РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 июля 2019 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Паршукова А.В.,
при секретаре Филипповой О.В.,
с участием представителей ответчиков ФИО1, ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к АО "Ямалкоммунэнерго", администрации г. Муравленко, Правительству ЯНАО о признании незаконным решения АО "Ямалкоммунэнерго" об отказе в допуске к эксплуатации индивидуальный прибор учета тепловой энергии, о возложении обязанности принять в эксплуатацию индивидуальный прибор учета тепловой энергии и производить по нему начисления, о признании незаконными решения АО "Ямалкоммунэнерго", администрации г. Муравленко об отказе в выделении денежных средств для составления и утверждения проектной документации, сметы, установке и вводе в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии - распределителей, на всех отопительных приборах в доме, возложении обязанности на АО "Ямалкоммунэнерго", администрацию г. Муравленко, Правительство ЯНАО по выделению денежных средств для составления и утверждения проектной документации, сметы для установки распределителей в доме, возложении обязанности на АО "Ямалкоммунэнерго" перейти на поквартирный учет, вести базы данных показаний индивидуальных приборов, считывать показания, установить необходимое программное обеспечение адаптированное к такой схеме расчета, при монтаже распределителей письменно зафиксировать типы и размеры отопительных приборов, на которых устанавливаются распределители всех помещений дома, обязать АО "Ямалкоммунэнерго" установить погодное регулирование на вводе в дом, индивидуальное регулирование в виде термостатов на всех отопительных приборах и обеспечить баланс стояков - установить, принять в эксплуатацию такое оборудование, признать факт дискриминации, как несоблюдение государством РФ установленных нормативно-правовых предписаний на регулирование потребления тепла в отношении права платить собственником по индивидуальному прибору учета тепла, признать нарушение, выразившееся в несоблюдении права собственника на уважение жилища и лишении индивидуального учета тепла,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в с указанным иском к АО "Ямалкоммунэнерго", администрации г. Муравленко, Правительству ЯНАО. В обоснование иска указала, что является собственником <адрес>. Решением филиала АО "Ямалкоммунэнерго" в г. Муравленко оставлено без удовлетворения её обращение о введении в эксплуатацию оборудованного индивидуального прибора учета расхода тепловой энергии.
Причиной отказа явилась то обстоятельство, что в связи с проектным решением дома установлена вертикальная разводка системы отопления квартир. Также в решении указано на то, что в соответствии со СНиП 4101-2003 в зданиях с вертикальной разводкой системы отопления допускается установка радиаторных распределителей тепла и других аналогичных устройств. В доме установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, расчет тепловой энергии производится в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года №.
Не соглашаясь с указанным решением, а также в целом с разводкой системы отопления квартир в многоквартирном <адрес>, истец просит обязать ответчиков по решению суда провести ряд мероприятий по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии - распределителей, на всех отопительных приборах в указанном доме.
В судебном заседании истец и её представили участия не принимали. Извещение о рассмотрении дела является надлежащим. Направленная судом заявка об обеспечении ВКС указанными в заявлении судами оставлена без удовлетворения по причине отсутствия технической возможности.
Администрацией г. Муравленко представлены письменные возражения на иск, суть которых сводится к тому, что администрация не наделана полномочиями по принятию решения о наличии или отсутствии технической возможности установки приборов учёта тепловой энергии и вводе их в эксплуатацию, в связи с чем является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель ответчика - АО "Ямалкоммунэнерго" против иска возражала. Поддержала изложенные в письменных возражениях доводы о том, что многоквартирный дом истца введён в эксплуатацию до введения в действия норм, на которые ссылается истец. Решение об оснащении внутридомовых инженерных систем теплоснабжения общедомовыми приборами учёта принимается общим собранием собственников помещений. Расходы на их монтаж, демонтаж, содержание осуществляются за счёт собственников. Основания для прекращения начисления истцу платы отсутствуют. Необходимости производства экспертизы не имеется, т.к. факт отсутствия технической возможности установки приборов учёта при вертикальной системе разводки уже установлен.
Представитель соответчика - Правительства ЯНАО против иска возражал, указав, что обязанность по оплате лежит на собственниках. Выделение бюджетных денежных средств для составления и утверждения проектной документации, сметы для установки распределителей в доме не предусмотрено.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истец является собственником <адрес>. Заявляя требования по настоящему иску, она исходит из нарушений своих прав как собственника.
Указанный многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учёта тепловой энергии.
Ресурсоснабжающей организацией, оказывающей коммунальные услуги в г. Муравленко, является АО "Ямалкоммунэнерго".
Поскольку дом оборудован общедомовым прибором учёта тепловой энергии, в связи с чем расчёт платы за тепловую энергию производится АО "Ямалкоммунэнерго" в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №).
В силу ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 2 ст. 155 ЖК РФ установлено, что Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).
Законодательством РФ и подзаконным актами закреплено право гражданина, являющегося собственником жилого помещения, оборудовать квартиру индивидуальным прибором учёта, в т.ч.. тепловой энергии.
Вместе с тем, доводы истца о применении к спорным отношениям положений Федерального закона от 23.11.2009 г. "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" № 261-ФЗ являются несостоятельными.
Частью 7 ст. 13 указанного Закона установлено, что здания, строения, сооружения и иные объекты, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, в том числе временные объекты, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов, аналогичными указанным в частях 3 - 6.1 настоящей статьи. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки. Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену.
При этом следует принять во внимание, что многоквартирный дом, в котором на праве собственности истцу принадлежит квартира, был введён в эксплуатацию до вступления в силу упомянутого Закона. Следовательно, оборудование жилого помещения индивидуальным прибором учёта не является обязательным.
Частью 12 ст. 13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрена обязанность ресурсоснабжающих организаций совершать действия по оснащению многоквартирных домов общедомовыми и индивидуальными приборами учёта.
При этом критерии технической возможности установки индивидуального приора учёта определены Приказом Минрегионразвития РФ от 29.12.2011 г №.
Пунктом 3 Критериев установлено, возможность установки индивидуального прибора учёта отсутствует, если дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
Ответчиком АО "Ямалкоммунэнерго" проведено по заявлению истца обследование дома. Актами обследования установлено, что дом имеет вертикальную разводку системы отопления.
Следовательно, ответчик обоснованно отказал в оборудовании квартиры ситца индивидуальным прибором учёта, поскольку техническая возможность для этого отсутствует.
Информация о результатах обследования и о невозможности установки индивидуального прибора учёт а до истца была доведена.
Остальные ответчики - Правительство ЯНАО и администрация г. Муравленко ресурсоснабжающими организациями не являются, в обязанности данных органов не входит установка приборов учёта. финансирование соответствующих мероприятий и капитального ремонта. В данном случае указанные ответчики являются ненадлежащими, а правовых оснований возложения на АО "Ямалкоммунэнерго" обязанности по установке прибора учёта не имеется по причине отсутствия технической возможности.
В силу ст. 39 ЖК РФ несение расходов на содержание общего имущества возложена на собственников. В этой связи в силу прямого указания закона на ответчиков не может быть возложена обязанность по оплате.
Требования о приостановлении начисления платы за потреблённую тепловую энергию на законе не основаны. В силу приведённых выше норм истец как собственник обязана производить оплату.
При таких обстоятельствах оснований удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск ФИО3 к АО "Ямалкоммунэнерго", администрации г. Муравленко, Правительству ЯНАО о признании незаконным решения АО "Ямалкоммунэнерго" об отказе в допуске к эксплуатации индивидуальный прибор учета тепловой энергии, о возложении обязанности принять в эксплуатацию индивидуальный прибор учета тепловой энергии и производить по нему начисления, о признании незаконными решения АО "Ямалкоммунэнерго", администрации г. Муравленко об отказе в выделении денежных средств для составления и утверждения проектной документации, сметы, установке и вводе в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии - распределителей, на всех отопительных приборах в доме, возложении обязанности на АО "Ямалкоммунэнерго", администрацию г. Муравленко, Правительство ЯНАО по выделению денежных средств для составления и утверждения проектной документации, сметы для установки распределителей в доме, возложении обязанности на АО "Ямалкоммунэнерго" перейти на поквартирный учет, вести базы данных показаний индивидуальных приборов, считывать показания, установить необходимое программное обеспечение адаптированное к такой схеме расчета, при монтаже распределителей письменно зафиксировать типы и размеры отопительных приборов, на которых устанавливаются распределители всех помещений дома, обязать АО "Ямалкоммунэнерго" установить погодное регулирование на вводе в дом, индивидуальное регулирование в виде термостатов на всех отопительных приборах и обеспечить баланс стояков - установить, принять в эксплуатацию такое оборудование, признать факт дискриминации, как несоблюдение государством РФ установленных нормативно-правовых предписаний на регулирование потребления тепла в отношении права платить собственником по индивидуальному прибору учета тепла, признать нарушение, выразившееся в несоблюдении права собственника на уважение жилища и лишении индивидуального учета тепла оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Судья А.В. Паршуков