвоката, исключении из реестра сведений в связи с изменением членства в адвокатской палате одного субъекта на членство в адвокатской палате другого субъекта.
По результатам рассмотрения решения Совета адвокатской палаты Республики Татарстан 12 мая 2014 г. в Совет адвокатской палаты Республики Татарстан было направлено письмом с разъяснениями действующего законодательства, а не отказ.
Восстановление статуса адвоката и аннулирование прежней записи действующим законодательством не предусмотрено.
Кроме этого 11 мая 2014 г., то есть на момент рассмотрения решения Совета адвокатской палаты Республики Татарстан от 17 апреля 2014 г. в законную силу вступил новый порядок ведения реестров субъектов Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства Юстиции Республики Татарстан от 23.04.2014 № 85, которым восстановление статуса адвоката предусмотрено лишь в судебном порядке.
Управление действовало в соответствии с законом и в пределах своих полномочий, права и свободы заявителя нарушены не были, в связи с чем в удовлетворении заявления просят отказать.
Кроме этого обращают внимание на то, что в решении Совета Адвокатской палаты Республики Татарстан от 17 апреля 2014 г. указано об отмене решения от 27 февраля 2014 г., а не от 27 марта 2014 г.
Выслушав указанных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с положениями статей 254, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Исходя из положений части 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, что при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, суд в данном случае рассматривает требования о признании незаконными действии и заключения в целом.
В соответствии со статьями 18 и 37 Конституции Российской Федерации
права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими; они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием;
труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Согласно статье 4 Федерального закона от 31.05.2002 N63-ФЗ"Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В Определении Конституционного Суда РФ от 11.05.2012 N 838-О разъяснено, что по смыслу статьи 17 Федерального закона "Об адвокатуре и адвокатской деятельности" во взаимосвязи с его статьями 9, 10, 11 и 12, приобретение лицом статуса адвоката, в том числе в случае, когда ранее к данному лицу применялась мера дисциплинарной ответственности в виде прекращения статуса адвоката, возможно только путем подачи им заявления о присвоении статуса адвоката и сдачи квалификационного экзамена. Что касается восстановления прекращенного статуса адвоката, то оно возможно лишь в случае отмены решения совета адвокатской палаты о прекращении статуса адвоката.
В соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона от 31.05.2002 N63-ФЗ" Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"
Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области юстиции (далее - территориальный орган юстиции) ведет реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (далее - региональный реестр).
Порядок ведения региональных реестров определяется федеральным органом юстиции.
Согласно статье 17 Федерального закона от 31.05.2002 N63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"
1. Статус адвоката прекращается советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об адвокате, по следующим основаниям:
1) подача адвокатом заявления о прекращении статуса адвоката в совет адвокатской палаты;
2) вступление в законную силу решения суда о признании адвоката недееспособным или ограниченно дееспособным;
3) смерть адвоката или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
4) вступление в законную силу приговора суда о признании адвоката виновным в совершении умышленного преступления;
5) выявление обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона;
6) нарушение положений пункта 3.1 статьи 16 настоящего Федерального закона.
2. Статус адвоката может быть прекращен по решению совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об адвокате, на основании заключения квалификационной комиссии при:
1) неисполнении или ненадлежащем исполнении адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем;
2) нарушении адвокатом норм кодекса профессиональной этики адвоката;
3) неисполнении или ненадлежащем исполнении адвокатом решений органов адвокатской палаты, принятых в пределах их компетенции;
4) установлении недостоверности сведений, представленных в квалификационную комиссию в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 10 настоящего Федерального закона;
5) отсутствии в адвокатской палате в течение четырех месяцев со дня наступления обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 статьи 15 настоящего Федерального закона, сведений об избрании адвокатом формы адвокатского образования.
3. Лицо, статус адвоката которого прекращен, не вправе осуществлять адвокатскую деятельность, а также занимать выборные должности в органах адвокатской палаты или Федеральной палаты адвокатов. Нарушение положений настоящего пункта влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
4. О принятом в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи решении совет в десятидневный срок со дня его принятия уведомляет в письменной форме лицо, статус адвоката которого прекращен, за исключением случая прекращения статуса адвоката по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, соответствующее адвокатское образование, а также территориальный орган юстиции, который вносит необходимые изменения в региональный реестр.
5. Решение совета адвокатской палаты, принятое по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 настоящей статьи, может быть обжаловано в суд.
В соответствии с пунктами 2,5,6 Административного регламента исполнения территориальными органами Федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений, утвержденного приказом Минюста РФ от 05.02.2008 N 20.
2. Территориальный орган Федеральной регистрационной службы ведет реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (далее - региональный реестр) и выдает адвокатам удостоверения на основании пункта 1 статьи 14, пункта 1 статьи 15, статьи 17 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"
5. При исполнении государственной функции по ведению регионального реестра территориальным органом Федеральной регистрационной службы (далее - территориальный орган) осуществляется внесение в региональный реестр сведений об адвокатах в связи с присвоением статуса адвоката, изменением адвокатом членства в адвокатской палате одного субъекта Российской Федерации на членство в адвокатской палате другого субъекта Российской Федерации, приостановлением, возобновлением, прекращением статуса адвоката, изменением фамилии, имени и (или) отчества адвоката, а также исключение сведений об адвокате из регионального реестра в связи с изменением им членства в адвокатской палате.
6. Началом исполнения государственной функции по внесению в региональный реестр сведений об адвокатах в связи с присвоением статуса адвоката, изменением адвокатом членства в адвокатской палате одного субъекта Российской Федерации на членство в адвокатской палате другого субъекта Российской Федерации, приостановлением, возобновлением, прекращением статуса адвоката, а также по исключению сведений об адвокате из регионального реестра в связи с изменением им членства в адвокатской палате является получение территориальным органом уведомления органа адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - адвокатская палата). Окончанием исполнения указанной государственной функции являются внесение соответствующих сведений в региональный реестр или отказ во внесении таких сведений, исключение сведений из регионального реестра или отказ в исключении таких сведений.
Приказом Минюста России от 23.04.2014 N 85, опубликованным в "Российской газете"N 98 от 30.04.2014 был утвержден Порядок ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации, пунктами 4 и 8 которого определено восстановление статуса адвоката на основании решения суда.
Судом установлено, что решением Совета адвокатской палаты Республики Татарстан от 27 марта 2014 г. был прекращен статус адвоката ФИО1 с 28 февраля 2014 г. и уведомление об этом было направлено в Управление Минюста России по Республике Татарстан (л.д.146, 144).
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан 02 апреля 2014 г. было издано распоряжение № 457-р о внесении в реестр адвокатов Республики Татарстан сведения о прекращении статуса адвоката ФИО1 с 28 февраля 2014 г. (л.д.148).
17 апреля 2014 г. Советом адвокатской палаты Республики Татарстан было принято решение об отмене решения от 27 февраля 2014 г. о прекращении статуса адвоката ФИО1 (л.д.149).
12 мая 2014 г. в Совет адвокатской палаты Республики Татарстан Управлением было направлено письмо с указанием того, что процедура отмены решения Совета адвокатской палаты, а также внесения сведений в реестр адвокатов об отмене решения Совета адвокатской палаты (восстановление статуса адвоката) не предусмотрена, что решение Совета адвокатской палаты о прекращении статуса адвоката может быть обжаловано в суд по пункту 5 статьи 17 Федерального закона от 31.05.2002 N63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», кроме этого Порядком ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 23.04.2014 N 85, вступившим в законную силу 11 мая 2014 г., предусмотрена процедура восстановления статуса адвоката только на основании решения суда (л.д.15).
Суд считает, что указанным письмом Управление фактически отказало во внесении в реестр адвокатов сведений о восстановлении статуса адвоката ФИО1.
Бездействие Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан по невнесению сведений в реестр адвокатов о восстановлении статуса адвоката ФИО1 и аннулированию записи о прекращении его статуса адвоката не основано на законе: ссылка Управления на то, что решение о прекращении статуса адвоката обжалуется в суд несостоятельна, так как пункт 5 статьи 17 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" предусматривает обжалование решения Совета адвокатской палаты о прекращении статуса адвоката, в данном случае это решение отменено самим Советом адвокатской палаты, спора между заявителем и Советом адвокатской палаты Республики Татарстан не имеется.
Отсутствие в вышеприведенном Административном регламенте процедуры отмены решения Совета адвокатской палаты, а также внесения сведений в реестр адвокатов об отмене решения Совета адвокатской палаты (восстановление статуса адвоката) не может быть принято судом в качестве основания об отказе в удовлетворении заявленных требований: Административный регламент является лишь подзаконным актом, тогда как Конституцией Российской Федерации каждому предоставлено право на труд в соответствии со своими способностями и профессией.
Действующее же законодательство не содержит ограничений по восстановлению статуса адвоката после его прекращения.
Ссылка Управления на то, что положениями Закона об адвокатуре и Административным регламентом исполнения территориальными органами Федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений, утвержденного приказом Минюста Российской Федерации от 05.02.2008 N 20 определен исчерпывающий перечень оснований для внесения сведений в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации, возможность внесения изменений в реестр при указанных обстоятельствах не регламентирована, судом во внимание не принимается, поскольку отсутствие нормативного регулирования вопроса о порядке восстановления прекращенного статуса адвоката, о внесении в реестр соответствующих сведений в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации при восстановлении статуса адвоката, не может ограничивать права заявителя, в данном случае право на труд, права на распоряжение своими способностями к труду, выбора рода деятельности и профессии, что гарантировано статьей 37 Конституции Российской Федерации.
Довод Управления, что Порядком ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 23.04.2014 N 85, вступившим в законную силу 11 мая 2014 г., предусмотрена процедура восстановления статуса адвоката только на основании решения суда при разрешении вопроса о внесении сведений о восстановлении статуса адвоката ФИО1 в данном случае также несостоятельна, так как решение об отмене предыдущего решения о прекращении его статуса адвоката было принято еще до издания приказа Минюста России и до введения его в действие: на момент принятия Советом адвокатской палаты Республики Татарстан решения об отмене принятого ранее решения о прекращении статуса адвоката ФИО1 действовал Административный регламент исполнения территориальными органами Федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 05.02.2008 № 20, в котором судебный порядок восстановления статуса адвоката отсутствовал.
Довод представителей Управления о том, что в решении Совета адвокатской палаты Республики Татарстан от 17 апреля 2014 г. указано об отмене решения от 27 февраля 2014 г., а не 27 марта 2014 г., также не может быть положен в основу отказа в удовлетворении заявления, так как очевидно, что дата 27 февраля 2014 г. отмененного Советом адвокатской палаты Республики Татарстан решения является лишь опиской, не влияющей на существо решения и которая может быть устранена. К тому же суд обращает внимание на то, что в вышеуказанном письме Управления на это обстоятельство указано не было.
При таких обстоятельствах заявление ФИО1 о признании незаконным бездействия Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан по невнесению сведений о восстановлении его статуса адвоката в реестр адвокатов Республики Татарстан и в связи с этим аннулирование записи о прекращении статуса адвоката суд считает подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
заявление ФИО1 о признании незаконным бездействия Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан по невнесению сведений в реестр адвокатов Республики Татарстан признать незаконным и обязать Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан аннулировать запись о прекращении статуса адвоката ФИО1, внесенную в реестр адвокатов на основании распоряжения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан № 457-р от 02 апреля 2014 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через городской суд.
Судья: М. Г. Миндубаева
подпись. Копия верна.
Судья: М. Г. Миндубаева
Секретарь: М. И. Газизова
Решение на момент размещения на сайте суда в законную силу не вступило.
«Согласовано» судья: ___________ М. Г. Миндубаева