ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1071/2016 от 12.05.2016 Инзенского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 2-1071/2016г.

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

12 мая 2016 года г.Инза районный суд

Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Старостина

И.М.,

с участием помощника прокурора Инзенского района Ульяновской области Табакова А.А.,

при секретаре Зудилинов М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Базарносызганского района Ульяновской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся инвалидами, к администрации муниципального образования «Базарносызганский район», муниципальному казенному учреждению дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа р.п. Базарный Сызган о возложении обязанности привести пандус здания физкультурно-оздоровительного комплекса «Олимп», расположенного по адресу: <адрес> соответствии с требованиями СП 59.13330.1012,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Базарносызганского района Ульяновской области обратился с иском в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся инвалидами, к администрации муниципального образования «Базарносызганский район», муниципальному казенному учреждению дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа р.п. Базарный Сызган о возложении обязанности привести пандус здания физкультурно-оздоровительного комплекса «Олимп», расположенного по адресу: <адрес> соответствии с требованиями СП 59.13330.1012.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Базарносызганского района проведена проверка деятельности муниципального казенного учреждения дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа р.п. Базарный Сызган (далее - ДЮСШ) в части не соблюдения требования действующего законодательства о социальной защите инвалидов.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (далее - Закон № 181-ФЗ) социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу требований ч.1 ст. 15 Закона № 181-ФЗ организации независимо от организационно - правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в Своде правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее по тексту СП 59.13330.2012). утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 года№ 605 и введенных в действие с 01.01.2013 года.

Согласно п.п. 4.1.14 СП 59.13330.2012 наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м., а уклон не круче 1:20.

Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9-1,0 м.

Пандус с расчетной длиной 36,0 м. и более или высотой более 3,0 м. следует заменять подъемными устройствами.

Согласно п. 4.1.15 СП 59.13330.2012 длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусмотреть свободную зону размером не менее 1,5x1,5 м., а в зонах интенсивного использования не менее 2,1x2,1 м. Свободные зоны должны быть также предусмотрены при каждом изменении направления пандуса. Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 м. (допустимо от 0,85 до 0,92 м.) и 0,7 м. с учетом технический требований к опорным стационарным устройством по ГОСТ Р 51261. Расстояние между поручнями должно быть в пределах 0,9-1,0 м. Колесоотбойные устройства высотой ОД м. следует устанавливать на промежуточных площадках и на съезде.

Согласно п. 4.1.16 СП 59.13330.2012 поверхность пандуса должна быть нескользкой, отчетливо маркированной цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности.

Согласно п. 5.2.15 СП 59.1333.2012 вдоль обеих сторон всех пандусов и лестниц, а также у всех перепадов высот горизонтальных поверхностей более 0,45 м. необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м. (допускается от 0,85 до 0,92 м.), у пандусов - дополнительно и на высоте 0,7 м. Поручень перил с внутренней стороны лестниц должен быть непрерывным по всей ее высоте. Расстояние между поручнями пандуса принимать в пределах от 0,9 до 1,0 м. Завершающие горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша лестниц или наклонной части пандуса на 0,3 м. (допускается от 0,27 до 0,33 м.) и иметь не травмирующее завершение.

Согласно п. 5.2.10 СП 59.13330.2012 завершающие горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша лестницы или наклонной части пандуса на 0,3 м. (допускается от 0,27-0,33 м.) и иметь не травмирующее завершение.

Проведенной прокурорской проверкой установлено, что в нарушение требований федерального законодательства администрацией МО «Базарносызганский район» и ДЮСШ, не предпринимаются меры по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в помещения здания физкультурно-оздоровительного комплекса «Олимп», расположенного по адресу: <адрес> являющегося объектом социальной инфраструктуры.

Так, в нарушение требований п. 4.1.14 МП 59.13330.2012 ширина между поручнями пандуса составляет 160 см., должна быть в пределах 90- 100 см.

В нарушение п. 5.2.15 СП 59.13330.2012 высота поручня пандуса (верхний) 104 см., (нижний) 67 см., должно быть высота поручня пандуса (верхний) 90 см. (допускается от 85 см. до 92 см.), нижний 70 см.

В нарушение п. 5.2.10 СП 59.13330.2012 завершающая горизонтальная часть поручня 20 см. (допускается 27-30 см.).

В нарушение п. 4.1.15 СП 59.13330.2012 отсутствует колесоотбойное устройство по ходу полотна пандуса.

В нарушение п.4.1.16 СП 59.133302012 отсутствует отчетливо маркированная полоса на поверхности пандуса.

Просил суд обязать администрацию муниципального образования «Базарносызганский район» и муниципальное казенное учреждение дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа р.п. Базарный Сызган привести пандус здания физкультурно-оздоровительного комплекса «Олимп», расположенного по адресу: <адрес> соответствии с требованиями СП

а именно:

привести в соответствии с п. 4.1.14 СП 59.13330.2012 ширину между поручнями пандуса;

привести в соответствии с п. 5.2.15 СП 59.13330.2012 высоту поручня пандуса верхний и нижний;

привести в соответствии с п. 5.2.10 СП 59.13330.2012 завершающуюся горизонтальную часть поручня;

установить в соответствии с п. 4.1.15 СП 59.13330.2012 колесоотбойное устройство по ходу полотна пандуса;

в соответствии с п. 4.1.16 СП 59.13330.2012 установить маркированную полосу на поверхности пандуса.

В судебном заседании помощник прокурора Инзенского района Ульяновской области Табаков А.А. заявленные исковые требования уточнил в части устранения вышеуказанных нарушений в срок до 01 октября 2016 года, в остальном исковые требования поддержал в полном объеме, дав пояснения, аналогичные тем, что изложены в исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации МО «Базарносызганский район» Ипполитов В.В., в судебном заседании пояснил, что в соответствии со ст.219 Г&apos;К РФ право собственности (иное вещное право) на здания, сооружения и другое недвижимое имущество, возникает с момента государственной регистрации.

Согласно Свидетельству о государственной регистрации права от

серии <адрес> зарегистрировано право оперативного управления Муниципального казённого учреждения дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа р.п. Базарный Сызган Ульяновской области (далее МКУ ДОД ДЮСШ р.п. Базарный Сызган) на объект недвижимого имущества Физкультурно-оздоровительный комплекс, по адресу: <адрес> (далее ФОК).

МКУ ДОД ДЮСШ р.п.Базарный Сызган как образовательная организация создана в форме муниципального казенного учреждения, ввиду чего используемое недвижимое имущество (в т.ч. здания, строения и сооружения) закреплено за ним на праве оперативного управления.

В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Таким образом, обязанность по содержанию имущества, предоставленного на праве оперативного управления, а так же приведение его в соответствие с требованиями СП в соответствии с гражданским законодательством возложена на учреждения, за которыми имущество закреплено на вышеуказанном праве.

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности на ФОК за Администрацией муниципального образования «Базарносызганский район» либо муниципальным образованием "Базарносызганский район" не зарегистрировано, ввиду чего Администрация муниципального образования «Базарносызганский район» не является надлежащим ответчиком по данному делу. Кроме того пояснил суду, что в соответствие с Муниципальной программой «Развитие физической культуры и спорта муниципального образования «Базарносызганский район» на 2011, 2013 годы» (утверждена Постановлением Администрации муниципального образования «Базарносызганский район» от 03.11.2011г.) при строительстве физкультурно-оздоровительного комплекса заказчиком разработки проектно-сметной документации и дальнейшего строительства выступало Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей детско-юношеская спортивная школа р.п. Базарный Сызган Ульяновской области.

По итогам проведения открытого конкурса от 06.05.2011г. проектную документацию на строительство ФОК на основании контракта от 20.05.2011г. изготовило ОАО «УЛЬЯНОВСКТРАНССТРОЙ». В отношении ПСД проведена государственная экспертиза.

По итогам проведения открытого аукциона в 2013 г. между МКОУ ДОД ДЮСШ р.п.Базарный Сызган Ульяновской области и ОАО «Ульяновсктрансстрой» был заключен муниципальный контракт от 16.08.2013г. на строительство ФОК в р.п. Базарный Сызган. К данном} контракту применяются требования гражданского кодекса к договору строительного подряда.

Согласно п. 4.2. вышеуказанного Контракта качество выполняемых по нему работ должно соответствовать требованиям норм и правил: СНиП 12- 04-2002 «Безопасность труда в строительстве», СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», СНиП 3.01.01-85 «Организация строительного производства». СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты» и иным требованиям норм и правил установленных действующим законодательством РФ и регулирующих выполнение такого рода работ (в т.ч. СП 59.13330.1012).

Согласно п. 9.2. вышеуказанного Контракта гарантийный срок на выполняемые по настоящему Контракту работы составляет 5 лет согласно п.1 ст.737. ст.756 ГК РФ, в полном объеме на все виды работ, с даты утверждения акта приемки объекта приемочной комиссией. Гарантии качества распространяются на все конструктивные элементы и работы, выполненные ОАО «Ульяновсктрансстрой» по настоящему Контракту.

Согласно п.9.2 вышеуказанного Контракта ОАО «Ульяновсктрансстрой» несет ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной его эксплуатации или неправильности инструкций по его эксплуатации.

Согласно ст.754 ГК РФ подрядчик несет ответственность за допущенные отступления от требований, предусмотренных в обязательных для сторон строительных нормах и правилах.Согласно п.4.12 вышеуказанного Контракта если в период производства работ и (или) гарантийный срок будут обнаружены некачественно выполненные работы, то ОАО «Ульяновсктрансстрой» обязан своими силами и за свой счет устранить некачественно выполненные работы. Пояснил также, что нарушения указанные прокурором, действительно имеются, но администрация просит перераспределить ответственность на подрядную организацию.Таким образом, считает, что обязанность привести пандус здания физкультурно- оздоровительного комплекса «Олимп», расположенного по адресу: <адрес> соответствии с требованиями СП 59.13330.10.12 лежит на ОАО «Ульяновсктрансстрой».Представитель ответчика - Муниципального казенного учреждения дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа р.п. Базарный Сызган Кочетков В.А. в судебном заседании с исковыми требования прокурора согласился и пояснил, что на момент приемки в эксплуатацию здания Физкультурно-оздоровительного комплекса расположенного в р.п. Базарный Сызган ему не было известно о том, что нарушены требования СП 59.13330.1012.Представитель, привлеченный судом к участию по делу в качестве соответчика, акционерное общество «Ульяновсктрансстрой» в судебное заседание не явился, представил суду отзыв в котором указал, что 20.05.2011 года между АО « Ульяновсктрансстрой» (исполнителем) и Муниципальным учреждением дополнительного образования детей детско-юношеская спортивная школа р.п. Базарный Сызган Ульяновской области» (заказчиком) был заключен муниципальный контракт , в соответствии с которым для заказчика выполнены работы по проектированию объекта - «Физкультурно- оздоровительного комплекса» в р.п. Базарный Сызган Ульяновской области. Работы были выполнены и заказчиком приняты в августе 2012 года с оформлением сторонами актов выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ. Каких-либо претензий по результатам работ заявлено не было.При выполнении работ действовали СНиП 35-01-20012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» введенные в действие 01.09.2001г., требования которого были выполнены.Свод Правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» редакция СНиП 35-01-2001 (СП 59.13330.2012 введен в действие с 01.01.2013г.), уже после того, как выполнены обязательства по контракту .Работы по строительству указанного объекта АО «Ульяновсктрансстрой» выполнило в соответствии с разработанным и принятым проектом. Эти работы были полностью выполнены и приняты заказчиком в ноябре 2014 года. Претензий по качеству работ заявлено не было. Кроме того, заказчик имеет перед АО «Ульяновсктрансстрой» задолженность за выполненные работы в сумме <данные изъяты> коп. Просит рассмотреть дело в отсутствии представителя АО « Ульяновсктрансстрой».Заслушав помощника прокурора Табакова А.А., представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд считает, заявленные требования прокурора Базарносызганского района Ульяновской области обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.В соответствии со ст.ст. 56-57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне подлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст.ст. 22,27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

Согласно статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (далее - Закон № 181-ФЗ) социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу требований ч.1 ст. 15 ФЗ № 181 организации независимо от организационно - правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в Своде правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее по тексту СП 59.13330.2012). утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 года№ 605 и введенных в действие с 01.01.2013 года.

Согласно п.п. 4.1.14 СП 59.13330.2012 наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м., а уклон не кручен 1:20.

Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9-1,0 м.

Пандус с расчетной длиной 36,0 м. и более или высотой более 3,0 м. следует заменять подъемными устройствами.

Согласно п. 4.1.15 СП 59.13330.2012 длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусмотреть свободную зону размером не менее 1,5x1,5 м., а в зонах интенсивного использования не менее 2,1x2,1 м. Свободные зоны должны быть также предусмотрены при каждом изменении направления пандуса. Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 м. (допустимо от 0,85 до 0,92 м.) и 0,7 м. с учетом технический требований к опорным стационарным устройством по ГОСТ Р 51261. Расстояние между поручнями должно быть в пределах 0,9-1,0 м. Колесоотбойные устройства высотой 0,1 м. следует устанавливать на промежуточных площадках и на съезде.

Согласно п. 4.1.16 СП 59.13330.2012 поверхность пандуса должна быть нескользкой, отчетливо маркированной цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности.

Согласно п. 5.2.15 СП 59.1333.2012 вдоль обеих сторон всех пандусов и лестниц, а также у всех перепадов высот горизонтальных поверхностей более 0,45 м. необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м. (допускается от 0,85 до 0,92 м.), у пандусов - дополнительно и на высоте 0,7 м. Поручень перил с внутренней стороны лестниц должен быть непрерывным по всей ее высоте. Расстояние между поручнями пандуса принимать в пределах от 0,9 до 1,0 м. Завершающие горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша лестниц или наклонной части пандуса на 0,3 м. (допускается от 0,27 до 0,33 м.) и иметь не травмирующее завершение.

Согласно п. 5.2.10 СП 59.13330.2012 завершающие горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша лестницы или наклонной части пандуса на 0,3 м. (допускается от 0,27-0,33 м.) и иметь не травмирующее завершение.

Согласно акту осмотра заместителем прокурора Базарносызганского района Ульяновской области установлено, что в нарушение требований федерального законодательства администрацией МО «Базарносызганский район» и ДЮСШ, не предпринимаются меры по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в помещения здания физкультурно- оздоровительного комплекса «Олимп», расположенного по адресу: <адрес>, являющегося объектом социальной инфраструктуры.

Так, в нарушение требований п. 4.1.14 МП 59.13330.2012 ширина между поручнями пандуса составляет 160 см., должна быть в пределах 90- 100 см.

В нарушение п. 5.2.15 СП 59.13330.2012 высота поручня пандуса (верхний) 104 см., (нижний) 67 см., должно быть высота поручня пандуса (верхний) 90 см. (допускается от 85 см. до 92 см.), нижний 70 см.

В нарушение п. 5.2.10 СП 59.13330.2012 завершающая горизонтальная часть поручня 20 см. (допускается 27-30 см.).

В нарушение п. 4.1.15 СП 59.13330.2012 отсутствует колесоотбойное устройство по ходу полотна пандуса.

В нарушение п. 4.1.16 СП 59.133302012 отсутствует отчетливо маркированная полоса на поверхности пандуса.

Учитывая, что до настоящего времени не устранены имеющиеся вышеуказанные нарушения действующего законодательства, суд считает, что действительно ответчиками нарушается право граждан Российской Федерации на безопасность жизни и здоровья, поэтому требования прокурора Базарносызганского района к ответчикам являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При этом, учитывая объем работ по устранению нарушений вышеуказанных требований действующего законодательства о социальной защите инвалидов, позицию истца по делу, срок до 01 октября 2016 года, является разумным и справедливым.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Базарносызганского района Ульяновской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся инвалидами к администрации муниципального образования «Базарносызганский район», муниципальному казенному учреждению дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа р.п. Базарный Сызган о возложении обязанности привести пандус здания физкультурно-оздоровительного комплекса «Олимп», расположенного по адресу: <адрес> соответствии с требованиями СП 59.13330.1012 - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Базарносызганский район», муниципальное казённое учреждение дополнительного образования детско - юношеская спортивная школа р.п.Базарный Сызган привести пандус здания физкультурно- оздоровительного комплекса «Олимп», расположенного по адресу: <адрес> соответствии с требованиями СП 59.13330.2012, а именно:

привести в соответствии с п. 4.1.14 СП 59.13330.2012 ширину между поручнями пандуса;

привести в соответствии с п. 5.2.15 СП 59.13330.2012 высоту поручня пандуса верхний и нижний;

привести в соответствии с п.5.2.10 СП 59.13330.2012 завершающуюся горизонтальную часть поручня;

установить в соответствии с п.4.1.15 СП 59.13330.2012 колесоотбойное устройство по ходу полотна пандуса;

в соответствии с п.4.1.16 СП 59.13330.2012 установить маркированную полосу на поверхности пандуса;

в срок до 01 октября 2016 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: И.М. Старостина