Дело №
55RS0№-49
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд в составе председательствующего судьи Вихман Е.В.,
помощника судьи ФИО4,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев 4 марта 2022 года в открытом судебном заседании в городе Омске
гражданское дело по иску казенного учреждения «Центр учета и содержания собственности » к ФИО2 о взыскании неустойки,
с участием
представителя истца казенного учреждения «Центр учета и содержания собственности » по доверенности ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Казенное учреждение «Центр учета и содержания собственности » (далее – КУ «ЦУС») обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании неустойки, в обоснование требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ между сторонами заключены государственные контракты № (далее – контракт №) и № (далее – контракт №), согласно которым ответчик обязался передать в собственность истцу жилые помещения по адресу: , р.. Цена контракта № составила 1 352 291,99 рубль, контракта № – 1 352 291,99 рубль. В силу положений указанных государственных контрактов передаваемые жилые помещения должны соответствовать функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам, а также, санитарным и техническим правилам, нормам и требованиям, установленным статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), однако, ответчиком указанные требования государственных контрактов не исполнено, в связи с чем комиссией по предварительной оценке состояния жилых помещений составлены акты несоответствий жилых помещений предъявляемым требованиям. КУ «ЦУС» ответчику направлены претензии с требованиями устранить выявленные в жилых помещениях недостатки, оставленные ответчиком без удовлетворения по причине невозможности устранения данных недостатков жилых помещений, в связи с чем истцом приняты решения о расторжении обозначенных государственных контрактов.
В соответствии с условиями указанных государственных контрактов истцом начислены штрафные санкции по государственному контракту № в размере 136 074,38 рублей, государственному контракту № в размере 136 074,38 рублей, которые истец просил взыскать с ответчика в свою пользу, возместить за счет ответчика уплаченную государственную пошлину в сумме 5 921 рубль.
Представитель истца КУ «ЦУС» по доверенности ФИО1 требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Ответчик ФИО2 при надлежащем уведомлении в судебное заседание не явился, причин уважительности неявки не сообщил.
В соответствии со статьями 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке по представленным в дело доказательствам в порядке заочного производства.
Изучив материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции относимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему выводу.
В силу пункта 2, абзаца 2 пункта 3 Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда , утвержденного постановлением от 19.12.2012 №-п «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Порядок), уполномоченным органом исполнительной власти по приобретению жилых помещений по договорам купли-продажи для предоставления детям-сиротам, а также по предоставлению жилых помещений детям-сиротам в соответствии с Порядком является Министерство имущественных отношений .
Обеспечение реализации полномочий Министерства имущественных отношений по приобретению жилых помещений по договорам купли-продажи для предоставления детям-сиротам, а также по предоставлению жилых помещений детям-сиротам в соответствии с Порядком осуществляется КУ «ЦУС».
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, регламентированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).
Частью 1 статьи 2 Федерального закона № 44-ФЗ определено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Федерального закона № 44-ФЗ и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Федерального закона № 44-ФЗ. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Федеральному закону № 44-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее – приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу пункта 1 статьи 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).
Согласно пункту 1 статьи 555 ГК РФ договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 556 ГК РФ передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче.
Если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.
Статьей 557 ГК РФ предусмотрено, что в случае передачи продавцом покупателю недвижимости, не соответствующей условиям договора продажи недвижимости о ее качестве, применяются правила статьи 475 ГК РФ, за исключением положений о праве покупателя потребовать замены товара ненадлежащего качества на товар, соответствующий договору.
В силу пункта 2 статьи 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Из содержания изложенных положений статей 475, 557 ГК РФ следует, что в случае существенного нарушения продавцом требований к качеству переданной покупателю недвижимости (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за недвижимость денежной суммы.
Частями 8 – 11, 12.2, 13, 16 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ определено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 Федерального закона № 44-ФЗ особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 Федерального закона № 44-ФЗ, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик в день вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Федерального закона № 44-ФЗ, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
ДД.ММ.ГГГГ по результатом электронного аукциона от ДД.ММ.ГГГГ между КУ «ЦУС» (заказчик) и ФИО2 (поставщик) заключен государственный контракт №, согласно пункту 1.1. которого поставщик обязуется передать заказчику в собственность жилое помещение (квартиру, блок в жилом доме блокированной застройки), предназначенное с учетом требований федерального законодательства для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договора найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда , характеристика и техническое состояние, месторасположение которого приведены в настоящем контракте, а заказчик обязуется своевременно принять жилое помещение и оплатить поставщику стоимость отчуждаемого жилого помещения (квартиры, блок в жилом доме блокированной застройки), в установленных настоящим контрактом порядке, форме и размере.
В силу пункта 1.2 указанного государственного контракта передаваемое жилое помещение должно отвечать всем предъявляемым законодательством Российской Федерации требованиям к жилым помещениям, в том числе должно быть новым (соответствовать требованиям о новом товаре, установленным пунктом 7 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ).
В пункте 1.3 обозначенного государственного контракта указана общая характеристика передаваемого жилого помещения: жилое помещение общей площадью 40 м2, по адресу: , р., являющееся собственностью поставщика в соответствии с выпиской из единого государственного реестра недвижимости.
Цена данного государственного контракта составила 1 352 291,99 рубль.
ДД.ММ.ГГГГ по результатом электронного аукциона от ДД.ММ.ГГГГ между КУ «ЦУС» (заказчик) и ФИО2 (поставщик) заключен государственный контракт №, согласно пункту 1.1. которого поставщик обязуется передать заказчику в собственность жилое помещение (квартиру, блок в жилом доме блокированной застройки), предназначенное с учетом требований федерального законодательства для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договора найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда , характеристика и техническое состояние, месторасположение которого приведены в настоящем контракте, а заказчик обязуется своевременно принять жилое помещение и оплатить поставщику стоимость отчуждаемого жилого помещения (квартиры, блок в жилом доме блокированной застройки), в установленных настоящим контрактом порядке, форме и размере.
В силу пункта 1.2 указанного государственного контракта передаваемое жилое помещение должно отвечать всем предъявляемым законодательством Российской Федерации требованиям к жилым помещениям, в том числе должно быть новым (соответствовать требованиям о новом товаре, установленным пунктом 7 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ).
В пункте 1.3 обозначенного государственного контракта указана общая характеристика передаваемого жилого помещения: жилое помещение общей площадью 40 м2, по адресу: , р., являющееся собственностью поставщика в соответствии с выпиской из единого государственного реестра недвижимости.
Цена данного государственного контракта составила 1 352 291,99 рубль.
Пунктами 3.1 указанных государственных контрактов установлено, что до заключения контракта и в момент государственной регистрации перехода права собственности на жилые помещения поставщик гарантирует, что жилые помещения соответствует функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам, указанным в спецификации (приложениям к государственным контрактам), а также, санитарным и техническим правилам, нормам и требованиям, установленным статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 1.5 обозначенных государственных контрактов поставщик принял обязательства передать жилое помещение заказчику в течение 10 дней с даты заключения контракта.
Частью 3 статьи 15 ЖК РФ установлено, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами.
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, определены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – Положение).
Согласно пункту 23 раздела 2 Положения отметка пола жилого помещения, расположенного на первом этаже, должна быть выше планировочной отметки земли.
Размещение жилого помещения в подвальном и цокольном этажах не допускается.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией по представительной оценке состояния жилых помещений, приобретаемых в собственность для передачи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составлен акт предварительной оценки состояния жилого помещения, в котором зафиксировано несоответствие жилого помещения расположенного по адресу: , р., требованиям, указанным в государственном контракте №: требуется герметизация оконных проемов; отделка потолков в жилом помещении, коридоре, кухне поверхность потолков не выровнена; отделка полов в жилом помещении, коридоре, кухне не выровнена; дверь входная наружная из древесноволокнистой плиты (по условиям государственного контракта № должна быть металлическая); отметка пола жилого помещения ниже планировочной отметки земли.
Таким образом, указанное жилое помещение не соответствует изложенным требованиям пункта 23 раздела 2 Положения, статье 15 ЖК РФ, что является нарушением условий государственного контракта №.
ДД.ММ.ГГГГ КУ «ЦУС» ответчику направлена претензия с требованием устранения указанных недостатков обозначенного жилого помещения в течении 10 рабочих дней с момента получения данной претензии, оставленная ответчиком без удовлетворения по причине невозможности устранения недостатков жилого помещения.
В силу пунктов 9.7 указанных государственных контрактов они могут быть расторгнуты по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны государственного контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством и положениями частей 8 – 23 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ.
ДД.ММ.ГГГГ истцом принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта №, вступающее в силу через 10 дней с даты уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
ДД.ММ.ГГГГ данное решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта № вступило в законную силу.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией по представительной оценке состояния жилых помещений, приобретаемых в собственность для передачи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составлен акт предварительной оценки состояния жилого помещения, в котором зафиксировано несоответствие жилого помещения расположенного по адресу: , р., требованиям, указанным в государственном контракте №: требуется герметизация оконных проемов; отделка потолков в жилом помещении, коридоре, кухне поверхность потолков не выровнена; отделка полов в жилом помещении, коридоре, кухне не выровнена; дверь входная наружная из древесноволокнистой плиты (по условиям государственного контракта № должна быть металлическая); отметка пола жилого помещения ниже планировочной отметки земли.
Таким образом, указанное жилое помещение не соответствует изложенным требованиям пункта 23 раздела 2 Положения, статье 15 ЖК РФ, что является нарушением условий государственного контракта №.
ДД.ММ.ГГГГ КУ «ЦУС» ответчику направлена претензия с требованием устранения указанных недостатков обозначенного жилого помещения в течении 10 рабочих дней с момента получения данной претензии, оставленная ответчиком без удовлетворения по причине невозможности устранения недостатков жилого помещения.
В силу пунктов 9.7 указанных государственных контрактов они могут быть расторгнуты по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны государственного контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством и положениями частей 8 – 23 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ.
ДД.ММ.ГГГГ истцом принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта №, вступающее в силу через 10 дней с даты уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
ДД.ММ.ГГГГ данное решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта № вступило в законную силу.
Доказательств неисполнения обязательств, предусмотренных обозначенными государственными контрактами, вследствие непреодолимой силы или по вине истца не представлены.
Решениями Федеральной антимонопольной службы по от ДД.ММ.ГГГГ № РНП-55-146/2021, № РНП-55-147/2021 на основании ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по указанным государственным контрактам, избранной модели поведения ответчиком, характеризующейся не проявлением им той степени внимательности и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру принятых на себя обязательств, ответчик включен в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года.
В соответствии с частями 5 – 9 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Из содержания положений частей 4, 6, 7, 8 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ о контрактной системе, а также Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – Правила), следует, что законодательство о контрактной системе намеренно отделяет просрочку исполнения обязательства от иных нарушений поставщиком обязательств и устанавливает специальную ответственность за просрочку исполнения обществом обязательства.
Фактическое неисполнение обязательства не означает невозможность начисления пени за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных государственным контрактом, поскольку неисполнение поставщиком обязательств по поставке товара в установленный срок свидетельствует как о нарушении условий договора в целом (поставка не осуществлена), так и о просрочке исполнения обязательства (нарушение срока поставки товара), которая имела место с момента наступления срока поставки до момента расторжения договора в связи с односторонним отказом заказчика от него.
В силу пункта 2 статьи 393 ГК РФ восстановительный характер гражданско-правовой ответственности предполагает, что кредитор будет поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
Взыскание только штрафа за неисполнение государственного контракта не восстанавливает положение кредитора, поскольку не учитывает его возможные потери в период просрочки, когда он ожидал реального исполнения за пределами срока, установленного в договоре, однако в итоге был вынужден полностью отказаться от договора ввиду неисполнения обществом взятых на себя обязательств поставщика.
Таким образом, пеня за просрочку исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту подлежит начислению до момента прекращения договора в результате одностороннего отказа заказчика от его исполнения. Одновременно за факт неисполнения государственного (муниципального) контракта, послужившего основанием для одностороннего отказа от договора, может быть взыскан штраф в виде фиксированной суммы.
Обозначенная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктами 7.3, 7.7 указанных государственных контрактов за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных данными государственными контрактами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных настоящими государственными контрактами, поставщик выплачивает заказчику штраф в размере, рассчитанном в порядке установленном пунктом 3 Правил, к – 10 % цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 000 000 рублей.
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного указанными государственными контрактами, в том числе их пунктом 7.5, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного обозначенными государственными контрактами срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от ценны данных государственных контрактов (отдельного этапа исполнения контрактов), уменьшенной на сумму, пропорционально объему обязательств, предусмотренных настоящими государственными контрактами (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Поскольку датой исполнения ответчиком обязательств по передаче указанных объектов недвижимости по обозначенным государственным контрактам являлось ДД.ММ.ГГГГ (по истечении 10 дней с даты заключения государственных контрактов ДД.ММ.ГГГГ), подлежит начислению неустойка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (до даты одностороннего отказа истца от исполнения контракта ДД.ММ.ГГГГ) по государственному контракту № в сумме 7 606,64 рублей (1 352 291,99 Х 6,75 % Х 1/300 Х 25 дней), по государственному контракту № в сумме 7 606,64 рублей (1 352 291,99 Х 6,75 % Х 1/300 Х 25 дней), а так же штраф по государственному контракту № в сумме 135 229,20 рублей (10 % от 1 352 291,99), штраф по государственному контракту № в сумме 135 229,20 рублей (10 % от 1 352 291,99).
Истец удержал предусмотренное данными государственными контрактами обеспечение исполнения обязательств в сумме 6 761,46 руль по государственному контракту №, в сумме 6 761,46 по государственному контракту №.
Учитывая отказ истца от исполнения обозначенных государственных контрактов по причине неисполнения ответчиком обязательств передачи объектов недвижимого имущества, соответствующих предъявляемым законодательством требованиям к жилым помещениям, положения данных государственных контрактов, предусматривающих ответственность сторон в случае неисполнения обязательств по ним, размер осуществленных истцом удержаний в счет оплаты начисленных штрафных санкций, подлежит взысканию с ответчика в пользу истца неустойка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по государственному контракту № в сумме 845,18 рублей (7 606,64 – 6 761,46), по государственному контракту № в сумме 845,18 рублей (7 606,64 – 6 761,46), а так же штраф по государственному контракту № в сумме 135 229,20 рублей, штраф по государственному контракту № в сумме 135 229,20 рублей.
На основании статьи 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 5 921 рубль.
Руководствуясь статьями 194 – 199, 233 – 237 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования казенного учреждения «Центр учета и содержания собственности » удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу казенного учреждения «Центр учета и содержания собственности » в соответствии с условиями государственного контракта № неустойку за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 845,18 рублей, штраф в размере 135 229,20 рублей, в соответствии с условиями государственного контракта № неустойку за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 845,18 рублей, штраф в размере 135 229,20 рублей, в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 5 921 рубль.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, – в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Е.В. Вихман
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Копия вернаРешение (определение) не вступил (о) в законную силу «____» _________________ 20 г.УИД 55RS0№-49Подлинный документ подшит в материалах дела 2-1074/2022 ~ М-487/2022хранящегося в Кировском районном суде Судья __________________________Вихман Е.В. подписьСекретарь_______________________ подпись |