Ленинский районный суд г. Смоленска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ленинский районный суд г. Смоленска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-1072/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 апреля 2011 года
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Макаровой К.М.
при секретаре Санаровой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романенко А. Е. к Администрации Смоленской области, Департаменту Смоленской области по науке и образованию о признании действий незаконными, установлении порядка финансирования и компенсации морального вреда,
установил:
Романенко А.Е. обратилась в суд с иском к администрации Смоленской области о признании неправомерными действий по несвоевременной выплате ежемесячных денежных средств на содержание детей, переданных ей на воспитание в приемную семью, - К, С., Н., Н., указав, что ответчиком ненадлежащим образом производится финансирование денежных средств, тем самым в приемной семье созданы неблагоприятные условия для содержания, воспитания и образования детей. Истец Романенко А.Е. просила обязать ответчика производить выплаты пособий на детей ежемесячно с опережающим сроком в один месяц, взыскать в счет компенсации морального вреда 50 000 рублей.
С учетом мнения истца, характера спорного правоотношения к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент Смоленской области по науке и образованию.
В процессе рассмотрения дела истец Романенко А.Е. уточнила заявленные требования и просила признать неправомерными действия Администрации Смоленской области по несвоевременности финансирования выплат пособий на содержание несовершеннолетних детей в приемной семье, которым обусловлено несоблюдение условий договора , а также установлении порядка финансирования - обязании Администрации Смоленской области производить финансирование выплат пособий на детей ежемесячно с опережающим сроком в один месяц. Истец в связи с причинением нравственных и физических страданий действиями ответчика, просила взыскать денежную компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей (л.д.75-76).
Истец Романенко А.Е. в судебном заседании исковые требования поддержала, указав, что Администрацией Смоленской области и Департаментом Смоленской области по науке и образованию надлежаще не осуществляются контрольные функции и своевременно не производится перечисление денежных средств на счета органов местного самоуправления для выплаты их на содержание приемных детей. Ответчиками нарушен порядок финансирования, денежные средства на содержание детей в приемной семье должны финансироваться не позднее первого числа последующего месяца для обеспечения своевременности их выплат.
Представитель истца Романенко А.Е. Никитина Л.С. в судебном заседании требования поддержала по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика Администрации Смоленской области Федосеева А.Е. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что Администрация Смоленской области является ненадлежащим ответчиком по заявленному спору, поскольку уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере образования и науки на территории Смоленской области является Департамент Смоленской области по образованию и науке.
Представитель ответчика Департамента Смоленской области по науке и образованию Верхоглядова С.С. в судебном заседании иск не признала, указав, что Департаментом Смоленской области по науке и образованию надлежащим образом осуществляется функция по перечислению денежных средств на содержание детей в приемной семье на счета органов местного самоуправления. Государственными полномочиями по выплате вознаграждения приемным родителям наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области. На основании заявки органа местного самоуправления муниципального образования Смоленской области Департаментом Смоленской области по науке и образованию ежемесячно перечисляются субвенции местным бюджетам. Заключенными между истцом Романенко А.Е. и органами местного самоуправления договорами не предусмотрены сроки выплаты.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Семейного кодекса Российской Федерации приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.
В судебном заседании установлено, что между Романенко А.Е. и был заключен договор № о создании приемной семьи и о передаче детей на воспитание в приемную семью. По условиям договора, в приемную семью были переданы : Н. ДД.ММ.ГГГГ, и Н. ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12-13). ДД.ММ.ГГГГ между Романенко А.Е. и о передаче ребенка в приемную семью. По условиям договора в приемную семью был передан К. ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-16). Между Романенко А.Е. и был заключен договор № о передаче ребенка в приемную семью. По условиям договора, в приемную семью была передана С., ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17-18).
Приемной семьей в соответствии с Семейным кодексом РФ признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы об опеке и попечительстве данного Кодекса. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Кодексом, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (статья 152).
Согласно пункту 1 статьи 155 Семейного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 21.07.2007 N 194-ФЗ) предусматривалось, что на содержание каждого ребенка приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 24.04.2008 N 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» были внесены изменения в Семейный кодекс Российской Федерации.
С 01 сентября 2008 года статья 155 СК РФ утратила силу в соответствии с Федеральным законом от 24.04.2008 N 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве».
В силу введенного названным законом пункта 2 статьи 153.1 Семейного кодекса РФ размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В целях приведения областного законодательства в соответствие с федеральным законодательством были признаны утратившими силу нормативные правовые акты, определяющие порядок выплаты ежемесячных денежных средств на содержание ребенка, переданного на воспитание в приемную семью: закон Смоленской области от 25.12.2006 N 161-3 «О размере, порядке выплаты ежемесячных денежных средств на содержание ребенка, переданного на воспитание в приемную семью, размере оплаты труда приемных родителей»; постановление Администрации Смоленской области от 27.09.2007 № 326 «Об утверждении Порядка выплаты ежемесячных денежных средств на содержание ребенка, переданного на воспитание в приемную семью».
Действующий Смоленский областной закон от 29.09.2009 № 86-з «О размере вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размере денежных средств на содержание ребенка, переданного на воспитание в приемную семью» определяет на территории Смоленской области размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание ребенка, переданного на воспитание в приемную семью.
В марте 2001 года было издано постановление «Об утверждении Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственных полномочий по выплате вознаграждения, причитающегося приемным родителям, денежных средств на содержание ребенка, переданного на воспитание в приемную семью» согласно пункту 2.4 которого уполномоченный орган осуществляет выплату денежных средств на основании правового акта уполномоченного органа с даты заключения договора о приемной семье ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, предшествующего месяцу, за который производится выплата денежных средств.
Согласно статье 1 областного закона от 25 декабря 2006 года N 162-3 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственными полномочиями по выплате вознаграждения, причитающегося приемным родителям, денежных средств на содержание ребенка, переданного на воспитание в приемную семью» государственными полномочиями по выплате вознаграждения, причитающегося приемным родителям, денежных средств на содержание ребенка, переданного на воспитание в приемную семью наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области.
В частности, при передаче детей в приемную семью предусмотрены ежемесячные выплаты денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемную семью.
На основании пунктов 1 и 2 части 2 статьи 2 вышеуказанного областного закона органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны: осуществлять государственные полномочия в соответствии с требованиями федерального и областного законодательства; использовать по целевому назначению финансовые и материальные средства, переданные для осуществления государственных полномочий.
Согласно пунктам 2, 3 и 4 Порядка расходования субвенций бюджетам муниципальных районов Смоленской области, бюджетам городских округов Смоленской области на осуществление государственных полномочий по выплате вознаграждения, причитающегося приемным родителям, денежных средств на содержание ребенка, переданного на воспитание в приемную семью, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 30.12.2008 № 760 субвенции выделяются местным бюджетам в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на соответствующий финансовый год в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
Субвенции перечисляются ежемесячно Департаментом Смоленской области по образованию и науке в местные бюджеты на счета органов федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов.
Перечисление субвенций местным бюджетам осуществляется на основании заявок органа местного самоуправления муниципального образования Смоленской области.
Представленными суду копиями платежных поручений за период с августа 2010 года по апрель 2011 года подтверждается факт ежемесячного выделения главным распорядителем денежных средств - Департаментом Смоленской области по образованию и науке субвенций из областного бюджета органам местного самоуправления на основании заявок администрации муниципального образования «Кардымовский район» Смоленской области, администрации муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области и администрации г.Смоленска на получение субвенций для осуществления выплаты ежемесячных денежных средств на содержание детей в приемной семье (л.д.114-131), (л.д. 132 -149), (л.д.150-166).
Согласно сторонами договоров являются к обязанностям которых отнесена выплата денежных средств на содержание ребенка, переданного на воспитание в приемную семью. Имеющиеся в материалах дела договоры о приемной семье не содержат данных об условиях выплаты денежных средств на содержание приемных семей.
Истцом не оспаривалось, что выплаты пособий на содержание детей производились ежемесячно с зачислением их на сберегательную книжку истца
Доводы истца о нарушении ее прав ненадлежащим выполнением контрольных функций Администрацией Смоленской области, Департаментом Смоленской области по науке и образованию следует признать несостоятельными в силу возникновения правоотношений по выплате истцу денежного содержания детей на основании договоров не содержащих условий о сроках выплаты денежных средств.
Установленный пунктом 2.4 постановления Администрации Смоленской области от 23.03.2011 № 161 «Об утверждении Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственных полномочий по выплате вознаграждения, причитающегося приемным родителям, денежных средств на содержание ребенка, переданного на воспитание в приемную семью» порядок осуществления выплаты уполномоченным органом с даты заключения договора о приемной семье ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, предшествующего месяцу, за который производится выплата денежных средств, подлежит применению к возникшим правоотношениям, поскольку иное не оговорено в договорах между истцом и органами местного самоуправления.
Введенный порядок, обеспечивающий своевременность выплат денежных средств на содержание детей в приемных семьях как наиболее выгодный для их получателей, предупреждает дальнейшую неопределенность по вопросу о сроках выплаты денежных средств.
В действиях ответчиков Администрации Смоленской области, Департамента Смоленской области по науке и образованию судом не усматривается нарушения прав истца на получение ежемесячных денежных средств на содержание детей в приемной семье.
Согласно ст.151 ГК РФ компенсация морального вреда предусмотрена в случае, если нарушены личные неимущественные права либо совершены действия, посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.
Доказательств тому, что действиями Администрации Смоленской области, Департамента Смоленской области по науке и образованию причинены истцу нравственные и физические страдания, доказательств, свидетельствующих о наличии оснований денежной компенсации морального вреда, не имеется.
При таких установленных судом обстоятельствах в заявленном Романенко А.Е. к Администрации Смоленской области, Департаменту Смоленской области по науке и образованию иске о признании неправомерными действий по финансированию денежных средств для выплаты пособий, об установлении порядка финансирования, компенсации морального вреда следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
В иске Романенко А. Е. к Администрации Смоленской области, Департаменту Смоленской области по науке и образованию о признании неправомерными действий по финансированию денежных средств для выплаты пособий, об установлении порядка финансирования, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение 10 дней.
Председательствующий К.М.Макарова