дело № 2-1072/2016
<данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Ярославль | 17 февраля 2016 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Козлова А.Ю.,
при секретаре Похлебаловой А.Д.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ТИБ к мэрии г. Ярославля о признании незаконным и отмене приказа директора департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля, возложении обязанности по предоставлению меры социальной поддержки,
установил:
ТИБ обратилась в суд с указанным иском, просит признать незаконным и отменить приказ директора департамента организации строительства и жилищной политики города Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе ТИБ в предоставлении меры социальной поддержки путем освобождения от возмещения разницы между стоимостью аварийного жилого помещения и предоставляемого жилого помещения»; обязать Департамент организации строительства и жилищной политики города Ярославля предоставить ТИБ меру социальной поддержки путем освобождения от возмещения разницы между стоимостью аварийного жилого помещения и предоставляемого жилого помещения.
В обоснование заявленных требований в исковом заявлении указано, что ТИБ на основании договора передачи жилых помещений в общую долевую собственность от ДД.ММ.ГГГГ является собственником <данные изъяты> доли в праве общей собственности на квартиру № в доме № по адресу: <адрес>, общей площадью 62,2 кв.м, жилой 46,5 кв.м, состоящую из трех комнат, где занимает комнаты № жилой площадью 19,6 кв.м и 10,9 кв.м. В сентябре 2015 года истица получила уведомление Территориальной администрации Заволжского района г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ№, которым ей предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить в территориальную администрацию Заволжского района мэрии г. Ярославля заявление об освобождении от возмещения разницы между стоимостью жилого помещений, предоставляемого в собственность при расселении аварийного многоквартирного дома, установленного образца, приложив перечисленные в уведомлении документы. Из данного уведомления ТИБ узнала о том, что дом №<адрес>, в котором проживает, признан аварийным и подлежащим расселению.
ДД.ММ.ГГГГ истица подала в территориальную администрацию заволжского района г. Ярославля заявление, просила признать за ней право на предоставление указанно меры социальной поддержки, освободить от возмещения разницы между стоимостью аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> и предоставляемым взамен жилым помещением, указав, что занимаемое жилое помещение является ее единственным местом жительства и доход не превышает 38 000 рублей в месяц.
Приказом директора департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГТИБ отказано в предоставлении указанной меры социальной поддержки в соответствии с решением муниципалитета города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ№ «О дополнительных мерах социальной поддержки граждан», постановлением мэрии города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке предоставления меры социальной поддержки отдельным категориям собственников жилых помещений в аварийных многоквартирных домах», учитывая решение городской комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №), так как на момент включения аварийного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда Ярославской области на 2013-2017 годы, истица имела в собственности еще одно жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> общей площадью 77,5 кв. метров.
Полагает, что приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ является незаконным и подлежит отмене, поскольку нарушает мои права и охраняемые законом интересы, в частности право на жилье, гарантированное мне Конституцией РФ, а также право на предоставление меры социальной поддержки путем освобождения от возмещения разницы между стоимостью аварийного жилого помещения и предоставляемого жилого помещения.
В соответствии со ст.32 ЖК РФ истица имеет право на выплату размера возмещения за изымаемое жилое помещение в связи с изъятием земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд, либо предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, однако размер доплаты ТИБ не сообщили. О том, что дом № в <адрес> города Ярославля отнесен к категории аварийных и ДД.ММ.ГГГГ включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда до ее сведения, как собственника жилого помещения в данном доме, не доводилось. В квартире по адресу <адрес> она никогда не проживала, поскольку фактически данная квартира принадлежала сыну ТЮВ, который и оплачивал ее строительство. ДД.ММ.ГГГГ истица подарила указанную квартиру сыну ТЮВ На момент отнесения дома к категории аварийных, включения дома в региональную адресную программу и соответственно на момент заключения мной договора дарения Порядок освобождения от возмещения разницы между стоимостью жилого помещения, предоставляемого в собственность при расселении аварийного многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ№ не был принят, соответственно истица имела право на получение мер социальной поддержки. На момент заключения договора дарения квартиры сыну, постановление правительства, которым была утверждена региональная адресная программа, не было опубликовано, и соответственно не может применяться в данной ситуации.
Кроме того, в случае отказа в предоставлении мне данной меры социальной поддержки, при изъятии у меня принадлежащего мне жилого помещения, вне зависимости от выбранного мной в соответствии со ст.32 ЖК РФ варианта, истица останется бездомной, не сможет самостоятельно приобрести другое жилье, оплатить разницу в стоимости жилых помещений, поскольку является пенсионером, ветераном труда с трудовым стажем более 40 лет, имеет доход в виде пенсии в размере 16 258 рублей 72 копейки и ежемесячной денежной выплаты реабилитированный лицам в сумме 809 рублей.
Заявление ТИБ, учитывая, что приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ оспаривается ею в связи с отказом в признании права на получение мер социальной поддержки при предоставлении жилого помещения в связи с изъятием жилого помещения в доме, признанном аварийным, рассмотрено судом в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом РФ.
В судебном заседании ТИБ исковые требования поддержала, пояснила, что проживает в принадлежащем ей жилом помещении с 1973 года, сын с ней не проживает с 1992 года. Она сделала ремонт, приватизировала квартиру в 2006 году. К квартире, расположенной по адресу: <адрес>, истица отношения не имеет, сын попросил оформить квартиру на нее, в квартире сына никогда не проживала, на момент заключения договора дарения квартиры не знала, что ее дом признан аварийным и включен в программу по расселению жилья. В настоящее время в доме осталось проживать шесть собственников, остальные жильцы, кто занимал квартиры по соцнайму, уже расселены, Дом деревянный, «бомжы» уже залезали в пустую квартиру, жильцы боятся, что их могут поджечь. Выкупная стоимость не известна, без мер социальной поддержки останется на улице. Просит учесть, что является пенсионером, ветераном труда, денег на приобретение другого жилья не имеет.
Представитель истца по доверенности РВС исковые требования поддержала, не оспаривала, что ТИБ имела в собственности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ квартиру по адресу: <адрес>. Полагала, что указанное жилое помещение не должно учитываться при определении права истицы на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных решением муниципалитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О дополнительных мерах социальной поддержки граждан», поскольку на день заключения договора дарения указанной квартиры региональная программа по расселению аварийного жилья не была опубликована, то есть не могла применяться, а меры социальной поддержки по освобождению от возмещения разницы между стоимостью изымаемого и предоставляемого жилых помещений были введены только в 2015 году. Истица на момент дарения квартиры не знала о том, что ее дом признан аварийным. До принятия решения муниципалитета от ДД.ММ.ГГГГ№ мэрия с собственников, переселяемых из аварийных жилых помещений, доплаты не требовала.
Представитель ответчика мэрии г. Ярославля и третьего лица ДОС мэрии г. Ярославля по доверенностям МНБ в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что отказ в предоставлении ТИБ мер социальной поддержки в виде освобождения о выплаты разницы в стоимости жилых помещений в связи с изъятием принадлежащего ей жилого помещения является обоснованным и законным. Право на такую меру поддержки имеют собственники аварийного жилья, при отсутствия у них другого жилья на момент включения дома в региональную программу расселения аварийного жилья, а доход семьи не превышает 38000 руб. в месяц. Истица не подпадает под данную категорию граждан, поскольку ее дом был включен в программу расселения ДД.ММ.ГГГГ, то есть со дня ее утверждения. В это время истица имела в собственности другое жилое помещение. Отношения истицы с сыном по поводу квартиры по адресу: <адрес>, не имеют значения. Дом истицы признан аварийным в 2008 году, собственники жилья об этом уведомлялись, истица знала о возможном изъятии жилого помещения. До принятия решения муниципалитета от ДД.ММ.ГГГГ№ льготы по освобождению от доплаты разницы в стоимости жилых помещений никому не предоставлялись. На основании ст. 32 Жилищного кодекса РФ собственники аварийного жилья получали рыночную стоимости своего имущества, либо по соглашению с мэрией им предоставлялись другие жилые помещения в собственность с учетом стоимости принадлежавших им помещений, разницу в стоимости они доплачивали.
Третье лицо ТЮВ в суде с исковыми требованиями ТИБ согласился, указал, что строил квартиру на <адрес> на свои деньги, фактически квартира всегда принадлежала ему. Из-за задолженности по налогам, он попросил мать оформить право собственности на квартиру, где она никогда не проживала. Оформили договор дарения только в ДД.ММ.ГГГГ году, так как не было времени, хотя мать просила об этом и раньше.
Выслушав стороны, третье лицо, изучив письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования ТИБ удовлетворению не подлежат.
Как следует из материалов дела, ТИБ на основании договора передачи жилых помещений в общую долевую собственность от ДД.ММ.ГГГГ является собственником <данные изъяты> доли в праве общей собственности на квартиру № в доме № по адресу: <адрес>, общей площадью 62,2 кв.м, жилой 46,5 кв. метров.
Актом городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ жилой дом №<адрес> г. Ярославля отнесен к категории непригодных для проживания.
Заключением городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ жилой дом №<адрес> г. Ярославля в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ. №-п утверждена Региональной адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2013 - 2017 годы, в том числе приложение № 1 – Перечень аварийных многоквартирных домов, куда со дня его утверждения включен дом №<адрес> г. Ярославля (№ в списке).
ДД.ММ.ГГГГТИБ направлялось требование территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля, из которого следует, что принадлежащее истице жилое помещение может быть изъято для муниципальных нужд.
Согласно ч. 6 ст. 32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ)
В случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения, взамен изымаемого, выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 ЖК РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (часть 8 статьи 32 ЖК РФ). Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.
Таким образом, предоставление жилого помещения собственнику жилого помещения в связи с изъятием у него жилого помещения в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, носит компенсационный характер.
Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 года, разъяснил, что, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Решением муниципалитета г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ№ «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» предусмотрено право отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Ярославля, на дополнительные меры социальной поддержки за счет средств городского бюджета. С учетом изменений, вынесенных решением муниципалитета от ДД.ММ.ГГГГ№, к числу таких граждан отнесены собственники жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2013 - 2017 годы.
Пунктом 2.20 решения муниципалитета г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ№ предусмотрено освобождение от возмещения разницы между стоимостью жилого помещения, предоставляемого в собственность при расселении аварийного многоквартирного дома в соответствии с региональной программой по Федеральному закону от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - предоставляемое жилое помещение), и стоимостью жилого помещения, подлежащего изъятию для муниципальных нужд (далее - жилое помещение в аварийном доме), в соответствии с условиями соглашения, заключаемого в порядке части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, следующих категорий граждан:
1) собственнику жилого помещения в аварийном доме при условии, если оно является единственным для проживания на момент включения многоквартирного дома в региональную программу и предоставления указанной меры социальной поддержки, а также при условии, что доходы собственника и членов его семьи, приходящиеся на каждого члена семьи, не превышают 38000 рублей в месяц;
2) собственнику жилого помещения в аварийном доме, признанному в установленном порядке малоимущим и принятому на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Освобождение от возмещения разницы между стоимостью предоставляемого жилого помещения и жилого помещения в аварийном доме осуществляется при наличии в совокупности следующих условий:
1) при отсутствии задолженности по оплате за жилое помещение в аварийном доме и коммунальные услуги;
2) общая площадь предоставляемого жилого помещения не превышает общую площадь жилого помещения в аварийном доме более чем на 17 кв. м, за исключением случая, указанного в абзаце седьмом настоящего подпункта.
В случае если собственнику принадлежит комната в коммунальной квартире, освобождение от возмещения разницы осуществляется, если предоставляемое жилое помещение является однокомнатной квартирой, общая площадь которой не превышает 40 кв. м (без учета площади балконов и лоджий).
Аналогичные положения предусмотрены Порядком освобождения от возмещения разницы между стоимостью жилого помещения, предоставляемого в собственность при расселении аварийного многоквартирного дома в соответствии с региональной программой по Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», и стоимостью жилого помещения, подлежащего изъятию для муниципальных нужд, в соответствии с условиями соглашения, заключаемого в порядке части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, утвержденным постановлением мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ№.
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в территориальную администрацию заволжского района г. Ярославля с заявлением о признании за ней права на предоставление меры социальной поддержки путем освобождения от возмещения разницы между стоимостью аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> и предоставляемым жилым помещением, в котором указала, что данное жилое помещение является единственным для проживания, ежемесячный доход не превышает 38000 рублей.
Приказом директора департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ№ТИБ отказано в предоставлении меры социальной поддержки путем освобождения от возмещения разницы между стоимостью аварийного жилого помещения и предоставляемым жилым помещением. Дополнительно письмом ДОС мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ разъяснено, что отказ в предоставлении указанной меры социальной поддержки обусловлен тем, что на момент включения аварийного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2013 - 2017 годы (на ДД.ММ.ГГГГ) истице на праве собственности принадлежало другое жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 77,5 кв. метров.
Факт нахождения в собственности ТИБ до ДД.ММ.ГГГГ указанной квартиры стороной истца не оспаривался.
То обстоятельство, что на ДД.ММ.ГГГГ, когда ТИБ совершила отчуждение квартиры № по договору дарения до опубликования Региональной адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2013 - 2017 годы. не может служить основанием для удовлетворения иска, так как правовое значение для дела в соответствии с п. 2.20 решения муниципалитета г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ№ имеет только момент включения жилого дома в адресную программу. На момент включения дома №<адрес> г. Ярославля в Перечень аварийных многоквартирных домов, являющийся приложением к региональной программе, то есть на ДД.ММ.ГГГГ, ТИБ имела в собственности два жилых помещения.
Обстоятельства проживания и пользования квартирой по адресу: <адрес> не имеют правового значения для разрешения спора, поскольку в любом случае ТИБ, как собственник данного жилого помещения имела право пользования им, могла реализовать такую возможность.
Доводы стороны истца о том, что ТИБ является пенсионером, ветераном труда не могут быть приняты во внимание при разрешении вопроса о праве на получение мер социальной поддержки в виде освобождения от возмещения разницы между стоимостью аварийного жилого помещения и предоставляемым жилым помещением. Из содержания решения муниципалитета г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ№ не следует, что наличие статуса пенсионера, ветерана труда является достаточным основанием для получения указанной меры социальной поддержки. Совокупности обстоятельств, предусмотренных п. 2.20 решением муниципалитета г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ№ «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», в отношении ТИБ. не установлено.
На наличие иных оснований для предоставления ей указанной меры социальной поддержки, в том числе на признание ее малоимущей и нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, истица не ссылалась.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что ТИБ не имеет права на предоставление ей мер социальной поддержки, предусмотренных п. 2.20 решения муниципалитета г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ№.
При отсутствии у ТИБ права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных п. 2.20 решения муниципалитета г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ№, оспариваемый приказ директора департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ№ не может быть признан незаконным и нарушающим права истца, правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению ТИБ меры социальной поддержки в виде освобождения от возмещения разницы между стоимостью аварийного жилого помещения и предоставляемым жилым помещением не имеется.
Вместе с тем, суд принимает во внимание, что жилой дом №<адрес> г. Ярославля подлежит расселению в рамках реализации Региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2013 - 2017 годы в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Вопрос о необходимости осуществления ТИБ доплаты в виде разницы в рыночной стоимости между предоставляемым и аварийным жилым помещением может быть разрешен при реализации права на предоставление в собственность другого жилого помещения, взамен изымаемого, с учетом объема финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2013-2017 годы согласно Постановлению Правительства Ярославской области № 432-П.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ТИБ отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья А.Ю. Козлов