ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1073/2022 от 24.06.2022 Верхнепышминского городского суда (Свердловская область)

Дело № 2-1073/2022

Решение суда в окончательной форме изготовлено 24 Июня 2022 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Верхняя Пышма 21 Июня 2022 года

Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи – Мочаловой Н.Н.

при секретаре – Полянок А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению городского округа Верхняя Пышма, в лице комитета по управлению имуществом администрации ГО Верхняя Пышма, о признании недвижимого имущества, бесхозяйным, признании права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество,

УСТАНОВИЛ:

Городской округ Верхняя Пышма, в лице комитета по управлению имуществом администрации ГО Верхняя Пышма обратился в суд с заявлением о признании права недвижимого имущества – сооружение коммунального хозяйства – ГРПШ и трасса газопровода, расположенная по адресу: бесхозяйным, о признании права муниципальной собственности за городским округом Верхняя Пышма на бесхозяйную недвижимую вещь - сооружение коммунального хозяйства – ГРПШ и трасса газопровода, расположенная по адресу:

В обоснование своих требований ссылается на то, что 14.10.2021 органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество – Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области сооружение коммунального хозяйства – ГРПШ и трасса газопровода, расположенная по адресу: , было принято на учет под номером , как бесхозяйный, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра от 14.10.2021.

В реестре муниципальной собственности данный объект не числится, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности ГО Верхняя Пышма от 11.05.2021. Собственники вышеуказанного имущества, неизвестны.

С момента постановки объекта на учет как бесхозяйного, никто своих прав на данный объект не заявлял. Спор о праве, отсутствует.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в соответствии с п.п.1,6 которого к таким объектам относятся подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, и размещение которых не требует разрешение на строительство, а также газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа для размещения которых не требуется разрешение на строительство.

Согласно п.7 постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870 «Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления», сеть газопотребления – единый производственно технический комплекс, включающий в себя наружные и внутренние газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, газоиспользующее оборудование/ размещенный на производственной площадке предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства перед газоиспользующим оборудованием; технологическое устройство – комплекс технических устройств соединенных газопроводами, обеспечивающий получение заданных параметров сети газораспределения и сети газопотребления, определенных проектной документацией и условиями эксплуатации. Технологическое устройство включает в том числе, газорегуляторные пункты (ГРП), газорегуляторные пункты блочные (ГРПБ), газорегуляторные пункты шкафные (ШРП), газорегуляторные установки (ГРУ), пункты учета газа.

Пунктом 6.2.1. СНиП 42-01-2002 предусмотрено размещение ГРП отдельно стоящими. Отдельно стоящие здания ГРП и ГРПБ должны быть одноэтажными, бесподвальными с совмещенной кровлей и быть не ниже 2 степени огнестойкости и класса С0 по пожарной опасности и СНиП 21-01.

Согласно п.4.1.3. ГОСТ Р 54960-2012 Системы газораспределительные. Пункты газорегуляторные блочные. Пункты редуцирования газа шкафные. Общие технические требования, конструкция ГРПБ должна включать в себя в том числе, транспортабельное здание блочного исполнения (блок-контейнер) имеющее отдельные помещения (обособленными выходами наружу), предназначенные для размещения линий редуцирования и систем инженерно – технического обеспечения.

В силу п.4.1.8. вышеуказанного ГОСТ, пункты редуцирования газа должны быть транспортабельными, а их габариты и масса должны обеспечить возможность перевозки.

Из содержания приведенных норм, таким образом, следует, что ГРП не является объектом капитального строительства, представляет собой технологическое устройство линейного объекта – газопровода, предназначенное для снижения и регулирования давления газа в газораспределительной сети, то есть не имеющее самостоятельного назначения. При этом, СНиП 42-01-2002 и ГОСТ Р 54960-2012 допускают отдельное размещение ГРП в транспортабельных зданиях контейнерного типа. Следовательно, разрешение на строительство ГРП, не являющегося объектом капитального строительства, представляющее собой технологическое устройство вспомогательного использования, не требуется, в силу п.п.2,3 ч. с.17 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч.4 ст.29 Закона № 37-3.

После истечения срока публикации на официальном сайте Администрации городского округа Верхняя Пышма от 04.08.2020 в разделе «Объявления» сведений об объявлении бесхозяйным вышеуказанного объекта, прав на данное сооружение заявлено не было.

Определением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 07.04.2022 (протокольной формы) к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, привлечены: АО «Газпром газораспределение Екатеринбург», ДНТ «Северное».

В судебном заседании представитель заявителя – ФИО1, действующая на основании доверенности от 10.01.2022, заявленные требования поддержала в полном объеме, настаивая на их удовлетворении. По обстоятельствам дела дала объяснения, аналогичные – указанным в заявлении.

Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, хотя о времени, дате и месте судебного разбирательства были извещены надлежащим образом, судебными повестками, направленными заказными письмами с уведомлением, а также публично, путем заблаговременного размещения информации на официальном интернет- сайте Верхнепышминского городского суда Свердловской области, в соответствии со ст.ст.14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

С учетом требований ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, мнения представителя заявителя, суд счел возможным, и рассмотрел данное гражданское дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание представителей заинтересованных лиц.

В ранее состоявшемся судебном заседании (20.05.2022) представитель заинтересованного лица АО «Газпром газораспределение Екатеринбург» - ФИО2, действующая на основании доверенности от 01.01.2022, против удовлетворения заявленных администрацией ГО Верхняя Пышма требований, не возражала, пояснив, что – сооружение коммунального хозяйства – ГРПШ и трасса газопровода, расположенная по адресу: , на балансе АО «Газпром газораспределение Екатеринбург», отсутствует.

Изучив заявление, выслушав представителя заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.

Из ч.2 ст. 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктам 1 и 2 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.

Исходя из положений статей 1, 41 и 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, линии электропередачи относятся к линейным объектам и являются объектами капитального строительства.

Приказ Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2016 N 41899) установлен Порядок в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" регламентирующий единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Согласно п.2 вышеуказанного Порядка, принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют:

территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - орган регистрации прав).

Из п. 3 указанного Порядка следует, что на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

Как установлено п. 4. Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке, предусматривающем, в том числе: прием, в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка; проверку документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

Пунктом 5 вышеуказанного Порядка установлено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) (приложение N 1 к настоящему Порядку): органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;

Согласно п.9 указанного выше Порядка, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона.

Из п.11 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей следует, что после принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества (приложение N 3 к настоящему Порядку) в срок и в порядке, установленные частью 5 статьи 34 Закона для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Пунктом 12 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей установлено, что заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются органом регистрации прав, если: из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным.

В судебном заседании установлено, и подтверждается материалами дела, что на территории городского округа Верхняя Пышма расположен объект недвижимого имущества: сооружение коммунального хозяйства – ГРПШ и трасса газопровода, расположенная по адресу:

Факт наличия вышеуказанного недвижимого имущества, не имеющего собственника, подтверждается сведениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области.

Как следует из материалов дела, вышеуказанное имущество принято на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости, органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество – Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, 14.10.2021, что подтверждается сведениями выписок из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости и зарегистрированных правах.

Со дня принятия органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество – Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, вышеуказанного недвижимого имущества на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, и до обращения заявителя с данным заявлением в суд, прошло, таким образом, более одного года.

В соответствии с п.41 ч.1 ст.28 Устава городского округа Верхняя Пышма, утвержденного решением Думы муниципального образования «Верхняя Пышма» от 21.06.2005 № 11/1, управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа отнесено к компетенции администрации городского округа Верхняя Пышма.

Согласно п.1.1. и 3.1.8. Положения о комитете по управлению имуществом администрации городского округа Верхняя Пышма, утвержденного решением Думы городского округа Верхняя Пышма от 31.03.2011 № 32/6, Комитет является функциональным органом администрации городского округа Верхняя Пышма, уполномоченным на обращение с требованиями о признании права муниципальной собственности, и согласно п.2.2.5. Положения, комитет по управлению имуществом, представляет интересы собственника в суде.

Исходя из приведенных выше норм закона, Устава городского округа Верхняя Пышма, на администрацию города (функциональным органом которой и уполномоченным на обращение с требованиями о признании права муниципальной собственности, является комитет по управлению имуществом), таким образом, в силу прямого указания закона, возложена обязанность как подачи заявления о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи, в том числе, объектов электроэнергетики, так и обращение в суд требованиями о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество.

Поскольку собственник вышеуказанного недвижимого имущества неизвестен, недвижимое имущество принято на учет в установленном законом порядке более года назад, Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Верхняя Пышма, являясь уполномоченным органом, с заявлением о признании права муниципальной собственности на вышеуказанное недвижимое имущество, как на бесхозяйное недвижимое имущество, обратился в суд, обоснованно, в соответствии с требованиями закона, в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, в связи чем, у суда отсутствуют основания для отказа в удовлетворении заявленных требований о признании права муниципальной собственности на вышеуказанное недвижимое имущество

При этом, суд обращает внимание на то, что сведения об объявлении бесхозяйным вышеуказанного объекта недвижимости были опубликованы администрацией городского округа Верхняя Пышма на официальном сайте администрации городского округа Верхняя Пышма www.movp.ru от 02.09.2020 в разделе «Объявления».

После истечения срока публикации вышеуказанных сведений на официальном сайте администрации городского округа Верхняя Пышма www.movp.ru, прав на указанное имущество заявлено не было.

Отсутствие собственников (владельцев) в отношении вышеуказанного недвижимого имущества было проверено также и уполномоченным органом регистрации прав, в соответствии с указанным выше Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, получением сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Как указывалось выше и следует из п.11 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, после принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости, после получения сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Пунктом 12 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей предусмотрено, что заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются органом регистрации прав, если: из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным.

Учитывая, что сведения об отсутствии собственников вышеуказанного недвижимого имущества, были проверены органом государственной регистрации прав, и из представленных документов и из полученных сведений в порядке межведомственного взаимодействия не следовало, что указанное недвижимое имущество не является бесхозяйным, органом государственной регистрации прав только после этого, было принято заявление органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей (недвижимого имущества).

В ходе рассмотрения данного гражданского дела, как указывалось, к участию в деле, в качестве заинтересованных лиц, привлечены: АО «Газпром Газораспределение. Екатеринбург», ДНТ «Северное». В адрес указанных лиц, направлены судебные запросы о предоставлении сведений о принадлежности указанного выше объекта недвижимости.

Доказательств принадлежности вышеуказанного имущества, ДНТ «Северное», не представлено.

Из ответа на судебный запрос, АО «Газпром Газораспределение Екатеринбург» и из объяснений представителя АО «Газпром Газораспределение Екатеринбург» в судебном заседании (20.05.2022) следует, что сооружение коммунального хозяйства – ГРПШ и трасса газопровода, расположенная по адресу: , в собственности и на балансе «Газпром Газораспределение Екатеринбург», не находится.

Согласно сведениям выписки из реестра муниципальной собственности городского округа Верхняя Пышма от 11.05.2021, объекты ГРШП трасса газопровода, расположенная по адресу: в реестре муниципальной собственности не значится.

Разрешая вышеуказанные требования городского округа Верхняя Пышма, в лице комитета по управлению имуществом администрации ГО Верхняя Пышма, суд также обращает внимание на то, что поскольку в соответствии с подпунктами 4 и 8 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и тем самым в определенной степени создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.

Как указывалось выше, в силу пунктов 4 - 5 части 6 статьи 14 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации" N 261-ФЗ от 23.11.2009, органы местного самоуправления должны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые в свою очередь должны включать мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;

Буквальное толкование положений п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, в совокупности, с приведенными выше нормами закона, позволяет сделать вывод о том, что обращение с соответствующими заявлениями является обязанностью органа местного самоуправления, поскольку данная правовая норма содержит императивное указание на необходимость соответствующего обращения.

В соответствии с ч.2 ст.293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника, или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Таким образом, с учетом приведенных выше норм закона, установленных по делу обстоятельств, и подтверждающих их доказательств, имеющихся в материалах дела и детально исследованных судом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных городским округом Верхняя Пышма, в лице комитета по управлению имуществом администрации городского округа Верхняя Пышма о признании недвижимого имущества бесхозяйным о признании права муниципальной собственности на указанное выше имущество.

Со дня постановки вышеуказанных объектов имущества, как бесхозяйной недвижимой вещи на учет, в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, срок, установленный абз.2 ч.3 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации – один год, по истечении которого орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь, истек.

Таким образом, у заявителя возникло право приобретения указанного имущества в собственность.

Все вышеуказанные письменные документы, имеющиеся в материалах дела, и подтверждающие обоснованность заявленных требований, оценены судом в соответствии с ч.3,5 67, ч.ч.1 ст. 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и приняты во внимание как доказательства, поскольку они содержат сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, соотносятся по содержанию друг с другом, и соответствуют содержанию объяснений представителя заявителя, все письменные документы надлежащим образом удостоверены уполномоченными лицами, и исходят от органов, имеющих право на представление данного вида доказательств.

Руководствуясь ст. ст.12, 67, 194-199, ч.2 ст.293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Заявление городского округа Верхняя Пышма, в лице комитета по управлению имуществом администрации ГО Верхняя Пышма, о признании недвижимого имущества, бесхозяйным, признании права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, удовлетворить.

Признать недвижимое имущество бесхозяйным, и признать право муниципальной собственности, на следующее недвижимое имущество: сооружение коммунального хозяйства – ГРПШ и трасса газопровода, расположенная по адресу:

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда, в апелляционном порядке, в течение одного месяца, со дня изготовления решения суда в окончательной форме, через Верхнепышминский городской суд Свердловской области.

Судья Н.Н. Мочалова.