73RS0003-01-2022-001980-31 Дело № 2-1071/22 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации город Ульяновск 23 мая 2022 года Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе: председательствующего судьи Тарановой А.О., при секретаре Низаметдинова А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Вегастаф» об обязании выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов, УСТАНОВИЛ: прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Вегастаф» об обязании выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки на предмет соблюдения законодательства занятости населения в деятельности ООО «Вегастаф» выявлены нарушения. Так, прокуратурой установлено, что общая штатная численность ООО «Вегастаф» составляет 244 штатных единицы, при этом квота длятрудоустройства инвалидов не установлена, рабочие места для трудоустройстваинвалидов не созданы и не выделены, соответствующий приказ не издан, в отделение ОГКУ КЦ по Ульяновской области Железнодорожного района г. Ульяновска информация о наличии выделенных или созданных мест для трудоустройства инвалидов не представлена. На основании изложенного просит обязать ООО «Вегастаф»: - выделить, либо создать, либо арендовать у других работодателей рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой в размере 3 процентов среднесписочной численности работников без учета работников филиалов и представительств работодателя, расположенных в других субъектах Российской Федерации в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, - выделить не менее двух специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законнуюсилу, - до 5 числа месяца, следующего за месяцем, в котором были выделены, либо созданы, либо арендованы у других работодателей рабочие места для инвалидов, представить в исполнительный орган государственной власти Ульяновской области,уполномоченный в сфере занятости населения, по установленной им формесведения о соблюдении установленной квоты для трудоустройства инвалидов. В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска Ждакаева К.В. исковые требования поддержала. Представитель ответчика ООО «Вегастаф» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения данного гражданского дела извещен надлежащим образом. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. Суд рассматривает дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства, поскольку ответчик, в силу личного волеизъявления не воспользовался своим правом присутствовать в суде и участвовать в рассмотрении дела. Тем самым суд считает, что ответчик отказался от реализации предоставленных ему законом процессуальных прав на непосредственное участие в разбирательстве дела. По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и реализует их по своему усмотрению, в том числе и право личного участия в рассмотрении дела. Распоряжение правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу требований ст. 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Исходя из смысла ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, во всех случаях, когда в том или ином суде разрешается спор и есть стороны, они должны быть процессуально равны, иметь равные права и возможности отстаивать свои интересы. Это конституционное положение и требование норм международного права содержится в ст. 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что суд в процессе состязательности не является инициатором и лишь разрешает предусмотренные законом вопросы, которые ставят перед ним участники судопроизводства, которые в рамках своих процессуальных прав обосновывают и доказывают свою позицию в конкретном деле. Таким образом, на истце и на ответчике в равной степени лежит бремя доказывания выдвигаемых ими доводов и возражений. Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Железнодорожного района г. Ульяновска проведена проверка соблюдения законодательства о занятости населения в деятельности ООО «Вегастаф», в ходе которой выявлены нарушения. В ходе проверки установлено, что общая штатная численность ООО «Вегастаф» составляет 244 штатных единицы, при этом ООО «Вегастаф» квота для трудоустройства инвалидов не установлена, рабочие места для трудоустройстваинвалидов (в том числе специальные рабочие места) не созданы и не выделены,соответствующий приказ не издан. Кроме того, в отделение ОГКУ КЦ по Ульяновской области Железнодорожногорайона г. Ульяновска информация о наличии выделенных или созданных местдля трудоустройства инвалидов не представлена. Поскольку ООО «Вегастаф» не принято надлежащих мерпо исполнению требований действующего законодательства, необходимых для создания условий для реализации трудовых прав наиболее уязвимой категории граждан, прокурор обратился в суд с настоящим иском. Согласно п. 8 ч. 2 ст. 5 Федерального закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения» (далее по тексту Закон №1032-1) государственная политика в области содействия занятости населения направлена на объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения. В соответствии со ст. 7.1-1 Закона №1032-1 к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся, в частности, разработка и реализация мер активной политики занятости населения, дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения, включая меры по содействию в трудоустройстве и занятости инвалидов, осуществление в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты. В силу абз. 7 п. 1 ст. 25 Закона №1032-1 работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов. На основании п. 3 ст. 25 Закона №1032-1 работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Нормами ст. 1 закона Ульяновской области от 27.04.2009 №41-30 «О квоте для приема на работу инвалидов на территории Ульяновской области» (далее по тексту Закон №41-30) установлено, что работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 3 процентов среднесписочной численности работников без учета работников филиалов и представительств работодателя, расположенных в других субъектах Российской Федерации. Законом №41-30 в ст. 2 установлены сроки предоставления указанной информации: -ежегодно до 1 декабря текущего года представляются в исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере занятости населения, по установленной им форме сведения о рассчитанном ими числе инвалидов, подлежащих приему на работу в счет установленной квоты в следующем году; -ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере занятости населения, по установленной им форме сведения о наличии вакансий для приема на работу инвалидов и соблюдении установленной квоты. При этом число инвалидов, подлежащих приему на работу в счет установленной квоты, рассчитывается работодателем ежемесячно как округленное до целого числа в соответствии с действующим порядком округления произведение среднесписочной численности работников данного работодателя за предыдущий месяц и соответствующей ей размера квоты. В силу п. 2.4 Раздела 2 порядка проведения специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 30.06.2016 № 307-П, выполнением установленной квоты считается создание или выделение работодателем рабочих мест для трудоустройства инвалидов либо аренда у других работодателей в счет установленной квоты при условии обеспечения в течение срока действия квоты занятости инвалидов на арендуемых рабочих местах в количестве не менее установленной работодателю квоты. Согласно ч. 6 ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Положениями ст. 22 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» установлено, что специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Постановлением Правительства Ульяновской области от 23.03.2017 №131-П «Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов» установлено, что в организациях, осуществляющих деятельность на территории Ульяновской области, численность работников которых составляет не менее чем 201 человек и не более чем 500 человек, устанавливается не менее двух специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Правилами представления работодателем сведений и информации, предусмотренных п. 3 ст. 25 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2021 №2576, предусмотрено, что работодатели представляют сведения и информацию, предусмотренные п. 3 ст. 25 Закона №1032-1, одним из следующих способов по их выбору: а) посредством размещения сведений и информации на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России», в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»; б) в органы службы занятости непосредственно, либо в виде почтового отправления с описью вложения, либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Согласно ч. 2 ст. 401 ГК РФ ГК РФ отсутствие вины за нарушение обязательства доказывается лицом, нарушившим обязательство. Имеющиеся нарушения подтверждаются материалами дела во исполнение ст. 56 ГПК РФ, и не опровергаются ответчиком. При таких обстоятельствах суд находит исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Вегастаф» об обязании выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов подлежащими удовлетворению в полном объеме. Учитывая конкретные обстоятельства дела, суд считает возможным установить сроки исполнения ответчиком заявленных прокурором требований в соответствии с исковыми требованиями, которые находит разумными и исполнимыми. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 98, 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать ООО «Вегастаф» выделить, либо создать, либо арендовать у других работодателей рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой в размере 3 процентов среднесписочной численности работников без учета работников филиалов и представительств работодателя, расположенных в других субъектах Российской Федерации, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать ООО «Вегастаф» выделить не менее двух специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать ООО «Вегастаф» до 5 числа месяца, следующего за месяцем, в котором были выделены, либо созданы, либо арендованы у других работодателей рабочие места для инвалидов, представить в исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере занятости населения, по установленной им форме сведения о соблюдении установленной квоты для трудоустройства инвалидов. Ответчик, не присутствовавший в судебном заседании, вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья подпись А.О. Таранова Копия верна Судья А.О. Таранова Секретарь с/з А.И. Низаметдинова Подлинник судебного акта находится в материалах дела №2-1071/2022 Железнодорожного районного суда г. Ульяновска. |