Дело № 2-1072/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июня 2016 года г. Кириши
Киришский городской федеральный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Дуяновой Т.В.,
при секретаре Петровой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области о признании права на внеочередное предоставление отдельного благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании Киришский муниципальный район Ленинградской области и об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного фонда,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области о признании права на внеочередное предоставление отдельного благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании Киришский муниципальный район Ленинградской области и об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного фонда, ссылаясь на то, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как её мать ФИО2 умерла 28.01.1999, а отец ФИО3 умер 08.01.2001. Постановлением администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области от 20.12.2000 № 397 над ней была установлена опека ФИО4. В 2008 году после окончания МОУ «Киришская средняя общеобразовательная школа №» поступила в ФГОУ «Санкт-Петербургский технический колледж», который окончила в 2011 году. После чего работала в ЗАО «Торговый дом» Перекресток», проживала в съёмном жилом помещении. С декабря 2012 года работает в ОАО «РЖД», по ходатайству которого в марте 2016 года заключила с администрацией муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области договор найма жилищного фонда коммерческого использования по адресу: <адрес>. Жилых помещений в собственности не имеет.
Истец ФИО1 в судебном заседании поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика администрации МО Киришский муниципальный район Ленинградской области ФИО5, действующий на основании доверенности от 12.01.2016 № 01-01-17/29 сроком по 31.12.2016 (л.д.46), требования не признал по основаниям, изложенным в ранее представленном возражении, из которого следует, что на сегодняшний день ФИО1 достигла возраста 24 лет, то есть утратила статус лица, относящегося к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем не может быть включена в список по обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Киришского муниципального района Ленинградской области (л.д.38).
Третье лицо отдел опеки и попечительства комитета по образованию Киришского муниципального района Ленинградской области надлежащим образом извещено о времени и месте разбирательства дела (л.д.41), однако в суд представитель не явился, о причинах не известил, направил отзыв, где просит удовлетворить заявленные истцом требования и рассмотреть дело в своё отсутствие (л.д.42).
При установленных обстоятельствах, в силу требований ст.167 ГПК РФ, суд считает рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
Выслушав доводы и возражения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что родителями ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются ФИО3 и ФИО2, о чём 13.03.1992 Старицким с/советом Старицкого района Тверской области выдано свидетельство о рождении III-ОН №(л.д.8). 28.01.1999 ФИО2 умерла, 08.01.2001 умер ФИО3, о чём отделом ЗАГС Старицкого района Тверской области составлены актовые записи о смерти и выданы свидетельства о смерти I-ОН № и I-ОН №, соответственно (л.д.10,11).
Постановлением администрации МО «Киришский район» Ленинградской области от 20.12.2000 № 397 над несовершеннолетней ФИО1 была установлена опека, опекуном назначена ФИО4 (л.д.12,13).
В период с 23.12.2004 по 09.03.2010 ФИО1 была зарегистрирована по месту жительства своего опекуна ФИО4 по адресу: <адрес> (л.д.26).
16.06.2008 ФИО1 выдан аттестат <адрес>0 об основном общем образовании в МОУ «Киришская средняя общеобразовательная школа №» (л.д.14), а 30.06.2011 - диплом № о среднем профессиональном образовании в ФГОУСПО «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции» (л.д.15-17).
В период с 18.11.2011 по 26.12.2012истец работала в должности кассира в филиале «Северо-Западный» ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК», с 06.02.2013 по настоящее время работает в ОАО «РЖД» на станции Кириши приёмосдатчиком груза и багажа (л.д.18).
22.03.2016 между администрацией муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области, действующей от имени муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области, и ФИО1 заключён договор найма жилищного фонда коммерческого использования № 014-16-к, согласно которому ФИО1 на основании ходатайства филиала ОАО «РЖД» ЦДУД Октябрьская Дирекция управления движением Санкт-Петербургский центр организации работы железнодорожных станций – структурное подразделение Октябрьской Дирекции управления движением на станции Кириши, передаётся за плату во временное владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности по адресу: <адрес>, комн.140 (л.д.19-20), где она зарегистрирована по 21.03.2019 (л.д.27).
Согласно справке от 15.03.2016 № 207 ФИО1 зарегистрирована по адресу: Тверская область, <адрес> участия в приватизации не принимала (л.д.21).
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на 18.03.2016 сведения о правах ФИО1 на имеющиеся у неё объекты недвижимого имущества отсутствуют (л.д.22).
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище.
Согласно ст. 148 Семейного кодекса РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право, в том числе, на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом п. 1 названной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом п. 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом п. 1 ст. 8 этого же закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
В Список включаются лица, указанные в абзаце первом п. 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 ст. 8 данного закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пп. 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7).
Из содержания приведенных правовых норм следует, что законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Областного закона Ленинградской области от 17 июня 2011 года N 47-оз «О наделении органов местного самоуправления Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области» органы местного самоуправления наделяются следующими отдельными государственными полномочиями: по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, после пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Областным законом Ленинградской области № 96-оз от 5 декабря 2014 года «Об областном бюджете Ленинградской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» утверждены субвенции бюджетам муниципальных образований, в том числе и МО Киришский муниципальный район Ленинградской области, на осуществление отдельных государственных полномочий Ленинградской области по обеспечению однократно благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений), с распределением на 2015 год согласно приложению 90, на плановый период 2016 и 2017 годов согласно приложению 91 в соответствии с методикой, прилагаемой к областному закону от 17 июня 2011 года N 47-оз "О наделении органов местного самоуправления Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области";
Из вышеуказанных правовых норм вытекает обязанность ответчика обеспечить ФИО1 жилым помещением не ниже установленных социальных норм.
На основании изложенного суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд учитывает положения ст.98.1 Жилищного кодекса РФ, согласно которой жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.5 ст.2 Областного закона Ленинградской области N 47-оз от 17 июня 2011 года "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области" органы местного самоуправления наделяются государственным полномочием по обеспечению однократно благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном Правительством Ленинградской области.
При осуществлении отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления обязаны: формировать список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа данной категории граждан (п.16 ст.3 указанного Областного закона).
Органы государственной власти Ленинградской области обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, осуществлять контроль за их исполнением; формировать список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п.1,2,6 ч.2 ст.4 указанного Областного закона).
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2009 № 250-О-П абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
Из приведённых норм вытекает обязанность ответчика вне очереди обеспечить ФИО1 жилым помещением не ниже установленных социальных норм. При этом ссылку ответчика на возможность предоставления истцу испрашиваемого жилого помещения в срок до 31.12.2017 (л.д.38) суд находит несостоятельной и не принимает её во внимание, как и довод ответчика о достижении истцом возраста 24 лет, поскольку не освобождает ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности, иное противоречило бы принципам защиты государства названной категории детей.
При установленных обстоятельствах, имеющих значение для дела, суд считает требования ФИО1 к администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области о признании права на внеочередное предоставление отдельного благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании Киришский муниципальный район Ленинградской области и об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного фонда, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск ФИО1 к администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области о признании права на внеочередное предоставление отдельного благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании Киришский муниципальный район Ленинградской области и об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного фонда удовлетворить.
Признать за ФИО1 право на внеочередное предоставление отдельного благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании Киришский муниципальный район Ленинградской области не ниже установленной социальной нормы.
Обязать администрацию муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области вне очереди предоставить ФИО1 жилое помещение не ниже установленной социальной нормы, расположенное в Киришском муниципальном районе Ленинградской области, по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградском областном суде через Киришский городской федеральный суд Ленинградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья